Лица города
Макаров Валентин Николаевич
Севастополец - Герой Советского Союза, военный лётчик, генерал-майор авиации
Родился 30 августа 1919 года (ск. 20.05.1978 г.) в городе Севастополе в семье рабочего. Русский.
Вскоре с родителями переехал в посёлок Кача. Окончил 7 классов и школу ФЗУ. Работал на морском заводе имени Орджоникидзе в Севастополе, посещал городской аэроклуб.
Из воспоминаний Макарова В.Н.: «Родился я и детство моё прошло в городе Севастополе. Любил море, увлекался в детстве рыбной ловлей. Мой папа в выходные дни часто брал меня на ночную рыбалку. Вскоре мои родители переехали в посёлок Кача, который находился севернее от Севастополя (в 21 км), где находилась Качинская лётная школа пилотов. Самолёты покорили меня и я решил стать лётчиком».
В 1937 году окончил 6-месячные курсы гражданских пилотов в Симферополе.
В Красной Армии с 1937 года. Окончил Качинскую военную школу пилотов в 1938 году.
Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Боевую деятельность начал командиром звена в 512-м истребительном авиаполку.
Первую воздушную победу одержал летом 1941 года. Два звена советских истребителей перехватили большую группу бомбардировщиков сопровождаемую «мессершмиттами». Несмотря на многократное численное превосходство врага, советские лётчики врезались в гущу «юнкерсов». Макаров направил свой самолёт на флагманскую машину. Когда Ju-88 вписался в прицел, Макаров ударил по нему из пушки и пулемётов. «Юнкерс» накренился на крыло и стал разваливаться в воздухе. Вскоре запылали ещё 5 вражеских машин. Удар наших истребителей был настолько стремителен, что «мессера» не успели прикрыть своих подопечных. «Юнкерсы» беспорядочно побросали бомбы и ушли на запад.
За доблесть, проявленную в воздушных боях, В. Н. Макаров вскоре был награждён орденом Ленина.
Позднее воевал на Сталинградском фронте. Осенью 1942 года, когда враг обрушил на город мощные бомбовые удары, Макаров со своими однополчанами совершал по 5-6 вылетов в день. 16 октября 1942 года во главе шестерки истребителей он вступил в поединок с 26-ю «мессерами», прикрывающими «юнкерсы». В этом бою Макаров лично сбил 2 самолёта и 3 в составе группы.
Храбростью и смекалкой отличались лётчики эскадрильи, которой командовал Макаров. В небе Сталинграда они уничтожили 48 самолётов врага, около 15 из них - сам комэск. "Эскадрилья бесстрашных" - так называли их однополчане.
В своей книге "Верность Отчизне" трижды Герой Советского Союза И.Н. Кожедуб о первой встрече с нашим Героем писал: "На аэродроме стояло несколько самолетов со звездами, нарисованными на бортах: они означали число вражеских машин, сбитых летчиком. Общее внимание привлекал "ЯК" с восемнадцатью звездами. Долго я стоял около него и думал о том, как умело и отважно дерется летчик. Подошел механик. Я спросил, чей это самолет. Оказалось, Героя Советского Союза Макарова - того самого Макарова, о боевой деятельности которого я столько раз читал. Как бы его увидеть? Я бы его сразу узнал - запомнил лицо по снимкам в газетах. В тот день я нарочно несколько раз проходил мимо самолета, но увидеть Макарова так и не довелось. И только вечером я его увидел, сразу узнал, но как следует не разглядел. Запомнилось одно: весь он подтянутый, быстрый, с зоркими ясными глазами. Держится просто, и во всем облике что-то располагающее.
Очень хотелось подойти, пожать ему руку. Но я одернул себя: куда мне, желторотому, жать руку герою, боевому бывалому летчику!".
К январю 1943 года командир эскадрильи 512-го истребительного авиаполка капитан Макаров совершил 462 боевых вылета, налетав 462 часа. 23 раза водил эскадрилью в бой и штурмовал самолёты противника на его аэродроме. Совершил 45 вылетов по эффективной штурмовке наземных целей, переправ и железнодорожных узлов врага. При этом уничтожил 4 танка, повредил или сжёг 25 автомашин с живой силой, 17 повозок, взорвал 2 цистерны с горючим. По специальному заданию командующего фронтом уничтожил командный пункт противника. Провёл 118 воздушных боёв, в ходе которых сбил лично 15 и в группе 7 самолётов противника.
