Россия Россия

Как россияне ушли за покупками в интернет и как возник «эффект Севастополя»

Ни один регион и рядом не стоял по столь взрывному росту онлайн-продаж.

В России доля продаж продовольственных и непродовольственных товаров через интернет — в общем объёме оборота розничной торговли — увеличилась в восемь раз за восемь лет*.

Если в 2014 году доля таких продаж была 0,7%, то за девять месяцев 2022 года — 5,6%. И это в период спада: после первой половины 2022-го показатель был 5,7%, а после первых трёх месяцев 2022-го — 5,9%.

Увеличение интернет-продаж резко началось в 2020 году, серьёзно продолжилось в 2021-м и замедлилось в 2022 году.

интернет продажи россия

Здесь и далее — инфографика ForPost

Альтернативные данные о доле интернет-продаж в России — у Артемия Самохвалова, эксперта по электронной коммерции, продавца на маркетплейсах. По его информации, в 2021-м этот показатель был на уровне 11%, в 2022-м — 13%.

Читайте также: Беги, хватай: как паника разгоняет цены и как избежать ажиотажных покупок

Революционный прорыв

Взрывное увеличение интернет-продаж в РФ вызвали пандемия коронавируса и общий экономический спад. На это обратили внимание исследователи онлайн-торговли, с материалами которых мы ознакомились, и опрошенные нами эксперты.

«Режим самоизоляции оказал существенное влияние на жизнь рядового гражданина нашей необъятной родины, включая ежедневные расходы. Никто из нас не сталкивался с подобной ситуацией ранее, и поэтому первое время после объявления самоизоляции многие граждане продолжали жить в прежнем режиме, в надежде, что это скоро закончится.

С одной стороны, переход на домашний режим позволил существенно сэкономить на ГСМ и транспортных расходах до работы и обратно, уплате ежемесячных взносов за школу и детские сады, посещении кафе и ресторанов. Но, с другой стороны, наметился повышенный расход семейного бюджета на продукты питания. Большая часть населения стала приобретать продукты питания, одежду и другие предметы первой необходимости в интернет-магазинах», — отметил финансовый консультант Владислав Осадчий [1].

Эксперт по электронной коммерции, продавец на маркетплейсах Артемий Самохвалов придерживается такого же мнения:

«Пандемия приучила россиян не только сидеть дома, но и активно пользоваться онлайновыми магазинами. Статистика прошедших нескольких лет показывает не просто рост оборота всевозможных маркетплейсов, а настоящий взрыв популярности электронной коммерции».

По его данным, в 2021 году оборот интернет-продаж розничной торговли был на 50% больше, чем в 2020-м, и составил 4 трлн руб., а в 2022-м — на 30% больше, чем в 2021-м, и превысил 5,2 трлн руб.

Увеличение продаж через интернет привело к сбоям в работе ритейлеров, перешедших на онлайн-обслуживание покупателей. Торговые сети перестали справляться со значительно выросшими заказами, из-за чего время доставки товаров на дом выросло в несколько раз [2].

Как отметили эксперты, рынок онлайн-продаж начал живо и повсеместно развиваться в России около десяти лет назад, но в активную фазу вступил в последние несколько лет [3].

Если бы не было пандемии, эволюция розничной торговли шла бы медленнее, ковид же «ускорил» процесс до революционного прорыва. Магазины, быстро перешедшие на онлайн-обслуживание с доставкой или самовывозом товаров, выжили и увеличили рост продаж. А те, кто проигнорировали вызов времени, не освоили новые технологии или посчитали их слишком дорогими, закрылись [4].

Российский рынок интернет-торговли — один из самых динамично развивающихся в мире, подчеркнули экономисты.

Читайте по теме: Как россиян захотели отправить за алкоголем на «101-й километр»

Где больше интернет-продаж

В 2019–2022 годах формировался пул регионов с самыми высокими долями интернет-продаж в розничной торговле.

По итогам девяти месяцев 2022-го в пул вошли:

интернет продажи регионы лидеры

По итогам 2021 года это были:

интернет продажи торговля регионы 2021

По итогам 2020-го:

интернет продажи торговля регионы 2020

По итогам 2019 года:

интернет продажи регионы лидеры 2019

Читайте ещё: Так и не дошли до Крыма: почему в России массово закрываются гипермаркеты

Битва федерального значения

Если говорить о городах федерального значения, в 2019 году на первом месте был Санкт-Петербург, за ним — Москва, после неё — Севастополь.

В 2020-м вперёд вышла Москва, за ней — Севастополь, после него — Санкт-Петербург. 

В 2021 году на первом месте был Севастополь, на втором — Москва, на третьем — Санкт-Петербург.

За девять месяцев 2022-го на первом месте — с большим отрывом — Санкт-Петербург, потом Москва и замыкает Севастополь.

