Магазины у дома и продовольственные рынки вновь в тренде. Об этом можно судить по ситуации, складывающейся на рынке ритейла: федеральные торговые сети стали массово закрывать гипермаркеты либо переформатировать их под онлайн-торговлю.
О том, стоит ли ждать роста цен и появления федеральных торговых сетей в Крыму, — в материале ForPost.
Почему «Ашан» всё?
На прошлой неделе стало известно, что «Ашан Ритейл Россия» принял решение о закрытии 17 супермаркетов. Ранее российская компания розничной торговли X5 Retail Group отказалась от формата «Карусель». Скорее всего, эти супермаркеты закроют, так как они не выдерживают конкуренции с магазинами у дома и продовольственными рынками. По оценке экспертов, сейчас в стране 1100 гипермаркетов. Возможно, их количество сократится примерно на 50, сообщает «Российская газета».
«Последние годы «Карусель» сильно проигрывала магазинам у дома. Они (собственники) давно приняли решение распрощаться с «Каруселями». Сначала X5 хотела продать их, чтобы затем арендовать торговые площади у нового собственника. Этот план не был претворён в жизнь, так как не нашлось человека, который захотел бы купить эти магазины как недвижимость. Поэтому собственники «Карусели» пошли по другому пути: какие-то магазины они переформатируют под «Перекрёстки», какие-то закроют», — сообщил корреспонденту ForPost председатель правления Российской ассоциации экспертов рынка ритейла Андрей Карпов.
«Ашан» закрывает свои магазины по другой причине: с введением в 2014 году продэмбарго эти гипермаркеты «перестали быть конкурентоспособными». До присоединения Крыма к России «Ашан» торговал преимущественно недорогими европейскими товарами. После 2014-го ашановские гипермаркеты «оказались не очень привлекательными по цене», так как с прилавков этих магазинов исчезли недорогие импортные товары. Потребители, сравнив цены в магазине у дома и в «Ашане», задались вопросом: «Зачем мне ехать в гипермаркет, когда тот же товар по той же цене я могу купить в магазине у дома?».
«Я считаю, что «Ашан» проиграл маркетинговую стратегию, маркетинговое позиционирование. Поэтому возникли сложности, которые сегодня есть у этого ритейла. Безусловно, у «Ашана» есть плюсы: у гипермаркетов хорошая локация, они известны покупателю. Им требуется просто внятное позиционирование, внятное формирование ценовой политики, чтобы потребителей устраивали цены. Говорить о том, что «Ашан» умрёт в России, пока рано. Но если он не будет предпринимать шаги по изменению позиционирования, то вынужден будет уйти с российского рынка. Крупные компании не любят быть в числе аутсайдеров на зарубежных рынках», — добавил Карпов.
Читайте также: Как морковь и свёкла стали деликатесом в России
Спрос и предложение
Падение реальных доходов россиян также больно ударило по гипермаркетам, уверены опрошенные ForPost эксперты. Люди стали меньше покупать, содержать большие магазины в такой экономической реальности нерентабельно.
В своё время гипермаркеты строились на специально отведённых площадях, чаще всего на выезде из города. Не всегда эти места были проходными. Пока рынок гипермаркетов был на подъёме, собственники не обращали на это внимания, так как торговые точки приносили прибыль. По данным председателя правления Российской ассоциации экспертов рынка ритейла Андрея Карпова, почти все гипермаркеты в стране окупили вложенные в них средства.
Однако сейчас они тянут собственников на экономическое дно. Это произошло из-за того, что по всему миру, в том числе и в России, граждане стали отказываться от посещения гипермаркетов. Они больше не видят необходимости тратить по пять-шесть часов на покупки, когда все товары есть в магазине у дома либо их можно купить в два клика мыши в интернет-магазине.
Удивительно, но такие супермаркеты, как «Пятёрочка», ОК, «Магнит», «Перекрёсток», также стали магазинами у дома. Андрей Карпов объяснил этот продовольственный феномен на примере Санкт-Петербурга, который называют родиной российского ритейла.
«В советское время в северной столице было много промзон. В 90-е годы их стали отдавать под строительство супермаркетов. Петербург разрастался, поглощая крупные торговые сети. Так супермаркеты стали магазинами у дома. Сейчас магазины сокращают торговую зону. Освободившиеся площади они отдают под аренду», — уточнил Карпов.
С мнением эксперта согласен председатель общественной организации по защите прав потребителей «Общественная потребительская инициатива» Олег Павлов. Он уверен: по гипермаркетам больно ударили сервисы по доставке товаров из магазинов.
