Россия

Ветераны СВО возвращаются домой. Как остановить конфликты в их мирной жизни?

«Если вы своими высказываниями принижаете действия наших парней, за это, пожалуйста, получите уголовную ответственность».

Ветераны СВО возвращаются домой. Как остановить конфликты в их мирной жизни?
Фото:
freepik.com

Ветераны спецоперации возвращаются домой — кто в отпуск, кто после госпиталя, кто после демобилизации. И привыкнуть им к мирной жизни порой непросто: человек, пришедший с боевым опытом и тем более с ранением, — уже другой человек. И относиться к нему нужно по-другому.

Эксперты оценили правоприменительную практику и рассказали ForPost, как предотвратить конфликты с участниками СВО и не стать фигурантом уголовного дела.

Уголовный кодекс или КоАП?

Резонансный инцидент произошёл 29 февраля. Раненый боец после месячного лечения в госпитале возвращался из Москвы в Барнаул на самолёте лоукостера «Победа». Перед вылетом мужчина на борту зашёл в туалет, стюардесса заподозрила его в курении — от одежды разило табачным дымом.

В правилах перевозки авиакомпании сказано: «Курить на борту воздушного судна, в том числе электронные сигареты и/или средства, имитирующие процесс курения, запрещено».

Кроме того, в случае нарушения «командир воздушного судна может применять все необходимые меры, в том числе меры удалять лиц с воздушного судна, передавать их правоохранительным органам».

Следуя этим правилам, бортпроводница вызвала полицию, и мужчину сняли с рейса. При этом сотрудники «Победы» не предоставили никаких доказательств того, что мужчина курил на борту: датчик дыма не сработал, окурка нет, был «только смыв в туалете».

Инцидент попал в СМИ. На ситуацию отреагировал Александр Бастрыкин. Он поручил возбудить уголовное дело.

Почётный адвокат России Евгений Харламов считает: председатель Следкома дал верную юридическую оценку ситуации.

«По своему внутреннему убеждению стюардесса решила выкинуть человека из салона, заявив: «Вы курили!». При этом она не предоставила ни одного доказательства факта курения на борту. Он заявил, что не курил, что после ранения едет домой. Несмотря на то, что нет прямых доказательств его вины, несмотря на все его боевые заслуги — а это тоже нужно учитывать — его снимают с рейса. Нервы, потрясения, стресс. Влияет ли это на заживление ран? Влияет. Поэтому в этой ситуации я бы не стал с кондачка говорить, что тут что-то предвзято. В этой ситуации, на мой взгляд, Бастрыкин прав абсолютно», — сказал ForPost Харламов.

Иной взгляд на инцидент у председателя АНО «Центр исследований и развития евразийства», политолога Юрия Самонкина.

В беседе с ForPost он напомнил, что все конфликты пассажиров и бортпроводников «лежат в плоскости КоАП РФ».

В данном случае, считает наш собеседник, бортпроводники следовали установленным правилам перевозки, при этом никто бойца не унижал, не допускал уголовно наказуемых высказываний.

«Стороны конфликта должны разбираться в гражданско-правовой плоскости. Это не уголовное преступление. Никто друг другу нос не сломал. Поэтому можно было бы ограничиться статями КоАП РФ», — высказал своё мнение Самонкин.

Статья о дискредитации?

Политолог Юрий Самонкин не исключает, что уголовное дело может расследоваться по статье 207.3 УК РФ о распространении заведомо ложной информации о Вооружённых Силах РФ, больше известной как статья о дискредитации.

«По ней периодически возбуждаются дела в адрес граждан, которые либо выступают с объективной критикой СВО, либо вступают в конфликт с участниками спецоперации и их родственниками», — пояснил Самонкин.

Так, например, в прошлом году губернатор Калужской области Владислав Шапша вступился за военного хирурга Юрия Евича, которого обвинили в дискредитации ВС РФ.

Причина — лекция, которую провёл Евич для сотрудников Росгвардии, в которой якобы прозвучали утверждения, направленные «на создание негативной оценки ВС РФ ввиду проведения СВО», сказано в сообщении телеграм-канала Readovka.

