Госдума в первом чтении приняла масштабный законопроект «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации». Решение было принято 9 ноября на пленарном заседании парламента.
Двухсотстраничный документ регламентирует целый ряд аспектов управления в России и продолжает реализовывать на практике обновлённую Конституцию.
Одним из важнейших нововведений становится снятие ограничений на количество сроков правления губернаторов. Теперь число сроков будут определять заксобрания регионов, объяснял один из авторов закона Павел Крашенинников.
Новые правила
Помимо сроков глав регионов закон расширяет возможности президента для воздействия на этих глав. Среди мер есть предупреждение, выговор, отрешение от должности и временное отстранение от исполнения обязанностей. После отрешения президентом РФ глава субъекта не сможет претендовать на пост губернатора в течение пяти лет.
Кроме этого, один срок становится фиксированным — пять лет. Раньше срок определялся региональной властью, но не мог превышать пяти лет.
Ещё одно новшество: для разрешения споров, в том числе о распределении полномочий, губернаторы теперь смогут обращаться в Госсовет. Также заксобрания смогут работать дистанционно, а регионы будут обязаны создать контрольно-счётные органы для проверки бюджетов и внебюджетных фондов.
Вместе с тем губернатор получит возможность распускать заксобрание, если оно примет антиконституционный закон.
Одно из правил уже стало поводом для недовольства депутатов Татарстана. Изначально в тексте законопроекта был пункт о том, что теперь руководители регионов могут называться только «главами» — не губернаторами и, что отдельно подчёркивалось, не президентами.
Это и стало поводом для конфликта, ведь глава Татарстана зовётся президентом. Однако позже один из авторов закона, депутат Павел Крашенинников, отметил, что губернаторов переименовывать не будут, но слово «президент» в наименовании должности регионального управленца использовать всё же запретят.
Кремль пока не комментирует закон, говоря о том, что начнёт свою работу, когда документ «выйдет из Думы».
Однако Крашенинников уже отметил, что изменять закон из-за Татарстана не станут, так как эта норма вполне соответствует действующим нормам. При этом он указал, что в парламент поступило более 80 отзывов от субъектов РФ, в том числе от научных организаций и отдельных граждан.
Счётная палата и правительство РФ уже дали свои положительные отзывы на законопроект, внеся ряд не принципиальных замечаний. Крашенинников рассказывал, что закон могут принять уже в декабре, а основная часть положений вступит в силу 1 июня 2022 года.
Читайте также: 30-летние министры: как «желторотые юнцы» приходят к власти
Ярлык на княжение или возможность для лучших?
Наиболее дискуссионным стал именно вопрос о сроках правления губернаторов.
В то время как одни увидели в этом несменяемость власти и застой, другие решили, что это прекрасная возможность не терять хороших управленцев.
Политолог Олег Матвейчев заявлял, что хорошему губернатору надо позволить управлять регионом «хоть всю жизнь», а если глава будет работать плохо, его также можно будет «снести», не ожидая окончания сроков полномочий:
«Если человек плохо работает, то у нас есть норма закона. Если губернатор не справляется, коррупцией занимается и так далее, то мы его смещаем раньше срока (соответствующая процедура предусмотрена законодательством — ред.). Если мы видим, что с губернатором всё плохо, то мы его смещаем, а если всё хорошо, то почему нужно соблюдать сроки? Всё логично».
С Матвейчевым согласен председатель отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион. Вместе с тем представитель РПЦ указал, что, с другой стороны, новые правила закладывают основу для возможной коррупции:
«Главный подводный камень (законопроекта — ред.) заключается в том, что когда человек очень долго находится у власти в конкретном регионе, он при желании может взять в руки очень много механизмов, при помощи которых в его регионе, его окружении будет процветать коррупция».
Однако существуют и более оппозиционные мнения. Так, BBC со ссылкой на политологов предположило, что губернаторские сроки могли увеличить прежде всего из-за нескольких управленцев, которые, по мнению федерального центра, хорошо справляются со своими обязанностями. Речь шла о мэре Москвы Сергее Собянине, губернаторе Московской области Андрее Воробьёве, главе Чечни Рамзане Кадырове и президенте Татарстана Рустаме Минниханове.
Политолог Аббас Галлямов высказывал мнение, что закон может усилить протестные настроения в России. Однако в беседе с ForPost с этим не согласился политолог Константин Шадров, который уверен, что в целом ничего не поменяется, но успешные управленцы получат шанс продолжать работу.
