Ремонт проезжей части бульвара Ленина возле жд-вокзала в столице Крыма стал причиной появления из-под асфальта остатков трамвайных рельс. Рабочие рассказали ForPost, что собираются сдать находку на металлолом, однако пока эти артефакты прошлого Симферополя ржавеют на отвалах грунта.
Между тем в городских краеведческих группах крымских соцсетей старожилы стали активно делиться воспоминаниями о канувшем в лету общественном транспорте. Вдохновлённые их рассказами, мы собрали материал об истории симферопольского трамвая.
Бельгия vs Германия
Отношения России и Запада на протяжении всей истории с трудом можно назвать дружескими, но, к примеру, в XIX веке европейцы считали почётным добиться права работать и жить в Крыму. История появления трамвая в Симферополе тому подтверждение.
Так, впервые речь о запуске трамвая пока ещё на конной тяге зашла в 1881 году. Такое предложение сделал некий француз по фамилии Макаверма. Однако городская дума отвергла его идею, пишет доктор географических наук, ведущий научный сотрудник кафедры социально-экономической географии зарубежных стран МГУ имени М. В. Ломоносова, специалист по географии транспорта Сергей Тархов в книге «Первый в Крыму: история трамвая и троллейбуса в Севастополе».
После этого почти на 15 лет вопрос общественного транспорта в Симферополе заглох. Лишь в 1895 году Акционерное общество городских и пригородных конно-железных дорог в России предложило городским властям провести линию конки от вокзала до современного центра — всего три версты.
Найденные рабочими рельсы как раз проложены от вокзала в сторону центра города.
Этот проект рассматривался почти два года: управа хотела, чтобы вместо одной линии построили две — ещё из центра через Салгир в сторону нынешнего Куйбышевского рынка.
После долгих переговоров наконец в сентябре 1896 года представитель «инвестора» согласился на это требование, но уже изменились обстоятельства: Симферополь буквально засыпали предложениями и вариантами на эту тему. Городская дума даже объявила конкурс проектов.
В итоге к 1 февраля 1897 года столица Таврической губернии получила не только заявки от Московского общества конно-железных дорог на постройку линий конки, но и идеи открытия электрического трамвая от бельгийской трамвайной компании и немецкой фирмы «Сименс и Гальске», а также от многих отечественных инженеров.
Читайте по теме: Что общего между Крымом, Лондоном и Калькуттой?
Специальная трамвайная комиссия отобрала шесть проектов, среди которых победила разработка предпринимателей из Киева. Их предложение состояло из постройки четырёх линий протяжённостью восемь вёрст. Однако, когда дело дошло до технических чертежей, оказалось, что проект никуда не годится, сообщает Тархов, поэтому с горе-инженерами договор расторгли.
«Сразу же управу с предложением строить трамвай стали бомбить представитель бельгийской «Компании тяги и электричества» Соловейчик (компания только что завершила постройку трамвая в Севастополе) и директор ростовского трамвая Файн», — продолжает историю исследователь.
Их «бомбёжки», впрочем, не имели успеха, новые и новые предложения продолжали поступать, так что решение вопроса затянулось на десятилетие.
«Анонимы» с улицы Рояль
Точку в этом процессе поставил директор севастопольского трамвая, исполнявший в то же время обязанности вице-консула Бельгии в Крыму и представлявший Бельгийское анонимное общество, Э.Л.Бернар-Борман. И в мае 1910 года городская дума постановила принять договор и сдать ему концессию.
«Для постройки и эксплуатации нового предприятия в Брюсселе было учреждено анонимное акционерное общество «Трамваи и освещение Симферополя» (Tramways et eclairage electriques de Simferopol, Societe Anonyme). <…> Штаб-квартира общества располагалась на улице Рояль, 158 (158 rue Royale)», — уточняет учёный.
Под депо и трамвайную электростанцию отвели территорию вблизи нынешнего центрального автовокзала.
Приглашение городскому голове от Бернар-Бормана.
Пока проект трамвая утверждался в министерстве внутренних дел, за 1912 год возвели здание трамвайного депо и электростанции, заказали электрооборудование и рельсы трёх типов, в Бельгии были заказаны двухосные моторные вагоны на заводе «Рагено» и прицепные открытые вагоны на заводе Годарвиль.
Обрезок трамвайного рельса в музее истории Симферополя.
В мае 1914 года был набран штат кондукторов и вагоновожатых. В конце июня первые вагоны были поставлены на рельсы, которые сделали первые пробные рейсы вдоль набережной неподалёку от депо. После этого началась обкатка остальных линий.
«31 июля 1914 года, когда вся Европа погрузилась в кровопролитную войну (Первую Мировую войну, 1914-1918 годы — Прим.), по улицам Симферополя началось регулярное движение трамвая <…>. Вагоны были украшены российскими и бельгийскими национальными флагами», — рассказывает исследователь.
Однако война сказалась и на общественном транспорте Тавриды: заказанные восемь вагонов не дошли из-за развернувшихся в Европе боевых действий.
