Ещё одна архитектурная жемчужина Южного берега Крыма — дворец «Дюльбер» в Кореизе — открыл свои двери для туристов в качестве музея. Впервые за всё время существования бывшей резиденции членов царской семьи Романовых здесь решили создать экспозицию с историей этого места. ForPost побывал внутри и познакомился с экспонатами.
Восточная сказка
Утопающий в зелени старинного парка белоснежный «Дюльбер» привлекает внимание каждого, кто проезжает по так называемой Нижней дороге, соединяющей приморские посёлки к западу от Ялты — слишком уж непривычный стиль архитектуры выбрали его создатели. Любуясь мавританскими фасадами дворца, мыслями невольно переносишься в арабские сказки.
«Дюльбер» — это имение дяди последнего российского императора Николая II, великого князя Петра Николаевича Романова. Этот дворец был построен в 1897 году как крымская резиденция. В конце XIX века курорты Крыма были на большом подъёме», — объясняет внимание царской семьи к этому месту менеджер музея санатория «Дюльбер» Дарья Колесник.
Автором своего будущего имения князь выбрал известного ялтинского архитектора Николая Краснова, который, кстати, именно благодаря работе над «Дюльбером» обрёл признание, а следом и заказы от именитых клиентов. В своё время Романов много путешествовал по Ближнему Востоку и северу Африки, благодаря чему и смог лично нарисовать эскизы дворца в Кореизе.
Однако выбор арабского декора и орнамента здания, по предположению собеседницы ForPost, принадлежат супруге Петра Николаевича Милице — дочери короля Черногории, которая познакомила императора Николая II с Григорием Распутиным, а также увлекалась восточным мистицизмом, спиритизмом и оккультными науками.
«Например, внутри этого медальона мы видим узоры, изображающие пальмовую ветвь, бутон хлопка и другие. В восточной культуре растительность имеет особое значение, — уточняет Дарья Колесник, показывая стену рядом со входом. — Мы предполагаем, что эти медальоны могли выступать своего рода оберегами: они расположены по периметру и даже внутри дворца».
В советские годы, к слову, замысловатый каменный орнамент фасада дворца полностью сохранился, но при этом был покрашен в голубой цвет.
Царская крепость
Экспозиция музея расположена на двух этажах «Дюльбера». Туристы сначала знакомятся с личностями владельцев и их друзей, а затем переходят к тем судьбоносным событиям истории, которые помнят эти стены.
На стендах представлены свидетельства семейного счастья: телеграмма вдовствующей императрице Марии Фёдоровне (матери Николая II) о том, что в имении родилась дочка Надежда, фото Надежды Петровны в день венчания в апреле 1917 года, снимок постановки детского театра и многое другое.
«Ещё один интересный документ, который мы нашли в ГАРФе (государственный архив РФ — Прим.) — список картин, который из «Дюльбера» в 1897 году вывезли в Петербург, несмотря на то, что это год строительства имения», — делится одной из загадок Дарья Колесник.
Беззаботная жизнь у моря оказалась перечёркнута в одночасье: после Февральской революции Временное правительство дало добро некоторым представителям царской династии на то, чтобы уехать из Петрограда и Москвы в свои крымские владения. Однако и здесь покоя не было: когда советская власть установилась на полуострове, то над зажиточными землевладельцами, включая Романовых, нависла угроза физической расправы.
Шаткое по началу положение новой власти усугубляла наступавшая зимой 1917-1918 годов на Крым немецкая армия. Поэтому в марте 1918 года Ялтинский Совет принял решение не затягивать вопрос, а взять и расстрелять всех членов царской семьи.
«Распоряжение об аресте и протокол обысков мы нашли в архивах Военно-морского флота. Видите, на них стоит гриф «секретно»: долгие годы они были скрыты от учёных, — показывает экспонаты собеседница. — Мы видим подписи всех великих князей. Видно, какой дрожащей рукой Мария Фёдоровна этот документ подписывала: из дневников и писем очевидцев знаем, как страдала вдовствующая императрица, как до последнего не верила в гибель сына».
Арестовывать членов царской семьи прибыл комиссар Севастопольского совета, матрос Черноморского флота Филипп Задорожный. И в этот момент в дело, по словам исследовательницы, мистически вмешался счастливый случай.
