Крым

Водоросли и зелёная вода подарили Крыму рост турпотока

С годами на полуострове появилась новая категория отдыхающих.

Фото:
Пелагея Попова|ForPost
В этом году полуостров принял у себя много гостей из соседнего региона.

Курортный сезон 2024 года плавно подходит к концу, уступая место бархатному сезону. О том, с какими трудностями пришлось столкнуться крымской туристической отрасли этим летом, и как позеленевшее море в Анапе помогло привлечь в Крым новых гостей, узнал ForPost.

Лучше, чем было

Уже несколько лет курортные сезоны в Крыму омрачаются проблемами. И 2024 год не стал исключением: за последние три месяца полуостров успел пережить несколько массированных атак, а добраться на черноморский берег с помощью самолёта всё ещё невозможно. Несмотря на это, как рассказала ForPost председатель Ассоциации малых отелей Крыма Наталия Стамбульникова. курортный сезон текущего года в Крыму оказался скорее успешным, чем наоборот.

«Средняя загрузка по Крыму лучше, чем в прошлом году. Мы наблюдаем увеличение числа бронирований и заездов в отели и гостиничные дома на 10, 15, а местами и 20 процентов в июле и августе», — поделилась эксперт.

В то же время распределение турпотока по региону оказалось неравномерным. По словам председателя Ассоциации малых отелей Крыма, особую востребованность получили места отдыха, которые расположились на востоке и юго-востоке полуострова. Второе место по заинтересованности туристов занял Южный берег Крыма, а вот западное побережье выбирали реже всего.

При этом ситуация по западному берегу Чёрного моря стала разниться ещё и в зависимости от конкретного населённого пункта. Как рассказала Наталия Стамбульникова, некоторым городам и посёлкам повезло больше, и загрузка местных гостевых домов и гостиниц возросла на 10-15 процентов. Но, увы, так было не везде.

«В Евпатории загрузка малых отелей осталась на прежнем уровне, около 70%. А вот Заозёрное и дальше на северо-восток полуострова — процент ещё меньше», — поделилась собеседница издания.

Отели Евпатории были загружены не полностью.

Спасибо водорослям

По словам Наталии Стамбульниковой, одним из главных факторов роста турпотока в этом году стали жители соседнего региона. Из-за перегруженности Анапы приезжими, сами анапчане решили провести свой отдых в Крыму.

«К нам всё чаще приезжают жители Краснодарского края, потому что у них перенасыщение туристами. Доходит до того, что на пляже тапочки поставить негде! Кроме того, в этом году у них активно цветёт море, и поэтому все едут к нам, и с каждым годом только больше», — отметила председатель Ассоциации малых отелей Крыма.

В нынешнем сезоне соседи столкнулись c целым рядом неприятных проблем. Как ранее рассказывал ForPost, морской берег буквально позеленел от водорослей, что вызвало у туристов недовольство. Некоторые из отдыхающих даже грозились подать на своих туроператоров в суд.

Но, как отметил в беседе с изданием ведущий научный сотрудник лаборатории экстремальных экосистем, кандидат биологических наук ФИЦ «Институт биологии южных морей имени А.О. Ковалевского РАН» Николай Шадрин, именно из-за количества туристов на курортах Краснодарского края море вдруг «окрасилось» в зелёный цвет.

«Водоросли стали массово развиваться и визуально менять окраску водоёмов, в простонародье именно это называют “цветением”. Обычно это происходит в тех районах, где высок уровень антропогенной эвтрофикации — то есть в воду поступает много азота, фосфора или органических веществ», — пояснил учёный.

Помимо мест с развитым сельским хозяйством, так называемое цветение может происходить на пляжах. Огромное количество людей неосознанно «кормит» морские водоросли: в воду попадает человеческий пот и другие жидкости, с берега в море уносит остатки мусора и еды.

Порой водоросли массово заполняют и крымские берега.

А вот судиться из-за зелёной воды, уверена Наталия Стамбульникова, абсолютно бессмысленно. Даже если пляж является муниципальным или арендован каким-либо собственником, турист не может требовать «убрать водоросли из воды». Осложняет идею судиться и тот факт, что нитчатые водоросли, как пояснили изданию в Институте биологии южных морей, нетоксичны и не представляют для жизни человека угрозы.

«Чистота побережья, выдача чеков за услуги и товары, наличие спасательной службы — вот чего туристы могут требовать. На всех благоустроенных пляжах есть информационные стенды, на которых прописано, куда турист может обратиться, если он заметил нарушение. Ну а медузы, водоросли в воде — что мы с ними можем сделать?» — разводит руками Наталия Стамбульникова.

