У Азербайджана и России очередное обострение отношений. Оно произошло на фоне нового оказания Баку поддержки Киеву.
И Азербайджан регулярно этим занимается. На конец прошлого года Украина получила от него помощь на примерно $40 млн суммарно, по данным РБК.
Депутат Госдумы Михаил Матвеев считает, что Россия — в ответ на это — может «разгромить» азербайджанские диаспоры и бизнес этнических ОПГ, написала «Газета.RU».
А телеведущий Владимир Соловьёв заявил, что происходящее «у нас на Южном Кавказе», к которому относят Азербайджан, — «очень большая проблема», и «Каспий скоро может оказаться в положении, когда там и базы НАТО могут появиться».
«И это настолько опасно, что, если рассматривать с позиций геополитических, может привести к таким последствиям, что это может оказаться не последней СВО нашего поколения», — сказал он в эфире канала «Россия 1».
Баку сделал выбор
Текущее обострение — это новый виток конфликта. Предыдущие были в декабре прошлого года, в феврале и летом этого года.
Что же происходит в российско-азербайджанских отношениях, какие факторы влияют на это и чего ждать в будущем? Об этом ForPost рассказал доктор политических наук, профессор кафедры политических наук и международных отношений Крымского федерального университета, советник председателя законодательного собрания Севастополя Александр Ирхин.
По его мнению, Москва и Баку переживают крайне тревожный этап развития своих отношений, а «инициатором именно такого характера стал Баку».
«Я думаю, что в этом плане Азербайджан имеет ограниченную самостоятельность: его выбор был сделан в пользу своего, скажем так, вассалитета — Турции, и достаточно давно», — считает наш собеседник.
Не зря же у турок и азербайджанцев есть несколько взаимных концепций, переходящих в доктрины, например, «Два государства — один народ», тюркская «Халка», Организация тюркских государств (ОТГ), отметил эксперт.
Он обратил внимание на то, что ОТГ сейчас — это институализированная организация тюркского мира, идея которого насчитывает уже более 100 лет — она оживала, когда Россия — будь то Российская империя, или СССР, или новая Россия — переживала периоды ослабления.
«Это очень чётко было видно после Первой мировой войны, во время Великой Отечественной войны. После 1991 года эта идея развивается по нарастающей, с определённым перерывом между 1997 и 2009 годами, — напомнил политолог. — В 1997 году было слишком неспокойно в Турции — очередной военный переворот, смена курсов. До 2009 года, когда Эрдоган укреплял собственное внутриполитическое положение, он отложил идеи пантюркизма. А потом, наоборот, умножил их на цивилизационное измерение. Пантюркизм с панисламизмом и неоосманизмом — три столпа идеологии современной Турции во главе с Партией справедливости и развития, лидер которой — президент Реджеп Тайип Эрдоган».
А пантюркизм, который включает в себя союз с Азербайджаном, — это внутри- и внешнеполитическая повестка Турции, подчеркнул Александр Ирхин.
Что Анкаре нужно от Баку
Турция сейчас восстанавливает свой макрорегион или, говоря проще, имперское пространство — и Азербайджан играет в этом ключевую роль, продолжил доктор политических наук.
Азербайджан и Армения, заключившие 8 августа соглашение о мире и установлении межгосударственных отношений, представляют «ключевое пространство», так как у Турции нет общей сухопутной границы с остальным тюркским миром, нет географической связанности, кроме как через Азербайджан, подчеркнул Александр Ирхин.
По его словам, без этой связанности тормозятся любые «мегапроекты по созданию имперского пространства Турции», которые сейчас на подъёме, и в этом турки — вследствие занятости России в специальной военной операции — «сильно нас обогнали».
Но тюркскую связанность даёт Зангезурский коридор, который по соглашению Баку, Еревана и Вашингтона обеспечит связь азербайджанского эксклава Нахичевань с остальным Азербайджаном, — и иного пути у Турции нет, полагает эксперт.
«Дальше — в Среднюю Азию — Турция может проникнуть только через эту территорию Нахичеванского эксклава Азербайджана. При существовании этого коридора открывается огромное пространство связанности всего тюркского мира, — отметил собеседник ForPost. — Раньше он включал в себя Турцию, Азербайджан, Казахстан, Киргизию и Узбекистан. Буквально три-четыре года назад, в процессе реализации проекта ОТГ турки представили новую карту тюркского мира. Лидер Партии националистического движения Девлет Бахчели и Реджеп Тайип Эрдоган позировали на фоне этой карты, на которой наши макрорегионы — условно говоря, Русский и Тюркский миры — полностью пересекаются. От нас остаётся только европейская часть России, а в Тюркский мир входят Крым, вся Средняя Азия, всё Поволжье».