Одним из задержанных был другой Великий князь, Александр Михайлович, основатель Качинского авиационного отряда под Севастополем, где в 1916 году служил Филипп Задорожный. Молодой человек, видимо, узнал бывшего начальника, который пользовался на флоте большим уважением и почётом, поэтому не стал приводить приказ в исполнение, а собрал всех Романовых в одном имении — в «Дюльбере».
Резиденция Петра Николаевича была выбрана не случайно: благодаря архитектуре средневекового мавританского замка дворец в Кореизе был лучше остальных приспособлен к возможной обороне. Более того, отряд матросов Филиппа Задорожного вместе с пленниками — профессиональными военными, какими являлись все великие князья — оборудовали между зубцов на стенах «Дюльбера» пулемётные гнёзда, рассчитали секторы огня и наладили ночные дежурства.
Предпринятые манёвры оказались востребованы: уличная толпа и местные анархисты несколько раз пытались захватить имение и его обитателей ради расправы. Но все штурмы удалось благополучно отбить.
Так, в постоянном страхе за свои жизни Романовы прожили почти год, до апреля 1919 года, когда за ними пришёл британский крейсер «Мальборо».
«”Дюльбер” сыграл судьбоносную роль в спасении династии Романовых. Почти все укрывавшиеся в стенах дворца члены царской семьи смогли покинуть Россию и продолжить жизнь в эмиграции», — подчёркивает Дарья Колесник.
О прощании с родным берегом рассказывают чёрно-белые снимки, сделанные на палубе судна.
Помогать и спасать
Когда монаршие особы покинули «Дюльбер», дворец Петра Николаевича, как и другие дворянские имения в Крыму, подвергся разграблению.
Тем не менее новая страница истории здания началась: в 1922 году здесь открылся санаторий. Этому периоду посвящено несколько стендов.
«В годы Великой Отечественной войны пострадала крыша дворца, но дотла здание не сгорело: стены и лепнина сохранились. Впрочем, о судьбе “Дюльбера” в период оккупации Крыма известно очень мало. Возможно, в будущем мы обнаружим нужную информацию», — поделилась надеждой собеседница.
В 2015 году во время визита в Крым бывшее семейное гнездо посетил внук Петра Николаевича Романова. Именитый гость Дмитрий Романович Романов был рад увидеть своими глазами значимое для его предков место.
«Цель дворца “Дюльбер” — помощь и спасение. В советские годы и сейчас мы помогаем спасать здоровье живущих здесь, тогда как до революции “Дюльбер” позволил сохранить род последнего российского императора», — отметила Дарья Колесник.
С декабря 2023 года сотрудники санатория плотно заняты поиском уникальных свидетельств прошлого и постоянно пополняют коллекцию музейного фонда «Дюльбера».
Нынешняя экспозиция — первый шаг большого проекта по изучению и популяризации истории дворца. Об этом ForPost рассказала Нелли Шатова, генеральный директор ООО «УК “Визант Групп“», в чьём управлении сейчас находится «Дюльбер».
«Мы будем расширять тематику выставки, увеличивать количество предметов показа и разрабатывать новые экскурсионные маршруты, в том числе для детей. Мы работаем над второй постоянно действующей выставкой, которая раскроет ранее неизвестные данные и покажет артефакты, которые никогда не были представлены широкой аудитории», — уточнила собеседница.
Сейчас для того, чтобы познакомиться с музеем, необязательно быть постояльцем санатория. На экскурсию может попасть любой желающий по предварительной записи. Взрослый билет стоит 400 рублей, детский — 200 рублей.
Кстати, в одноимённой гостинице «Дюльбер», но располагавшейся в Евпатории, в 1920-е годы четыре раза останавливался поэт Владимир Маяковский. Крымский курорт настолько пришёлся по душе литератору, что он посвятил городу одно из своих стихотворений. В благодарность евпаторийцы увековечили память о госте в виде сразу двух мемориальных табличек и бюста. В украинский период истории Крыма все артефакты пропали, и сейчас горожане просят местные власти восстановить хотя бы памятную доску.
Пелагея Попова
Фото автора
Обсуждение (1)
Музей дело хорошее, немного похрустели булкой французской,
но вот удивительно как быстро все оказалось в надежных руках, хороших людей,
точно наверное мост за свои построили