«Власти порой критикуют за то, что где-то помощь была оказана не так, как хотелось бы. Важно услышать эти советы, проанализировать и при необходимости исправить ситуацию. А весь опыт Юрия Евича основан на реальной практике, которую он получил в боевых условиях. Гражданский человек, незнакомый с этими условиями, может здоровую оценку спутать с чрезмерной критикой», — написал калужский губернатор.

Врача удалось отстоять. Козельский районный суд Калужской области не стал рассматривать протокол о дискредитации армии против Евича, сообщает РБК.

Фигурантом дела о дискредитации стала и московский педиатр. Уголовное дело в отношении пожилой женщины было возбуждено в начале февраля, сообщил телеграм-канал СК РФ. 

Заявление на неё написала мать семилетнего ребёнка, чей отец погиб на СВО. Со слов потерпевшей, доктор «поддерживает ВСУ», — такой вывод она сделала из-за язвительного, по её мнению, замечания о погибшем супруге.

Как выяснили СМИ, погибшая развелась с ним ещё до начала спецоперации. На момент подачи заявления вновь вышла замуж и юридически не являлась вдовой погибшего.

По данным источника телеграм-канала Brief в суде, «собранные следствием материалы в отношении медика были неубедительными».

«Судья не согласилась со следствием», — сказано в сообщении.

По данным РБК, педиатр уже подала иск о восстановлении на работе.

Вопрос в формулировках

С начала спецоперации было возбуждено 81 уголовное дело за дискредитацию использования ВС России. Следователи направили в суд 44 дела, их фигурантами стали 45 лиц, сообщает РБК со ссылкой на главу СК Александра Бастрыкина.

По мнению политолога Юрия Самонкина, одна из причин появления таких дел, в которых, как показано в вышеназванных примерах, всё не так однозначно, — «размытые формулировки» — «нет чёткого ответа на вопрос: что такое дискредитация Вооружённых Сил?».

Экспертное подразделение УФСБ по Свердловской области объяснило, что под «дискредитацией ВС РФ» понимаются «умышленные действия, противоречащие позиции Минобороны РФ, направленные на лишение и подрыв авторитета и имиджа российской армии», сообщает «Коммерсант».

В ведомстве добавили, что дискредитация ВС РФ бывает четырёх видов:

  • армии в целом;
  • как государственного института;
  • военнослужащих;
  • символики и атрибутики российской армии.

«На мой взгляд, проблема в отсутствии дополнительных юридических формулировок, которые бы указали на то, когда применяется норма о дискредитации Вооружённых Сил РФ. Например, экстремизм, антигосударственные деяния или действия, направленные на умышленный подрыв безопасности РФ. Повторюсь: конфликты, связанные с авиакомпаниями и возникшие из-за курения в общественном месте, носят исключительно административно-правовой характер», — выразил свою точку зрения политолог.

Причина двойственной ситуации — общественный резонанс, который возникает вокруг таких историй, считает наш собеседник:

«Чтобы не было перегибов и двойственности ситуации, нужно на законодательном уровне чётко ответить на два вопроса: «Что такое дискредитация участников СВО? Что такое административная ответственность, которая носит сугубо бытовой характер?». Чтобы было чётко прописано: снятие с борта участника СВО за возможное курение в туалете — дискредитация. Вывод пьяного из кафе — тоже преступление из этого разряда».

Почётный адвокат России Евгений Харламов считает, что перегибов нет.

В отношении тех, кто «тычет пальцем в участников СВО», системно уголовных дел «никто не возбуждает», отметил он:

«Нет такого, чтобы участника бытового конфликта сразу делали фигурантом уголовного дела. Оно возбуждается в крайне исключительной мере. Я общаюсь с коллегами-адвокатами, судьями, и поверьте — это исключение. Отмечу: во многих случаях бытовой конфликт сопровождается высказываниями: «Нам тут участники СВО не нужны!».  Если вы своими высказываниями принижаете действия наших парней, за это, пожалуйста, получите уголовную ответственность. Если мы будем принижать человека, защищающего нашу страну, то возникнет очень плохая ситуация. Поэтому такие истории нужно пресекать на корню».