Трамвайный билет.
Тем не менее за весь 1914 год трамвай перевёз 2,202 тысячи пассажиров, принеся выручку 104 462 рубля, сообщает Тархов.
От упадка до расцвета
Дальнейшая история симферопольского трамвая отражает все перипетии того времени.
Так, в 1917 году из-за нехватки и роста цен на топливо подорожал тариф — стоимость проезда подскочила вдвое. В 1918 году городской трамвай был национализирован декретом военно-революционного комитета Симферополя, руководителем назначили одного из рабочих. «Царский» директор и главный инженер сбежали в Бельгию.
Читайте по теме: Как Фаина Раневская жила в Симферополе в годы Гражданской войны
С оставлением Симферополя большевиками ситуация только ухудшилась. Отсутствие запасов топлива привело к тому, что сначала сократили 29 остановок, позже — число машин на линии и время работы транспорта в целом, ограничив его интервалом с 7:30 до 16:00. В конце концов движение было остановлено, а работники уволены.
Город оставался без транспорта три года. Поступали даже предложения открыть движение на конной тяге. Но Крым вовремя получил большую партию нефти с Кавказа. Это позволило восстановить движение.
Трамвай на нынешней улице Калинина.
С перебоями, по данным учёного, трамвай ходил следующие два года. То вновь не хватало топлива, то выходило из строя оборудование. Иногда причины задержки были совсем необычными.
«В феврале 1924 года все трамвайные пути были засыпаны снегом, что задержало пуск трамвая — пришлось в срочном порядке расчищать улицы», — пишет автор.
Лишь к концу 1920-х годов ситуация стабилизировалась: в Симферополь стали поступать новые вагоны, маршрутная сеть расширилась.
Трамвай ходил по улице Пушкинской.
Накануне Великой Отечественной войны протяжённость линии путей составляла 12,1 км: 9,7 км — двухколейного и 2,4 км — одноколейного. Трамвайное депо было готово обслуживать 24 вагона, а парк насчитывал 26 моторных и 16 прицепных вагонов.
Расторопные симферопольцы
В отличие от Севастополя, во время немецкой оккупации Симферополь остался без трамвая, поскольку, отступая, наши войска взорвали трамвайную электроподстанцию: при этом здание депо сгорело в пожаре, а под обломками пострадали вагоны. В завершение фашисты, заняв Крым, сняли контактный провод и вывезли его в Германию. Так что вместо трамвая по городу курсировали конные линейки.
С освобождением города началось восстановление его транспорта. Любопытно, что восемь километров контактной сети, на смену вывезенной в Германию, смонтировали из кусков троллеев разрушенных трамвайных линий Севастополя и Керчи. В начале 1945 года из Мариуполя прислали дизель для электростанции.
«В конце сентября 1946 года по решению Совета Министров РСФСР Симферополю и Евпатории были выделены трофейные трамвайные вагоны из Кёнигсберга (ныне Калининград — Прим.). Все они благодаря расторопности симферопольцев попали только в Симферополь», — отмечает исследователь.
Столица Крыма стала единственным городом, которому достались трофейные вагоны, хотя претендентов было много: и Астрахань, и Пятигорск, и Таллин.
Прощальный привет
Первым звоночком скорого конца трамвая в Симферополе стало закрытие маршрута по центральной, ныне пешеходной улице Пушкинской в 1951 году.
На Пушкина остались бельгийские электроопоры от трамвайной сети.
Через три года были сняты сто метров пути с Фонтанной площади (ныне площадь Ленина) из-за стройки Дома Советов, где сейчас располагается Совет министров республики. В 1957 году трамвай исчез с улицы Карла Маркса и перенесён на улицы Павленко и Гоголя. Эта печальная тенденция продолжилась, хотя надежды и планы развития разрабатывались.
«Решением облисполкома намечалось в 1965-66 годах построить новые трамвайные линии по улице Калинина, Русской, Козлова и Красноармейской, Шмидта. Ни одна из них построена не была. Вместо этого в 1966 году было решено постепенно заменить все трамвайные линии троллейбусными и автобусными маршрутами», — констатирует Тархов.
Последний трамвай прошёл по Симферополю 30 ноября 1970 года, прослужив на благо горожан таким образом 56 лет. Вагоны передали в депо Евпатории и Львова.
Вернуть нельзя забыть
С тех пор вот уже почти полвека нет-нет, да и возникают предложения вернуть Симферополю такой теперь уже раритетный транспорт, как трамвай. Ведь в Евпатории это уже давно превратилось в самую настоящую достопримечательность.
Однако в ответ неравнодушные горожане слышат лишь «нецелесообразно» и «нет средств».
Тем временем живая история Крыма уходит. Так, недавно бесследно исчезла афишная тумба, которая долгие годы стояла в центре города. Впрочем, власти никакого беспокойства из-за потери артефакта не выказали. А жаль…
Пелагея Попова
Фото автора