Крым

Как дом Волошина в Крыму стал спасительным кораблём в шторме мировых перемен

В этом году мемориальному зданию исполняется 120 лет.

Как дом Волошина в Крыму стал спасительным кораблём в шторме мировых перемен
Фото:
коллаж ForPost
Образ Максимилиана Волошина неотделим от его дома в Коктебеле.

Когда русская интеллигенция сотню лет назад бежала на Запад, спасаясь от Гражданской войны, Максимилиан Волошин выбрал противоположный маршрут. Поэт и художник, окончательно покинув Европу, навсегда обосновался на краю бывшей империи в пустынном уголке Крыма. Здесь, на берегу моря, находился дом его матери, который стал источником вдохновения не только для мастера, но и для многих творцов XX века.

Чем интересна история коктебельского дома, которому в этом году исполняется 120 лет с начала постройки, для нас, участников глобальных перемен XXI века, в преддверии дня рождения «чудака Макса» узнавал ForPost.

Знакомство с Крымом

В конце мая в Киеве наступает тот короткий отрезок года, который очень к лицу этому городу. Улицы тонут в цветущих султанчиках каштанов и бутонах роз, а в распахнутые окна домов ветер доносит их сладковатый аромат. Именно в это время 28 мая по старому стилю в 1877 году Максимилиан Александрович Кириенко-Волошин появился на свет в семье юриста, члена киевской палаты уголовного и гражданского суда. 

Однако беззаботное детство под присмотром любящих родителей будущему поэту и художнику не довелось пережить. Уже через год после его рождения семья распадается. Мальчик с матерью уезжают в Севастополь, который в это время ещё находился в руинах после Крымской войны. 

После смерти отца в 1881 году Волошины уезжают в Москву. Здесь Макс поступает в гимназию и со временем начинает пробовать слово на вкус. В ещё по-детски несовершенных стихах неожиданно для москвича возникают крымские мотивы: кипарисы, Чёрное море, гранитные кручи. 

«Меня томила в то время тоска по югу, какие-то воспоминания о пустырях, сухих травах, плитах, камнях, — очевидно, память Севастополя начала 80-х годов, когда верхняя его часть, называемая Горной, ещё не была отстроена после Севастопольской войны. И Петропавловский собор, находясь в развалинах, напоминал античный храм», — цитирует «Автобиографию» Волошина исследователь Захар Давыдов в книге «Крым Максимилиана Волошина», объясняя появление необычных фраз в строфе начинающего лирика.

крым Коктебель дом-музей максимилиан волошин картина

Окрестности Коктебеля кисти Волошина.

Крым повлиял не только на Волошина-поэта, но и на Волошина-художника. Когда в 1893 году семья из Москвы переехала в Крым и поселилась в болгарской деревушке Коктебель, мальчик стал ходить в школу за несколько десятков километров от дома — в Феодосию. Гимназия, где он учился, находилась под попечительством Ивана Айвазовского. 

Этот город в то время был буквально пропитан духом великого мариниста. 

«Почти в каждом доме висели его (И.К. Айвазовского — Прим.) картины, многочисленные художники копировали Айвазовского и подражали ему. В Феодосии существовала художественная атмосфера, пробуждающая ростки искусства в душах, расположенных к нему», — такие слова из воспоминаний Волошина приводит Давыдов. 

Считается, что на одной из ученических выставок мэтр дал своеобразное напутствие юному Максимилиану, сказав: «А этот шельмец будет рисовать». 

«Пройти по всей земле горящими ступнями…»

Впрочем, ни художником, ни поэтом Волошин пока себя не видит.

В 1897 году Максимилиан, следуя по стопам отца, подаёт документы на юридический факультет Московского университета. Однако послужить на пользу Фемиды молодому человеку не удаётся: за участие во Всероссийской студенческой забастовке вуз отчисляет его, затем восстанавливает, но позже высылает из Москвы. 

Не дожидаясь новых арестов, непокорный Волошин осенью 1900 года отправляется в Среднюю Азию. Здесь он получает место в изыскательской партии по строительству Ташкентско-Оренбургской железной дороги, но не задерживается там надолго и несколько месяцев спустя оказывается в Париже.

Всё видеть, всё понять, всё знать, всё пережить,

Все формы, все цвета вобрать в себя глазами,

Пройти по всей земле горящими ступнями.

Всё воспринять и снова воплотить.

Так позже объяснит свои метания поэт в стихотворении «Сквозь сеть алмазную зазеленел восток…».

