Президент России Владимир Путин, обратившись 29 февраля к Федеральному Собранию, объявил о новой элите страны — тружениках и воинах. Они — достойные, надёжные, проверенные делом люди, доказавшие свою преданность РФ, отметил глава государства.
Он уверен: участники специальной военной операции на Украине — подлинные герои и патриоты — должны занимать ведущие позиции в госуправлении, руководить регионами.
«Таким людям, которые думают о стране, живут её судьбой, можно передать в будущем и доверить Россию», — сказал Путин.
Можно ли предположить, что его преемником станет один из участников СВО, и когда ветерны спецоперации придут во власть? Об этом ForPost поговорил с экспертами.
Первые пошли
В направлении, заданном президентом, на упреждение пошли власти Приморского края и Самарской области.
В Приморье 29 февраля, ещё до послания президента Федеральному Собранию, вице-губернатором, курирующим внутреннюю политику, был назначен Сергей Ефимов.
Он — командир добровольческого отряда «Тигр», участвующего в СВО, награждён званиями Герой Приморья и Герой ДНР, имеет опыт военной службы в десантно-штурмовых подразделениях.
Ефимов ранее был первым заместителем главы Уссурийского городского округа, председателем регионального отделения ДОСААФ России, сообщило правительство Приморского края.
В Самарской области в начале февраля врио заместителя губернатора — руководителя администрации губернатора стал Дмитрий Холин. Его в 2022 году мобилизовали для участия в СВО. Правда, до этого он уже находился во власти, будучи депутатом регионального парламента, рассказал «Коммерсантъ».
Уточним: в зону спецоперации отправились и другие чиновники и депутаты. Например, заместитель председателя правительства Забайкальского края Марат Мирхайдаров, депутаты Госдумы от Кубани Евгений Первышов, который был главой Краснодара в 2016–2021 годах, и от Рязанской области Дмитрий Хубезов.
Кто они — новая элита?
В части послания Владимира Путина, касающейся участников специальной военной операции, речь идёт не просто о том, что конкретные люди — бойцы СВО — теперь будут элитой России, и что только они будут заниматься госуправлением и политикой, считает политолог, директор факультета государственного и муниципального управления Университета «Синергия» Алексей Бычков.
«Речь идёт о глобальной повестке, об общей смене концепции управленческой модели. Теперь политические элиты будут формироваться не из числа тех людей, которые в 1990-е годы обманным путём сколотили баснословные богатства и трансформировали их во власть, а из числа тех, кто сегодня реально сражаются за государство», — уточнил он.
Речь не только предметно о тех, кто участвуют в боевых действиях — офицерах и солдатах, речь — о большом количестве людей, вовлечённых в этот процесс, продолжил собеседник ForPost.
Это касается управленцев, госслужащих, меценатов, работающих в новых субъектах РФ, людей, активно участвующих в развитии регионов и поддержке бойцов СВО по всей РФ и за её пределами, культурные и спортивные деятели — все неравнодушные, кто не испугались, не убежали или не спрятались, когда началась СВО, отметил политолог.
«Послание президента адресовано ещё и тем, кто, может быть, на сегодня не определился, на чьей он стороне, и принимает выжидательную позицию. Это посыл, что новая элита будет строиться по следующему принципу: чем больше ты вовлечён в текущие процессы, тем больше у тебя шансов пройти дальше, потому что именно сейчас завершается процесс построения новой российской государственности и суверенитета в противовес модели вассальной зависимости от Запада 1990-х годов. Так было после Великой Отечественной войны, когда требовались профессионалы, разбирающиеся в экономике, медицине, образовании и других сферах. Это могли быть отнюдь не только военнослужащие. Формировался костяк профессионалов и управленцев, которые прошли войну и которым предстояло строить будущее страны. Это люди, продемонстрировавшие свою преданность государству не на словах, а на деле. Сегодня мы наблюдаем такую же тенденцию», — сказал Алексей Бычков.
