Севастополь

Как в Севастополе появляются якоря: со дна на постамент

Город-герой точно может бороться за звание якорной столицы России.

Якорь, пожалуй, самый узнаваемый флотский символ. Им украшают кокарды моряков, ленты бескозырок, наносят на шевроны, пуговицы, флаги — в общем, его  активно используют все причастные к морю люди и организации. Неудивительно, что якоря широко используются в городской архитектуре, для обозначения морских учреждений или увековечения знаковых флотских событий и персон. Чем теснее город связан с морем, тем чаще в нём встречаются якоря.

Берега России омывают 13 морей, которые принадлежат трём океанам, и морских городов в стране предостаточно. Но, несмотря на высокую конкуренцию, Севастополь явно может претендовать на статус якорной столицы России.

Причин для этого как минимум три: богатая морская, в том числе боевая, история региона, которая началась ещё до нашей эры, базирование в городе во времена Российской империи и СССР довольно крупных военных и гражданских флотов, а также скалистое дно (почему это важно — далее).

Якорь, а не штурвал или паруса

Морских символов достаточно много — штурвал, паруса, рында, компас, роза ветров и так далее. Однако их использование не идёт ни в какое сравнение с якорем.

«Почему у моряков на ленточках бескозырок, „крабах” (кокардах), пуговицах — якоря, а не, скажем, паруса или штурвалы? Дело в том, что якорь для моряка — это символ физической и духовной надежды на спасение. Даже огромный супертанкер имеет якорь, который спасает его от выброса на берег или скалы. Во время гонения на христиан на перекрестье якорей морякам разрешалось молиться. Христиане находили в очертаниях якоря со штоком — символическое сходство с крестом. Неслучайно в Библии есть характерная фраза — надежда для души есть якорь безопасный крепкий. Поэтому якорь занимает особое место в морских символах», — сказал ForPost почётный председатель Севастопольского морского собрания Виктор Кот.

якорь, храм, Николай Чудотворец, Севастополь

Неудивительно, что якорь активно используют для подчёркивания морской тематики повсеместно.

В городской архитектуре используют как оригинальные якоря, так и копии, сделанные из металла или бетона.

К первым, например, относятся адмиралтейский якорь периода деревянного парусного флота России на Приморском бульваре, адмиралтейские якоря в память расстрелянных матросов крейсера «Очаков», якоря системы Холла у входа в Морскую библиотеку.

якоря, крейсер Очаков,

Ко вторым — металлические якоря на памятнике адмиралу Нахимову, якорь памятника адмиралу Сенявину, якоря из армированного бетона у памятника Вооружённому восстанию в Севастополе в ноябре 1905 года.

памятник Сенявину, Севастополь, центр, якорь

Настоящие якоря для памятников или их частей, а также морских символов учреждений и даже коммерческих объектов берут либо со всевозможных складов, либо со дна моря.

«В своё время 37-я бригада спасательных судов, сейчас отряд спасательных судов Черноморского флота, помимо спасательных работ занималась в том числе подъёмом и сдачей на металлолом всякого рода плавсредств. В советское время таких плавсредств было довольно много. Естественно, поднимали их с якорями, которые можно было сдать на металлолом, а можно оприходовать через отдел фондового имущества. Если якоря использовались по назначению для плавания — для установки на какие-то плавсредства, они должны были пройти соответствующую проверку и техническую экспертизу. Через этот же отдел можно было приобрести эти якоря для установки на могилы, в качестве памятников, как какие-то условные знаковые исторические обозначения», — сказал ForPost историк ВМФ Сергей Горбачёв.

Со слов ветеранов 37-й бригады, в окрестностях Севастополя дно фактически усеяно якорями разных видов и размеров. Дело не только в том, что у берегов Севастополя затонуло много кораблей. Обилию главных морских символов город обязан специфическому ландшафту дна.

«У нас грунт не песчаный, а скальный. Когда якорь попадает между скал, вытащить его практически невозможно. В таком случае якоря обрывают. Такие ситуации не редкость. Водолазы их находят и поднимают», — подчеркнул Виктор Кот.

частная коллекция, якоря, Севастополь

Флотские склады пополняются и якорями, которые не годятся для дальнейшего использования на судах и кораблях.

«Якоря изнашиваются, несмотря на их тяжесть и массивность. Например, изнашиваются подвижные части якорей Холла или Матросова, возникает угроза обрыва слабого звена, из-за чего он может потерять удерживающую силу, что может привести к гибели корабля. Поэтому якоря выбраковываются и сдаются на склад», — пояснил Виктор Кот.

Нередко якоря попадают в сети рыбаков.

«Например, рыбаки на сейнере в Камышовой бухте зацепили четырёхпалый якорь времён Крымской войны, вытащили и скинули в порту. Я попросил их подарить якорь храму Святителя Николая Чудотворца», — сказал почётный председатель Севастопольского морского собрания.

