Те, чьё детство пришлось на конец XX века, наверняка помнят шоколадные батончики и печенье-сендвичи турецкой фирмы Ülker, наводнившие крымские прилавки после перестройки. При этом мало кто знает, что родоначальник этого международного кондитерского производства Сабри Улькер наш земляк, который никогда не забывал свои корни.
Непростое детство
Мальчик появился на свет в 1920 году в небольшом селе Корбек (сейчас Изобильное, Алуштинский МО), затерянном в горах между Чатыр-Дагом и Бабуган-яйлой. Его отец служил имамом в местной мечети.
Несмотря на близость к морскому побережью, курортная праздность была мало знакома жителям сёл в окрестностях Алушты. Сто лет назад, по словам краеведа и экскурсовода Николая Русина, это была преимущественно аграрная долина.
«Алушта, естественно, уступала Ялте, хотя перед революцией подтянулась: появилось несколько санаториев и домов отдыха. Но по большей части это был хозяйственный город — основное направление составляло сельское хозяйство, — рассказал собеседник ForPost. — Выращивали виноград, фрукты и овощи, кроме этого, здесь были большие табачные плантации. В Корбеке находилось много фруктовых садов, виноградников, также жители занимались скотоводством».
С началом Первой Мировой и последовавшей за ней Гражданской войны размеренная южная жизнь в Алуште, как и в остальном Крыму, прервалась. И хотя, по сведениям Русина, здесь не было крупных кровопролитных столкновений или массовых убийств, как в соседней Ялте, многие жители пострадали. К примеру, напомнил краевед, из Алушты в Феодосию увезли и там расстреляли сына писателя Ивана Шмелёва как участника Русской армии барона Петра Врангеля.
Читайте по теме: Как сплела судьба писателя Сергеева-Ценского и Алушту
Вероятно, неспокойная и порой опасная обстановка вынудила имама Улькера задуматься об эмиграции. Впрочем, что именно стало причиной переезда, нигде в биографии будущего кондитера не указывается.
Николай Русин считает, что принять непростое решение помогли начавшиеся с приходом советской власти гонения на служителей религиозных культов (мечеть в Корбеке к этому времени уже закрыли) и идеологические разногласия главы семейства с большевиками.
«В 1920-е годы ещё допускался свободный выезд из страны, и единственным способом уехать из Крыма был морской путь: различные пассажирские теплоходы ходили из Севастополя», — рассказал краевед.
На судне переправился Улькер с семьёй через Чёрное море, и в 1929 году они обосновались в Турции. Будущему основателю империи сладостей Сабри Улькеру было всего девять лет.
Сабри Улькер в молодости.
Годы спустя бизнесмен с грустью вспоминал страшный период жизни в Крыму перед бегством.
«Наши очень болезненные моменты, дни и месяцы прошли. Можно ли забыть? Все виноградники, сады и поля были конфискованы, и было сказано: «Все они принадлежат государству, мы раздадим их заново». Мои прекрасные виноградники и сады стали неузнаваемы. Началась депортация образованных, трудолюбивых <...> людей в Сибирь, на Урал, а также массовые расстрелы. Нас с отцом много раз отправляли в эти ссыльные группы», — такая цитата Сабри приводится в его биографии на сайте компании.
Читайте по теме: История польского шлягера: как композитор родом из Крыма добилась справедливости
Прежде чем обосноваться в Стамбуле, крымчане несколько раз переезжали. Из-за этого Сабри пришлось сменить несколько учебных заведений: он учился в средней школе в городке Биледжик, потом в Кютахье. Впрочем, высшее образование молодой человек получил уже в столице, поступив в 1939 году в Высшую школу экономики и коммерческих наук Султанахмет.
«Я должен сделать эту работу»
В любой истории успеха обязательно присутствует маленькое чудо, которое приносит большие плоды. «Сладкая» карьера Улькера, пожалуй, исключение из этого правила: выходцу из крымского села пришлось немало постараться самому, прежде чем удалось заработать первую лиру.
Собственное трудное детство и бушующая в Европе Вторая мировая война подтолкнули студента к бизнес-идее: «надо готовить для детей, забывших вкус обычного печения».
Для этого Сабри вместе со старшим братом Асимом приобрели старое здание небольшой пекарни в деловом районе Стамбула Эминёню. Позже будущий бизнесмен с иронией вспоминал начало своей карьеры.
