Севастополь

Плоды русской культуры соберут в Севастополе

Севастополь по-настоящему начинает любить оперное искусство.

Плоды русской культуры соберут в Севастополе
Фото:
Анна Корнилова

Севастопольский театр оперы и балета завершит свой цикл лекций-концертов «Оперные вечера» 6 ноября, представив публике великие оперные произведения XX века. Свободные билеты ещё есть. Как хорошо знают наши читатели, из-за коронавируса и начала СВО проект, рассчитанный на один театральный сезон, растянулся на два с небольшим года. Однако все сложности, связанные с транспортной отдалённостью Крыма, с недружественным давлением на артистов и организаторов, не помешали знакомить жителей города со всем многообразием мировой оперы.

Финал цикла «Оперные вечера», который по традиции состоится на сцене театра им. Луначарского, это, с одной стороны, перспектива новых проектов от Севастопольской оперы, а с другой — время собирать плоды искренней и профессиональной работы всех, кто разговаривал с севастопольцами языком высокой культуры.

Для Севастополя, как одного из самых русских городов нашей страны, конечно, важна русская история во всём её многообразии. Возможно, поэтому на концерт, посвящённый русской опере, прошло максимальное число зрителей.

«Русская опера — масштабна. Это первое, что приходит на ум. Она грандиозная, большая, народная. Это опера про человека, про его чаяния. Все наши великие композиторы писали масштабно — оперы по их музыке в маленьких залах не поставишь», — рассказывал ForPost режиссёр концертов Эдем Ибраимов.

Для севастопольской публики звучали фрагменты из бессмертной оперы Петра Ильича Чайковского «Евгений Онегин». Когда-то, в августе 1920 года с этой оперы был дан старт сольных выступлений на севастопольской сцене великого Леонида Собинова, который несколько лет после революции 1917 года «поднимал» культуру в Севастополе.

Собственно, уже тогда Леонид Собинов, которого нельзя забывать и сегодня, продолжал традиции, заложенные до него в имперскую бытность города. В 1853 году журнал «Пантеон» писал: «в редком городе артист найдёт столько образованных и опытных ценителей искусства, как в Севастополе».

Организовывая лекции-концерты, Севастопольская опера и куратор курса Мария Уварова столкнулись в существенной сложностью. Дело в том, что для русского, советского человека опера неизменно сопровождалась симфоническим оркестром, тем более когда звучали произведения Чайковского, Мусоргского, Глинки, Даргомыжского.

Поскольку здание театра оперы и балета ещё строится, а собственные оперная труппа и симфонический оркестр — только на стадии формирования, было придумано, не отступая от оперных партитур, по которым завещали ставить классики, заменять оркестровые инструменты возможностями драматургии, партиями рояля, отдельных инструментов или квартета. Конечно, это всё получилось только благодаря концертмейстеру Сергею Ионину и музыкальному руководителю цикла Антону Гришанину.

Знакомясь с оперными произведениями, жители Севастополя вновь открыли для себя великих Франца Йозефа Гайдна, Вольфганга-Амадея Моцарта, Антонио Сальери, Людвига ван Бетховена. Через итальянскую оперу XIX века и композитора Беллини прочувствовали, как музыка из прошлого, созданная иным народом, может органично описывать современные реалии, связанные с военными конфликтами братских народов.

Беллини считал, что опера должна открывать историческую и моральную правду и находить отклик в людях.

Звучали для севастопольцев и произведения великого Джузеппе Верди, оперы которого начиная с 1975 года — наряду с операми Вагнера — ежедневно, и это не фигура речи, идут на театральных и концертных площадках мира. Хорошо приняли севастопольцы вечер немецкого романтизма, где прозвучали произведения Рихарда Вагнера, Вебера, Николаи, Шумана, Вольфа, Брамса и, конечно, Шуберта и Малера.