Якорь-памятник

В советские времена приобретать или покупать якоря для установки в качестве памятников на могилы или в другие места можно было в отделе фондового имущества или отделе материально-технического обеспечения ЧФ.

«Не знаю, как в современное время это делается. Раньше это было возможно по запросу местных властей, чтобы обозначить присутствие моряков где-то в виде памятника или ещё чего-то. Просили у командующего принять решение — или на продажу якорь, или безвозмездную передачу», — пояснил Сергей Горбачёв.

Получить оригинальные якоря можно и другими способами: например, у гражданских моряков или в частных коллекциях.

якорь, Минная стенка, ЧФ

У каждого севастопольского якоря своя уникальная история. Судьбоносные события и перемены также не обходят их стороной.

«Когда Украина и Россия делили Черноморский флот, контр-адмирал Николай Григорьевич Михальченко, который в то время занимал должность заместителя командующего ЧФ по боевой подготовке, забрал два якоря из 11-го учебного отряда подводного плавания. Этот отряд был сокращён, а территория отдана Украине. Эти якоря украшали въезд в военный городок. Николай Григорьевич своим волевым решением перенёс их к Севастопольской Морской библиотеке, отдавая дань уважения этому учреждению. Не последнюю роль сыграло то, что там много лет работает его супруга», — рассказал историк ВМФ.

Продолжение следует.

Андрей Киреев

Фото автора

2617
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
0
Еще нет голосов

Обсуждение (10)

Profile picture for user VicMich
2920
VicMich

Почему же у памятника Нахимову якоря не настоящие?

Profile picture for user Bip
4735
Bip

А как исчезают Якоря автор не хочет написать?

Profile picture for user ulogin_mailru_919787742112119086
6684
d dd

чешу репу и думаю, а как якоря обрывают?Т.е устройство которое должно гарантированно удерживать судно от проблем, буквально последняя надежда вдруг обрывается.

Может автор пояснить.

Город морской, мореманы сколько раз за вашу карьеру

ваше судно/корабль теряло якорь?

Profile picture for user Serggio
23912
Serggio

to d dd:  

Город морской, мореманы сколько раз за вашу карьеруваше судно/корабль теряло якорь?

 В моей практике был случай, когда за один шторм корабль потерял оба якоря. Причём на внутреннем рейде. 

Profile picture for user Банщик
24877
Банщик

чешу репу и думаю, а как якоря обрывают?

Жвака-галс...ok

Profile picture for user shiper
1015
shiper

Да, бывало не раз, особенно на скалистом грунте. Якорные цепи и скобы не вечны, со временем микротрещины в стальных цепях срастаются, образуя пустоты из окислов и теряют прочность, а периодическое испытание на прочность проводится с нарушениями, появляются слабые звенья. А до появления судов со стальными корпусами, 1890 год, вместо цепей пользовались якорными канатами из сизали, которые имели малую прочность и сроки пользования, быстро сгнивали в канатных ящиках. Прибрежные районы Черного моря хранят многие тысячи якорей.

чешу репу и думаю, а как якоря обрывают?Т.е устройство которое должно гарантированно удерживать судно от проблем, буквально последняя надежда вдруг обрывается.Может автор пояснить.Город морской, мореманы сколько раз за вашу карьеруваше судно/корабль теряло якорь?

 

Profile picture for user Хома
245
Хома

Якорь  возле ДКР тоже был связан с историей целого района. А вора так и не нашли. Или не искали. И никто не ответил. 

Profile picture for user komandor
6802
komandor

На Ай-Тодорском маяке работниками маяка собрана уникальная коллекция якорей, начиная с древнегреческих каменных. Будет печально, если нынешнее командование флотом либо разворует их, либо прос**т.

Profile picture for user VicMich
2920
VicMich

В Малореченске есть храм-маяк, а в его цокольном этаже - музей катастроф на водах. Так вот возле него собрана большая коллекция якорей, поднятых со дна моря.

Profile picture for user ulogin_mailru_919787742112119086
6684
d dd

т.е не часто и таки не обрывают, а майнают - побеждает жвака- галс ?

Главное за день

Голосуйте за главное событие Севастополя в 2024 году

Итоговый опрос от ForPost на платформе телеграм.
10:39
2
1545

Как в СевГУ заплатили миллионы за научные монографии с проукраинскими нарративами?

Продолжение резонансного расследования «Миллионы на плагиат» о гуманитарной науке СевГУ.
20:00
36
7418

Мазут разломавшихся в Черном море танкеров добрался до Керчи

В Керчи введен режим ЧС муниципального характера.
20:39
5
2575

Севастопольскому аквариуму помогают только обычные люди

Власти и бизнес от проблемы отстранились.
20:04
10
3210