Плюс британский фактор
Азербайджан, вероятно, искал поводы для ухудшения отношений с Россией, причём иногда создавая эти поводы, считает политолог Александр Ирхин.
Он привёл примеры российских миротворцев, убитых азербайджанскими военными в августе 2020-го, и военного вертолёта Ми-24, сбитого азербайджанцами через три месяца.
Всё оставалось без должного ответа Москвы, пытавшейся сохранить добрососедские отношения, хотя Баку ещё несколько лет назад не собирался этого делать, уверен собеседник ForPost.
«Я думаю, что Азербайджан понимает, что он сознательно идёт на ухудшение отношений, и он идёт на это из-за выбранного внутриполитического и внешнеполитического курса», — добавил эксперт.
По его оценке, в этой ситуации видно не только турецкое влияние, но и британское. Например, есть традиционное желание Великобритании проникнуть в подбрюшье России — на Южный Кавказ и Среднюю Азию, уточнил доктор политических наук.
«Кстати, и Крым британцы в этом плане рассматривают как необходимую часть своей сферы имперского влияния. Интересно, что сейчас в Великобритании идёт реанимация интереса к британской героике Крымской войны, как будто она только вчера закончилась: в прессе, литературе и так далее», — сказал Александр Ирхин.
Для британцев в частности и Запада в целом не существует отдельно Кавказа — существует Черноморско-Кавказское измерение, и Крым занимает в нём очень важное для Запада пространство, уточнил он.
«Историк и политолог Наталья Алексеевна Нарочницкая вывела очень правильную формулу ещё в 2014 году: невозможно удержать Крым, имея в тылу враждебный Кавказ. Не важно какой — Северный или Южный, — отметила наш собеседник. — В этом плане Азербайджан, — видя сейчас, что является обладателем золотой карты, что станет альтернативой для перекачки всех среднеазиатских ресурсов на Запад и будет с этого иметь огромные дивиденды, — понимает, что РФ для него стала лишней, обузой совместной 200-летней исторической памяти».
В ухудшении отношений Азербайджана и России есть «абсолютно сознательный курс бывшего друга» Ильхама Алиева, в Баку сознательно идут на это, пытаясь воспользоваться занятостью России в СВО, уверен политолог.
«Они понимают, что если произойдёт перелом или будут договорённости, которые создадут долговременную паузу на Украине, Россия займётся возвращением и укреплением своих позиций на Южном Кавказе. В руководстве России понимают, что если она сейчас не вернёт позиции на Южном Кавказе, то потеряет Среднюю Азию — это будут совсем другие проблемы, — рассуждает Александр Ирхин. — Россия понимает, что нужно возвращать влияние на Южном Кавказе, потому что последующая гипотетическая потеря Северного Кавказа и реальная — Средней Азии повлекут катастрофические последствия для Москвы. Это понимает и Азербайджан, и он прекрасно разыгрывает турецкую карту, как мы видим, и американскую, и британскую карты. В этом плане субъектность Азербайджана — осознанная и активная: они ловят историческое время, пытаются включить такие механизмы, которые бы не дали включить возвратный геополитический механизм со стороны России».
Америка не упустила своего
Также, безусловно, есть американский фактор, влияющий на отношения Азербайджана и РФ, добавил доктор политических наук Александр Ирхин.
Он считает, что США на Южном Кавказе прежде всего будут «зарабатывать». Это очень хорошая сделка для Вашингтона и для Трампа лично. Она имеет прежде всего геоэкономический характер и только потом логику борьбы за пространство.
Напомним, в рамках трёхстороннего соглашения Баку, Вашингтона и Еревана американская компания получит в 99-летнее управление Зангезурский коридор, уже названный «Маршрутом Трампа».
«Президент США Дональд Трамп — бизнесмен. Он понимает, что зарабатывать на транзите и убытках России — всегда хорошо, — считает эксперт. — Но, мне кажется, есть негативные последствия для Турции. Мы с вами говорили о связанности тюркского мира, турецкого мира — так вот эту связанность теперь будут контролировать американцы. Этот коридор будет под контролем американцев».
Кроме того, США создали ещё и механизмы двойного сдерживания:
- своего врага — Ирана, который пригрозил заблокировать Зангезурский коридор,
- своего соперника — России,
- своего союзника — Турции, имперское возрождение которой будет под контролем Вашингтона, чего он и добивается.