Вместе с тем о законе уже высказались и парламентские фракции.
Глава ЛДПР Владимир Жириновский сказал, что новые сроки губернаторов не что иное как «ярлык на княжение», который начнут получать угодные Москве управленцы. А член КПРФ Юрий Синельщиков заявил, что его партия против новых правил, потому что «губернаторы, которые работали третий, четвёртый срок, уже ничего нового не придумали, как мы знаем из нашей российской практики. Они шли по тем же самым рельсам, которые уже были давно проложены, и фантазии у них ни на что не хватало».
До второго чтения Дума продолжит принимать предложения и возможные поправки к закону. Одной из форм дискуссий до этого времени станет круглый стол Экспертного института социальных исследований, который пройдёт 11 ноября и будет доступен для россиян в виде трансляции.
Читайте по теме: Просто времена меняются, гайки закручиваются
Без денег не будет независимости
Очевидно, что одним из самых острых вопросов, который поставил данный закон, становится тема несменяемости власти.
Насколько общество может быть уверено, что новые сроки правления получат только хорошие губернаторы, которые работают на благо людей, а плохих можно будет легко «снести»?
С этим вопросом ForPost обратился к политологу Алексею Чадаеву.
Он объяснил, что логика закона состоит в том, что губернаторские выборы становятся процедурой «получения согласия жителей региона на выбор президента». А глава страны, в свою очередь, получает полномочия как на предоставление должности, так и снятие с оной.
При этом вопрос несменяемости отпадает: россияне выбрали президента, президент выбрал губернаторов. Если мы доверяем президенту, значит, и губернаторам тоже, и здесь уже неважно, сколько именно лет они управляют вверенными им территориями:
«Возможность сменить главу региона снизу фактически сводится к нулю. Губернатору для этого надо проиграть очередные выборы, что целое дело, но зато упрощается процедура сноса сверху. И, насколько я понимаю, аналогичная идея есть и насчёт мэров. Чтобы губернаторы могли снимать их по утрате доверия».
По мнению Чадаева, этот закон логично проистекает из экономической модели, по которой сейчас строятся отношения Москвы с регионами, — когда ради выравнивания доходов столица лишает субъекты части налогов и тем самым умаляет их самостоятельность:
«Большая часть регионов у нас дотационная, и деньги распределяет центр, который, естественно, хочет иметь рычаги влияния на глав регионов, чтобы, в том числе, контролировать то, как они расходуют средства, которые им даёт Москва.
Эта финансовая централизация за собой неизбежно влечёт что-то вроде политической централизации».
Политолог объяснил, что до тех пор, пока регионы не станут финансово самостоятельными, ни о какой политической независимости и возможности жителей повлиять на власть также не будет. Для этого, в частности, можно оставлять большую часть налогов, собранных в регионе, внутри него.
Однако здесь появляется другая проблема: ведь в таком случае, например, нефтяной ХМАО станет гораздо богаче целого ряда других субъектов. Именно эту проблему и стоит решать в первую очередь, указал Чадаев, отметив, что сроки губернаторов в этой связи не самое главное.
Читайте также: Вот и сказке конец: почему в России мэры подбираются, а не выбираются
Семён Гринберг
Обсуждение (8)
...Одним из важнейших нововведений становится снятие ограничений на количество сроков правления губернаторов. Теперь число сроков будут определять заксобрания регионов, объяснял один из авторов закона Павел Крашенинников...
Вместо обещаного запрета чиновникам иметь иностранное гражданство - снятие ограничений на владычество...Но не стоит останавливаться на достигнутом...Следующим законом должен стать закон о передаче власти по наследству...Все это чем то напоминает один из периодов древней истории - феодализм...
Слово "срок" имеет несколько значений. Передачи можно не только смотреть, но и носить.
Кто будет определять,хорошо работает губернатор или плохо?Его друзья (как сейчас )или жители...
А как же передача должностей по наследству? Забыли, что ли?...
Вместе, "Единой Россией", строим вертикаль "царской" власти . Царствуй во славу......
Прямо по Гоголю и Щедрину - на местах замшелые, разжиревшие ( наш Весельчак Р пример) губернаторы, которые, если "не прогневят царя", протирают штаны на посту до смерти.
Только не понятно, за что же Поклонскую того...в Кабо-Верде. Она так ратовала за "царя"
to SB_Sb:
Не за того "царя" ратовала...Это еще хорошо, что только Вердо-Кабе...
Главное, что бы они его вовремя получали
А что УК РФ было недостаточно?