Крым

Зигзаги судьбы: как Крым потерял архитектора первых многоквартирных домов

Сегодня почти все проекты Бориса Белозерского являются объектами культурного наследия.

После себя Борис Белозерский оставил в Симферополе несколько десятков архитектурных шедевров.
Фото:
коллаж ForPost|Пелагея Попова
После себя Борис Белозерский оставил в Симферополе несколько десятков архитектурных шедевров.

Симферополь — один из немногих городов региона, который может похвастаться целой галереей сохранившихся зданий в стиле конструктивизма и авангардизма. Автором большинства из них являлся Борис Белозерский, первый архитектор столицы Крымской АССР.

В этом году профессиональное сообщество отмечает 135-летие со дня рождения мастера. Кем был этот человек, какое наследие после себя оставил, и что помогло ему преодолеть немало выпавших на его долю трудностей, узнавал ForPost.

Из Афанасьевых в Белозерские

Будущий зодчий появился на свет 18 марта 1889 года в семье казанского столяра-краснодеревщика. Склонность к рисованию Борис Белозерский проявил ещё в юности, что позволило поступить в Казанское реальное училище, а в 1907 году — пройти конкурсный отбор в Петербургский институт гражданских инженеров.

В Казани и затем в столице Российской империи Борис Иванович, по данным его будущего коллеги, члена Национального Союза архитекторов Украины Владимира Комена, учился под фамилией Афанасьев. Дело в том, что в 1698 году его предок участвовал в стрелецком бунте. И хотя стрельца Белозерского не казнили, но Пётр I повелел полк расформировать, а самого Белозерского выслал из Москвы и лишил родовой фамилии. 

В итоге предок Бориса Ивановича взял себе фамилию Афанасьев. Под ней его род существовал на протяжении следующих трёх веков, до тех пор, пока в 1913 году в честь празднования юбилея царского дома Романовых император Николай II не объявил амнистию, среди прочего дав добро потомкам стрельцов вернуть свои исторические фамилии.

«Отец посоветовался с детьми, и все они стали Белозерскими», — вспоминал Владимир Комен в своей книге, посвящённой жизни и творчеству Бориса Белозерского.

Копия диплома Бориса Белозерского (из книги В. Комена «Архитектор Борис Белозерский»).

Учёба в столице империи, по словам исследователя, стала той основой, которая сформировала мировоззрение и принципы мастера. Казанский юноша, оказавшись в центре культурной и общественной жизни, не пропускал ни одной выставки, концерта или спектакля, а также возможности общаться с лучшими представителями своей профессии.

Тем более выбор жизненного пути был сделан в полном соответствии с внутренними качествами.

«Имея инженерное образование, Борис Иванович очень хорошо, красиво и пропорционально рисовал», — подчеркнула в беседе с ForPost член правления Союза архитекторов Крыма Ольга Сергеева.

Впитав все возможные знания, в 1916 году Борис Белозерский защитил в инженерном институте дипломную работу «Здание биржи на Фонтанке» и осенью того же года смог поступить на архитектурное отделение Петербургской академии художеств в мастерскую профессора Леонтия Бенуа.

Казалось, впереди у пытливого молодого архитектора блестящие перспективы. Но судьба распорядилась иначе: через несколько месяцев случилась Февральская революция, а уже летом 1917 года Временное правительство объявило мобилизацию студентов, под которую попал и Борис Белозерский.

Впервые в Крыму

Лихолетье Октябрьской революции и Гражданской войны молодой человек провёл в составе киевского отделения Красного Креста. После демобилизации в 1921 году Борис Белозерский принял решение перебраться на юг. Именно в Крыму он сделал первые шаги в профессии, получив, по данным Владимира Комена, должность заведующего стройчасти Центросоюза в Феодосии. Одними из его первых заказов стал проект рыбоконсервного завода в Керчи и нескольких жилых домов.

Корпус мединститута в Симферополе также был спроектирован Борисом Белозерским.

