Суд заключил под стражу бизнесмена Дмитрия Фосмана, сообщила объединённая пресс-служба судов общей юрисдикции Москвы 4 апреля. Он обвинён в мошенничестве, но в чём состав преступления, не уточняется.
Фосман — владелец масложировой компании «Благо», одного из крупнейших производителей подсолнечного масла в России.
В группе компаний «Благо» заявили, что Фосман — один из её собственников и руководитель ООО «Благо Инвест», и добавили, что не обладают информацией о деталях предъявленного Фосману обвинения.
«Благо» имеет элеватор и семь маслозаводов, например, в Армавире, Барнауле и Ростове-на-Дону. А продукцию выпускает под более чем 10 брендами, среди них Almador, «Дары Кубани» и «Урожайное», сказано на сайте группы.
У кого ещё проблемы
«Благо» и Фосман — четвёртые представители пищевой промышленности, попавшие в громкие разбирательства за последнее время.
В марте задержали основателя агрохолдинга «Русагро», миллиардера Вадима Мошковича.
Он заключён под стражу. Ему вменяют часть 4 статьи 159 (мошенничество в особо крупном размере или организованной группой), часть 3 статьи 33 (организация преступления), часть 2 статьи 201 УК РФ (злоупотребление полномочиями, повлёкшее тяжкие последствия), рассказала объединённая пресс-служба судов общей юрисдикции Москвы.
И в марте генпрокуратура РФ инициировала судебный процесс для изъятия у американских владельцев, в том числе гражданина США Леонида Смирнова, активов производителя еды «Главпродукт» в госсобственность России.
В мае прошлого года надзорное ведомство через суд национализировало продуктовые компании «Макфа», «Смак» и «Первый хлебокомбинат», ранее контролировавшиеся экс-депутатами Госдумы Михаилом Юревичем и Вадимом Белоусовым.
Тенденция сохранится
Можно говорить о формирующейся тенденции: внимание государства к продуктовым компаниям усиливается, особенно к тем, кто занимает значимые доли рынка и работает с крупными активами и госсубсидиями, считает предприниматель, победитель премии «Молодой предприниматель России 2019» Кирилл Сагитов.
Это связано и с повышенным контролем над ценообразованием, и доходами агропрома на фоне инфляционного давления, и с общим курсом на усиление фискальной и правовой дисциплины в ключевых секторах, пояснил он:
«Вероятно, аналогичные разбирательства затронут и другие компании, особенно если в их деятельности есть признаки непрозрачности, злоупотреблений или конфликтов интересов. Такая тенденция может сохраняться как минимум до конца 2025 года, в том числе на фоне подготовки к крупным политико-экономическим реформам».
Учитывая, что обеспечение доктрины продовольственной безопасности имеет стратегическое значение для государства, преступная деятельность руководства компаний пищепрома не могла остаться без внимания надзорных ведомств, сказал кандидат экономических наук Сергей Гатауллин.
«Тихая национализация» предприятий или «стрижка овец, нагулявших вес на госконтрактах», равно как и изъятие в собственность государства активов, полученных незаконным путём, идут полным ходом, полагает он:
«По версии генпрокурора, за прошедшие пару лет государству возвращено более ста предприятий с объёмом активов более триллиона рублей. Можно предположить, что эта работа будет усилена под давлением ухудшения ценовой конъюнктуры российского экспорта углеводородов ввиду ограниченности источников наполнения федерального бюджета».
«В интересах государства и общества»
Политолог, генеральный директор ООО «Институт коммуникационного менеджмента» Вадим Сипров не стал выделять отдельной тенденцией «громкие посадки» руководителей, акционеров и собственников продовольственных компаний.
Он сказал ForPost о другой тенденции. Сейчас налицо восстановление государственного контроля над стратегическими отраслями и законности в разном бизнесе, связанном со стратегической безопасностью страны, пояснил наш собеседник:
«В данном случае речь идёт о продовольственной безопасности. Эта тенденция прослеживается и в других важных для государства, для российской экономики сегментах. Это делается для наведения законности, ликвидации разного рода коррупционных, мошеннических схем и так далее. Процесс идёт строго в рамках закона, и, разумеется, это делается и в интересах государства, и общества».
Политолог привёл примеры:
- объявление в розыск экс-акционера АО «Соликамский магниевый завод» Петра Кондрашёва;
- арест контролировавшего ж/д активы Алексея Тайчера;
- арест активов Дмитрия Каменщика и Валерия Когана, контролировавших аэропорт «Домодедово».
В целом эту тенденцию можно охарактеризовать как здоровую, она — «никоим образом не накат государства на бизнес», так как речь идёт об уголовных преступлениях, уверен Сипров.
По его мнению, «нет ни одного случая», когда «кто-либо из этих состоятельных людей подвергся бы преследованию по надуманному предлогу»:
«Как показывает практика, мы действительно имеем дело с преступниками, которые незаконно обогащались за счёт или под видом коммерческой деятельности. Как мы увидели на примере уже посаженных по уголовным статьям владельцев группы «Сумма» — братьев Магомедовых».
Поэтому искать какую-либо политическую составляющую в уголовном преследовании нечистых на руку бизнесменов не стоит, подчеркнул он.
Никаких репрессий против бизнеса
По совокупности всей информации можно сделать вывод: «бизнес в России так и не научился действовать по закону», и «в наиболее вопиющих случаях» владельцы или топ-менеджеры компаний подвергаются «законному преследованию», продолжил Вадим Сипров:
«Это реализация принципа равенства всех перед законом. В России укрепляется правовое государство, и эта тенденция, безусловно, является позитивной».
«Тем более хорошо», что это происходит в ситуации, когда международная обстановка остаётся сложной, тревожной, а «нам предстоит по крайней мере ещё один раунд очень тяжёлого, очень проблемного противостояния», подчеркнул он:
«На этот раз, по-видимому, не с США, а с евроатлантистами. И эти люди менее ответственны, чем американское руководство. И те методы, которые они используют, чтобы сокрушить Россию, чтобы установить политический и экономический контроль над нашими ресурсами, требуют введения некоторых мобилизационных мер».
Верховная власть в России «строжайше следует и духу, и букве закона», и «ни о каких репрессиях» против российских бизнесменов речи не может быть, заключил Сипров.
Алексей Лохвицкий
Обсуждение (4)
В этом "Главпродукте" половину руководства убрать надо. Практически вся продукция - фуфло совершенно несъедобное. Сгущенка - на каких-то химозных заменителях молока, хотя написано ГОСТ, а там даже консистенция как комки в желе каком то. Тушенка - одна требуха и жир вместо мяса. Рыбные консервы из тухляка. И т.д.
Скъйорлийорунд…,
А чем провинилась "Макфа"? Отличные макароны и лазанья. Были.
еще одна мама …,
А я про Макфу ничего не писал. К ней у меня претензий нет.
А мне кажется у ГЛАВПРОДУКТа супер продукция, я вкуснее сгущенки не пробовал, пробуешь ложечку и аж мурашки по спине, от другой сгущенки не испытывал ничего подобного. Мясо так вообще, банку с трудом съел, полный живот. А если бы ты шпроты застал, стёр бы свой комментарий.....