Уже скоро для жителей Севастополя (17 и 18 сентября) впервые с истории города выступит блистательный Академический симфонический оркестр Московской филармонии под руководством его бессменного художественного руководителя и главного дирижёра (с 1998 года), народного артиста СССР, профессора Юрия Ивановича Симонова.
Во второй день симфонического «турне» солистом в концерте «Чайковский и Дворжак: народный дух» будет скрипач Гайк Казазян.
Специально для ForPost лауреат престижных конкурсов Гайк Казазян рассказал о своём отношении к музыке, о русских корнях американской скрипичной школы и внимании музыкального мира к Севастополю.
— Гайк, какая ваша внутренняя сверхзадача как музыканта?
— Для настоящего музыканта, который себе ставит сверхзадачу, самое главное — реализовать замысел композитора и произведения, которое исполняется. Это, пожалуй, самая главная цель. И каждый выдающийся исполнитель подключает в этот процесс свою индивидуальность, окрашивает музыку нужным эмоциональным фоном, при этом я стараюсь не нарушать замысел автора произведения — композитора.
— В каких произведениях лучше всего получается показать себя?
— В произведениях романтической эпохи, например, в концерте Чайковского. Я его очень часто играю и, конечно, стараюсь передавать тот фон и замысел, который вложил Пётр Ильич. При этом я показываю своё видение этого произведения, исполняя его ярко, виртуозно, эмоционально.
Другой пример — произведения классиков. Моцарта, Бетховена… Их стиль настолько самобытен и гениален, что сложно что-либо «добавить» от себя. В их произведениях очень важно исполнять максимально намерения автора.
— Почему скрипке принадлежит первенство в симфоническом оркестре?
— Скрипке обычно принадлежит ведущий мелодический голос. Хотя это не всегда так. Насчёт того, в каких произведениях и насколько группа скрипок играет более важную и ведущую роль, скорее вопрос к дирижёрам, так как они в курсе всех подробностей симфонических произведений.
— Кто был первым дирижёром, с кем вы работали в оркестре в качестве солиста?
— Такие вещи не забываются. Мне было 11 лет, и даже помню произведение, которое исполнял с оркестром. Это были «Цыганские напевы» Сарасате и концерт Мендельсона ми-минор. А дирижёром был главный дирижёр филармонического оркестра Армении Лорис Чкнаворян. Когда 11-летний ребёнок играет с оркестром, у него задача всё правильно сыграть, быть вместе с оркестром в ансамбле.
Одно дело, когда ребёнок играет с аккомпанементом фортепиано, а другое дело — когда первый раз в жизни с оркестром. Это совершенно разные вещи. И даже студенты консерватории, которые или никогда не играли с оркестром, или которые мало играли, не всегда понимают, какое взаимодействие с дирижёром надо находить. Конечно, мне 11-летнему тогда очень помогал справиться с этой задачей мой педагог Левон Зорян. Идеальный дирижёр позволяет солисту показывать свою индивидуальность и мастерство, но в рамках произведений.
— Юрий Симонов, с которым вы будете выступать с симфоническим оркестром в Севастополе, это такой дирижёр?
— Да, Юрий Иванович очень чуткий дирижёр, довольно строгий. Это прекрасные качества для дирижёра. Я с ним выступал неоднократно, и каждый раз это был концерт Чайковского. С Юрием Ивановичем, если что-то отрепетировано и обговорено, то так это и будет исполнено на концерте. И ты себя чувствуешь как за каменной стеной. Но если музыкант что-то не так делает на концерте, как репетировали, Юрий Иванович Симонов показывает своё абсолютно оправданное дирижёрское сопротивление.
— Для вас как для солиста играть в оркестре симфоническую музыку, оперную или балетную — это всё разные вещи?
— Для меня играть соло или играть в оркестре — абсолютно разные вещи. В сольной игре есть возможность показать свои возможности, свою фантазию, быть ведущим в произведении.