Но это не значит, что следующим после Владимира Путина президентом РФ обязательно будет участник СВО, однако это будет, безусловно, человек, поддерживающий патриотически ориентированное гражданское общество, которое сейчас формируется, заключил он.
Подводные камни «путинского призыва»
Задача, поставленная главой государства, по большому счёту, беспрецедентна, уверен политолог, гендиректор ООО «Институт коммуникационного менеджмента» Вадим Сипров:
«Готовых методик по массовому и целенаправленному заполнению управленческих позиций вчерашними фронтовиками нет. Прежний опыт по социализации и вовлечению в госуправление ветеранов афганской и чеченских войн скорее негативный — власти тогда до этих людей не было дела. Вероятно, придётся действовать методом проб и ошибок».
Да, можно возразить — был же опыт массового возвращения фронтовиков после Гражданской и Великой Отечественной войн, допустил наш собеседник. Но тогда, напомнил он, был и жесточайший кадровый голод.
Сейчас же дипломированных экономистов, юристов, менеджеров, государственных и муниципальных управленцев — пруд пруди, но с задачей повышения качества управления они не справляются, поэтому и возник запрос на других специалистов, если угодно — идейных, патриотов, обратил внимание Вадим Сипров.
«Верховная власть замахнулась на такое, чего не делалось со времён Петра Первого. Слова Путина о том, что подлинная элита — это фронтовики — не что иное, как призыв к мирной ротации управленцев», — подчеркнул он.
Однако в том, готовы ли нынешние чиновники «подвинуться», наш собеседник не уверен:
«Причём речь идёт не о каком-то отдельном сити-менеджере Иванове — за ним всегда стоит команда, обросшая социальными связями. Эта команда наверняка воспримет ветерана СВО как нечто чужеродное. Замечу, в её арсенале — и сплочённость, и опыт, и профессиональные навыки — справиться с таким «спрутом» под силу единицам. Будет и открытое противодействие, и тихий саботаж… И это только одна группа рисков, с которой столкнутся управленцы путинского призыва. Даже при самых благоприятных условиях на пути по карьерной лестнице будет масса препон. Даже в советские времена, когда социальные лифты работали куда лучше, чем сейчас, единственным фронтовиком, достигшим максимальных высот власти, стал Леонид Брежнев — и то спустя 19 лет после окончания Великой Отечественной войны. У нас такого резерва времени нет, лет пять — и система должна заработать как часы».
С законодательной властью проще, продолжил Сипров: процесс формирования депутатского корпуса управляем, и его в ближайшие годы можно хоть на 100% заполнить участниками СВО. Но большая часть проблем современной России в ведении исполнительной власти и местного самоуправления, полагает он.
Если во властную вертикаль «заводить» фронтовиков, то, по мнению нашего собеседника, целесообразно формировать управленческие команды из разных специалистов, прикреплять к ним местных экспертов, ротировать целые подразделения или органы власти, постоянно мониторить работу «фронтовых» команд и учить, учить, учить этих людей управлению.
Кстати, методической базы тоже нет — переводные учебники по менеджменту можно со спокойной совестью сдавать в макулатуру, ведь они — не про наши условия, не про Россию, добавил политолог.
«Сложностей с созданием альтернативной элиты в условиях цейтнота будет много. Например, если мы хотим получить неподкупных чиновников, надо исходить из того, что это очень дорогостоящий проект. И, конечно, целесообразно выстроить систему отбора по идейным критериям — места в этой социальной группе особого назначения должны занимать только патриоты нашей страны — быть просто профессионалом-«технократом» уже недостаточно. Если все перечисленные условия будут соблюдены, к концу провозглашённой главой государства шестилетки мы получим качественно новый управленческий корпус», — считает Вадим Сипров.
Однако, полагает он, не стоит «впадать в догматизм», стремясь к повсеместному назначению или избранию только участников СВО.