К тому же коридор — это возможность влияния на Синьцзян-Уйгурский автономный район КНР через Среднюю Азию, что понимают в Китае, который является ещё одним соперником Штатов, обратил внимание наш собеседник.
При этом, подчеркнул он, «в выигрыше — Азербайджан — при любых раскладах».
Конкуренция новых мировых логистик
Учитывая эти факторы, возникает вопрос о вероятности крайнего обострения отношений Азербайджана и России, вплоть до вооружённого противостояния.
США заходят на Южный Кавказ, чтобы заработать на Зангезурском коридоре. Они будут «разграничивать враждующие стороны и разделять союзников в этом районе мира» — Россию, Турцию, Азербайджан, Иран и даже Китай — и иметь возможность влиять на возникновение конфликтов, рассуждает политолог Александр Ирхин.
Тем более, напомнил он, американцы долго осуществляли геополитические проекты через Турцию, «продолжением» которой в регионе является Азербайджан. Например, через Анкару шли программы НАТО в отношении Баку, который в сотрудничестве с Североатлантическим блоком ушёл дальше, чем Киев.
«Я видел аналитические материалы ещё конца 1990-х годов, изданные Институтом США и Канады, Институтом востоковедения РАН. Мозговые центры России писали ещё 25 лет назад, что в различных программах сотрудничества с НАТО Турция и Азербайджан ушли гораздо дальше, чем Украина. Они гораздо ближе к НАТО, чем она», — рассказал эксперт.
Так что, если смотреть на ситуацию с точки зрения конкуренции новых мировых логистик, перед РФ возникает столкновение с США и их проектом, получившим «молниеносное возрождение», — Большим Черноморским регионом. Это семь прибрежных государств: Болгария, Грузия, Россия, Румыния, Турция, Украина, Молдавия и Азербайджан с Арменией (сформулирован специалистами фондов Маршалла* и «Наследие» в 2004 и 2006 годах), продолжил собеседник ForPost.
«В нём уже было заложено, что Азербайджан и Армения войдут в НАТО. Никто это не проговаривал, но это витало в воздухе этих документов, было в его контекстах», — уточнил политолог.
По его словам, в этой конкуренции мировых логистик каждый участник пытается получить независимый выход в мировую торговлю и влияние на неё. Например, Россия делает это через проект Север — Юг, в который включён иранский Априн с огромным железнодорожным узлом, и туда же заходит железнодорожная ветка из Китая. Априн — пригород Тегерана — называют сухим портом. Планировалось, что благодаря этому далее на Юг идут все товары из России, КНР и Ирана, которые получают независимый выход к южному океаническому пространству.
«Что делают американцы: они "Коридором Трампа" перерезают два проекта одновременно — российский и китайский. А если Россия потеряет всё Закавказье, американцы будут работать над тем, чтобы вообще вытеснить РФ из Чёрного моря, мы для них будем лишними. Это британская стратегия последних 250 лет и американская логика последних 100 лет. Здесь очевидны совпадения в их подходах. Вот сейчас они над этим работают. И всё это происходит вокруг азербайджанского узла», — рассуждает Александр Ирхин.
Конкуренция геополитических проектов
На стратегическом уровне сейчас в районе Кавказа, Чёрного моря и Восточного Средиземноморья конкурируют пять геополитических проектов, заключил Александр Ирхин:
- российский — Новороссия;
- китайский — «Один пояс — один путь»;
- американский — Большой Черноморский регион;
- британский — Триморье (треугольник Адриатическое — Балтийское — Чёрное моря) и сдерживание РФ;
- турецкий — «Турецкий мир» и «Голубая родина». Первый — сухопутная стратегия, второй — морская, при которой Анкара позволяет России контролировать северную часть Чёрного моря, а себе оставляют центральную и южную части с проливами, Восточное Средиземноморье.
«Вроде бы благоприятная ситуация для нас, — обратил внимание политолог на турецкий проект "Голубая родина". — Но вместе с тюркским миром — Организацией тюркских государств — это означает, что входящим в этот проект странам вплоть до Центральной Азии Анкара предоставляет свои морские порты для всей инфраструктуры "Турецкого мира". А это уже полное пересечение нашей и турецкой геополитики — и здесь искрит! Сейчас то, что происходит с Азербайджаном, — это столкновение Турецкого и Русского миров. А потом там появятся американцы, которые всех разводят по сторонам и начинают на этом зарабатывать. Там огромный поток денег будет! Мы лишимся возможности большого транзита, а американцы будут зарабатывать на нём».