«Сейчас интернет-рынок стал общероссийским, подавляющее большинство игроков предоставляет свои услуги по всей стране. Однако пока наблюдается разный уровень вовлечённости. Ожидаемо лидируют Москва и Санкт-Петербург. Любопытно, что в 2022 году столица уступила первое место по онлайн-выручке Питеру.

Сказалось несколько факторов: на Неве наладили логистику, по современности опережающую другие регионы, — построили новые логистические центры, открыли множество пунктов выдачи заказов. Второй фактор — не столь радужный — петербуржцы тщательнее ищут, где дешевле, а электронная торговля предлагает для этого все инструменты. Ну и погода, конечно! Идти в магазин в «обычный серый питерский вечер» совсем не хочется», — считает эксперт по электронной коммерции, продавец на маркетплейсах Артемий Самохвалов, .

Читайте также: Почему 2023 год в России станет годом «магазинов для бедных»?

Стремительный Севастополь

Сравнив показатели всех регионов России, мы отметили возникший «эффект Севастополя».

Этот город федерального значения единственный среди всех субъектов РФ показал взрывной рост интернет-продаж в розничной торговле. С 2018 по 2021 год они увеличились в 104 раза.

Если в 2018 году этот показатель был лишь 0,1%, то в 2019-м — 2,9, в 2020 году — уже 7,8%, в 2021-м — 10,4%. Ни один другой регион рядом не стоит по столь стремительному увеличению онлайн-продаж в это время.

Об этом же эффекте можно сказать в отношении периода с 2018 года по сентябрь 2022 года. За это время в Севастополе доля продаж через интернет увеличилась в 77 раз — до 7,7%.

Читайте по теме: Посредничество vs производство: Куда движется рынок Севастополя?

Что помогает онлайн-продажам

На развитие онлайн-торговли, по мнению исследователей, влияют такие факторы:

  • процент населения с интернетом, цифровая грамотность;
  • доля населения от 15 лет и старше, доля трудоспособного населения;
  • плотность населения;
  • наличие собственного сегмента интернета;
  • активное внедрение информационных технологий;
  • ориентация компаний на нужды конкретного потребителя;
  • формирование у людей новых потребительских установок и предпочтений;
  • низкие цены, более выгодные условия покупок и экономия времени;
  • появление на рынке онлайн-продаж новых крупных игроков, рост конкуренции, улучшение логистики;
  • государственные меры для регулирования и совершенствования онлайн-торговли;
  • транспортная доступность [5], [6], [7], [8], [9].

То, что на развитие может повлиять появление, например, в регионе собственного маркетплейса (так, в Татарстане активно работает KazanExpress), подтвердил Артур Хакунов, операционный директор фулфилмент-оператора TEAM DEAM.

«Региональный маркетплейс может активно начать работать, подтягивая к делу инфраструктуру: селлеров, зарабатывающих на рынке, фулфилмент-операторов, складирующих товары, доставку как до складов маркетплейса, так и до потребителя, системы постаматов и пунктов выдачи заказов. Это огромное количество людей плюс члены их семей, друзья и так далее. Целая сеть — все они общаются, получают товары. Кроме того, доставка товаров ускоряется: ждать можно меньше — людям интереснее. В итоге: через год доля онлайн-продаж вырастает на порядок.

Либо маркетплейсы могут открыть крупный склад в регионе, за счёт чего срок доставки уменьшается, а рост доли интернет-продаж идёт», — сказал Хакунов.

Классическими причинами влияния на склонность к онлайн-покупкам относятся комфорт, экономия времени, сил и денег, безопасность и гарантии, наличие рекомендаций и отзывов, сервис, анонимность, добавил Артемий Самохвалов:

«Если что-то из этого списка меняет свои характеристики, то следом последует изменение соотношения долей традиционных и онлайн-продаж. Поэтому картина покупательской активности в Сети может разниться даже в соседних областях. Как уже говорил, Санкт-Петербург в 2022 году вырвался в лидеры благодаря в том числе улучшению логистики. Резко увеличились показатели в Краснодарском крае, где также открыты новые сортировочные центры. А вот консервативный Кавказ пока не слишком доверяет картинкам в мониторе».

По его информации, подавляющее большинство онлайн-покупок россиян — электроника и бытовая техника, мебель и товары для дома, одежда и обувь, продукты питания, товары для красоты и здоровья.

Читайте ещё: В Минпромторге предупредили о наплыве контрафактных товаров на популярные маркетплейсы

Всё ещё будет

Исследователи рынка онлайн-продаж отметили, что электронная торговля в России будет значительно, если не стремительно расти. По мнению одних, до 2025 года [10]. По мнению других, до 2026-го [3].