Играть соло в оркестровой музыке — это значит играть, например, такое сольное произведение для симфонического оркестра, как симфония Чайковского. Играть же оперу и балет с точки зрения симфонических произведений — это просто аккомпанировать певцам или артистам балета. Мне кажется, большинство скрипачей предпочтут играть именно в симфоническом оркестре, а не в оперном или балетном.
— Существует ли русская школа скрипки, чем она отличается от западной?
— Довольно непростой вопрос. Конечно, она существует. Попробую её охарактеризовать и сравнить с другими. Ярчайшими представителями русской или советской скрипичной школы, если мы берём последние 100 лет, являются Леонид Коган и Давид Ойстрах. Их исполнение отличает кристальная чистота и качество. В заложенной ими традиции очень ценилось качество технического исполнения, которое достигалось многочасовыми занятиями.
Я много бывал в разных странах как молодой музыкант и брал мастер-классы у разных зарубежных педагогов. Могу сказать, что я вижу явное техническое отличие наших скрипичных школ.
В советской-русской школе всегда играли «более крупными красками». Если техническим языком говорить, то исполняется всё большими смычками. А на Западе не всегда этому придаётся значение. Там эту «крупность» заменяют другими приёмами, иногда какой-то индивидуальностью исполнителя. Они считают, что не всегда обязательно играть крупными смычками.
— Верно ли, что американская школа вышла из русской школы?
— В середине XIX века в Санкт-Петербурге жили и работали великие виртуозы Вьетан и Венявский. Это были ярчайшие представители франко-бельгийской школы. Позднее в Санкт-Петербург приехал преподавать великий педагог Леопольд Ауэр. Он был также выдающимся концертмейстером великого оркестра Мариинского театра, а также выдающимся квартетистом. Как педагог он воспитал плеяду великих музыкантов-виртуозов: Яшу Хейфеца, Михаила Эльмана, Ефрема Цимбалиста и других, которые потом переехали в США. Таким образом, можно утверждать, что фундамент для развития выдающихся оркестров и солистов в США был заложен в России.
— Какое место в жизни России сегодня занимает классическая музыка?
— Судя по тому, какое количество музыкальных событий и мероприятий происходит в стране, могу сделать вывод, что — огромное. В этом большая заслуга Валерия Гергиева, который очень активно развивает музыкальную культуру в Санкт-Петербурге, где есть Мариинка-1, Мариинка-2 и Мариинка-3. И залы всегда переполнены.
Но не только там. Очень интересные музыкальные проекты реализуются и других городах: во Владивостоке, Владикавказе. Недавно в Калининграде открыли филиал Центральной музыкальной школы. Вот и в Севастополе строят театр оперы и балета, который уже активно проводит свои мероприятия: балетные концерты, оперные вечера, и вот теперь — симфонические концерты.
— Как музыкальный мир следит за становлением в Севастополе нового театра оперы и балета?
— О Севастопольском театре оперы и балета все говорят. Любой новый открытый театр в России вызывает только одобрение, потому что мы понимаем, что появляется зал, в котором публика сможет приобщаться к опере, балету, и что культурная жизнь страны будет только развиваться. У меня нет сомнений, что у жителей Севастополя сформируется громадный интерес к театру оперы и балета, когда он заработает на полную мощь.
Напомним, симфонические концерты пройдут на сцене театра имени Луначарского. Первый — «Чайковский и Брамс: безмятежная радостность» — состоится 17 сентября, второй — «Чайковский и Дворжак: народный дух» — 18 сентября. Билеты уже в продаже, они также доступны по «Пушкинской карте».
Сергей Абрамов
Фото из архива Гайка Казаняна
Обсуждение (16)
А об очистных - все забыли резко?
К тексту и мыслям музыканта претензий нет. Отмечу только, что я, если и говорю о будущем театре оперы и балета, то только в уничижительной форме и проклинаю к чёртовой матери. Севастопольцы проголосовали не за это. Для меня кусок этой территории вообще больше не существует. И я никогда туда не пойду. Кто имеет другое мнение - имеет право, конечно же, но ко мне не подходить на эту тему и лучше вообще забыть.