Вытеснение России из Чёрного моря
В этих условиях — несмотря на присутствие США в Закавказье, которые могут как «разграничить враждующие кланы, армии», так и столкнуть их в любой момент, — конфликт Турции и России неизбежен в их державном возрождении, полагает доктор политических наук.
«Потому что наши процессы державного возрождения и формирование своих макрорегионов сильно пересекаются на одном пространстве», — констатировал он.
И Азербайджан тоже будет задействован в этом столкновении, так как есть, например, совместный с Турцией лозунг-концепция «Два государства — один народ», напомнил Александр Ирхин.
«В тюркском мире есть действительно очень близкие народы по языку, по культуре. По языку, например, самые близкие к турецкому — азербайджанский, гагаузский и крымско-татарский. В логике "Два государства — один народ" действует очень близкое культурно-историческое понимание прошлого и будущего, самое главное — будущего. Поэтому нужно понимать, — если рассматривать с точки зрения Большой игры, — что Закавказье на некоторое время для нас будет потеряно. И безусловно, нам нужно его возвращать», — подчеркнул эксперт.
По его словам, проблема для России гораздо масштабнее, чем просто конфликт на Южном Кавказе. Так как, с точки зрения Большой игры, Запад пытается сформировать коалицию в Евразии и создать контролируемое пространство, которое будет работать — в экономическом, финансовом и военном планах — на перезагрузку однополярного мира для величия США.
«Трамп делает свою Америку великой, и он вышел на те решения, на которые не вышел ни один американский президент за последние 50-70 лет. Стремления в Среднюю Азию через Кавказ для британцев или американцев имеют очень давнюю традицию и понимание того, что через неё можно контролировать сразу Китай, Индию, Россию, Иран и Турцию. И Кавказ — это логистика для этого контроля», — отметил собеседник ForPost.
Для этого выстраивается Балто-Черноморско-Каспийская дуга: на Кавказ можно проникнуть через Чёрное море, теперь нужен Зангезурский коридор и Грузия (Тбилиси рассматривается как черноморская «пробка» для коллективного Запада) для выхода в Среднюю Азию, уточнил политолог.
«Я прогнозирую, что в ближайшее время американцы займутся укреплением позиций в Грузии и возвратят её к прозападному курсу, и тогда они начнут выдавливать Россию из Чёрного моря», — сказал Александр Ирхин.
И США не скрывают этого. Ещё в 2022 году, когда президентом был Джо Байден, в Конгресс поступил проект билля Black Sea Security Act — Акта о безопасности в Чёрном море. Документ в 2023-м проходил все бюрократические процедуры, но не был принят.
«Я подозреваю, что его не приняли из-за того, что СВО пошла не так успешно для Запада, как он хотел. Если бы на полях СВО Запад побеждал и не было бы позиционного противостояния, акт приняли бы. Сейчас этому акту готовят второе дыхание», — отметил наш собеседник.
В проекте акта откровенно прописаны Большой Черноморский регион, необходимость вытеснения России из Чёрного моря и то, что РФ не должна быть Черноморской державой, заключил он.
Алексей Лохвицкий
*Организация внесена в список нежелательных на территории РФ
Обсуждение (10)
"Поговорить-Оно конечно-интересно".... Когда то в школе Моя любимая учительница -Политологии учила Нас ,что трудно -устранять Последствия .А надо устранять Причины Возникновения Ситуации....Перефразируя .......О чем думали лет-15-20 назад...?
ОБертон1,
Яхты и дворцы строили. А, надо было крейсеры.
Баку ничего не хочет. Их главари заражены и делают то что им велят враги России
Какое дело России до внутренний политики Азербайджана и Армении. Своих забот мало? С кем им по пути, их внутреннее дело. Пусть хоть с Сомали подписывают договор, о дружбе и сотрудничестве.
SevCat33,
А какое дело Сша .Влезают в страны за десятки тысяч км от америки
SevCat33,
В корне неправильные рассуждения. Очень поверхностные.
Если поставить в ряд профили (фото) Зелю, Алиева, Пашиняна и Эрдогана - однояйцевые близнецы!
США заходят на Кавказ, чтобы контролировать регион, на который раньше им никогда хода не было. Усиливая свои позиции против РФ.
Ну и кто же всячески помогал ему укрепляться?...
При этом она настолько ненавидит всё советское, что "забывает" сказать, что единственный период в нашей истории, когда Кавказ нам не угрожал, был период существования СССР.
ОПГ диаспора пустила корни. Пора пропалывать и корчевать.
Это надо было сделать уже давно. Сейчас они уже часть властной системы на местах, выкорчевать которую уже будет очень непросто.