Указом Президиума Верховного Совета СССР «О присвоении звания Героя Советского Союза начальствующему составу Военно-Воздушных сил Красной Армии» от 28 января 1942 года за «образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленными при этом отвагу и геройство» удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
Во время сражения над Курской дугой группа истребителей «Як-1» под командованием Макарова получила задачу прикрыть наземные войска от ударов с воздуха. Советские лётчики вступили в бой с 40 вражескими самолётами. Ведомые бесстрашным командиром, они совершили умелый манёвр и неожиданно врезались в строй противника. Атака была до того дерзкой, что неприятель стал в панике неприцельно сбрасывать свой смертоносный груз. В это время радиостанция наведения сообщила о подходе ещё нескольких групп в количестве 50 машин. Макаров без промедления скомандовал готовиться к бою и направил истребитель навстречу врагу. Завязался неравная схватка. Пользуясь численным преимуществом, неприятель попытался прорваться к цели, но смелые и грамотные действия наших лётчиков помешали ему осуществить свой замысел. Бомбардировщикам не помогли и прикрывающие их истребители. Потеряв 7 «юнкерсов» и один Fw-190, противник убрался восвояси, даже не сбросив бомб.
За Курской дугой воевал в Белоруссии, Польше и Германии. Во время Берлинской операции подполковник Макаров командовал 176-м истребительным авиаполком, лётчики которого уничтожили в воздушных боях более 100 самолётов противника. Полк был удостоен почётного наименования «Берлинский».
1 мая 1945 года Валентин Макаров подвёл окончательный итог своих ратных дел. В этот день он вписал в личный боевой счёт очередной сбитый самолёт противника, а на борту его истребителя появилась последняя, 30-я звёздочка, обозначавшая окончательную цифру поверженных им врагов. Число групповых побед Валентина Макарова в различных источниках трактуются по-разному — от 9 до 11. Таким образом, общую цифру его побед можно определить как — «около 40». К концу войны он совершил 635 боевых вылетов и провёл 150 воздушных боёв.
По данным исследований М. Ю. Быкова, Валентин Макаров за годы войны имеет 30 личных побед и 9 одержанных в группе.
Из воспоминаний Макарова В.Н.: "Итак, война позади. По сведениям в печати и радио я знал, что мой родной город Севастополь сильно пострадал. Пока шла война, у меня, как и у всех нас, единственное желание было - это как можно быстрей разгромить врага. Мы рвались вперёд, с каждым днём приближались к дню окончательной победы. И в то время родной город и родители, а они жили в Севастополе, были отодвинуты на второй план в моей жизни. Но когда кончилась война, у меня было единственное желание - получить отпуск и поехать к родителям в Севастополь.
Ранней весной 1946 года я смог вырваться из своего полка на несколько дней к своим родным. В это время полк стоял под Батуми. В Германии мои друзья лётчики и техники подобрали трофейную разбитую легковую машину "БМВ", а в наших мастерских ей дали вторую жизнь. И решил я в свой город прибыть на машине. Взял с собою шофёра Бориса, погрузили машину на пароход и отправились в путь. Со мною творилось что-то непонятное, мне не терпелось увидеть свой город и в то же время было страшновато вместо красавца-города, что был до войны, увидеть город израненный немецкими захватчиками.
фото 1946 года
И вот я на Графской пристани, прошу Бориса ехать как можно медленнее. За войну я видел много разрушений, и всегда было трудно, с какой то болью, наблюдать разрушения - результаты войны, но а это же был мой родной город Севастополь, город моего детства и юности. Я чувствовал какую-то вину перед Севастополем за то, что в трудную годину не пришёл ему на помощь. И тут же как бы оправдываясь, про себя думал, что воевал я неплохо, на моём кителе "Золотая Звезда" Героя и на груди правительственные награды свидетельствовали о моих боевых действиях. И не моя вина, что я находился на другом направлении боевых военных действий.
