Переговоры США и Ирана, о которых ранее говорил Дональд Трамп, состоятся в ближайшую субботу в Омане и при посредничестве этой страны, пишут иранские СМИ. С американской стороны в них примет участие спецпредставитель президента Стив Уиткофф, Иран будет представлять сам глава МИД Аббас Аракчи.
Вообще, называть это прямыми переговорами, как сделал Трамп, слегка преждевременно. Ибо обе стороны будут сидеть в разных комнатах и общаться через посредников. Тем не менее, даже если Америка формально самоустранится, это ещё не значит, что войны не будет. Есть ещё Израиль, который ненавидит Иран до иррациональности.
И атаковать Иран он вполне может самостоятельно. Как минимум, если речь идёт о ядерных объектах. От американских союзников армии Израиля в этом случае может понадобиться только возможность осуществлять дозаправку авиации и общая дипломатическая поддержка (чтобы они продолжили жёстко дожимать Иран на невыгодную «ядерную сделку»). Правда, есть один нюанс: Иран не должен ударить в ответ. Реально, а не символически, как в прошлый раз. Ибо в этом случае все выгоды Израиля могут резко обнулиться. Но тогда уже сама Америка не сможет не вмешаться. Трампистская уж точно. Так что такой самостоятельный удар Израиля на данный момент остаётся чисто теоретическим.
Но так или иначе, г-н Трамп, вероятно, всерьёз нацелился попытать счастье в «окончательном решении иранского вопроса».
Формальная причина: американский ультиматум, предъявленный Трампом Ирану. В котором он требует «заключить ядерную сделку», сворачивающую иранскую военную программу без всяких дополнительных условий. То есть, он потребовал капитуляции, но ему отказали. Даже либеральный глава иранского МИД г-н Аракчи высказался в том смысле, что американские предложения — это «больше угроза, чем возможность». По его словам, возможность для диалога появится лишь тогда, когда Америка станет скромнее в своей риторике. А его начальник (не меньший либерал) так и вовсе по факту отказался разговаривать с Трампом напрямую. Собственно, поэтому в субботу и будет общение через посредников.
Но Трамп гнёт свою линию, заявляя, что отказ от «сделки» на его условиях повлечёт военную операцию. Хоть речь и идёт только об авиаударах (о сухопутной операции он даже не заикается). Американцам вполне хватило Ирака и Афганистана, и Трамп не спешит устраивать очередную «маленькую победоносную войну».
Впрочем, даже авиаудар не станет «лёгкой разминкой» ни для Америки, ни, тем более, для Израиля. Да, конечно, победить Америку у Ирана в глобальном смысле шансов нет. Но Иран сейчас делает ставку на то, что ущерб, который он им нанесёт «в процессе», будет неприемлемым. И вот на это у него есть все шансы.
Начнём с того, что даже обычный ответный удар по Израилю, нанесённый всерьёз, может просто обратить огромную его часть в руины. А если это будет удар по ядерному комплексу в Димоне, то последствия могут быть и вовсе непредсказуемыми: радиоактивной может стать не только пустыня Негев.
А ещё Иран может нанести удары по американским базам. В том числе, при помощи своих прокси, которые у него ещё есть. Например, в Ираке.
Кроме того, совершенно не праздный вопрос: а у Ирана точно нет ядерного оружия? Вы уверены в этом на 100%? Точно? Но даже без него нанести удары «грязным оружием» ему вполне по силам и сейчас. А это тоже страшная перспектива. И это как раз и есть тот самый «совершенно неприемлемый ущерб».
Не говоря уже о том, что с уничтожением Ирана сам Израиль может оказаться один на один с абсолютно упоротыми исламистами из ХТШ* и подобных структур. Надо ли это ему? Вопрос.
Так или иначе, Ближний Восток стоит на грани наиболее серьёзной войны со времён Второй мировой. Перешагнёт ли он эту грань — посмотрим.
Павел Кухмиров
*Запрещённая в России террористическая организация
Обсуждение (2)
Ирану не позавидуешь.
новорос,
А и не надо завидовать, надо свои проблемы решать.