Чиновники начали массовое бегство из WhatsApp. Триггером стало изменение правил политики конфиденциальности мессенджера: в скором времени все персональные данные пользователей в WhatsApp будут передавать в материнскую компанию — Facebook.
Российских чиновников такая политика не устраивает, поэтому они решили отказаться от пользования закрытыми чатами в самом популярном мессенджере мира.
О том, на что променяли чиновники WhatsApp и с помощью каких мессенджеров, социальных сетей простому гражданину быстрее всего достучаться до губернаторов и президента, — в материале ForPost.
Госсслужба и социальные сети
Напомним, чиновники и тяжеловесы российской политики стали активно осваивать социальные сети с 2019 года. Губернаторы пришли в Instagram, «ВКонтакте», «Одноклассники». Telegram и Twitter освоили лидер ЛДПР Владимир Жириновский и председатель социалистической политической партии «Справедливая Россия — За правду» Сергей Миронов. В TikTok пришли глава МИД Сергей Лавров и спикер Госдумы Вячеслав Володин.
Два года назад Институтом развития Интернета для чиновников была разработана обучающая программа. В рамках курса работники госаппарата изучают платформы, представленные в российском информационном поле. Чиновников обучают грамотному ведению сообществ в социальных сетях, как правильно реагировать и отвечать на гневные обращения пользователей.
По данным «Парламентской газеты», курирует эту работу Владимир Табак, который занимался продвижением кандидатуры Владимира Путина в соцсетях в президентской кампании 2018 года.
С 2019 года по всей России распространяется программа «Инцидент-менеджмент», которая отслеживает реакцию на жалобы россиян в социальных сетях. Суть её в том, что в обращениях граждан фиксируются ключевые слова, затем они попадают к сотруднику информационного управления правительства региона, который решает, какие из них нуждаются в ответе.
Сообщения сортируют по темам на уровне региональных министерств или муниципалитетов, затем чиновники должны ответить гражданину в социальной сети. Ответ также фиксируется в системе, а по всем отработанным и неотработанным сообщениям граждан ведётся статистика, которую смогут узнать сотрудники муниципальных и региональных администраций и администрация президента.
Читайте также: И так все знают: почему новые правила WhatsApp не имеют смысла
История одного мессенджера
По данным директора Центра политических технологий Алексея Макаркина, мессенджер WhatsApp пока является наиболее популярным в чиновничьей среде.
«Они (чиновники) используют этот мессенджер для закрытого общения друг с другом. WhatsApp удобен, как и другие фейсбуковские приложения», — уточнил в беседе с корреспондентом ForPost Макаркин.
Специалист по кибербезопасности, программист Сергей Вакулин также пока не сомневается в надёжности WhatsApp. По его данным, мессенджер обладает хорошей системой защиты персональных данных. Поэтому утечек данных из закрытых чиновничьих чатов в WhatsApp практически не было.
Единственный громкий скандал, связанный с этим мессенджером, произошёл в декабре 2020 года. BBC сообщило, что сотрудники спецбатальона МВД три года передавали секретную информацию о передвижении высокопоставленных лиц, в том числе президента, через чаты в WhatsApp. В них состояло более 200 человек. В чаты выкладывались позывные объектов госохраны, номера их машин, время проезда кортежа, пункты назначения и фамилии инспекторов в экипажах сопровождения, данные обновлялись ежедневно, приводит РБК данные BBC.
«С помощью WhatsApp чиновники обменивались такой информацией, так как пока мессенджер остаётся надёжным. Чаты, о которых пишет BBC, были просто кем-то раскрыты, а не взломаны.
Ранее мессенджер негласно собирал IP-адреса пользователей. Сейчас он изменил политику конфиденциальности и стал это делать легально. Не исключено, что теперь данные из закрытых чиновничьих чатов будут передаваться спецслужбам США. Поэтому чиновникам лучше переходить на такие отечественные мессенджеры, как TamTam», — уточнил в беседе с корреспондентом ForPost Вакулин.
По данным источников «Дождя», близких к правительству и руководству нескольких регионов, новая политика конфиденциальности WhatsApp испугала чиновников. За последние несколько месяцев по этой причине мессенджером перестали пользоваться многие федеральные госслужащие, в том числе министры, их заместители, а также губернаторы и другие региональные чиновники, и многие организации, работающие с госструктурами, сообщает «Дождь» со ссылкой на свои источники. Госслужащие переходят на Telegram и Signal.