И вот мы на центральной улице города - улице Ленина. Едем медленно, рассматриваем дома, некоторые из них были превращены в развалины, не обращая внимание на прохожих, а эта улица всегда людная. Народ уже заинтересовался нами, смотрели на нас с любопытством, и было чему удивляться: немецкая машина, а в ней солдат и подполковник Советской Армии. Но я был занят своими воспоминаниями, я сравнивал и припоминал как всё это было до войны, до разрушений.
И вдруг слышу крик: "Валя!" С Графской пристани бежал к нашей машине моряк, маленького роста, с вещевым мешком через плечо. Он бежал бегом, на его лице радость от неожиданной встречи. И тут я его узнал, это был Николай Бондарев, младший брат Саши Бондарева - друга моего детства. Я выбежал из машины и расталкивая людей - любопытных прохожих, а их уже собралось много около моей машины, я бросился навстречу к Николаю и первые минуты встречи мы ничего не могли сказать друг другу только твердили одно: "Жив! Выжил, живой!". Мы целовались, на глазах были слёзы радости.
Многие наблюдавшие за этой сценой подходили к шофёру и спрашивали: "Это он брата встретил?". Но Борис и сам смотрел с удивлением и ничего не мог понять, он не знал с кем я встретился. Люди моего поколения меня хорошо понимают, пройти войну, пережить все ужасы войны, они понимают как радостно встретить после жестоких боёв старых друзей, родных, а ведь потом я узнал, что Николай воевал на флоте, вёл бои на морях и в настоящее время после отпуска возвращался к себе в часть, которая находилась в Прибалтике под Таллином. Я попросил Николая подождать меня в машине пока я буду в городском Совете. Мне нужно было кое-какие дела уладить насчёт моих родителей, они нуждались в жилье. Я быстро вернулся и предложил Николаю пойти пообедать в ближайшем ресторане.
Я был очень рад, когда мне Коля сообщил, что Саша и Володя Бондаревы живы. Саша, как я уже упоминал, был военным врачом и всю войну работал в госпиталях, лечил воинов и вновь ставил их в строй. А Володя, шофёр-виртуоз, был в самом пекле, в пехотных войсках, защищал и освобождал свой родной город Севастополь. Эта встреча тоже осталась на всю жизнь в моей памяти.
Начиная с 1960 года, почти каждый год, находясь в отпуске в Севастополе, я всегда ездил в посёлок Качу, в места моего детства и юношества, хотя там уже нет лётной школы пилотов, но всегда с замиранием сердца я осматривал этот военный городок, хотя там сейчас дислоцируются другие войска, восстанавливалось в памяти первые дни становления меня как лётчика-истребителя».
После войны Валентин Макаров служил на Дальнем Востоке, в Заполярье и Белоруссии.
В 1947 году окончил Высшие офицерские лётно-тактические курсы. Но на этом боевые действия для Валентина Макарова не закончились.
В 1950 году на вооружение Китайских ВВС стали поступать советские истребители «Ла-11». Переучиванием китайцев занимались лётчики-ночники из 351-го истребительного авиаполка в составе Шанхайской группы войск ПВО. Обстановка вокруг КНР в те годы была неспокойной, американцы постоянно проверяли ПВО Красного Китая — периодически вспыхивали воздушные бои. Причём в этих схватках принимали участие и советские лётчики из авиаполков, переброшенных на территорию КНР, тот же 351-й полк. На вооружении ночников находились 45 «Ла-11». Командовал полком Герой Советского Союза Валентин Макаров.
В одном из таких боёв 2 апреля 1951 года пилоты 351-го истребительного авиаполка сбили два «Мустанга» (Р-51).
Последней войной для 351-го авиаполка и для В. Н. Макарова стала Северная Корея. Поскольку «Ла-11» уже не могли на равных сражаться с реактивными F-84 и F-86, их задачей стала борьба с бомбардировщиками.
В 1956 году окончил Военную академию Генерального штаба. В 1955—1960 годах — заместитель командующего 22-й воздушной армией по боевой подготовке (Петрозаводск).
С 1975 года генерал-майор авиации вышел в запас. Жил в Минске.
Умер 20 мая 1978 года. Похоронен на Восточном (Московском) кладбище в Минске (участок 26).
Фото А.А.Симонова. 18.06.2008.
Имя героя увековечено на Почетной доске севастопольцев - Героев Советского союза в центре Севастополя (возле Доски Почетных граждан города).