Севастополь

Севастополь соединил бурлящий XX век

Завершился двухлетний цикл лекций-концертов Севастопольской оперы.

Севастополь соединил бурлящий XX век

Бурлящий, наполненный трагическими и великими событиями XX век в полной мере прошёл сквозь Севастополь: крушение империй, две мировые войны, гражданское братоубийство, восстановление из руин города-крепости… Для каждого это время было своим. Бриттен, Свиридов, Шостакович, Фрид, Прокофьев, Дунаевский, Хренников, Гершвин — это далеко не полный список композиторов, которые, находясь в тех сложных жизненных обстоятельствах, стремились описать новую реальность России и мира, выделить главное и фундаментальное в большом историческом процессе.

Заключительный концерт Севастопольского театра оперы и балета из цикла «Оперные вечера», который был посвящён опере XX века, показал, что разговор с севастопольцами на эти темы языком музыки сегодня важен и востребован.

Режиссёр оперного вечера Эдем Ибраимов поделился, что об идее раскрыть важнейшую для России тему войны и героического подвига он задумался после интервью ForPost.

«Действительно, это интервью меня подтолкнуло. Так родилась тематика войны в нашем концерте, которая начинается арией Кутузова, а также дуэтом Сони и Наташи из оперы Сергея Прокофьева „Война и мир”. Затем звучит фрагмент оперы „Дневник Анны Франк” Григория Фрида. Закрывает прокофьевский цикл „Повесть о настоящем человеке” про подвиг Алексея Мересьева, а саму военную тематику — романс Женьки Комельковой из оперы Кирилла Молчанова „Зори здесь тихие”, — рассказал Эдем Ибраимов.

Песню про Петера из оперы «Дневник Анны Франк» исполнила сопрано Александра Наношкина (солистка Камерной сцены им. Б.А. Покровского Большого театра). Севастопольская публика хорошо помнит эту певицу по мощному красивому голосу, например, в арии Норины из оперы «Дон Паскуале» Гаэтано Доницетти в концерте, посвящённом итальянскому оперному театру XIX века. Исполняя оперу XX века, Александра Наношкина тоже порадовала зрителей фантастическим диапазоном своего голоса: весёлым в арии Роуэн из оперы «Маленький трубочист» Бриттена; одухотворённым в песенке Пепитты из оперетты «Вольный ветер» Исаака Дунаевского; мудрым в дуэте «Pie Jesu» из Реквиема Эндрю Ллойд Уэббера.

В исполнении же «Дневника Анны Франк», как показалось, был весь внутренний мир Александры Наношкиной и её личное отношение к истории, лёгшей в основу монооперы Фрида. Чтобы ответить на вопрос о том, как оперным искусством передать страдания 13-летней Анны Франк, у которой немецкие фашисты отняли родителей, которая нескончаемо долго пряталась от гестаповцев, и как в этой реальности увидеть волю к жизни — необходимо слушать одноимённую оперу в исполнении Александры Наношкиной. Удивительно, что в Советском Союзе эту оперу отечественного композитора долго не исполняли, а вот на Западе — приняли активно. Севастопольцам посчастливилось познакомиться только с одной песней из этого произведения. В полной же версии певица исполняет оперу «Дневник Анны Франк. Белая роза» на Камерной сцене им. Б.А. Покровского Большого театра.

Исполнение оперы Фрида, конечно, требует нашего внимательного последующего изучения творчества композитора. Григорий Самуилович Фрид прожил долгую насыщенную жизнь, внеся громадный вклад в развитие советской и мировой музыки. Как писала искусствовед Анжелика Огарёва в журнале «Семь искусств», Фрид был автором книг о русской классической музыке, работал музыкальным журналистом, музыковедом. У него дома гостили Горький, Волошин, Луначарский. Фрид спорил с властью, пропагандировал музыку молодых композиторов, таких как Шнитке (сейчас в Большом театре поставлен балет «Мастер и Маргарита» на его музыку), больше двух десятков раз был арестован. Много ли мы сегодня знаем о музыке Григория Фрида?

