Крым

Чьи судьбы связал крымский «дом с химерами»

Здание украшает пешеходную зону Симферополя.

Фото:
Пелагея Попова|ForPost
Усадьба Водоциана находится в Симферополе на улице Пушкина, 16.

Богато украшенное каменным орнаментом здание стоматологической поликлиники на улице Пушкина в столице Крыма привлекло внимание городских властей. Недавно на фасаде установили мемориальную табличку одному из владельцев этого нарядного особняка. ForPost узнал историю этого шедевра архитектуры и его обитателей.

Казначей в Тавриде

Памятная доска, посвящённая Ивану Ивановичу Водоциану, была установлена по инициативе Управления федерального казначейства (УФК) по Республике Крым. Об этом сообщил глава администрации города Михаил Афанасьев в своих соцсетях.

«Иван Иванович служил в разных чинах, исполнял должности Таврического и Симферопольского городского казначеев. Был членом многих комиссий, которые решали важные городские вопросы», — написал чиновник.

Как объяснил глава Симферополя, место для мемориальной таблички выбрано неслучайно: именно этот дом по современному адресу улица Пушкина, 16 Иван Водоциан приобрёл в собственность «в 1890-х годах».

Памятная доска Ивану Водоциану на фасаде здания на Пушкина, 16 в Симферополе.

В публикации на сайте УФК по РК уточняется, что новый объект увековечит не только память о профессиональных заслугах дореволюционного казначея, но и его вклад в благоустройство крымской столицы. 

«Иван Иванович вёл активную общественную деятельность, был членом Симферопольского благотворительного общества, городского комитета попечения о народной трезвости, председателем городской оценочной комиссии», — сказано в сообщении крымского управления федерального казначейства.

Как гласный городской Думы Иван Водоциан участвовал в работе технических комиссий по постройке нового Дворянского театра. Кроме этого, он занимался разработкой и позже следил за воплощением в жизнь таких масштабных проектов, как строительство симферопольского водопровода и канализации, прокладка трамвайной линии.  

Буква под короной

Причудливый особняк на Пушкинской действительный статский советник Иван Водоциан, говорится в книге «Привет из Симферополя» крымского краеведа Ивана Коваленко, купил не в 1890-е годы, как сообщил глава горадминистрации, а в 1905 году. В 1890 году, по данным специалиста, это здание только было возведено: на фронтоне чётко видны цифры года постройки и вензель «Э» под короной, указывающий на фамилию первых владельцев — братьев Григория и Гавриила Эргановых, которые, отмечает исследователь старины, владели чугунолитейным заводом в Симферополе.

Причудливый декор усадьбы Водоциана в Симферополе.

Впрочем, никакого металлического декора на их фамильной усадьбе на Пушкинской нет. Фасад покрыт каменными горельефами с мордами львов, морских коньков и химер в окружении растительного орнамента.

«Уникально то, что фигуры — это не лепнина, которая была бы для заказчика более дешёвой, хозяин дома решил украсить его «на века» — все они вырезаны из камня!», — обращает внимание автор краеведческого издания.

Что касается первых владельцев «дома с химерами», то их завод располагался неподалёку — в самом центре города, на улице Дворянской (сейчас улица Горького). Предприятие необыкновенно мешало соседям шумом и дымом. В итоге в 1895 году раздражённые симферопольцы обратились к губернатору с жалобой.

«Мы вынуждены дышать отравленным воздухом, содержащим в себе не только углекислоту, но и сероводородный удушливый ядовитый газ. Сильный стук при действии паровой машины раздражает до невозможности слух и нервную систему всех, живущих поблизости», — такие строки из заявления горожан приводит Иван Коваленко.

Чиновники пошли навстречу жителям, но коммерсанты упросили дать им отсрочку на два года, в течение которых сумели сбыть «токсичное», как бы сейчас сказали, производство другому купцу, переложив на его плечи и борьбу с недовольными.