Два года спустя архитектор перебрался в Симферополь, возглавив строительное бюро Горсовета. Однако столицей Крымской автономной ССР география его задач не ограничивалась.

«Здесь он занимается главным образом переоборудованием национализированных дворцов и особняков на Южном берегу Крыма для использования их в качестве санаториев и домов отдыха», — уточнил исследователь биографии архитектора.

В этом же 1923 году Борис Белозерский получил в руководство архитектурную мастерскую «Крымгоспроект», работе в которой посвятил следующие 15 лет. Этот период стал самым продуктивным и ярким в его творчестве, отметил Владимир Комен.

Первые МКД Крыма

Первым значительным объектом, построенным в Симферополе по проекту Белозерского, стал рабочий посёлок на тогдашней окраине города — сейчас это застройка вокруг парка Шевченко. Четырнадцать двухэтажных домиков изначально предназначались, по информации биографа, для оседлых цыган, но позже были заняты семьями разных национальностей. Одним из самых знаменитых жильцов этого комплекса в своё время стал композитор, автор музыки гимна Крыма Алемдар Караманов.

Следующим инновационным проектом Бориса Белозерского стал многоквартирный дом для рабочих и бывших политкаторжан на пересечении современной улицы Павленко и бульвара Ленина. Вылепленное на фронтоне посвящение «В память 1905 года» дало название всему зданию.

«Это был один из первенцев массового жилищного строительства в Крыму. Фасады здания решены простыми членениями со скромной отделкой — в соответствии с принципами функционализма, господствовавшими тогда в архитектуре», — уточнил Владимир Комен.

Дом «В память 1905 года» на бульваре Ленина в Симферополе проекта Б. Белозерского.

Работы привлекли внимание к фигуре Белозерского, и в 1926 году городские власти назначили Бориса Ивановича главным архитектором Симферополя, открыв такую должность впервые после революции.

За два года на этом посту Борис Белозерский проделал колоссальную работу: по его инициативе и под его руководством был разработан первый советский генплан столицы, возведён первый хлебозавод возле Феодосийского моста через Салгир (сейчас здесь построен бизнес-центр) и проложена городская канализация.

Одновременно архитектор не оставлял проектирование различных вариантов жилых домов с квартирами. В 1926 году он воплотил в жизнь идею кооператива для строительства жилого дома на пять семей. В версии Бориса Белозерского им стал двухэтажный дом из пяти секций по типу английских коттеджей.

«Каждая семья размещалась в своей секции, имела отдельный вход и участок двора с садом. В каждой квартире на втором этаже была терраса, выходящая в сад», — описал проект Владимир Комен, уточнив, что проект реализовали дважды: на улицах Горького и Желябова.

Пятисекционный дом на пять квартир в английском стиле на ул. Желябова в Симферополе.

Одну из секций — крайнюю левую на улице Горького, 19, по данным исследователя, Борис Белозерский получил в своё пользование. Весь деревянный декор интерьера — панели, лестницу, перила и прочее — изготовил его отец.

Ещё одним заметным многоквартирным домом в Симферополе стало жилое здание с магазином на первом этаже на пересечении улиц Пушкина и Карла Маркса (сейчас Екатерининская), построенное для работников «Консервтреста».

«Это трёхэтажное здание решено с неожиданным для южного города применением форм северного модерна, — подчеркнул Владимир Комен. — Для усиления художественной выразительности на междуоконных простенках третьего, аттикового этажа размещены барельефы с изображениями людей труда, а также горельефы из стилизованных ваз с цветами и гроздьями винограда, завершающие ритмично расположенные лопатки и пилястры».

Кроме этого, оригинальным архитектурным шедевром, построенным в Симферополе по проекту Бориса Белозерского, стало разноэтажное здание на улице Жуковского. По мнению Владимира Комена, это один из самых ярких образцов конструктивизма в Крыму. Объект возводился как жилой дом для членов правительства Крыма, но позже был переоборудован под музыкальную школу.

Многоквартирный жилой дом с аптекой на углу Воровского и Потёмкинской.