Автор идеи лекций-концертов Мария Уварова рассказала, что, с одной стороны, была задача в 28 произведениях показать развитие оперного искусства в XX веке со всей его противоречивостью; с другой — показать зрителям абсолютных классиков эпохи: Прокофьева, Шостаковича, Бриттена, Бернстайна, Гершвина, а также их малоизвестные произведения. А с третьей — дать возможность публике самой понять, какие композиторы им ближе по духу и сердцу.

«Многие из наших зрителей жили в 60–70-х годах XX века. И для нас было важно самим понять и показать публике, как в тот же самый момент наши современники видели развитие музыки, какими глазами они смотрели на этот мир. И этот разнообразный взгляд поможет любому зрителю понять, что ему близко и созвучно», — считает Мария Уварова.

Таким образом и возникает рост искреннего интереса к оперной музыке и музыкальному искусству. Так в итоге развивается и популяризируется культура и музыка — которая как никакой другой вид искусства возвышает над обыденной жизнью.

Как раз ощущение возвышенности, причём советского разлива, осталось после дуэта Вавы и Дребеднёва из оперетты Дмитрия Шостаковича «Москва, Черёмушки» в исполнении Александры Наношкиной и баритона Антона Зараева (солист оперы МАМТ). Хотя для Антона Зараева — человека очень вдумчивого и ответственного — музыка XX века — про глубокие переживания, эстетически не всегда красивая, откровенная, местами опасная, как оголённый электрический провод, иногда — безудержно весёлая и патетичная.

Особенно в исполнении Зараева запомнились «Отчалившая Русь» Георгия Свиридова, «Второе письмо Алексея Мересьева» из «Повести о настоящем человеке» Сергея Прокофьева и упомянутая выше ария Кутузова из оперы Прокофьева «Война и мир». К слову, дуэт Сони и Наташи из этой же оперы исполнили Александра Наношкина и меццо-сопрано Анна Семенюк (солистка Камерной сцены им. Б.А. Покровского Большого театра). И если в этом произведении Семенюк была очень лиричной, то в песне «Весна идёт» из кинофильма «Весна» на музыку Исаака Дунаевского её голос излучал бесконечную радость и молодость. И таким же эмоциональным было её исполнение романса Женьки Комельковой из оперы Кирилла Молчанова «Зори здесь тихие», не оставившее в зрительном зале сухих глаз.

Песня Володи Гаврилова из оперы Родиона Щедрина «Не только любовь» в исполнении тенора Антона Попова (солист Камерной сцены им. Б.А. Покровского Большого театра), которой открывалась длинная русская страница вечера-концерта, — важный акцент в развитии отечественной музыки. Вряд ли эта опера пригодна для домашнего прослушивания, хотя музыковеды считают её лирической. Для меня же, как для непрофессионального слушателя, в ней проявлен зарождающийся дух русского авангарда — начала XX века, хотя Щедрин, которому в этом году исполнится 91 год, писал её в середине века.

Авторы концерта не обошли стороной и джаз — как одно из главных направлений в музыке, возникших в XX веке, исполняемое и на оперных сценах. Так, в «Колыбельной Клары» из знаменитой оперы Джорджа Гершвина «Порги и Бесс» солисты постарались объединить различные вариации исполнения джаза. Александра Наношкина пела в классической оперной манере, Анна Семенюк — в традиции и джаза с микрофоном, а Эдем Ибраимов добавил огонька партией на кларнете.

К появлению в мизансценах оперных вечеров режиссёра цикла концертов Эдема Ибраимова севастопольская публика уже привыкла. В девятом концерте Эдем даже пел небольшие партии в ансамблях по просьбе коллег-певцов. Но появление на сцене баритона Эдема Ибраимова стало настоящим подарком и первым сольным выступлением после завершения им карьеры певца в 2018 году.

