Крым

Как дочь крымского банкира стала видным политиком Европы

Неординарная крымчанка родилась в середине XIX века.

Информации о связи Анны Розенштейн (Кулишёвой) с малой родиной не сохранилось.
Информации о связи Анны Розенштейн (Кулишёвой) с малой родиной не сохранилось.
Фото:
коллаж ForPost|fondazioneannakuliscioff.it
Информации о связи Анны Розенштейн (Кулишёвой) с малой родиной не сохранилось.

Ум и талант всегда пробьёт себе дорогу, в какой бы глухой провинции он не появился на свет. История жизни уроженки Симферополя Анны Розенштейн (Кулишёвой) подтверждает эту истину. Какой след оставила крымчанка в мировой истории, в преддверии её юбилея узнавал ForPost.

Счастливое начало

Биография Анны Розенштейн богата такими яркими событиями и встречами, что ей впору стать основой для сценария хорошего блокбастера. Однако при рождении девочки ничто не предвещало драматических зигзагов судьбы.

Ребёнок появился на свет, как говорят, с золотой ложкой во рту. Дедушка Анны Самуил Вольфович Розенштейн был купцом и членом городской управы Симферополя. Во второй половине XIX века он выкупил бывший городской Гостиный двор, став владельцем целого квартала нынешних улиц Пушкина, Екатерининской, Серова и Александра Невского. В 1884 году купец передал недвижимость сыновьям: на улице Пушкина — Абраму и Александру, на углу Серова и Александра Невского — Моисею.

Квартал улиц Пушкина, Александра Невского, Серова и Екатерининской стал родовым гнездом семейства Розенштейнов.

Почти десять лет спустя, в 1896 году, отец Анны Моисей (Марк) Самуилович перестроил полученное от родителя имущество под нужды банка, cдав помещения в аренду отделению Азово-Донского коммерческого банка и затем став его управляющим (сегодня, как писал ForPost, в этом историческом особняке располагается Министерство финансов Республики Крым).

Именно в такой богатой и уважаемой семье в столице Таврической губернии 9 января 1855 года по старому стилю (по другим источникам, 1854 и даже 1857 года) родился первенец — девочка, которую назвали Анной.

«Красивая и умная девочка <…> с золотой медалью окончила симферопольскую женскую гимназию. По наставлению родителей отправилась получать высшее образование в политехнический институт Цюриха», — поделился подробностями биографии Анны Розенштейн крымский гид и экскурсовод Иван Коваленко в своей книге-путеводителе «Привет из Симферополя».

Оказавшись в 1871 году в Швейцарии, крымчанка блестяще выдержала вступительный экзамен, став одной из первых женщин-учащихся этого старинного вуза. По воспоминаниям её знакомого, будущего революционера Льва Дейча, Анна Розенштейн «сразу проявила редкие дарования, изумительную настойчивость и огромные успехи». Не только профессора, но и студенты приходили в восторг от ответов на экзаменах «молоденькой, к тому же очень красивой русской студентки».

Революционный поворот

Казалось, девушку ждало спокойное будущее в научных исследованиях или в семейном деле на родине, но она выбрала совершенно другой путь.

«Со свойственной ей экспансивностью она, как мне рассказывали, уничтожила свой аттестат и свой студенческий билет, окунулась с головой в окружающую живую действительность и примкнула к кружку лиц, собиравшихся в Россию для активного участия в борьбе с русским правительством и поддерживаемым им социально-экономическим порядком вещей», — такую цитату из воспоминаний Соломона Чудновского привела советский историк С.П. Афанасьева в статье, посвящённой биографии Анны Розенштейн.

Девушка напитывалась новыми идеями, посещая различные собрания и читая социалистическую литературу. Пока её друзья, по данным исследовательницы, были «мирными пропагандистами», предел мечтаний которых сводился к работе учителями, врачами и чиновниками в русской глуши, Анне Розенштейн были близки анархические идеи мыслителя Михаила Бакунина.

Анна Розенштейн в студенческие годы в Цюрихе.

Поддержку своих смелых взглядов крымчанка нашла в лице дворянина из Херсонской губернии Петра Макаревича, за которого вышла замуж. Вместе молодожёны в 1873 году покинули Швейцарию и вернулись в Российскую империю, обосновавшись в Одессе. В своей квартире на берегу моря Макаревичи, по данным С.П. Афанасьевой, стали проводить собрания рабочих «для ведения среди них пропаганды».

«Анна Розенштейн, по мужу Макаревич, крымчанка, женщина с большими знаниями и способностями, очень красивой наружности, с весьма редкими по тогдашнему времени качествами быстро ломать людей враждебного лагеря, направляя их по пути свободы. Но как очень часто бывает, вместе с приобретением преданных друзей, у неё были сильные недруги, обвинившие её в неразборчивости средств», — эти слова принадлежат одной из соратниц нашей героини по одесскому периоду, которые приводит в своей работе доктор исторических наук, профессор Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачёва Анна Еремеева.