«Объём этого рынка вырос в три раза по сравнению с прошлым годом. Поэтому популярность гипермаркетов продолжит падать. «Ашан» вынужден будет переориентировать свои площади под dark store — торговые точки, которые обслуживают исключительно покупки в интернете. Иначе он уйдёт с российского рынка, так как в тренде будут магазины у дома и продовольственные рынки, где можно купить свежие и недорогие продукты питания. Также будут пользоваться спросом интернет-магазины», — уточнил Павлов.
Читайте также: В правительстве нашли способ смягчить «ценовые удары» по россиянам
Её величество онлайн-торговля
Эти данные экспертов подтверждают торговые сети. По информации «Ленты», в первом полугодии онлайн-продажи выросли на 300%. Трафик сократился на 2,1%, но средний чек вырос на 1,4%, сообщает «Российская газета». Во втором квартале 2021 года на 13% увеличилось количество онлайн-заказов в «Перекрёсток Впрок», а заказы экспресс-доставки выросли в пять раз — до 4,2 млн.
«Сегодня во многих городах доступны быстрые доставки: товар из магазина до квартиры потребителя доставляют от 15 минут до 2 часов. Срок доставки стремительно сокращается по всем направлениям. Растёт доля онлайн-ритейла. Речь идёт об Ozon, Wildberries и т. д. В этом году доля электронной коммерции по России составит 10% — это в два раза больше, чем в прошлом году, и в три раза больше, чем два года назад. Развивается стремительно онлайн-торговля и в других странах.
В Южной Корее доля электронной коммерции составляет 33%, а в Китае — 52%. Поэтому гипермаркеты стоит переформатировать под онлайн-продажи, чтобы они вновь стали рентабельными», — отметил в беседе с корреспондентом ForPost вице-президент Российской ассоциации экспертов рынка ритейла Денис Васильев.
Именно онлайн-торговля сделает доступными федеральные торговые сети для крымчан, уверены эксперты. На данный момент на полуострове нет ни одного представителя федеральных торговых сетей. Учитывая ситуацию с гипермаркетами, торговые сети не планируют заходить на полуостров в ближайшее время, уточнил Васильев.
«Основные компании зарегистрированы в западных юрисдикциях. Ни для кого не секрет, какое на Западе отношение к Крыму. Есть торговые сети, зарегистрированные в РФ, но пока они также не торопятся в Крым», — отметил собеседник ForPost.
Председатель правления Российской ассоциации экспертов рынка ритейла Андрей Карпов отметил: крупный ритейл «вынужден оглядываться на Запад, так как представлен на международной бирже и опасается экономических последствий за открытие супермаркетов в Крыму».
«На мой взгляд, компании с заметным госучастием должны отыгрывать государственную повестку. Пока возникает странная ситуация: вроде бы Крым — Россия, но не всё, что есть в России, есть в Крыму. Хотя раньше были установлены жёсткие требования для крупного бизнеса. Например, если предприниматель хотел получить лицензию на сотовую связь, то он должен был открыть представительства во всех субъектах РФ. Однако после включения Крыма в состав России это правило скорректировали: в новом субъекте РФ не обязательно открывать представительства для получения лицензии. Наверное, это не совсем правильно», — отметил Карпов.
Читайте также: Россиян решили накормить картофелем для скота
А что с ценами?
Эксперты уверены: закрытие гипермаркетов не приведёт к росту цен в магазинах, как в Крыму, так и в других субъектах РФ. Также это не спровоцирует рост безработицы. Из-за стремительно развивающейся курьерской доставки супермаркеты испытывают кадровый голод.
«В дефиците такие профессии, как водитель грузовиков. Специалистов перекупают онлайн-магазины. Супермаркеты сейчас в срочном порядке увеличивают зарплату оставшимся сотрудникам, чтобы избежать массовых увольнений», — уточнил вице-президент Российской ассоциации экспертов рынка ритейла Денис Васильев.
Получается, что закрытие гипермаркетов хоть и стало неожиданностью, но проходит достаточно буднично и без серьёзных последствий для граждан. Конкуренция за потребителя обостряется, поэтому магазины и дальше «продолжат предлагать вменяемые цены», уверен председатель правления Российской ассоциации экспертов рынка ритейла Андрей Карпов.
Он просит не верить информационным вбросам о том, что сетевики намеренно завышают цены. Товары в супермаркетах, по данным Карпова, стоят не дороже, чем в магазинах несетевой торговли.