Французская столица начала прошлого века живо отзывается на кипучую натуру нового жителя. Для молодого человека доступно всё: лекции в Сорбонне и Высшей русской школе, выставки в Лувре, занятия в Национальной библиотеке, представления в театре. Волошин быстро входит в художественное общество Парижа, на него обращают внимание, отмечают его талант и эрудицию. 

крым Коктебель дом-музей максимилиан волошин картина пейзаж акварель

Коктебельский пейзаж на акварели Волошина.

Однако, когда его мать Елена Оттобальдовна, или Пра, как называл её сын, в 1903 году начинает строить в Коктебеле дом, Волошин едет к ней. 

«Ему 26 лет. У него широкий круг друзей на родине и за границей. С каждым годом растёт его известность как критика и поэта. Нужен свой угол, который бы напоминал чем-то ателье Кругликовой (русская и советская художница, педагог — Прим.) на Монпарнасе в Париже, то есть стал бы местом добрых встреч и творческого общения», — говорится в путеводителе «Дом-музей М.А. Волошина». 

Однако первоначальный вариант постройки не отвечает этому замыслу, и в 1912 году художник приступает к реконструкции дома. В итоге здание преобразилось и стало таким, каким его знают многие поколения гостей Коктебеля.

крым Коктебель дом-музей максимилиан волошин

Так дом-музей Волошина выглядит сейчас.

Впрочем, в Крыму Волошин тогда задерживаться не стал, и в 1914 году уехал в Германию на встречу со своей бывшей женой художницей Маргаритой Сабашниковой. Здесь его застала Первая мировая война. Заняв непримиримую антивоенную позицию, он сначала оказывается в Швейцарии, потом снова в Париже, после возвращается в Россию.

«В годы первой русской революции, когда творческая интеллигенция искала спасения за границей, Волошин возвращается из Парижа в Коктебель. Он практически сразу открывает двери для всех, кому нужен дом, место для жизни, отдыха и творчества в непростое время революций и гражданской войны», — рассказывает ForPost исследователь творчества Волошина, кандидат философских наук, доцент кафедры Театрального искусства ГБОУ Крыма КУКИИТ Ирина Курьянова.

В годы разрухи этот простой внешне дом станет по сути первым Домом творчества и настоящим тёплым приютом для людей искусства и науки. В отдельные сезоны в доме гостило по несколько сотен человек, среди которых — такие величины русской литературы, как Алексей Толстой, сёстры Цветаевы, Николай Гумилёв, Осип Мандельштам, Максим Горький, Михаил Булгаков, Андрей Белый.

Неопалимая Купина

Отвергнув все предложения друзей эмигрировать в Европу, Максимилиан, оставшись в России, старается балансировать и сохранять нейтральную позицию. Он прячет в коктебельском доме то бывшего царского генерала, то партизан, то делегатов Коктебельской партийной конференции. 

крым Коктебель дом-музей максимилиан волошин картина зимний пейзаж

Зимний пейзаж Волошина.

Происходящее снаружи не может не найти отражение на бумаге. Волошин сам удивляется тому, что его стихи нравятся как белым, так и красным. 

«Из этого можешь видеть, что я стою действительно над партиями, — пишет поэт кузену Якову Глотову в 1919 году. — Между тем как развёртывающаяся историческая трагедия меня глубоко захватывает. Я, относясь ко всем партиям с глубоким снисхождением, как и к отдельным видам коллективного безумия, ни к одной из них не питаю враждебности: человек мне важнее его убеждений. Поэтому единственная форма активной деятельности, которую я себе позволял, — это мешать людям расстреливать друг друга». 

Неслучайно в это время в его творчестве возникает библейский образ растения неопалимая купина, которое не гибнет в огне. Поэт видит в этом символ России, которая сквозь пламя бури всегда выходит обновлённой. 

Читайте по теме: Как Волошин написал "Кровавую Пасху" - из воспоминаний Фаины Раневской

«Величие личности и дела М.А. Волошина в том, что, верно уловив сердцем поэта-философа «зов» времени, восприняв идею сбережения и развития культуры в ситуации кризиса, он построил Дом Поэта — место не столько бытийное, сколько культурное и экзистенциальное, смоделировав гармоничный образ мира в пространстве, лишённом гармонии, и подарив людям возможность жить и творить культуру», — отмечает Курьянова в предоставленной в распоряжение ForPost статье.

Читайте по теме: Семья турецкого шоколадного короля Улькера бежала из Крыма после революции.