Совет адвоката

Евгений Харламов дал совет, как купировать бытовые конфликты с участниками СВО.

Он не рекомендует собственноручно выпроваживать бойцов в случае нарушения порядка: есть вероятность, что инцидент попадёт в соцсети и будет истолкован неверно.

Порядок действий должен быть такой, говорит юрист:

  1. Снимите инцидент на смартфон.
  2. Вызовите полицию.
  3. Когда приедет наряд, предъявите им видеодоказательство нарушения общественного порядка.

«Задача полиции — разбираться в инциденте. Это их работа», — подытожил Харламов.

Профилактика конфликтов

Политолог Юрий Самонкин считает, что этого недостаточно.

По его сведениям, далеко не каждый полицейский «разбирается в тонкостях права», а с учётом статей о дискредитации «некоторые стражи правопорядка не хотят должным образом реагировать на нарушения общественного порядка участниками СВО».

«На мой взгляд, наравне с правоохранительной системой, которая нас защищает, необходимо, наверное, создавать специальные военизированные полки общественного патрулирования. Они должны формироваться из представителей военной комендатуры, которые занимаются юридическими вопросами в военной сфере. Их, на мой взгляд, нужно привлекать в качестве следователей, которые бы, в том числе, занимались профилактикой бытовых конфликтов с участниками СВО», — сказал политолог.

Самонкин напомнил, что такие полки существовали в конце 1930-х и в годы Великой Отечественной войны. Речь идёт о военизированных добровольческих формированиях, которые состояли из партийных, хозяйственных, комсомольских и профсоюзных активистов, трудящихся, не подлежавших первоочередному призыву в Вооружённые Силы СССР.

В годы войны они боролись с диверсантами, парашютистами, шпионами, ставленниками и пособниками гитлеровской Германии, а также с дезертирами, бандитами, спекулянтами и мародёрами, помогали поддерживать общественный порядок в тылу.

Наш собеседник уверен: время для возрождения таких полков пришло.

«Нужен дополнительный общественный контроль, в том числе и за теми, кто вернулся с передовой», — сказал Самонкин.

Второй вариант решения проблемы — запуск кадровой программы «Время героев».

Президент Владимир Путин анонсировал её 29 февраля во время оглашения послания Федеральному Собранию. Цель программы — создать новую элиту, представители которой могли бы занимать руководящие посты. Её участниками станут действующие военнослужащие и ветераны СВО с высшим образованием и управленческим опытом — независимо от звания и должности.

Обучение по программе начнётся в ближайшие месяцы.

«Участники спецоперации наконец-то получат возможность наводить порядок на местах. Будет формироваться новая элита, беспредел постепенно исчезнет», — уточнил Самонкин.

Новые ценности

Завкафедрой международного права РУДН Аслан Абашидзе тоже изучил ситуацию и дал свой совет по решению проблемы.

Первое, что нужно сделать, считает наш собеседник, — повторно посмотреть послание президента Федеральному Собранию. Все ответы на злободневные вопросы в нём есть, уверен профессор права.

«Путин дал ориентиры следующего порядка: «Ребята, мы воюем. Это цивилизационное противостояние. Все службы, все сферы должны понимать, в каких условиях работают». Если мы хотим быть все как один кулак, то должны следовать ориентирам, озвученным президентом. Задача сделать так, чтобы превентивно такие вещи предотвращать», — сказал ForPost Абашидзе.

Он отметил, что Россия «выстраивает свою государственность с учётом новых вызовов и условий».

«Мне кажется, российская государственность должна базироваться на нравственных ценностях. Нравственное общество должно чтить своих героев. Им можно простить мелкие бытовые вещи. Члены российского общества должны понимать, что эти ребята находятся в условиях военных действий. Поэтому они обязаны с пониманием отнестись к ним и поберечь свои нервы, которые в мирное время испортились больше, чем у тех, кто воюет. Это моё личное мнение — не как профессора права, а как гражданина РФ», — уточнил Абашидзе.