Первый мой вопрос: как ты относишься к самому факту ИГНОРИРОВАНИЯ РЕШЕНИЯ ЛЮДЕЙ, и принимаешь ли нового стеклобетонного дебильчика на мысе Хрустальный?
Если тебе плевать, и если ты принимаешь это надругательство над мнением людей - сразу - "до свидания". Никаких дел.
Алексей, категорически согласен с вами и присоединяюсь.
А.Процко
Ну и не комментировали бы.
Да,не оскудевает земля севастопольская оригиналами...Один разговор о музыке сводит к очистным,другой-землю ест,клянётся,что ноги его не будет в оперном театре,проклиная его(театр)самыми страшными словами,третий к вышеизложенному проклятию категорически присоединяется...Господа,не позорьтесь,не обнажайте так открыто свою ограниченность и недалёкость.А впрочем пишите,дабы "дурь каждого видна была",как говорил Пётр Великий,
А как обстановка с онкоцентром и больницей скорой помощи? В мире по статистике всего 6-7% любителей балета! Для кого строится вся эта хрень?!
Неть, дорогой товарищ. Если всё бы было как вы говорите - тема называлась бы "Отличие русской школы скрипки от западной" (и в таком духе), т.е. на строго музыкальную тему. Здесь же в заголовке - САМА ПРОВОКАЦИЯ. И она, пусть и не была специально высказана уважаемым музыкантом, он не при чём вообще - это название по какой-то причине НЕ ЗРЯ было вытащено из контекста, и вставлено в заголовок.
Т.е. ДЕ-ФАКТО заявлена не музыкальная тема, а то, что эту оперную уродину тут все обождались прям, сил нет.
С удовольствием схожу на этого скрипача в ДОФ. Или во Дворец культуры рыбаков. Или в театр им.Луначарского.
Но в предполагаемом новом здании я НИКОГДА не появлюсь. Обходить буду стороной.
to stephenson:
Дорогие комментаторы. Очень уважаю ваши пылающие сердца и разделяю справедливые упрёки. Но. Все комментарии, не касающиеся искусства и прямого отношения к содержанию интервью/текстам об искусстве, будут удаляться.
Музыканты, актёры, цеха, художники не имеют никакого отношения к нашим претензиям в адрес "центров принятия решений" строительной тематики. Они такие же, как вы, трепетные люди, им редко достаётся внимание прессы, и им больно вместо живого интереса читать наши рассуждения на совершенно иную тему, адресованные совершенно другим персонам.
Минусуйте на здоровье, но разговор отныне под публикациями из мира искусства - только об искусстве. Кому нечего сказать об искусстве - проходим, ждём "своих" публикаций.
Хорошо. Но тогда и заголовоком не надо нас щекотать! Прочти ещё раз мой комментарий выше твоего. Заголовок на тему музыки где?
to Алексей Процко: Наверное, ты прав. Но и ты подумай о прямом смысле слов заголовка, о той реальности, как её видят люди, не знакомые с нашей внутренней проблематикой, а сосредоточенные на театре оперы и балета только как на новом доме. Как-то так.
Меня задела цитата из новой песни Кинчева:
"Взрыв, потому что русским нигде не осталось земли."
to кэт: Гастролирующие люди искусства просто культурные и воспитанные люди, потому и не хаят наш "культурный кластер". Что они думают на самом деле посторонним не скажут.
А на самом деле, к примеру, в тройке лучших балетных училищ раньше учителя говорили ученикам: "будешь плохо заниматься - поедешь танцевать в Самару" (вот не знаю я, что там в Самаре такого печального с балетом), теперь угрожают "для таких как вы Севастопольский строится" . Это только в официальных речах "от Москвы и до Находки" Севастопольскому все безумно рады.
to komandor: Вас почитать, то все мои речи официальны.
А разве его уже построили?
Оба моих комментария удалены. Суть их, думаю, ясна.
to Устроительница:
Их суть претендовала на бан, за оффтопик, с сопутствующим удалением поста.
Вы что предпочитаете - одно или оба наказания?
Не рекомендую обсуждать действия администратора и модератора портала.