Год спустя по всей стране начали арестовывать молодёжь, так называемых «ходоков в народ». Полиция составила список лиц, которых следовало разыскать и задержать в первую очередь. В перечне оказалась и Анна Макаревич. Ареста активистке удалось избежать, но она вынуждена была перейти на так называемое нелегальное положение.

Рискованная затея

В 1875 году 20-летняя Анна Макаревич перебралась в Киев, где осенью вступила в кружок «Южных бунтарей». Несмотря на юный возраст, хрупкая девушка пользовалась авторитетом среди товарищей — ведь за ней охотились полицейские!

Между тем киевские активисты стали склоняться ко всё более решительным и активным действиям, вплоть до боевых.

«Участники кружка полностью разделяли точку зрения Бакунина на возможность немедленной революции в народе», — говорится в статье С.П. Афанасьевой «К вопросу о революционной деятельности Анны Кулишёвой в 1873-1892 годах».

В частности, революционеры решили выпустить подложные манифесты от имени царя, который якобы планирует изъять землю у помещиков и разделить её поровну между всеми. Это, по ожиданию анархистов, должно было вызвать смятение в народе и стать толчком для свержения власти. Для воплощения замысла в жизнь Анне Макаревич было поручено поехать в Швейцарию, чтобы купить там печатный станок. Девушка успешно выполнила задание, переправив оборудование через румынскую границу в Одессу.

Однако весной 1877 года власти обвинили её в подготовке покушения на полицейского осведомителя, дворянина Николая Гориновича. Положение Анны Макаревич становилось всё более рискованным, поэтому она, раздобыв заграничный паспорт на чужое имя, навсегда покинула Россию.

От Макаревич к Кулишёвой

В эмиграции молодая женщина сменила фамилию, став Кулишёвой. По данным исследовательницы Анны Еремеевой, такой вариант был выбран неслучайно.

«В её основе — слово «кули» (в переводе с хинди — работник), использовавшееся для обозначения батраков, перевезённых из азиатских колоний на территории, нуждавшиеся в рабочей силе. Посредством фамилии её носительница позиционировала себя как защитницу бесправных и бедных», — уточняет автор статьи.

Защиту обездоленных русская девушка видела в революционной борьбе за их права. Поэтому, близко сойдясь в швейцарском городе Лугано с итальянцем Андреа Коста, бывшем секретарём Бакунина, Анна Кулишёва стала вместе с ним планировать создание секции анархистского Интернационала (международное объединение анархистов) во Франции, поскольку за подобные идеи в Италии преследовали. Однако в Париже молодые активисты тоже потерпели неудачу — их арестовали весной 1878 года.

Анна Кулишова с Филиппо Турати (слева). Андреа Коста (справа)

Французской полиции задержанная девушка сообщила, что она участвовала в процессе нигилистов в Москве, её муж Кулишёв был сослан в Сибирь, но она успела выскользнуть за границу. Несмотря на привлечение к делу российской полиции, Анну вскоре отпустили — за неё ходатайствовал сам писатель Иван Тургенев. А вот Андреа Коста, ставший к этому времени её мужем, остался за решёткой.

Неутомимая девушка решила продолжать революционную борьбу на родине супруга, выехав в Флоренцию. Однако в Италии её арестовали вновь. На судебном процессе Анна Кулишёва выступала настолько ярко и страстно, что произвела впечатление на судей, публику и репортёров, назвавших её, по данным историка С.П. Афанасьевой, «славянской Мадонной». В итоге обвиняемую оправдали.

Следующие несколько лет для четы Косты и Кулишёвой прошли в череде арестов, игры в прятки с полицией и работы над созданием социалистической партии Италии. В 1881 году у Анны родилась дочь Андреина, однако её брак это не спасло: через некоторое время семейный союз с Коста фактически распался. Не последнюю роль в этом сыграли идейные расхождения в вопросе о роли женщины в жизни общества.

«Человек с сильной страстью к широкой общественной деятельности, с большим политическим честолюбием, она (Анна Кулишёва — Прим.) после продолжительного, успешного и доставлявшего ей значительную известность в Европе участия в социалистической деятельности увидела, что в сущности ничего не может сама предпринять, что её роль излишняя и она годна лишь в качестве дополнения к мужчине», — такое наблюдение Льва Дейча приводит С.П. Афанасьева.

Оставшись одна, но не умея сидеть сложа руки, Анна Кулишёва с грудным ребёнком на руках в 1882 году поступила на медицинский факультет университета в Берне (Швейцария). По свидетельству друзей, экономя на сне и отдыхе, молодая мать активно нырнула в науку.

В это время в соседней Женеве недавний эмигрант, философ и марксист Георгий Плеханов создал группу «Освобождение труда», в которую вошли Вера Засулич, Лев Дейч и другие знакомые Анны Кулишёвой по киевским «Южным бунтарям». Вскоре её пригласили вступить в ряды новой организации: будущий медик стала переводить на итальянский язык для «Освобождения труда» статьи Плеханова, а также пересылать в Женеву получаемую из России запрещённую литературу.