Дом для всех

«Расплавленные годы» Гражданской войны остаются позади, и к 1923 году «слепой и запустелый» дом Волошина оживает. Поэт и художник постепенно воплощает в жизнь давнюю идею — идею Коктебельской художественно-научная экспериментальной студии. По его задумке, связанные с творчеством и искусством жители материковой России могли бы здесь отдыхать у моря, а также созидать в его мастерской и библиотеке. Удачно для Волошина к этому время в его жизни появляется Мария Степановна Заболоцкая, взявшая на себя  хозяйственную сторону жизни мастера. Кроме этого, «недвижимость» Максимилиана расширяется за счёт площадей, оставшихся ему после смерти матери.

Благодаря этим обстоятельствам, в 1923 году дом принимает 60 гостей, в 1924 — 300, а в 1925 — до 400. 

крым Коктебель дом-музей максимилиан волошин интерьер экспозиция

В экспозиции дома-музея Волошина интерьеры сохранились без изменений.

В первые годы советской власти коктебельское жилище Волошина становится не просто точкой вдохновения, а настоящим источником радости жизни. 

«Надо знать наши советские будни, нашу жизнь — борьбу за кусок хлеба, за целостность последнего, что сохранилось <…> чтобы понять, каким контрастом сразу ударил меня Коктебель и М.А., с той его человечностью, которую он пробуждал в каждом уже давно сжавшемся в комок человеческом сердце, с той настоящей вселенской любовью, которая в нём была», — пишет Лидия Дадина в своих воспоминаниях, опубликованных в «Новом журнале».

Так возникает целое сообщество самых разнообразных людей, влюблённых в Коктебель, его хозяина «Макса» и сам образ такой жизни. 

«Дом Поэта стал одним из духовных центров культуры Серебряного века и величайшим творением Макса Волошина. Художник-философ сотворил не миф, а реальный мир в виде уютного гостеприимного дома <…>, где можно было, забыв о суровой реальности, погрузиться в мир красоты, мечты, философии и искусства», — пишет крымская исследовательница.

Ирина Курьянова подчёркивает, что Коктебель притягивал крупные творческие личности, «принципиально несовместимые в других жизненных интервалах». Здесь же все были равны, от гостей лишь требовалось «радостное приятие жизни, любовь к людям и внесение собственной части интеллектуальной жизни», цитирует учёный письмо самого Волошина от 24 мая 1924 года.

Читайте по теме: Маршрутом мечтателя: как Восточный Крым стал Гринландией

Максимилиан Александрович завещал строение Союзу писателей. Когда поэта не стало в 1932 году, его воля была исполнена. Место захоронения — на вершине горы Кучук-Енышар к востоку от Коктебеля — также было выбрано поэтом при жизни. 

Его вторая супруга Мария Степановна пережила знаменитого мужа более чем на сорок лет, все эти десятилетия бережно храня здание и его «начинку»: интерьеры, коллекцию картин и книг. Особенно тяжело пришлось вдове поэта во время немецкой оккупации Крыма в Великую Отечественную войну. Но стены выстояли, как и сила духа Волошиной: «каждую доску и тряпку — ни в чём не уступала» она захватчикам. 

В августе 1984 года дом получил статус музея, и с 2001 года входит в Коктебельский республиканский эколого-историко-культурный заповедник «Киммерия М.А. Волошина».

«Дом и через сто лет остается Домом Творчества и Вдохновения, а поэзия и жизненная философия Волошина сегодня актуальны и интересны людям. Пример волошинского жизнетворчества крайне важен нам сегодня, живущим в условиях новых «вызовов», поскольку позволяет понять, какую важную роль в жизни страны и культуры способна сыграть личность творческая, цельная, ответственная», — считает собеседница ForPost.

Между тем сегодня, 28 мая, коктебельский Парнас ждёт всех желающих на литературно-музыкальный концерт, который подготовили сотрудники и творческие коллективы из разных уголков Крыма к 146-летию мастера.

Пелагея Попова

Фото: киммерия-волошина.рф

1554
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
Еще нет голосов

Главное за день

Почему командира подводной лодки из Севастополя зачислили в состав ВМС Великобритании

Удивительная история «Алросы» — главной подводной лодки ЧФ в 90-х и 2000-х годах.
20:01
0
124

Самый известный паровоз Севастополя умирает среди ведомств и полномочий

Несмотря на многолетние усилия, его реставрацию начать пока не удалось.
12:00
16
1700

Как севастопольцам не нарваться на большой штраф за недопуск газовщиков

С сегодняшнего дня начинают действовать новые правила техобслуживания.

20:00
69
8083

За незаконный коттедж на «даче командующего» потребовали четверть миллиарда

Часть «дачи командующего» при Украине увели из госсобственности.
19:00
18
7952

Земли севастопольских льготников достаются третьим лицам

Схема, которую можно было пресечь, действует без сбоев.
14:00
19
4774