Нельзя опаздывать не только на ключевые события собственной жизни, но и на встречи, способные стать поворотными. То, что время максимально ускоряется, понимаем не только мы в Севастополе XXI века, но хорошо чувствовали и три столетия назад.
Один из примеров — Людвиг ван Бетховен. Интересная личность, вызывающая любопытство? Несомненно! Бах, Равель, Григ — в ту же копилку. А Рахманинов? И его — туда же.
Их музыка остаётся любимой и считается восхитительной до тех пор, пока существуют ныне живущие выдающиеся музыканты, способные сыграть эту музыку для нас. Это наши современники, встречу с которыми в формате концерта камерной музыки подарил Севастопольской театр оперы и балета. Александр Гиндин (фортепиано, заслуженный артист России), Александр Рамм (виолончель, солист Московской филармонии), Гайк Казазян (скрипка, солист Московской филармонии) играли для севастопольцев сонаты, трио, фортепианные произведения настоящих гениев классической музыки.
Камерная соната
С одной стороны, «Севастопольская опера» рассказала публике о таком явлении в музыке, как камерная соната. Интерес к этому жанру, как отмечала искусствовед О.Н. Гудожникова, совпал с расцветом исполнительской культуры и появлением крупнейших мастеров виолончельного искусства. Через сонаты композиторы напрямую взаимодействовали с отдельными яркими музыкантами. В этом всегда был любопытный творческий диалог. Виолончелисты часто являлись не только первыми исполнителями, но и первыми редакторами своих партий в произведениях.
Русские композиторы активно пользовались формой сонаты и нередко сочиняли музыку, имея в виду определённых исполнителей. Так появилась виолончельная соната Рахманинова (ор. 19), исполненная для севастопольцев Гиндиным и Раммом, которую композитор написал в сотрудничестве с крупнейшим русским виолончелистом XX века Анатолием Брандуковым.
С другой стороны, зрителей погрузили в лучший западный музыкальный материал камерного формата, а также через этот приём познакомили с творчеством Сергея Рахманинова, который почти всю свою и симфоническую и фортепианную музыку написал в России и про Россию.
Сергей Васильевич Рахманинов
Знакомство с Рахманиновым, 150-летие со дня рождения которого в этом году отмечают во всём мире, началось с «Баркаролы» из цикла «Салонные пьесы» (ор. 10). Как писала музыковед В.Н. Брянцева, когда композитор писал эти пьесы, он активно стремился проложить себе путь на большую эстраду в качестве пианиста. Более того, к этому времени — 1896 году — он почти прекратил пианистические выступления, сосредоточив усилия на композиторском творчестве. Работа была напряжённой, в итоге появились фортепианные «Салонные пьесы». По какой-то причине критики считают их «неровными», а некоторые из них — безликими. Но пианист Александр Гиндин это опроверг: в его руках «Баркарола» прозвучала безупречно и красиво.
Затем Гиндин исполнил развесёлую рахманиновскую «Польку W.R.». Инициалы «W.R.» в названии отсылают к имени отца композитора — Василия Аркадьевича, который в семейном кругу любил напевать мелодию шуточной польки «Хохотунья» и рассказывать, что он сам её придумал. Но спустя полвека, как пишет В.Н. Брянцева, в русском нотном журнале «Нувеллист» за 1874 год нашли произведение немецкого композитора Ф. Бера (F. Behr), очень похожее на «Хохотунью». Правда, и потом выяснилось, что сам Бер, вероятно, заимствовал её из старинной германской народной песни. Сергей Васильевич все эти тонкости прекрасно понимал и потому не случайно, исполняя её на публике, говорил о посвящении композиции знаменитому польскому пианисту Леопольду Годовскому.
В заключение рахманиновской части концерта Гиндин и Рамм исполнили третью часть — Andante — упомянутой выше сонаты для виолончели и фортепиано (ор. 19). Для тех, кто любит Рахманинова и ценит таланты Гиндина и Рамма, совершенно очевидно — соната стала главным музыкальным открытием вечера.
В исследовании В.Н. Брянцевой есть упоминание, что, исполняя сонату (ор. 19) вдвоём, С.В. Рахманинов и композитор С.И. Зилоти играли её очень по-русски, всемерно развивая и углубляя каждую мелодию, при этом как бы выговаривая отдельные звуки в широком песенном напеве.
«Рахманиновский музыкальный язык — это штука абсолютно бездонная, и в этом гениальность этой музыки, великая тайна и необъяснимость. Возвращаясь к этим произведениям из года в год в течение всей жизни, находишь что-то новое. И это новое всё время меняет свои объёмы. Рахманинов значительную часть своего творчества написал, будучи молодым человеком. И, в силу его гения, в этой музыке развито чувство ностальгии и ощущения, что мы проживаем то, что уже прошло. Как это получалось у 20-летнего юноши? Дар Божий!» — сказал ForPost Александр Гиндин.