«Как вы понимаете, в нашей молодой республике, переживавшей проблемы Второй мировой войны, было очень трудно найти средства для производства. Ранним утром осени 1944 года я приехал в Нохутчу-Хан в Эминёню <…>. Я поднялся на третий этаж и вошел через невысокую дверь. Осмотрев один за другим котлы, ковши, формы, печи и другие инструменты на площади около ста квадратных метров, я сказал: “Я должен сделать эту работу”», — пообещал себе Сабри.
Первоначальный владелец пекарни скептически отнёсся к рвению молодых Улькеров, ведь до них уже одни «бизнесмены» пообломали зубы о старые, постоянно ломающиеся агрегаты в цеху, после чего вынуждены были продать производство обратно, но по более низкой цене.
Обладая инженерными навыками и смекалкой, Сабри разбирался в технике, поэтому решил самостоятельно чинить и улучшать оборудование. Это стало хорошим преимуществом при общем дефиците запчастей после войны.
В таких условиях братья, наняв ещё трёх работников, в первый год выпускали примерно двести килограммов печенья в день.
Одна из первых реклам печенья Ülker.
Со временем их продукция стала набирать популярность среди покупателей мелких магазинчиков Стамбула и пригорода. Но как же обойти конкурентов, как выделиться на рынке сладостей? Никакого секретного ингредиента в печенье Улькер не было — как показало время, успех пришёл благодаря правильно выбранному подходу к бизнесу.
«Выживание зависит от того, чтобы делать вещи по-новому», — такая стратегия Сабри приводится на официальном сайте компании.
Руководствуясь этим принципом, Ülker было одним из первых турецких предприятий, которое привлекло на работу иностранцев, открыло научно-исследовательскую и гигиеническую лаборатории. Кроме этого, компания много внимания уделяла логистике и маркетингу своей продукции.
«Папа, не забудь принести на вечер Ülker», — этот рекламный слоган в 1970-е годы с запоминающейся мелодией стал народным хитом, который насвистывал каждый турок в уличном кафе.
Улькер не стал ограничиваться одним лишь печеньем, и начал расширять ассортимент и производство. Со временем компания приобрела мукомольную фабрику в Анкаре, занялась выпуском собственного сливочного масла и газированных напитков. В итоге выходцам из Крыма стало тесно в Турции, и они открыли филиалы за границей. Сейчас они открыты в десяти странах мира.
Сабри Улькер в зрелые годы.
Кондитерскому предприятию вскоре исполнится 80 лет. На 60 фабриках производится более трёхсот видов продукции. В прессе Сабри Улькер получил негласный титул «шоколадный король», став одним из самых богатых людей Турции. На его похоронах в 2012 году присутствовал тогда премьер-министр страны Реджеп Эрдоган.
Выполняя волю предков
Помимо огромной бизнес-империи, Сабри Улькер передал в наследство своему сыну Мурату обещание, которое он дал своему отцу, но так и не смог исполнить: отстроить заново мечеть на их малой родине — в бывшем селе Корбек в Крыму.
Шоколадный король наводил справки об Изобильном, и Мурат узнал от отца, что здание бывшей мечети сожжено, а на его месте построили гидростанцию, которую впоследствии переделали в общественную баню и позже также разрушили. Об этом ForPost рассказал глава мусульманской общины села Дилявер Асанов.
Мурат Улькер прибыл в Крым в год смерти отца. Получив разрешение на строительство, он начал проект с нуля, поскольку от старой мечети сохранился только голый участок земли.
«Старая мечеть была одноэтажная, теперь здание в два этажа — уже посолиднее. Сметная стоимость мечети составила 1,3 миллиона долларов. Всё облицовано мрамором, внутри расписано сусальным золотом. Поэтому она считается одной из красивейших в Крыму», — подчеркнул собеседник издания.
Мечеть Корбек-Джами в Изобильном.
Работы заняли полтора года. Помимо строительства здания, по словам Асанова, за турецкий капитал подключили к центральной канализации все социальные объекты, а после 2014 года — газифицировали частные домовладения в Изобильном.
Между тем никто из представителей семьи Улькер в последние годы в Крыму не бывал. Хотя их семейный дом на улице Школьной сохранился, сейчас здесь, по данным собеседника, живёт несколько малоимущих семей.
Читайте по теме: В Крыму не нашлось желающих купить «замок Спящей красавицы» возле моря
Крым всегда оставляет неизгладимые впечатления у тех, кто имел счастье прикоснуться к нему. Так, археолог Вадим Кутайсов ещё в детстве получил «прививку от безразличия», а потом всю жизнь изучал прошлое полуострова.
Пелагея Попова
Фото: ulker.com.tr, Николай Русин|Telegram