В этом году книга Александра Грина «Алые паруса» празднует своё столетие. Для многих именно она стала проводником в мир Гринландии, где разворачиваются события всех романов писателя. Но знаете ли вы, что прототипами местечек загадочной страны Грина выступали настоящие крымские города? А самую важную роль, пожалуй, занимает Феодосия, ведь для неё в сердце писателя было особое место.
Источник вдохновения
Семейство Гринов поселилось в Феодосии в мае 1924 года. Несмотря на то, что изначально Александра Грина с этим городом связывали не самые тёплые воспоминания, за 6 лет жизни маленький городок на берегу Чёрного моря ему полюбился. В итоге, черты города переняли многие населённые пункты Гринландии — Лисс, Гель-Гью, Покет.
«Мы переехали в Феодосию и не пожалели: было в ней тогда девственно хорошо, живописно и дёшево, без обилия курортников, впоследствии изменившего лицо города», — вспоминала жена писателя, Нина Грин.
Карточка с видом на город.
Дом-музей Александра Грина
Начать свой маршрут мы предлагаем с одной из визитных карточек Феодосии — дома-музея А.Грина на улице Галерейной, 10. Здесь писатель прожил 4 года и успел написать несколько романов — «Золотая цепь», «Бегущая по волнам», «Джесси и Моргиана».
Погружать гостей в мир Гринландии дом-музей начинает со входа: тут расположилось живописное панно «Бригантина», предвестник света и добра.
Панно представляет собой «портал» в мир, где нет зла.
Силами московского художника С.Г.Бродского дом, сохранив мемориальность стен, был превращён в символический парусный корабль с комнатами-каютами. Оригинальный внешний вид остался только в кабинете Грина.
«Вскоре неподалеку от прежнего нашего жилья мы нашли небольшую, в три комнаты, квартирку <…> Через несколько месяцев нам удалось присоединить к нашей квартире ещё одну совсем изолированную комнату, которая стала рабочей комнатой Александра Степановича. В этой квартире мы прожили четыре хороших, ласковых года…», — писала в «Воспоминаниях» Нина Грин.
Гостиница «Астория»
Вдоволь налюбовавшись панно на стене дома-музея, отправимся навстречу морю. Вниз по Галерейной, а на проспекте Айвазовского — направо. Небольшая пешая прогулка, за время которой можно увидеть музей древностей и привокзальную площадь, приведёт нас к первому Феодосийскому пристанищу Грина — гостинице «Астория».
«Астория» в 1930-е годы.
Это огромное здание возвели в 1914 году братья Изаксон. В те времена гостиница была обустроена по последнему слову моды и техники: первые лифты в Феодосии появились именно здесь.
«Гостиница имела свою котельную, электрическое освещение, телефонную линию, водяное отопление, морские и пресные ванны. Между этажами функционировал лифт. Внутри находилась красивая венская мебель, снаружи здание украшали два ажурных купола. На первом этаже были ресторан, кафе и биллиардная», — делится феодосийский краевед Александр Туров.
В произведениях Грина «Астория» стала одной из двух гостиниц Лисса. Обе они носили красочные названия: «Колючая подушка» и «Унеси горе».
Широкий мол
Минуя Башню Константина по улице Горького, попадаем на широкий мол. Писатель часто посещал это место вместе с женой, вдохновляясь водной стихией.
«…мы с ним, забрав книжки, рукоделье, газету, шли на широкий мол. Побродив по нему взад и вперёд, усаживались на брёвнах или на камнях, лежавших недалеко от воды, и проводили часа два-три, читая, тихо разговаривая, а иногда молча, о чём-то думая или бесцельно мечтая», — писала Нина Грин.
С этой смотровой точки Феодосия видна, как на ладони.
Вид на широкий мол с высоты птичьего полёта.
Ильинский маяк
Доберёмся до самого старого района города — Карантина. Оттуда долгий и изломанный Корабельный переулок приведёт нас к новой точке маршрута, Ильинскому маяку. Его построили на месте разрушенного средневекового храма пророка Ильи в 1899 году, и первые 13 лет существования маяк оставался деревянным. Уже в 1912-м его укрепили стальными листами, заменили осветительное оборудование.
Таким его застал Александр Грин и запечатлел в романе «Бегущая по волнам».
«По мере того, как усиливалась яркость огня маяка, верхняя черта длинного мыса, отделяющего гавань от океана, становилась явственно видной, так как за ней плавал золотистый туман — обширный световой слой. Явление это свойственное лишь большим городам, показалось мне чрезмерным для сравнительно небольшого Гель-Гью, о котором я слышал, что в нем пятьдесят тысяч жителей», — так писатель интерпретировал своё морское путешествие по Феодосийскому заливу.
С этой смотровой точки Феодосия видна, как на ладони.
Однако полюбоваться «тем самым» старым маяком уже не получится: в 1941 году его разрушили фашистские оккупанты. 15-метровая каменная башня, которую можно наблюдать сейчас, была возведена сильно позже, в середине пятидесятых.
Кара-Даг
Завершить путешествие стоит в самой живописной точке Восточного Крыма, которой Александр Грин посвятил отдельную повесть. «Повесть о Карадаге» — неоконченное романтическое произведение о восхождении на гору Хар-Датаг, которое отличается особой детальностью описаний.
«…начала развертываться страна молчания. Она была залита солнцем, покрыта трещинами и оврагами. За подымающимися по склону зарослями пыльного дубняка виднелись первые зубцы вершин скалистого побережья Хар-Датага. <…> В это время года не было полевых цветов. Я шёл по колючим горным травам, шалфею и полыни, изредка разнообразящихся кустами дрока и терна», — описывает Грин-натуралист свой опыт восхождения на крымскую гору.
Вид на Кара-Даг с побережья Коктебеля.
Удивительно, но за сто лет Карадаг практически не изменился. Посетить потухший вулкан можно и сейчас, даже с большим комфортом: на заповедной территории действует три маршрута разной сложности, также есть возможность осмотреть достопримечательность с моря.
Читайте по теме: Тюремная «комната» Александра Грина
Елена Фокина
Фото: МКУК «ЦБС» городского округа Феодосия, Феодосийский литературно-мемориальный музей А.С.Грина, Александр Туров, yandex.ru, AlexxxR|ForPost, ForPost
Обсуждение (2)
Феодосия - это город, в котором есть что посмотреть и кроме картинной галереи Айвазовского которая сегодня ещё на реставрации.
Художник Владимир Адеев, основатель и смотритель севастопольского музея (камера-комната в тюрьме на пл. Восставших) А.Грина, справедливо полагал, что многие места романтической страны Гринландии размещались на севастопольской земле. в 2018 г. была издана весьма любопытная небольшая хорошо иллюстрированная книжка-альбом "Гриновские места в Севастополе" (фотопутеводитель). И в книжке рисованная Карта Гринландии (Севастопольский район). Но спорить с Феодосией не буду, не продуктивно. Однако очень полезно и для туризма, и для воспитания детей воспользоваться и нашей причастностью к романтике и описаниям очень похожим на наши любимые и ни на что другое не похожие места "малой родины". Да и считать, что и у Севастополя есть свои Зурбаган(центральный холм), Лисс (Корабельная сторона), Каперна (Абрикосовка), Тух, Покет (Инкерман и Грэс).