Севастополь

О Севастопольском театре оперы и балета все говорят, — Гайк Казазян

А корни знаменитой американской симфонической музыки нужно искать в России.

Уже скоро для жителей Севастополя (17 и 18 сентября) впервые с истории города выступит блистательный Академический симфонический оркестр Московской филармонии под руководством его бессменного художественного руководителя и главного дирижёра (с 1998 года), народного артиста СССР, профессора Юрия Ивановича Симонова.

Во второй день симфонического «турне» солистом в концерте «Чайковский и Дворжак: народный дух» будет скрипач Гайк Казазян.

Специально для ForPost лауреат престижных конкурсов Гайк Казазян рассказал о своём отношении к музыке, о русских корнях американской скрипичной школы и внимании музыкального мира к Севастополю.

— Гайк, какая ваша внутренняя сверхзадача как музыканта?

— Для настоящего музыканта, который себе ставит сверхзадачу, самое главное — реализовать замысел композитора и произведения, которое исполняется. Это, пожалуй, самая главная цель. И каждый выдающийся исполнитель подключает в этот процесс свою индивидуальность, окрашивает музыку нужным эмоциональным фоном, при этом я стараюсь не нарушать замысел автора произведения — композитора.

— В каких произведениях лучше всего получается показать себя?

— В произведениях романтической эпохи, например, в концерте Чайковского. Я его очень часто играю и, конечно, стараюсь передавать тот фон и замысел, который вложил Пётр Ильич. При этом я показываю своё видение этого произведения, исполняя его ярко, виртуозно, эмоционально.

Другой пример — произведения классиков. Моцарта, Бетховена… Их стиль настолько самобытен и гениален, что сложно что-либо «добавить» от себя. В их произведениях очень важно исполнять максимально намерения автора.

— Почему скрипке принадлежит первенство в симфоническом оркестре?

— Скрипке обычно принадлежит ведущий мелодический голос. Хотя это не всегда так. Насчёт того, в каких произведениях и насколько группа скрипок играет более важную и ведущую роль, скорее вопрос к дирижёрам, так как они в курсе всех подробностей симфонических произведений.

— Кто был первым дирижёром, с кем вы работали в оркестре в качестве солиста?

— Такие вещи не забываются. Мне было 11 лет, и даже помню произведение, которое исполнял с оркестром. Это были «Цыганские напевы» Сарасате и концерт Мендельсона ми-минор. А дирижёром был главный дирижёр филармонического оркестра Армении Лорис Чкнаворян. Когда 11-летний ребёнок играет с оркестром, у него задача всё правильно сыграть, быть вместе с оркестром в ансамбле.

Одно дело, когда ребёнок играет с аккомпанементом фортепиано, а другое дело — когда первый раз в жизни с оркестром. Это совершенно разные вещи. И даже студенты консерватории, которые или никогда не играли с оркестром, или которые мало играли, не всегда понимают, какое взаимодействие с дирижёром надо находить. Конечно, мне 11-летнему тогда очень помогал справиться с этой задачей мой педагог Левон Зорян. Идеальный дирижёр позволяет солисту показывать свою индивидуальность и мастерство, но в рамках произведений.

— Юрий Симонов, с которым вы будете выступать с симфоническим оркестром в Севастополе, это такой дирижёр?

— Да, Юрий Иванович очень чуткий дирижёр, довольно строгий. Это прекрасные качества для дирижёра. Я с ним выступал неоднократно, и каждый раз это был концерт Чайковского. С Юрием Ивановичем, если что-то отрепетировано и обговорено, то так это и будет исполнено на концерте. И ты себя чувствуешь как за каменной стеной. Но если музыкант что-то не так делает на концерте, как репетировали, Юрий Иванович Симонов показывает своё абсолютно оправданное дирижёрское сопротивление.

гайк казанян симфония скрипка оркестр филармония

— Для вас как для солиста играть в оркестре симфоническую музыку, оперную или балетную — это всё разные вещи?