Ещё одним из доживших до наших дней многоквартирных домов авторства мастера является здание с аптекой на углу улиц Потёмкинской (бывшая улица Шмидта) и Воровского.

«Борис Иванович был одним из ярких представителей такого стиля, как конструктивизм. Одной из основных характеристик этого направления в архитектуре является тектоника — это выражение работы конструкции в объёмах, фасадах и пластических решениях интерьера. Решения этих задач должны быть точными и выверенными до миллиметра. И в проектах Белозерского это присутствует», — отметила Ольга Сергеева, добавив, что столь высоким уровнем мастерства архитектор обязан петербургской профессиональной школе.

Не ограничиваясь Симферополем

В начале 1930-х годов талантливые проекты Бориса Белозерского охватили практически весь Крым. Он разработал проекты набережной, лечебного пляжа и актинометрической станции в Евпатории. Также в мастерской архитектора были созданы эскизы реконструкции парка и нового спального корпуса для санатория профсоюза учителей в Карасане (Большая Алушта).

«Размещённый в старинном парке имения генерала Раевского недалеко от дома, где осенью 1820 года гостил А.С.Пушкин, трёхэтажный корпус был запроектирован с применением классических форм. О пребывании Пушкина в Карасане напоминал барельеф, расположенный над главным входом в здание», — отметил исследователь.

Увы, до наших дней корпус не дожил: в 1960-е годы его разрушил оползень. Сейчас на этом месте находится кинотеатр санатория.

Иллюстрация из книги В. Комена «Архитектор Борис Белозерский». 

Ещё через несколько лет, по данным биографа, власти приняли решение расширить санаторий «Дюльбер» в Кореизе (Большая Ялта), построив на его территории дополнительный спальный корпус. Задача перед архитектором стояла нетривиальная: создать новостройку в едином стиле с уже существующим шедевром легендарного царского архитектора Николая Краснова. И Борис Белозерский полностью оправдал ожидания.

«Новый двухэтажный корпус был запроектирован с использованием приёмов и элементов восточной архитектуры: с резьбой по камню, богатой росписью, яркой керамикой, серебристыми куполами. <…> Над входом в корпус посетителей встречала надпись [якобы] арабской вязью: «Граждане СССР имеют право на отдых!», — упомянул нюанс Владимир Комен.

После окончания строительства второго корпуса «Дюльбера» автора проекта наградили грамотой и в качестве премии подарили легковой автомобиль.

Над входом во второй спальный корпус санатория «Дюльбер» архитектор замаскировал надпись на русском языке.

В эти годы сфера интересов Бориса Белозерского не ограничивалась проектированием: он вёл активную общественную и преподавательскую деятельность, выступал в прессе. Среди самых значимых заслуг второй половины 1930-х годов его биограф перечисляет создание Крымского филиала Союза архитекторов, участие в первом съезде архитекторов в Москве, а также чтение лекций студентам Крымского отделения Московского института инженеров коммунального строительства.

В жерновах репрессий

К сожалению, все труды и заслуги талантливого архитектора перечеркнул один донос. 6 июня 1938 года Бориса Ивановича арестовали по подозрению в шпионаже и осудили на пять лет лагерей.

Первый год Борис Белозерский провёл в тюрьме Симферополя, деля камеру с осуждёнными по уголовным статьям. В 1939 году его перевели в Сухо-Безводский лагерь в Горьковской области (сейчас Нижегородская область). Когда в 1942 году в небе над Волгой появилась фашистская авиация, лагерь эвакуировали в Нижний Тагил Свердловской области.

В уральском лагере, по данным Владимира Комена, крымский архитектор имел возможность работать по профессии. Так, он запроектировал лыжную базу спортивного общества «Динамо» — её возвели позже в Подмосковье, а также пионерский лагерь и швейную фабрику для Горьковской области.

«Борис Иванович не любил вспоминать о пережитом в тюрьме и лагере. По рассказам его жены, Нины Константиновны Менчинской, он выжил только благодаря своему общительному характеру и оптимизму», — отметил биограф, уточнив, что в лагере Белозерский организовал джазовый оркестр из профессиональных музыкантов-заключённых.