Теперь расскажем о Западе…
Эта часть концерта, в которой, кроме Рамма и Гиндина, в полной мере раскрылся и выдающийся скрипач современности Гайк Казазян, была наполнена важными смыслами.
Возьмём ту же сонату для скрипки и клавира № 1 Иоганна Себастьяна Баха, которая открывала вечер: с одной стороны — это камерная форма барочного концерта, с другой — революционная для XVIII века подача материала.
Мне кажется, Гайк Казазян очень точно уловил (а Александр Гиндин ему в этом помог) попытку Баха играть не столько динамические оттенки, сколько фразировки и акценты, а также силой двух инструментов создавать трёхголосие, о которых писала исследователь творчества композитора Т.В. Сорокина.
«Благородные и сентиментальные вальсы» Мориса Равеля, прозвучавшие в концерте, в наши дни кажутся чем-то неотделимым от культуры начала XX века. Но когда в 1911 году композитор впервые исполнил эту сюиту из восьми вальсовых пьес, её объявили недостойной быть среди академической музыки. Того Равеля, как писал в 1962 году автор биографии композитора Юлиан Крейн, разрешали играть и слушать только на вечерах неформального «Независимого музыкального общества» французской школы. В чём же было его дерзкое новаторство? Равель решил отойти от классических помпезных венских вальсов, добавив в них народные мотивы, и в частности — старинную песню, в которой цветы были способом вести диалоги и взаимодействовать.
Современные исследователи Мориса Равеля считают, что русские критики недооценили композитора, за потребностью виртуозного исполнения не замечая глубокую поэтическую суть его вальсов. Пианист Александр Гиндин, играя Равеля для севастопольцев, пообещал это исправить, но отметил, что виртуозность неотделима от поэтики.
«Виртуозность — это же качество исполнения. То есть насколько ты быстро и классно это делаешь. Но качественно ты делаешь что? Доносишь музыкальный смысл. И чем виртуозней играешь, тем качественней доносишь смысл», — рассказал ForPost Александр Гиндин.
Вместе с Александром Раммом Гиндин исполнил и сонату для виолончели и фортепиано (ор. 36) Эдварда Грига. И это был ещё один прекраснейший пример музыки, которую композитор создавал в тендеме с музыкантом. Григ сочинял сонату на рубеже 1882-1883 годов как посвящение талантливому артисту и верному товарищу по работе — брату Йону, с которым Григ часто выступал в камерных концертах в Бергене. Как отмечает музыковед О. Левашова, впервые законченная соната была исполнена в Дрездене с известным немецким виолончелистом Грюцмахером в 1883 году.
Великий Бетховен
Завершал «западную» часть концерта ранний Бетховен.
Казазян, Рамм и Гиндин исполнили его трио для скрипки, виолончели и фортепиано (ор. 11). Признаюсь, очень хочется, чтобы эту прекрасную музыку услышал каждый в своей жизни.
Бетховен посвятил это произведение, которое часто называют «Три Гассенгауэра», графине Марии Вильгельмине фон Тун. Как писал французский исследователь Бетховена искусствовед Бернар Фоконье, в основе композиции — народная венская мелодия «Pria ch'io l'impegno» («Прежде чем я пойду на работу»), которую любили петь и насвистывать на ходу простые австрийские подданные того времени. Песня, как и произведение Бетховена, была популярной. Но главное другое.
Бетховен писал фортепианное трио (ор. 11) в 1797 году, когда нарастающая глухота уже существенно «давила» на композитора, а он скрывал этот недуг от окружающих. Бетховен понимал, что становился глухим, и оттого, как указывает Фоконье, писал музыку в три смены. Тогда же в Берлине он познакомился с братьями-виолончелистами Дюпóрами (Duport), для старшего из которых, Жана Луи Дюпора, Бетховен сочинил две сонаты для виолончели и фортепиано.
Работая над трио (ор. 11), Людвиг ван Бетховен написал в своём дневнике:
«Держись! Несмотря на все телесные недуги, мой гений должен торжествовать. Мне уже 25 лет, совершенный человек должен явиться миру в этом году. Нельзя ничего оставлять на потом».
И Бетховен успел. Как и многие севастопольцы, которые пришли на концерт и услышали это и другие великие музыкальные произведения. Способны такие встречи менять жизнь? Как вы считаете?
P.S. Публике настолько понравился концерт, что она не хотела отпускать музыкантов. В благодарность Александр Гиндин, Александр Рамм и Гайк Газазян исполнили на бис два произведения Родиона Щедрина — «Играем оперу Россини» и «Юмореску». Но об этом крупнейшем и ныне живущем русском композиторе нужен отдельный материал, который не заставит себя долго ждать.