— Для меня играть соло или играть в оркестре — абсолютно разные вещи. В сольной игре есть возможность показать свои возможности, свою фантазию, быть ведущим в произведении.

Играть соло в оркестровой музыке — это значит играть, например, такое сольное произведение для симфонического оркестра, как симфония Чайковского. Играть же оперу и балет с точки зрения симфонических произведений — это просто аккомпанировать певцам или артистам балета. Мне кажется, большинство скрипачей предпочтут играть именно в симфоническом оркестре, а не в оперном или балетном.

— Существует ли русская школа скрипки, чем она отличается от западной?

— Довольно непростой вопрос. Конечно, она существует. Попробую её охарактеризовать и сравнить с другими. Ярчайшими представителями русской или советской скрипичной школы, если мы берём последние 100 лет, являются Леонид Коган и Давид Ойстрах. Их исполнение отличает кристальная чистота и качество. В заложенной ими традиции очень ценилось качество технического исполнения, которое достигалось многочасовыми занятиями.

Я много бывал в разных странах как молодой музыкант и брал мастер-классы у разных зарубежных педагогов. Могу сказать, что я вижу явное техническое отличие наших скрипичных школ.

В советской-русской школе всегда играли «более крупными красками». Если техническим языком говорить, то исполняется всё большими смычками. А на Западе не всегда этому придаётся значение. Там эту «крупность» заменяют другими приёмами, иногда какой-то индивидуальностью исполнителя. Они считают, что не всегда обязательно играть крупными смычками.

— Верно ли, что американская школа вышла из русской школы?

— В середине XIX века в Санкт-Петербурге жили и работали великие виртуозы Вьетан и Венявский. Это были ярчайшие представители франко-бельгийской школы. Позднее в Санкт-Петербург приехал преподавать великий педагог Леопольд Ауэр. Он был также выдающимся концертмейстером великого оркестра Мариинского театра, а также выдающимся квартетистом. Как педагог он воспитал плеяду великих музыкантов-виртуозов: Яшу Хейфеца, Михаила Эльмана, Ефрема Цимбалиста и других, которые потом переехали в США. Таким образом, можно утверждать, что фундамент для развития выдающихся оркестров и солистов в США был заложен в России.

— Какое место в жизни России сегодня занимает классическая музыка?

— Судя по тому, какое количество музыкальных событий и мероприятий происходит в стране, могу сделать вывод, что — огромное. В этом большая заслуга Валерия Гергиева, который очень активно развивает музыкальную культуру в Санкт-Петербурге, где есть Мариинка-1, Мариинка-2 и Мариинка-3. И залы всегда переполнены.

Но не только там. Очень интересные музыкальные проекты реализуются и других городах: во Владивостоке, Владикавказе. Недавно в Калининграде открыли филиал Центральной музыкальной школы. Вот и в Севастополе строят театр оперы и балета, который уже активно проводит свои мероприятия: балетные концерты, оперные вечера, и вот теперь — симфонические концерты.

— Как музыкальный мир следит за становлением в Севастополе нового театра оперы и балета?

— О Севастопольском театре оперы и балета все говорят. Любой новый открытый театр в России вызывает только одобрение, потому что мы понимаем, что появляется зал, в котором публика сможет приобщаться к опере, балету, и что культурная жизнь страны будет только развиваться. У меня нет сомнений, что у жителей Севастополя сформируется громадный интерес к театру оперы и балета, когда он заработает на полную мощь.

Напомним, симфонические концерты пройдут на сцене театра имени Луначарского. Первый — «Чайковский и Брамс: безмятежная радостность» — состоится 17 сентября, второй — «Чайковский и Дворжак: народный дух» — 18 сентября. Билеты уже в продаже, они также доступны по «Пушкинской карте».