«К примеру, ставить необходимым условием занятия поста главы государства факт участия в спецоперации не стоит. Преемник Владимира Путина может отличиться и достичь высот управленческого мастерства, к примеру, на дипломатическом поприще или в спецслужбах. Главное — чтобы этот человек посвятил свою жизнь прежде всего служению Отечеству и вёл за собой команду единомышленников. Вот тогда мы получим преемственность власти, последовательность политического курса и гарантию от нестроений. К слову, даже для такого сильного управленца, как Сталин, решение этой задачи оказалось непосильным», — подытожил политолог.
Когда ждать ветеранов СВО во власти?
В истории России уже были примеры, когда ветераны войны постепенно становились основой национальной элиты, сказал в свою очередь старший преподаватель факультета инженерного менеджмента ИОМ РАНХиГС Роман Могучёв:
«Впервые это произошло после Отечественной войны 1812 года. И, конечно, самый яркий пример — победители в Великой Отечественной войне. Если говорить об этих примерах, потребовалось примерно одно десятилетие, чтобы началось массовое вхождение в политику и на госслужбу ветеранов. Но нужно учитывать и специфику политических систем нашей страны в тех ситуациях».
В нынешней ситуации, по мнению нашего собеседника, первые попытки крупномасштабно задействовать ветеранов СВО в политике можно ожидать уже на региональных выборах 2025 года.
А полноценное вхождение ветеранов СВО в государственную жизнь можно ожидать во время избирательной кампании в Госдуму 2026 года — к тому времени будут полностью готовы и наберутся опыта первые выпускники президентских программ для ветеранов СВО, считает Роман Могучёв.
С учётом исторического опыта и процесса смены поколений в России он склоняется к тому, что можно ожидать преемника Владимира Путина из числа ветеранов специальной военной операции. Но при условии, что он пойдёт на очередной президентский срок в 2030 году.
«В чём я пока сомневаюсь, учитывая озвученную в послании программу, которая, на мой взгляд, явно нацелена на закрепление наследия президента Путина и формирование фундамента дальнейшего развития России под будущего преемника», — уточнил собеседник ForPost.
В ином случае, скорее всего, будет своего рода «переходная, временная персона», после которой можно ожидать собственно представителя участников СВО, полагает он:
«Но хочу подчеркнуть: многое будет зависеть от продемонстрированной эффективности путинского призыва ветеранов СВО в рамках текущих задач, которые они начнут выполнять в процессе своего обучения и работы на региональных и федеральных должностях».
Алексей Лохвицкий
Обсуждение (4)
чисто гипотетически, ведь теорию вероятности никто не отменял,
а мне почему то вспомнился рассказ про подразделение в органах,которое было в полном составе отправлено лес валить, а пришедшие им на смену по прошедствии короткого времени вступили на туже стезю.
Ну вот назначили человека и патриота на пост, получает он обращение гражданина,конечно же поданное в письменном виде и поручает разобраться подчиненным, а у тех 30 дней сроку плюс продлить можно,типа сложный вопрос и далее по схеме. Сможет ли он переломить бюрократию,если такие законы 30+ лет выписывали? Тут наверное еще 40 лет нормативную базу лицом к людям надо будет поворачивать.
Как в песне "Мы ждём перемен...". Будет как и прежде. Если не делать резких движений всё само выровняется эволюционным путём.
Немало достойных примеров было и в СССР ! Так, Пётр Миронович Машеров - руководитель ( с 1965 г. ... до своей трагической гибели в автокатастрофе - в 1980 г.) одной из самых успешных союзных републик в Советском Союзе - Белорусской ССР ; с 1941 г по 1945 г . - он, участвовал в Великой Отечественной войне с первых дней... сначала - доброволец в рядах Красной Армии, боец ( рядовой ) истребительного батальона РККА ... затем - в партизанском белорусском движении, в завершающий период войны... опять - в действующей Красной Армии. В 1944 г. в боях с фашистами при освобождении Белоруссии - ему было присвоено высокое звание Героя Советского Союза !!!
пригожин хотел