По теме: Севастополь соединил бурлящий XX век
Сергей Абрамов
Фото Олега Черноуса
Обсуждение (29)
Рахманинов.. Вообще, никогда его музыку не любил. Когда узнал что он ....., вообще вычеркнул его из партитуры.
Зал бисировал стоя минут 10! Семьёй насладились великолепным исполнением на мировом уровне. Спасибо!
Вы не виноваты! С этим ничего не поделаешь. В жизни и это бывает!
"Совершенных человеков в Севастополе" гораздо больше, чем можете себе представить, только надо их видеть. А то замечаете их когда становятся известны всей России. Кстати, о филармонии, насколько помню в советское время и в Севастополе была.
Точно.
P.S. Спасибо. За меня "отдулись". Я бы лучше и не сказал.
Мне Татьяна Анциферова будет ближе с ее простым и лаконичным голосом, нежели это чудовище, Рахманинов с его бредом.
to Алексей Макушин: Помнится, что в прошлый раз нас "заразили" оперным искусством.
https://sevastopol.su/news/plody-
russkoy-kultury-soberut-v-sevastopole
Рахманинов - Дно!
Омерзительная музыка.
Вообще всё на изнанку вывернул.
--
Вот нас Вангелисс покинул,..
- 8 концептуальных альбомов.
- Потрясающие саундтреки к эпичным фильмам.
Монстр!
P.S. А Рахманинов... Вы сами попробуйте его музыку послушать. Как дал-бы, ему крышкой от рояля. Да по ушам.
Да, там неплохо. Я знатно проблевался.
Искусство, говорите? Ужас. Ужас и ещё раз - ужас.
P S. Надо наших Крымских театралов отправить в Москву, в командировку. Где-то там, в центре Столицы есть "Театр Миниатюр". Вот туда их отправьте на повышение квалификации, а то будет(ут) Аллы Пугачёвы.
Рахманинов, это - трындец. Ну там реально омерзительная музыка. Да сами послушайте.
Я ещё офигевал, глядя на концерт в English National Opera в р е а л ь н о м масштабе.
8 тысяч человек . Это невеносимо. Смотреть на этот цирк, типа - мы приобщаемся к искусству, хотя от музыки наизнанку воротит.
Стивен Кинг = Сергей Рахманинов
---
Шикарная парочка.
Всё что вы должны о них знать.
Музыка Рахманинова это бред - с ума сошедшего человека.
Редчайшиие, редчайшиие моменты им были целомудренно спёрты с партитуры Поляка - Шопена.
Ещё раз повторюсь, редчайшие. Я могу на память проиграть Шопеновские партии, ну не все, конечно, но многие.
Но Рохманинов, это - псих. Берегите свои уши, и уж точно не аплодируйте. Это невыносимо.
to Bip1:
Там тоже не без причуд -
"По-настоящему" и "начинает любить"
Можно любить не по-настоящему, а понарошку?
И с чего взято Севастополь "начинает"?
Если кому-то медведь на ухо наступил, благодаря барабанам запомнил Шостаковича. А у кого все в порядке, оперный театр в первую очередь ассоциирует с пением, великолепными по звучанию голосами, а не балетной труппой. Здесь же вся оперная тематика держится на балетной школе и вокруг нее. Стоило бы знать, что Севастополь по культурному развитию, по крайней мере при Союзе, всегда был на одном уровне с Ленинградом. К тому же в Севастополе проходили службу и ходили в море люди, которые учились в военных и гражданских морских училищах, где командиры воспитатели устраивали будущим офицерам культпоходы в театры, что не были "на деревне дедушки".
И еще, здесь уже писал, хотите дать материал об искусстве, обратитесь к профессионалу. Прекрасно пишет и интересно интервьюирует Аксинья Норманская, есть искусствоведы, вчерашние актеры, певцы. В чем проблема заказать материал?
to Алексей Макушин: Добавлю, что еще с советских времен существовали абонементные концерты симфонического оркестра Крымской филармонии. Абонемент 1 для взрослых, абонемент 3 больше детская тематика. И эти концерты вели музыковеды.
Совершенным человеком принято называть Иисуса Христа, как Сына Божия и Сына Человеческого.
Из назавния статьи следует, что в Севастополе состоялось второе пришествие, что не совсем согласуется с законом об оскорблении чувств верующих...
Аккуратнее надо использовать подобные словосочетания!
Граждане!
«„Совершенный человек” — высший тип человека, развивающегося в единстве с миром, на основе духовных ценностей».
Кстати, хоть это к делу не относится, именно «совершенного человека» имел в виду Кропоткин, говоря об отмирании государства.