Сергей Абрамов

Фото из архива Гайка Казаняна

2239
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
0
Еще нет голосов

Обсуждение (16)

Profile picture for user Paganel
5783
Paganel

О Севастопольском театре оперы и балета все говорят

А об очистных - все забыли резко?

Profile picture for user Алексей Процко
6007
Алексей Процко

К тексту и мыслям музыканта претензий нет. Отмечу только, что я, если и говорю о будущем театре оперы и балета, то только в уничижительной форме и проклинаю к чёртовой матери. Севастопольцы проголосовали не за это. Для меня кусок этой территории вообще больше не существует. И я никогда туда не пойду. Кто имеет другое мнение - имеет право, конечно же, но ко мне не подходить на эту тему и лучше вообще забыть.

Первый мой вопрос: как ты относишься к самому факту ИГНОРИРОВАНИЯ РЕШЕНИЯ ЛЮДЕЙ, и принимаешь ли нового стеклобетонного дебильчика на мысе Хрустальный?

Если тебе плевать, и если ты принимаешь это надругательство над мнением людей - сразу - "до свидания". Никаких дел.

Profile picture for user Город русских моряков
1904
Город русских …

Алексей, категорически согласен с вами и присоединяюсь.

Profile picture for user Бара-Буль
833
Бара-Буль

А.Процко

ко мне не подходить на эту тему и лучше вообще забыть.

Ну и не комментировали бы. 

Profile picture for user stephenson
142
stephenson

Да,не оскудевает земля севастопольская оригиналами...Один разговор о музыке сводит к очистным,другой-землю ест,клянётся,что ноги его не будет в оперном театре,проклиная его(театр)самыми страшными словами,третий к вышеизложенному проклятию категорически присоединяется...Господа,не позорьтесь,не обнажайте так открыто свою ограниченность и недалёкость.А впрочем пишите,дабы "дурь каждого видна была",как говорил Пётр Великий,

Profile picture for user Маклюра
2665
Маклюра

А как обстановка с онкоцентром и больницей скорой помощи? В мире по статистике всего 6-7% любителей балета! Для кого строится вся эта хрень?!

Profile picture for user Алексей Процко
6007
Алексей Процко

Неть, дорогой товарищ. Если всё бы было как вы говорите - тема называлась бы "Отличие русской школы скрипки от западной" (и в таком духе), т.е. на строго музыкальную тему. Здесь же в заголовке - САМА ПРОВОКАЦИЯ. И она, пусть и не была специально высказана уважаемым музыкантом, он не при чём вообще - это название по какой-то причине НЕ ЗРЯ было вытащено из контекста, и вставлено в заголовок.

Т.е. ДЕ-ФАКТО заявлена не музыкальная тема, а то, что эту оперную уродину тут все обождались прям, сил нет.

 

С удовольствием схожу на этого скрипача в ДОФ. Или во Дворец культуры рыбаков. Или в театр им.Луначарского.

Но в предполагаемом новом здании я НИКОГДА не появлюсь. Обходить буду стороной.

to stephenson:  

Profile picture for user кэт
9487
кэт

Дорогие комментаторы. Очень уважаю ваши пылающие сердца и разделяю справедливые упрёки. Но. Все комментарии, не касающиеся искусства и прямого отношения к содержанию интервью/текстам об искусстве, будут удаляться.



Музыканты, актёры, цеха, художники не имеют никакого отношения к нашим претензиям в адрес "центров принятия решений" строительной тематики. Они такие же, как вы, трепетные люди, им редко достаётся внимание прессы, и им больно вместо живого интереса читать наши рассуждения на совершенно иную тему, адресованные совершенно другим персонам.



Минусуйте на здоровье, но разговор отныне под публикациями из мира искусства - только об искусстве. Кому нечего сказать об искусстве -  проходим, ждём "своих" публикаций.

Profile picture for user Алексей Процко
6007
Алексей Процко

Хорошо. Но тогда и заголовоком не надо нас щекотать!  Прочти ещё раз мой комментарий выше твоего. Заголовок на тему музыки где?