В 2023-м тенденция роста продаж через интернет в РФ продолжится, уверен Артур Хакунов, операционный директор фулфилмент-оператора TEAM DEAM. Так как, пояснил он, возможности роста электронной торговли только развиваются: в регионах, в дальних районах маркетплейсы — одна из немногих возможностей получить качественный товар по почте, да и недорого, а местная розница не отвечает современным потребностям.

Прогноз на 2023 год: доля интернет-продаж в розничной торговле составит 16%, сказал эксперт по электронной коммерции Артемий Самохвалов. И добавил: согласно аналитическим данным, она будет увеличиваться на два процента ежегодно, то есть к 2025 году каждый пятый рубль в розничной торговле будет потрачен онлайн.

Однако, обратили внимание одни эксперты, препятствие развитию онлайн-продаж — ментальные особенности россиян. Многие не готовы отказаться от походов в традиционные магазины и перейти на интернет-покупки, им важен физический контакт для укрепления доверия к товару и производителю [7].

Другие эксперты обратили внимание на иные препятствия: на проблему безопасности финансовых сделок в интернете: многочисленные мошенничества, кража данных банковских карт, невозможность отследить конечного потребителя [5]; на зависимость Рунета от руководства государства, а онлайн-бизнеса — от существования интернета; на постоянную тягу человека — существа социального — к людям реального мира и живому общению [11].

Читайте также: Дальше некуда: что сейчас сдерживает рост цен в России

Алексей Лохвицкий

*Здесь и по тексту, где не указан иной источник, приведены данные Росстата

  1. Осадчий В. В. Воздействие COVID-19 на благосостояние российских хозяйств // Индустриальная экономика. №5, том 2, 2021.
  2. Щепина С. В. Развитие существующих и альтернативных форматов торговли сетевого ритейла в условиях пандемии // Baikal Research Journal. — 2021. — Т. 12, №2.
  3. Щиголев В. А. Динамика развития рынка доставки продуктов и товаров народного потребления за последние три года // Вестник РЭУ им. Г. В. Плеханова. 2021. Том 18. №1 (115).
  4. Ивашкин М. В., Червова Н. В. Формирование инновационных логистических каналов доставки товаров розничным покупателям // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2022.
  5. Широкова А. Е. Мировые тренды электронной коммерции в России: проблемы имплементации и пути решения // Российский внешнеэкономический вестник. 9 — 2021.
  6. Гончарук И. В. Обзор исследований о влиянии пандемии COVID-19 на развитие мировой и российской электронной торговли // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2021. №1 (94).
  7. Дементьева И. Н., Шэн Фанфу (2022). Розничная онлайн-торговля в Китае и России: состояние и перспективы развития // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. Т. 15. №4.
  8. Худякова Т. А., Шмидт С. А. Анализ влияния информационных технологий на развитие интернет-торговли // Вестник ЮУрГУ. Серия «Экономика и менеджмент». 2022. Т. 16, №2.
  9. Гурова Т. И. Электронная коммерция: проблемы и перспективы развития // Вестник РМАТ 31. 2021.
  10. Чхутиашвили Л. В., Чхутиашвили Н. В. Развитие электронной коммерции в России // Общество, экономика, управление. 2021. Том 6, №2.
  11. Беспрозванная Л. Г., Манина Е. А. Есть ли будущее у виртуальной торговли // Экономика и бизнес: теория и практика. №7 (77), 2021.
2101
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
0
Еще нет голосов

Обсуждение (3)

Profile picture for user ulogin_mailru_919787742112119086
6647
d dd

         пожалуй единственный способ купить чуть дешевле,хотя если скажем по той же аптеке сравнить по цене Москву и Севастополь то видно,что доставка на покупателе.Так сказать надбавка за отдаленный тупичок.

      Ну и помним, кто так и не работает с регионом,  поддерживает рестрикции партнеров.

Profile picture for user Serggio
23877
Serggio

Cвято место пусто не бывает. Крупные торговые компании так и не признали Крым и Севастополь российскими, и вместо них зашли торговые интернет-площадки. Если они сохранят все свои выгодные отличия: бесплатную доставку, возможность быстрого возврата если товар не подошел, цены, которые чаще всего такие же, как и в обычных магазинах, но нередко дешевле, и т.д., то скоро этим торговым компаниям здесь делать будет вообще нечего.

Profile picture for user Расенов
763
Расенов

Всё верно, если магазины Севастополя предлагают товар по цене 3 т.р., а на ВБ он продаётся за 1,7 т.р. . то где его купят ? ))

Главное за день

Мазут разломавшихся в Черном море танкеров добрался до Керчи

В Керчи введен режим ЧС муниципального характера.
20:39
5
1614

Севастопольскому аквариуму помогают только обычные люди

Власти и бизнес от проблемы отстранились.
20:04
9
2755

В Севастополе ковш экскаватора тонко намекнул жильцам дома о выселении

Снос двухэтажки у культурного кластера начался, а жильцы из него до сих пор не выехали.
16:02
30
4993