Здесь, у автора, вообще-то, «совершенный человек» — прямая цитата из Бетховена, читайте материал до конца. Подразумеваются, как я понимаю, вовсе не современные (пусть и выдающиеся) исполнители — а великие композиторы, о которых идёт речь.
Утверждать, что «Севастополь по культурному развитию, по крайней мере, при Союзе, всегда был на одном уровне с Ленинградом», — какая-то местечковая фанаберия ))
Абонементные концерты Крымской филармонии — проходят ежегодно до сих пор; их ведущие всегда были неплохими, хотя и разного уровня, но до Соллертинского никто из них (на мой взгляд, конечно) никогда недотягивал ))
Было бы сказано, что «Совершенный человек» Бетховена вновь явился миру — в Севастополе, проблем с толкованием смысла заголовка не воникало бы, тем более, что идеей создания совершенного человека болел и А. Гитлер...
Откуда берутся подобные евпаторийскому дикарю,обгадившему своими измышлениями всю страницу?У нас своих оригиналов хватает,от которых не знаешь,смеяться или плакать.Так что,уважаемый абориген западного берега Крыма,дождитесь,когда Ваше племя посетят музыканты такого уровня и у себя в тик-токах пишите свои рецензии.
Ну вы меня прямо с камнем перемётанным ошмётками от верёвок из локонов морских сирен смешали. Так тоже нельзя.
Творчество этого "чуда" - Сергея Рохманинова, затрагивает лишь небольшую часть т.н. элиты.
В реальности это бред. Если хотите получить полное представление, можно даже сказать - осязание, этой "музыки" так пройдите в психиатрический госпиталь. Положите на нотный стан вопли умалишённых. Вот и весь "ваш Рохманинов".
P.S. я же не просто так пишу.
P.S.S. плюсанул вас, за "аборигена".
Будет правильным, гнать метлой таких музыкантов. Поясню, музыку из "психдома" можно сыграть - великолепно. Но музыка психиатрической больницы как была - музыкой из дурки - так ею и останется. Как-бы она не была отлично сыграна.
to Семен Семенович: Вы уж как ни беситесь,Уважаемый,но известности Рахманинова Вам,боюсь,не достичь.И да-о вкусах не судят.
to Семен Семенович: Фёдора Михайловича Достоевского "Бесы" по ютубу посмотрите. Прочитать - это не для Вас! Да простит Вас Всевышний. Как же Вам тяжело!
Да что вы, уважаемый так реагируйте.
Вот, почитайте документ на досуге про Рахманинова:
http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&firstDoc=1&lastDoc=1&nd=102660550
to Семен Семенович: Обычный провокатор .
Севастопольский государственный театр оперы и балета в очередной раз порадовал жителей города-героя, незабываемым концертом "Шедевры мировой камерной музыки". После посещения этого мероприятия, ещё долго в ушах звучали чарующие звуки музыки. Большое спасибо за возможность испытать волнующие моменты единения музыкального таинства, когда произведения великих авторов звучат в исполнении современных выдающихся музыкантов. Получила много радости от прослушивания звучащих произведений и встречи с прекрасным искусством! Мечтаю услышать в стенах нашего театра великую "Крейцерову сонату" Л. ван Бетховена. С нетерпением ожидаю новых незабываемых встреч с яркими музыкантами и виртуозными исполнителями на нашей Крымской земле.
Всегда думала, что отзывы о мероприятиях пишутся очевидцами с целью дать максимум полезной информации тем кто ещё не посещал данное мероприятие или если есть организатор который на постоянной основе проводит данные мероприятия, то что бы сложилось правильное мнение об организаторе и стоит ли посещать его мероприятия.
С этой целью решила написать свой отзыв, так как начиная с июля 2023 года посетила несколько прекрасных концертов, организованных Севастопольским государственным театром оперы и балета.
Признаюсь, что концерт камерной музыки посещала впервые, немного переживала насколько мне понравится так как я визуал и предпочитаю более зрелищные мероприятия балет, оперу, мюзиклы.
Я была просто очарована виртуозным исполнением музыки. Александр Гиндин исполнял такие сложные произведения без нот и с душой, что они просто оживали - это человек легенд с прекрасным чувством юмора!
Время пролетело как одно мгновение, но за это мгновение моя душа напиталась светом и теплом!
Спасибо музыкантам, что в это непросто время посетили наш полуостров и послужили своим талантом. Спасибо Всем, кто принял участие в организации данного мероприятия, мне кажется сейчас это важно и нужно!
Восхитительное исполнение..
Прекрасная музыка..
Осталось очень приятное впечатление от всего концерта.
Благодарим Севастопольский государственный театр оперы и балета за радость услышать "Шедевры мировой камерной музыки" на родной Крымской земле.
От концерта остались очень приятные впечатления..
Восхитительное исполнение..