Без света и навигации

Впрочем, уходящее лето отметилось трудностями не только в Краснодарском крае. В Крыму работники туристической отрасли тоже боролись с непредвиденными трудностями. Одной из них, как уже рассказывал ForPost, стали частые перебои с электричеством.

Аномальная жара побудила туристов и местных жителей активно пользоваться кондиционерами, что неоднократно приводило к сбоям в работе подстанций. Например, в один из дней из строя вышли более 20 трансформаторов южного побережья Крыма. Не способствовал стабилизации ситуации и инцидент на Ростовской АЭС, из-за которой по всему Югу России начались веерные отключения электричества.

«Львиная доля гостей отнеслась к ситуации с пониманием. Хотя по определению гостиничной классификации, во всех гостиницах уровня “три звезды” и выше, должны быть свои резервные генераторы и резервуары с водой», — пояснила Наталия Стамбульникова.

К слову, этим летом проблемы с кондиционерами нагрянули не только в номерной фонд. Не менее жарко было и в поездах, связывающих Крым с материковой частью страны. Как рассказывал ForPost, из-за жары в некоторых вагонах компании-перевозчика система кондиционирования воздуха просто переставала работать. В связи с этим на один из маршрутов даже закрывали продажу билетов.

Температура в вагонах превышала отметку в 30 градусов.

Однако главной проблемой, с которой туристы всё ещё сталкиваются в Крыму, Наталия Стамбульникова называет навигацию.

«На своём опыте я поняла, что одной из актуальных проблем для Крыма сейчас остаётся вопрос навигации. На полуострове сбоят системы GPS, из-за чего туристам сложнее найти отель, они часто промахиваются, уезжают не в ту сторону, не видят указателей», — поделилась председатель Ассоциации малых отелей Крыма.

Чтобы справиться с проблемой, сама эксперт изобрела для гостей так называемый «дорожный атлас». Когда туристы попадают в Крым, они связываются с Наталией Стамбульниковой посредством мессенджеров. С помощью навигатора эксперт строит маршрут от местоположения гостей до отеля, делает серию снимков экрана и направляет клиентам прямо на телефон.

Нужно стать гидом

Сейчас, по мнению председателя Ассоциации малых отелей Крыма, улучшить положение туристической отрасли на полуострове могут несколько факторов. Первый из них — изменение политической ситуации, в рамках которого гости не будут ощущать опасности.

Второй — повышение уровня сервиса на ресепшенах местных гостиниц. Так, со слов Наталии Стамбульниковой, администраторы должны уметь не только оформлять бронь и заселять гостей, но и быть для них гидом, если это необходимо.

«Знать ответы на самые странные вопросы, вроде “Через сколько шагов от берега вашего пляжа начинается глубина в полтора метра?”. Людей волнует, где сливаются канализационные стоки, где располагаются очистные сооружения. Администратор должен быть гидом-проводником для своего туриста», — привела пример собеседница издания.

Кроме того, привлечь людей на полуостров, как отметила эксперт, помогли бы и скидки, туристические программы на период бархатного сезона.

«А так — внутрикрымская конкуренция есть, и отслеживается хорошая тенденция на увеличение туристического потока», — подытожила Наталия Стамбульникова.

Интересно, что в соседнем Севастополе ситуация с курортным сезоном складывается прямо противоположным образом. Как ранее выяснил ForPost, горожане вынуждены продавать или закрывать свои заведения, так как выручка в кафе и ресторанах в пиковый период вполовину меньше той, что была в прошлом году. А владельцы гостевых домов и отелей тем временем получают массовые сообщения об отмене бронирования: после трагедии в Учкуевке народ попросту боится заглядывать в город-герой.

Елена Фокина

Фото: Ирина Горобец|ForPost, Татьяна Воробьёва| ForPost, коллаж ForPost|Арина Розанова

6634
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
3
В среднем: 3 (2 голосов)

Обсуждение (1)

Profile picture for user elise
807
elise

Администратор должен «...знать ответы на самые СТРАННЫЕ вопросы, вроде “Через сколько шагов от берега вашего пляжа начинается глубина в полтора метра?”. Людей волнует, где сливаются канализационные стоки, где располагаются очистные сооружения."

А что странного в этих вопросах? Самые что ни на есть животрепещущие для отдыхающих!

Главное за день

Мазут разломавшихся в Черном море танкеров добрался до Керчи

В Керчи введен режим ЧС муниципального характера.
20:39
5
1964

Севастопольскому аквариуму помогают только обычные люди

Власти и бизнес от проблемы отстранились.
20:04
9
2904

В Севастополе ковш экскаватора тонко намекнул жильцам дома о выселении

Снос двухэтажки у культурного кластера начался, а жильцы из него до сих пор не выехали.
16:02
30
5139