Ранее дали свой совет ветераны боевых действий — участники чеченских кампаний, афганской войны, сирийской операции.

Они напомнили участникам СВО, что те должны быть примером для подражания, а «не показывать обществу наглость, вседозволенность, откровенное хамство».

Закон един для всех и об этом должны помнить герои спецоперации, подчеркнул председатель президиума Астраханского регионального отделения Общероссийской организации «Офицеры России», ветеран боевых действий, кавалер ордена Мужества Анатолий Салин.

Роберт Вочовский

1800
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
Еще нет голосов

Обсуждение (4)

Profile picture for user Serggio
21697

Речь идёт о военизированных добровольческих формированиях, которые состояли из партийных, хозяйственных, комсомольских и профсоюзных активистов, трудящихся, не подлежавших первоочередному призыву в Вооружённые Силы СССР.

В годы войны они боролись с диверсантами, парашютистами, шпионами, ставленниками и пособниками гитлеровской Германии, а также с дезертирами, бандитами, спекулянтами и мародёрами, помогали поддерживать общественный порядок в тылу.

Наш собеседник уверен: время для возрождения таких полков пришло.

А собеседник не скажет, случайно, где сейчас взять ТЕХ партийных, хозяйственных, комсомольских и профсоюзных активистов, а также трудящихся? Или набрать кого попало, да ещё, не дай бог, дать им оружие и права СМЕРШа? И они начнут "бороться" по своему разумению, потому что заниматься ими никто не будет? Если уж полиция, по мнению политолога, нетвёрдо ориентируется в законодательстве (далеко не каждый полицейский «разбирается в тонкостях права»,), то таким "партизанам" на закон вообще плевать будет - они в принципе в праве не будут разбираться, не говоря уже о  "тонкостях".  А разгребать потом всё это кому?

Пусть уж политологи политологией занимаются, и не лезут в области, в которых понятия не имеют....

Тем более что вся "подводка" абсолютно не приводит к выводам о необходимости создания очередных незаконных военных формирований.

Profile picture for user Николай Орлов
2591

Я согласен с тем, что ветеранам СВО должны оказывать уважение и почёт. Но во всех бытовых вопросах спрос за правонарушения должен быть одинаков для всех граждан. В том числе и за курение в туалете в самолёте.

Profile picture for user Иллюзионистъ
1239

 

Я согласен с тем, что ветеранам СВО должны оказывать уважение и почёт. Но во всех бытовых вопросах спрос за правонарушения должен быть одинаков для всех граждан. В том числе и за курение в туалете в самолёте.

 50/50

В обще-то ,даже в СССР ...курение в самолетах  не особо возбранялось ...Только в 1986 г. заместителем министра гражданской авиации СССР Иваном Васиным было подписано Распоряжение о запрете курения на самолетах, продолжительность рейса которого, была менее 3-х часов ... А на рейсах более 3-х часов курение разрешалось в специально отведенных ( оборудованных) местах.

Источник: https://life.ru/p/898764?ysclid=ltel237tkv37455727

Profile picture for user child_of_the_Sea
2316

Летаю довольно часто и много, так вот , если ты начинаешь задавать вопросы почему самолёт задерживается или ещё что либо то на тебя так смотря будто ты у них отобрал что-то. И считают что ты им что-то должен 

Главное за день

На каждого жителя Севастополя в Генплане отвели 16 кв. м зеленых насаждений

В процессе доработки проекта территории зеленых зон были увеличены.
20:01
17
777

В Севастополе оценили потери граждан от атак ВСУ

Пока на компенсации выделено более 2 миллионов, но это не финал.
16:04
7
1705

ВСУ ищет уязвимые места в Крыму и Севастополе для ATACMS — мнение

Однако военная помощь США уже не изменит сложившийся баланс сил, считает собеседник ForPost.
13:01
11
3781