«Сейчас чиновники будут смотреть на реакцию начальников. Если будут жёсткие указания сверху, то тогда они будут уходить из WhatsApp. Если таких установок не последует, то в этом мессенджере они будут оставаться в явочном порядке.
Приближаются выборы. В это время коммуникации обычно усиливаются. Есть потребность в привычных коммуникациях. Поэтому чиновники будут смотреть на то, насколько радикальным будет отношение федеральных властей к WhatsApp. Если жёстких запретов не будет, то они продолжат пользоваться этим мессенджером», — выразил своё мнение Макаркин.
Читайте также: Как изменится жизнь крымчан после ограничений анонимности в Сети
TamTam не взлетел, но он не безнадёжен
Специалист по кибербезопасности, программист Сергей Вакулин уверен: каким бы хорошим WhatsApp ни был, чиновникам не стоит забывать, что он создан за рубежом. Поэтому, используя его, они должны оценивать все риски.
Вакулин напомнил чиновникам о разоблачительных данных беглого американского технического агента Эдварда Сноудена. В начале июня 2013 года он передал газетам The Guardian и The Washington Post секретную информацию АНБ, касающуюся тотальной слежки американских спецслужб за информационными коммуникациями между гражданами многих государств по всему миру при помощи существующих информационных сетей и сетей связи.
Такое разоблачение не понравилось Пентагону. Сноудена обвинили в госизмене. К этому времени беглый американец успел покинуть США. В 2020 году он получил бессрочный вид на жительство в России. По данным из открытых источников, сейчас Сноуден проживает в районе Москвы.
«Поэтому лучше пользоваться мессенджерами, разработанными внутри страны. Например, TamTam (его активно внедряли после блокировки Telegram — прим. ред.). Он не взлетел только потому, что существует много аналогов. Люди не хотят менять привычные мессенджеры, переходить на TamTam. Чиновники могут смело пользоваться этим мессенджером. В случае возникновения каких-то проблем российская компания, разработавшая TamTam, оперативно поможет чиновникам. В России множество программистов, криптографов, которые смогут создать режим секретности для передачи закрытой информации между сотрудниками госаппарата», — выразил своё мнение Вакулин.
Старший преподаватель Института политики и права МГГУ им. Шолохова Константин Шадров также не в восторге от того, что чиновники используют WhatsApp для передачи закрытой информации. По его мнению, коммуникации нужно налаживать через спецсвязь, какой бы неудобной она ни была.
«Другой вопрос, когда речь идёт об общении с гражданами. Если есть информационные ресурсы, то с их помощью обязательно нужно рассказывать о своей работе. У граждан есть потребность в онлайн-общении с чиновниками. Люди хотят знать, чем они занимаются.
В регионах и муниципалитетах ощущается информационный вакуум, который заполняется негативом. Поэтому наши граждане привыкли к тому, что депутаты и чиновники — воры, вруны. Это всё мифы. На самом деле это не так», — уточнил в беседе с корреспондентом ForPost Шадров.
Читайте также: Тариф «Яровая»: как новый закон ещё раз облегчит кошельки россиян
«…без ваших этикешных этикетов»
По последним данным «Парламентской газеты», интернетом пользуются 81% россиян, 65% граждан выходят в Сеть ежедневно, 24% россиян проводят там более четырёх часов ежедневно.
На фоне такой статистики удивительно слышать от экспертов об информационном вакууме в регионах. Губернаторы рассказывают о победах и поражениях в социальных сетях, отчитываются и мэры городов. Казалось бы, чиновники развернулись лицом к людям, а проблемы в налаживании диалога с гражданами всё равно остались.
Константин Шадров считает: чиновникам можно писать в любых социальных сетях. В обращении к ним без лишних эмоций и агрессии нужно изложить суть проблемы.
«По личному опыту работы в администрации могу сказать: задача интернет-приёмных — отсеять сообщения перевозбуждённых граждан из общего информационного потока. Таких поступает примерно 80%. Пишут фанатики, старые бабки, которым нужно просто поговорить с властями, рассказать, как им плохо.
Социальные сети чиновников не должны превратиться в пустышку, а по-настоящему важные обращения граждан не должны быть погребены под завалами бесконечного флуда. Этим инструментом нужно пользовать грамотно, иначе он станет рассадником негатива», — уточнил Шадров.