Сольно Эдем Ибраимов исполнил известнейшую песню «Be my love» из кинофильма «Любимец Нового Орлеана», песню Порги из оперы «Порги и Бесс» Гершвина, и ставшую самой весёлой в программе вечера сцену из оперы Дмитрия Шостаковича «Антиформалистический раёк». Режиссёр-исполнитель не только с помощью реквизита менял облик персонажей — высших партийных советских работников, но и под стать их карикатурным образам трансформировал голос и манеру пения. Сегодня на исходе первой четверти XXI века это вызывает только смех и радость. Но когда Шостакович писал эту музыку, будучи обвинённым вместе с другими крупными композиторами в формализме (что сегодня сродни статусу иноагента), музыкантам было не очень весело.

Таким трагическим, сотрясающим и окрыляющих был XX век, породивший фантастическую русскую музыку и оперу. Этот пласт культуры мы осмысливаем сегодня, находясь в XXI веке и во многом продолжая распутывать узлы противоречий, завязанные тогда.

***

К слову, уже 8 ноября Севастопольский театр оперы и балета зовёт публику на концерт камерной музыки, который пройдёт на сцене СЦКИ в 19:00. Это будут произведения, написанные композиторами для небольшого коллектива музыкантов. Нашими выдающимися современниками — заслуженным артистом России Александром Гиндиным (фортепьяно), лауреатами большого количества международных конкурсов Гайком Казазяном (скрипка) и Александром Раммом (виолончель) — будут представлены трио, дуэты и инструментальные соло, написанные композиторами разных стран и эпох: прозвучит и соната для виолончели и фортепиано ля минор Эдварда Грига, «Баркарола» Рахманинова, соната для скрипки и клавира № 1 Баха и другие совершенные по форме музыкальные произведения.

Сергей Абрамов

Фото Олега Черноуса

1458
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
Еще нет голосов

Обсуждение (4)

Profile picture for user Тина Севастополь
8762

Как жаль, что закончился этот цикл лекций-концертов. Хочется продолжения. Что нам предложат в следующем году? 

Profile picture for user Salieri
50

Кстати, действительно, хорошая идея со стороны организаторов в Севастополе рассказывать об искусстве через историю войн и побед русского оружия, что городу-герою ментально близко.

Цикл хороший. Он завершен. Дальше, уверен, будет-то новое и интересное.

Profile picture for user Salieri
50

Вроде обещали конценты, посвященные отдельным оперным композиторам.

Как жаль, что закончился этот цикл лекций-концертов. Хочется продолжения. Что нам предложат в следующем году? 

 

Profile picture for user Роза64
16

К большому сожалению не была на всех вечерах лекций-концертов, но этот заключительный вечер очень впечатлил, как всё здорово продумано, и то что перед выходом артистов рассказывалось о произведении и его авторе, произвело такой эффект, что раньше слышала, теперь воспринималось по другому. На самом деле это очень важно знать историю написания произведения, тогда получается, что ты как будто пришёл в гости к старому другу. Очень жаль, что этот вечер завершил цикл данных концертов, но надеюсь автор этой идеи нас порадует ещё не один раз, а за те труды которые были приложены к созданию таких чудесных вечеров, хочется сказать всем большое при большое спасибо! Счастья, удачи, вдохновения! И надеюсь до скорой встречи. 

Главное за день

«Сбивать их мы можем». Военные эксперты — об ударах по Крыму ракетами ATACMS

Что означает сбитие ракет, про поставки которых на Украину так много говорили.
10:23
3
738

Спортсменка из Севастополя стала чемпионом Европы

Елена Гапешина рада, что золотая медаль поедет в родной город.
11:06
3
2577

Над братской могилой освободителей Севастополя вознесся башенный кран

За время судов строительные планы выросли до 10 этажей?
09:00
15
5058

На каждого жителя Севастополя в Генплане отвели 16 кв. м зеленых насаждений

В процессе доработки проекта территории зеленых зон были увеличены.
20:01
18
1867

В Севастополе оценили потери граждан от атак ВСУ

Пока на компенсации выделено более 2 миллионов, но это не финал.
16:04
7
2915