Дорогие комментаторы. Очень уважаю ваши пылающие сердца и разделяю справедливые упрёки. Но. Все комментарии, не касающиеся искусства и прямого отношения к содержанию интервью/текстам об искусстве, будут удаляться.Музыканты, актёры, цеха, художники не имеют никакого отношения к нашим претензиям в адрес "центров принятия решений" строительной тематики. Они такие же, как вы, трепетные люди, им редко достаётся внимание прессы, и им больно вместо живого интереса читать наши рассуждения на совершенно иную тему, адресованные совершенно другим персонам.Минусуйте на здоровье, но разговор отныне под публикациями из мира искусства - только об искусстве. Кому нечего сказать об искусстве -  проходим, ждём "своих" публикаций.

 

Profile picture for user кэт
9487
кэт

to Алексей Процко:  Наверное, ты прав. Но и ты подумай о прямом смысле слов заголовка, о той реальности, как её видят люди, не знакомые с нашей внутренней проблематикой, а сосредоточенные на театре оперы и балета только как на новом доме. Как-то так.

Profile picture for user Warior
29
Warior

 

Да,не оскудевает земля севастопольская оригиналами...Один разговор о музыке сводит к очистным,другой-землю ест,клянётся,что ноги его не будет в оперном театре,проклиная его(театр)самыми страшными словами,третий к вышеизложенному проклятию категорически присоединяется...Господа,не позорьтесь,не обнажайте так открыто свою ограниченность и недалёкость.А впрочем пишите,дабы "дурь каждого видна была",как говорил Пётр Великий,

 Меня задела цитата из новой песни Кинчева:

"Взрыв, потому что русским нигде не осталось земли."

Profile picture for user komandor
6611
komandor

to кэт:  Гастролирующие люди искусства просто культурные и воспитанные люди, потому и не хаят наш "культурный кластер". Что они думают на самом деле посторонним не скажут.

А на самом деле, к примеру, в тройке лучших балетных училищ раньше учителя говорили ученикам: "будешь плохо заниматься - поедешь танцевать в Самару" (вот не знаю я, что там в Самаре такого печального с балетом), теперь угрожают "для таких как вы Севастопольский строится" . Это только в официальных речах "от Москвы и до Находки" Севастопольскому все безумно рады.

Profile picture for user Бара-Буль
833
Бара-Буль

to komandor:  Вас почитать, то все мои речи официальны.

Profile picture for user Живу в Севастополе
3744
Живу в Севастополе

А разве его уже построили? 

Profile picture for user Устроительница
1592
Устроительница

Оба моих комментария удалены. biggrinСуть их, думаю, ясна. 

 

Profile picture for user ЗлойМодер
432
ЗлойМодер

to Устроительница:  

 

Оба моих комментария удалены. Суть их, думаю, ясна.  

Их суть претендовала на бан, за оффтопик, с сопутствующим  удалением поста.

Вы что предпочитаете - одно или оба наказания?

Не рекомендую обсуждать действия администратора и модератора портала.ok

Главное за день

Крымчане обеспечены жильём хуже жителей других регионов России

В неблагоустроенных квартирах и домах живёт треть населения.
18:20
1
399

1000 дней СВО: мир остановился в шаге от ядерной войны?

Генералы и политики по-разному ответили на вопрос: «Что нас ждёт впереди?».
16:28
0
2008

На пожаре в Севастополе спасли больше двух десятков человек, включая ребёнка

Специалисты МЧС продолжают тушение пожара и оказывают помощь эвакуированным.
08:43
7
6391

Поучительная севастопольская история про чужую землю, жажду наживы и нотариальные услуги

ForPost продолжает рассказывать о схеме по отчуждению земли уязвимых граждан.
20:00
17
4207

Как один ремонт погрузил всю крымскую столицу в пробки

Для решения проблемы нужны радикальные меры.
18:14
0
2001