С заботой о городе

Новый владелец особняка на Пушкинской Иван Водоциан сумел сколотить за 26 лет службы в казначействе кругленькое состояние. Тем не менее, по информации краеведа, его уважали в Симферополе не за капитал, а за общественную деятельность.

В качестве примера его неравнодушия к городу Иван Коваленко приводит в книге выдержку из свода постановлений Симферопольской городской думы. Одно из них было внесено Иваном Водоцианом как гласным думы.

«И.И.Водоциан с разрешения Городского Головы вносит заявление следующего содержания: летом текущего года состоялось постановление Думы, чтобы Городское Управление взяло на себя защиту растительности на улицах города от вредящих ей паразитов. На этих днях появились новые паразиты — электротехники, расставляющие телефонные столбы. Они беспощадно ломают ветви деревьев, сломанные сучья можно было видеть целыми кучами. Работы по расстановке столбов производят одним рабочим, без присмотра какого-либо чиновника. Были даже случаи, что ветви деревьев прямо спиливались. Город насаждает растительность, а её у него рубят и ломают. Гласный просит обратить на это внимание».

Сто лет спустя, к слову, симферопольские чиновники никак не сдерживают рабочих: деревья пилят до ствола, а газоны засыпают щебнем.

Детали экстерьера усадьбы Водоциана.

Иван Водоциан не дожил до Октябрьской революции и Гражданской войны, скончавшись в 1914 году в Санкт-Петербурге. Однако его тело перевезли в Симферополь и, по данным Ивана Коваленко, захоронили в одном склепе с супругой.

«В день похорон в Симферополе в память о Водоциане раздали 1000 обедов городским беднякам», — сообщает автор «Привета из Симферополя».

Нарядная усадьба покойного перешла его детям Анне и Николаю. К этому времени дочь Ивана Водоциана вышла замуж за камергера Высочайшего Двора Николая Гординского и жила с семьёй в Севастополе. Поэтому в симферопольском отцовском доме обосновался её брат — корнет 11-го Уланского Чугуевского Ея Императорского Величества Марии Фёдоровны полка. С началом Первой Мировой войны Николай Водоциан отправился на фронт, получил несколько медалей, но, увы, погиб в 1919 году, сражаясь с красными в бою за слободу Поповка Старобыльского уезда Харьковской губернии.

От детского сада до стоматологии

После смерти отца и ухода брата на фронт предприимчивая Анна Гординская переоборудовала семейную усадьбу под доходный дом, предоставляя в аренду помещения частным лицам и фирмам. В разное время здесь проходили заседания городского Женского клуба под управлением Софьи Шнейдер, проживавшей по соседству, работало еврейское училище второго разряда Доры Коган и частный детский сад Клары Коган.

Одним из квартирантов Анны Гординской был делопроизводитель Губернской земской управы Степан Гребенников. Как писал ForPost, его сын Виктор Гребенников стал известным художником и энтомологом: он создавал невероятно точные изображения насекомых ещё до появления макрофотографии.

Витраж с датой начала работы стоматологии в доме №16 по улице Пушкина.

В 1920-е годы «домом с химерами» навсегда завладели медики: в 1923 году, судя по дате на витраже внутри здания, здесь открылась зубопротезная поликлиника, которая функционирует уже более ста лет, став сейчас ГАУЗ РК «Крымский республиканский стоматологический центр». Сейчас любой желающий может заглянуть внутрь исторического особняка, чтобы полюбоваться сохранившимися деталями интерьера.

Пелагея Попова

Фото автора

3240
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
5
В среднем: 4.7 (3 голосов)

Главное за день

Почему у крымских детей повально падает зрение

Малыши надевают очки прежде, чем идут в школу.
18:16
0
1331

Минфин Крыма ищет подрядчика на реставрацию здания бывшего старинного банка

Сметная стоимость работ определена в сто миллионов рублей.
11:16
4
952

В Крыму стали чаще брать кредиты на учёбу

Сколько стоит быть студентом, получающим популярную специальность?
18:14
3
560