Подорванное в тюрьмах здоровье не позволило продолжать учёбу в Швейцарии, и в 1885 году Анна Кулишёва перевелась на юг, в Милан, где получила диплом о медицинском образовании.

На благо Италии

Важной фигурой в итальянском периоде жизни Анны Кулишёвой стал молодой юрист социалистических взглядов Филиппо Турати. По данным С.П. Афанасьевой, итальянец стал для русской эмигрантки настоящим другом, который всячески поддерживал её главное стремление к общественной деятельности.

«С Filippo мы друзья во всех отношениях. Он ничего не пишет, не читает без меня, даже защиты своих политических процессов мы мудрим вместе», — такие слова Кулишёвой из письма Вере Засулич приводит исследовательница.

Впрочем, первое время в Италии женщина отдавала приоритет медицине, а не политике. Летом 1887 года она задумала сдать экзамен на приват-доцента: «иначе со всеми предрассудками против женщины-медика не пробить себе дороги», пояснила Анна Кулишёва свои намерения подруге в Женеве. В декабре того же года она получила место ассистента в клинике внутренних болезней при университете в Падуе. Работа оказалась на износ.

«Жизнь наша, по крайней мере моя, самая бесцветная: работаешь с утра до ночи среди больных и среди угнетающей обстановки, сил на такую работу очень мало, и я кончаю таким нервным истощением, что не способна писать двух страниц и мозг абсолютно даёт отставку», — цитирует С.П. Афанасьева ещё один отрывок из письма Кулишёвой Вере Засулич.

Несмотря на трудности, молодой женщине всё же удалось найти баланс, совмещая учёбу, работу, общественную деятельность и семью: она получила звание приват-доцента с правом чтения лекций в университете и продолжила сотрудничать с женевской группой Георгия Плеханова.

Снимок Анны Кулишёвой с её автографом.

В 1890 году Анна Кулишёва переехала в Милан. Здесь она обратила всю энергию и страсть на общественную работу — на то, чтобы с Филиппо Турати создать социалистическую партии Италии. Интенсивный труд благотворно повлиял на неё, что сразу отметила Вера Засулич, встретив подругу в 1893 году.

«Теперь дел у неё по горло: редактор журнала, кроме того, член всяких комитетов и обществ, все дни и часы у ней нарасхват», — так описала встречу с Анной Кулишёвой революционерка в письме Льву Дейчу.

Оглядываясь назад

Все последующие годы Анна Кулишёва посвятила борьбе за права женщин и детей, а также участию в работе Итальянской социалистической партии — крупнейшей левой партии страны в первой четверти XX века.

«Филиппо Турати и Анна Кулишёва больше всех способствовали <…> превращению итальянского социализма из склонного к анархизму стихийного движения, каким он был вначале, в широкое и сознательное социально-политическое движение», — подытоживает статью об уроженке Крыма историк С.П. Афанасьева.

Другой исследователь, Вячеслав Коломиец, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Института социологии РАН, в работе об Анне Кулишёвой пишет о её феномене: русская активистка, которая смогла оставить глубокий след в исторической памяти, «в отличие от ярких политических и жизненных путей других деятелей Итальянской социалистической партии и даже политики в целом».

Эта женщина никогда не занимала в партии руководящие посты, однако в решающие моменты всегда высказывала своё мнение, а также последовательно отстаивала свои идеи.

«Феминистские идеи Кулишёвой, бесспорно, были вызывающе смелыми, они опережали своё время», — подчёркивает Вячеслав Коломиец.

Похоронная процессия с гробом Анны Кулишёвой.

В 1925 году активистки не стало. Её похоронили на одном из крупнейших кладбищ Милана. ​​В этом же городе на площади Пьяцца Дуомо под портиками, ведущими в галерею Витторио Эммануэле II, установлена мемориальная доска Анне Кулишёвой и Филиппо Турати.

Пелагея Попова

Фото: автора; fondazioneannakuliscioff.it

966
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
5
В среднем: 5 (1 голос)

Обсуждение (2)

Profile picture for user ulogin_mailru_919787742112119086
6810
d dd

трудно понять,в условиях когда ул.Халтурина снова стала Миллинной, это хорошая биография или плохая?

Profile picture for user Vaskes
2621
Vaskes

"русская активистка" еврей евреем погоняет.

Главное за день

Это не субботник: что нужно знать перед сбором мазута в Севастополе

Инструкции, рекомендации и наблюдения – в специальном материале ForPost.
16:02
9
1999

Тоннельный свет: что ждёт крымскую недвижимость в новом году

В первой половине года просветов не ожидается.
13:14
0
909

Какой след 2024 год оставил в истории Крыма

Полуостров отметил десять лет в составе России.
13:20
0
766

Чудеса случаются, если в них не только верить: техника исполнения желаний оказалась проста

«Вопрос действительно серьёзный, особенно для кризисных времен».

18:30
0
918

Интерактивные зарисовки крымских редкостей получили признание и любовь россиян

Как местная художница решилась на создание графических «записок натуралиста».
15:16
1
488