Он отметил, что цены на продукты питания растут во всём мире. Это общемировой тренд, частью которого стала Россия. Об этом, кстати, в ходе Прямой линии говорил президент Владимир Путин, когда отвечал на вопрос о том, почему морковь стоит дороже бананов.
По данным главы государства, мировые индексы на продукты питания «находятся на самой высокой планке за последние 10 лет». Россия не осталась в стороне, так как «является частью мировой экономики».
Карпов отметил: рост цен на продукты питания был бы не так заметен, если бы на прилавках российских магазинов присутствовал запрещённый недорогой европейский товар. Сегодня магазины не могут поставлять эту продукцию, хотя всем от неё «было бы лучше».
Эксперты уверены: продэмбарго — другая история, которая никак не связана с закрытием гипермаркетов. Этот процесс был запущен потребителями, которые «устали от больших площадей и пластмассовых продуктов крупных магазинов».
Сегодня для россиян куда важнее, чтобы вовремя были дождик и гром, которым удастся вернуть в привычное русло цены на морковь, свёклу и картошку, вышедшие этим аномально жарким летом из берегов. Для людей не так важно, где будут продаваться такие товары. Для них куда важнее, чтобы вкусные и качественные продукты отпускались по приемлемым ценам.
Читайте также: Путин объяснил, почему морковка стала дороже бананов
Роберт Вочовский
Обсуждение (13)
дотянуться при помощи палки и верёвки?или как?
теперь гнильё будут покупать втридорога
Скорее наоборот - материк под нас перестраивается...
Ашан объективно слабоват. Слабовата молочка, слабоват рыбный отдел. У них неплохо получается непродовольственный сектор, но это гипермаркеты размером с аэропорт. Лично я предпочитаю Зельгрос, настоящий швейцарский сыр там бывает по акциям ненамного дороже алтайского.
В Яблоке, которое в Муссоне на втором этаже, нет, например овсянки в пачках. А помидоры там стоили летом 176, хотя уличные торговцы предлагали цену в 60-80 рублей. Арбузов там толком не было, дыни только крупные. Зелень дорогая. Я редко стал туда ходить, хотя раньше там всё было и по хорошим ценам.
Все необходимые продукты имеются в шаговой доступности от дома, а для непродовольственных магазинов - есть онлайн-торговля. Гипермаркеты не нужны.
Гвозди, кружки, вилки, лампочки Вы тоже в интернет-магазинах покупаете?
99% товаров нужны здесь и сейчас, а не когда курьерская служба их доставит через неделю.
Был этим летом у своих родственников в Питере и Кёниге ... Сам лично убедился : Питерские магазины "Магнит" и Калинингардские супермаркеты "Виктория" ... и по ценам и ассортименту ... наголову выше наших сетевых магазинов : "ПУД", "ЛИДЕР" , "7БЕЗЦЕН" и прочей шелухи....!
Ну как по мне лучше я схожу в Лидер на океане, чем в тот же лидер возле дома... Но те же из отдела маркетинга понимают, что за пачкой соли, хебом или бутылкой пива или какая то бабушка не пойдет лишнюю остановку в нормальный магазин и пихают свои магазины за близжайшим углом. Магазины без склада с заваленными узкими проходами, скудным ассортиментом, грязным залом и хамоватыми продовцами. Мы все простим и проглотим!!!
Магазин у дома это отсутствие конкуренции вследствии того, что выбирают по принципу ближе а не лучше, поэтому можно сделать магазин у дома "плохо и дорого" и срубить на этом бабла больше чем в крупном супермаркете. Мы все простим, мы все проглотим!!!
Скорее всего скудеют их склады, продовольственного товара становится меньше.
to VonDorn: о я тут видел как на вайберис на пункте выдачи брали майонез егурт и конфеты -я охренел
А накой сдались эти Торговые Центры? Продукты всегда есть в шаговой доступности, онлайн рынок и логистика развита, как никогда. Кинотеатр, ну так существует масса онлайн кинотеатров. Цена вопроса 300 рублей в месяц и у тебя супер качество на большом домашнем экране, все новинки кино. Плюс на любимом диване и с перерывами. Развлечение, для этого есть отличные игровые кончоли. В итоге, ТЦ просто уже ненужны. Учитывая нынешние там цены))) Пусть сами себе покупают за такие цены)))
Без проблем все можно купить онлайн. Сейчас доставка максимум 2-3 дня, а есть онлайн магазины где привозят через несколько часов, строй материал так и покупаем. Доставка 1-2 часа.) Тем более что данный вид товаров покупаешь не штучно, а с запасом)