Как писал авторитетный театральный критик XIX века Фаддей Булгарин, при наполнении всех мест в театре становятся «заметны люди равнодушные», которые пришли в театр, чтобы «убить вечер за пять рублей», и, не находя истинного удовольствия в музыке или игре актёров, мешают наслаждению других. Конечно, это справедливо и для нас, для севастопольцев.

Но давайте будем честными: с каждым новым оперным концертом «заразившихся» оперой в Севастополе становится всё больше.

Есть уверенность, что в русском Крыму и Севастополе опера приживётся. Русские композиторы были первыми, которые создали на основе огромного пласта русской музыки — русскую оперу. Русских композиторов объединяет их любовь к Крыму. Они бывали здесь часто, творили здесь. У Глинки в «Руслане и Людмиле», у Бородина в опере «Князь Игорь», у Римского-Корсакова в его операх-сказках, операх-былинах… везде есть особенная музыкальная культура, переплетённая с восточной, особенная крымская мелодика, которую эти композиторы впитывали в Крыму.

Сергей Абрамов

1113
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
Еще нет голосов

Обсуждение (9)

Profile picture for user еще одна мама школьников
3090

Да-да, конечно. До театра тут жили пещерные люди. 

Автор недавно в Севастополе? Или еще юный? Мы уже не одно десятилетие любим "оперное искусство". И слушали звезд оперы, на выступления которых билеты распродавались мгновенно..

 

Profile picture for user Capella
162

Джузеппе Верди (годы жизни 1813 — 1901). Неужели действительно так, что "оперы которого начиная с 1975 года — наряду с операми Вагнера — ежедневно, и это не фигура речи, идут на театральных и концертных площадках мира" . Вроде Верди был очень успешным композитором? Или всё же опечатка закралась в текст?

Profile picture for user Patriot1.
4621

...Севастополь по-настоящему начинает любить оперное искусство...

А до этого любили "не по-настоящему"? И как это любить не по настоящему?

Искусство, в том числе и оперное ,  можно или любить, или не любить...И до этого "грандиозного" события в Севастополе было и есть довольно много  поклонников и любителей оперы...

И еще - медицинские термины, типа "заразившихся" очень неуместны при оценках оперного искусства...

А Театру спасибо за такие постановки...

Profile picture for user GP
4683

to Patriot1.:  Для того, чтобы полюбить, надо увидеть и услышать, а, еще лучше, пощупать.

Profile picture for user Serggio
21718

До этого, подразумевается, все были убогие и дремучие, и дальше собственного хутора не выезжали? biggrin

Profile picture for user sapun
7908

Надо же чем-то оправдать строительство ёперного театра?

Profile picture for user love19596
3077

Никогда не любила оперу и балет и конечно же не полюблю.

Profile picture for user Patriot1.
4621

to GP:  

to Patriot1.:  Для того, чтобы полюбить, надо увидеть и услышать, а, еще лучше, пощупать.

 Не останавливайтесь на пол пути...На Оперу потом сходите...smile

Profile picture for user Bip1
736

Ну и как меня учили заядлые театралы, коньяк лучше перелить в бутылочку из-под Актимеля, а шоколадку освободить от фольги, чтобы не шуршала. Это и в опере и на балете пригодится.

Главное за день

Почему «источник ангела» иногда беснуется и мстит жителям Крыма за нелюбовь

Малая река Мелек-Чесме проходит через всю Керчь, но из неё не пьют — в неё плюют.
17:17
0
934

«Сбивать их мы можем». Военные эксперты — об ударах по Крыму ракетами ATACMS

Что означает сбитие ракет, про поставки которых на Украину так много говорили.
10:23
5
1227

Спортсменка из Севастополя стала чемпионом Европы

Елена Гапешина рада, что золотая медаль поедет в родной город.
11:06
3
2655

Над братской могилой освободителей Севастополя вознесся башенный кран

За время судов строительные планы выросли до 10 этажей?
09:00
15
5182

На каждого жителя Севастополя в Генплане отвели 16 кв. м зеленых насаждений

В процессе доработки проекта территории зеленых зон были увеличены.
20:01
18
1877