Начальник лагеря относился к крымчанину с симпатией и в 1943 году, когда истёк срок заключения, без проблем подписал приказ на освобождение. Знакомые посоветовали Борису Белозерскому «потерять» паспорт с отметкой о судимости, что он и сделал.

Новые «чистые» документы позволили с лёгкостью устроиться на работу старшим инспектором техконтроля треста «Тагилстрой». Через год Борис Иванович обратился в Москву, в комитет по делам архитектуры при Совете народных комиссаров СССР, и попросил трудоустроить его по специальности.

Пару месяцев спустя, летом 1944 года он получил направление в Симферополь.

«Однако он узнал, что в Симферополе он должен будет работать с теми людьми, по доносу которых был репрессирован, а его квартира занята высокопоставленным крымским чиновником. Поэтому попросил назначение в Днепропетровск, где жили его друзья», — констатировал Владимир Комен.

Так Крым навсегда потерял архитектурного гения.

Возрождая из пепла

На новом месте перед Борисом Белозерским стояла громадная задача: в сентябре 1944 года он занял должность управляющего и главного архитектора архитектурно-планировочной конторы «Днепропроект». Ему предстояло восстановить не только центр украинской металлургии из руин войны, но и собственную жизнь.

«Под его руководством и при непосредственном участии в 1945-1946 годах был разработан проект восстановления почти полностью разрушенной центральной магистрали центра Днепропетровска <…>», — сообщил Владимир Комен, уточнив, что почти все подопечные Белозерского стали со временем ведущими архитекторами города.

По данным исследователя, идея «Днепропроекта» о 20-километровой набережной, воплощённая в будущем в жизнь, впервые «вывела» город к Днепру. До этого жилые кварталы были фактически отрезаны от правого берега реки складами, мастерскими и мелкими предприятиями. Кроме этого, мастерская Белозерского разработала проект планировки центрального парка имени Тараса Шевченко и входной группы в парк имени Валерия Чкалова.

За три года под его руководством «Днепропроект» вышел в лидеры проектировщиков всей Украинской ССР. Отмечая успехи Бориса Белозерского, в этом же году Управление по делам архитектуры при Совете министров СССР премировало мастера автомобилем марки «БМВ».

Перед выходом на пенсию архитектор вновь начал преподавать и готовить научные публикации. До самой смерти мастера 15 ноября 1977 года его квартира в Днепропетровске оставалась местом встреч творческой интеллигенции города.

Впрочем, и в Крыму зодчего не забывали, бережно храня его наследие.

«Почти всё, что Борис Белозерский построил в Крыму, ещё при Украине было зарегистрировано как памятники архитектуры, а сейчас является объектами культурного наследия и подлежит охране. Это показатель высокого мастерства! Симферополю очень повезло, что более десяти лет такой человек был главным архитектором города», — подытожила Ольга Сергеева.

Пелагея Попова

Фото автора

1616
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
5
В среднем: 4.8 (5 голосов)

Обсуждение (1)

Profile picture for user Справедливый_кот
3527

Зигзаги судьбы: как Крым потерял архитектора первых многоквартирных домов

Раньше проектировали  и строили для людей .А не то что сейчас строят,особенно в Москве и Санкт-Петербурге "человечники"

 

 

Главное за день

В Крыму пытаются вразумить застройщика Симферопольского водохранилища

Несмотря на запрет, он продолжил строительство капитального кафе.
18:18
0
1702

Ключевой медицинский объект Севастополя в этом году не построят

Цена вопроса достигла сотен миллионов, а перспективы стали вовсе туманными.
20:00
36
4469

Путину — 72 года: воин, искатель или творец — кем он стал для России?

Политолог Алексей Макаркин рассказал, как Путин, став «анти-Ельциным», влюбил в себя либералов.
18:26
14
1843

Севастополь получил точный рецепт реставрации Братского кладбища

«Возможно восстановить практически всё», - говорит один из авторов книги.
18:20
6
2823