Он отметил: многие граждане настаивают на том, чтобы губернатор за считанные секунды лично отвечал на поступившую жалобу.
«Технически легко собрать информацию, наладить контакты и т. д. При этом нужно понимать: госслужащий или выборное лицо должны работать в интересах всех людей, а не только на тех, кто живёт у них на страничке, всё время что-то требуя», — уточнил Шадров.
По его данным, наиболее приемлемый инструмент для онлайн-общения между чиновниками различного ранга и населением — интернет-голосование. Определённая инициатива набирает определённое количество голосов, после чего её в обязательном порядке рассматривает губернатор, мэр, министр или президент. Такой формат, уверен собеседник ForPost, позволяет отсеять флуд и выстраивать конструктивный диалог с народом.
Читайте также: Спецы советуют россиянам не проходить онлайн-тесты и не оставлять следов в интернете
Зависимость от типичных пабликов
Специалист по кибербезопасности, программист Сергей Вакулин при выстраивании диалога с чиновниками также советует сначала идти официальным путём. WhatsApp — короткая дорожка, но вряд ли кто-то из рядовых граждан знает личный мобильный номер губернатора, министра или президента. Поэтому сначала следует проверить на «отзывчивость» официальные паблики, аккаунты в социальных сетях и сайт Госуслуг, через который тоже можно подать жалобу.
Старший преподаватель Института политики и права МГГУ им. Шолохова Константин Шадров советует также пользоваться малораскрученным сайтом Российской общественной инициативы, на котором можно оставить обращение и путём голосования верифицированных пользователей обратить внимание чиновников на свою проблему. Этот путь достижения результата пока тоже длинный, так как информационный ресурс не такой раскрученный, как интернет-портал Change.org, на котором люди оставляют гневные петиции.
Если же чиновник, его помощники посчитали обращение флудом, нужно переходить к плану «Б».
«Можно оставить сообщение на крупном региональном паблике, таком как «Типичный город N». Таким образом можно сосредоточить внимание аудитории на своей проблеме, найти единомышленников, привлечь внимание чиновников. Когда жалуется один человек, то на психологическом уровне чиновник не придаёт значения возникшей проблеме. Когда через паблик «Типичный город N» жалуется 100 человек, это заставляет чиновника начинать действовать. Также можно подключать крупные telegram-каналы и СМИ», — уточнил Вакулин.
У многих интернет-пользователей сегодня возникают вопросы к пабликам «Подслушано город N», «Типичный город N». По мнению граждан, их администраторов «донатят власти» и поэтому негативные и жалобные сообщения не появляются в ленте.
Вакулин не отрицает: некоторые паблики могли перекупить чиновники. Законом это не запрещено. Однако есть и независимые странички в соцсетях, на которых люди могут оставлять свои жалобы на чиновников.
В качестве поборника онлайн-справедливости Вакулин привёл паблик «Типичный Воронеж», который несколько лет назад блокировали по просьбе местных чиновников за слишком явной поддержки недовольных местной властью людей. Паблик сегодня продолжает работать. Стал ли он более лояльным к власти после истории с блокировкой, Вакулин не знает.
Эксперты отмечают: многие чиновники, в том числе и губернаторы, сегодня идут в социальные сети не по указке сверху. Такие госслужащие, как правило, в соцсетях появляются без галстуков и ведут общение с интернет-аудиторией на актуальные темы. Пока таких чиновников не так много, но они есть. К сожалению, некоторые из них уже с приставкой «экс».
Безусловно, бегство губернаторов и министров из WhatsApp не сделает их ближе к народу. Они продолжат относить к флуду 80% обращений граждан, у которых есть туз в рукаве — прямая линия с президентом. Несмотря на обилие аккаунтов чиновников различного ранга в социальных сетях, пока этот инструмент остаётся проверенным и эффективным способом решения насущных проблем.
Глава государства хоть и не сидит в соцсетях, но эффективно решает проблемы с водоводом и ремонтом в аварийном доме. Хотим мы этого или нет, но пока так будет оставаться и впредь.
Читайте также: Крымчан предупредили об опасности обновленного WhatsApp
Роберт Вочовский
Обсуждение (3)
Это «история» всех мессенджеров.
Послал вотсап подальше, хоть и не чиновник...
Все мессенджеры абсолютно бессильны относительно анонимности, нужно использовать децентрализованные мессенджеры, по типу экосистемы Утопия, вот они и становятся сейчас популярны и абсолютно безопасны