На юге России не хватает зданий, которые помогали бы развивать местную архитектуру. Таким заявлением поделился президент Союза архитекторов России Николай Шумаков. Находит ли проблема целого округа своё отражение в Крыму и как всего одно сооружение может поменять жизнь целого города, узнал ForPost.
Инфраструктура или значимый объект?
О наболевшей проблеме дефицита реперных (от фр. repère «метка, знак, исходная точка» — Прим.) точек в городах Южного федерального округа недавно вновь заговорили на пресс-конференции в ТАСС. Как отметил Николай Шумаков, сейчас похвастаться наличием точек роста может Краснодар.
«В Краснодаре есть от чего оттолкнуться, есть точка развития архитектуры — городской стадион и парк вокруг стадиона. А в ряде других городов Юга нет отправной точки, нет репера, за который можно зацепиться, чтобы сказать: “вот от этого здания, от этого сооружения пойдёт качественное развитие архитектуры”», — заявил специалист.
Как пояснили ForPost в Союзе архитекторов Республики Крым, «точка роста» — это современный синоним словосочетания «градообразующий объект», которым прежде обозначали значимые для городов заводы и предприятия. Но сейчас под этим термином принято понимать здание либо территорию, способствующую развитию застройки, улучшению демографии и экономики города.
По словам председателя Союза архитекторов Республики Крым Кирилла Бабеева, на полуострове существует множество точек роста.
«Для Крыма и Симферополя, в первую очередь, это новый терминал аэропорта, Крымский мост, трасса“Таврида”. Но это скорее необходимость, так как первое, что нужно курортному региону, — создание удобного трафика. У приморских городов точками роста являются объекты курортной инфраструктуры. Например, появление отеля “Мрия” стало драйвером повышения качества гостиничного сервиса», — привёл примеры специалист.
В качестве примера южнобережной точки роста, дополнила архитектор-реставратор, член правления республиканского Союза архитекторов Ольга Сергеева, выступает, например, и замок «Ласточкино гнездо», вокруг которого местные жители могут выстраивать инфраструктуру в сфере туристических услуг.
Подобными «точками» обеспечена и Алушта, которая служит транспортным узлом между южным и восточным побережьями полуострова, а также Евпатория и Саки, где преобладает оздоровительный туризм. В Феодосии и Керчи фактором развития города выступают морские порты.

Наиболее очевидной и самой новой точкой роста на Крымском полуострове, по словам Кирилла Бабеева, сейчас является Севастопольский культурный кластер с академией, галереей и театром оперы и балета по проекту зарубежного архитектора Вольфа Прикса. Этот объект, уверен председатель республиканского профильного Союза, может повлиять на усиление и развитие культурной, архитектурной составляющей города. Напомним, кластер планируют полностью ввести в работу уже в следующем году.
«Таких сооружений, как Театр оперы и балета, в России всего 10 или 11. Это часть отечественного культурного кластера. Туда могут приехать не только российские, но и мировые ведущие голоса, мастера хореографии. Для этого есть все условия», — подметила Ольга Сергеева.
Связаны руки
И хотя точек роста крымским городам не занимать, проблемы в регионе всё равно есть, признали архитекторы. Например, отметил Кирилл Бабеев, существующие объекты задают вектор развития городов на десятилетия, однако местным специалистам не дают разрабатывать необходимые для этого стратегии. Из-за этого точки роста не могут работать на благо региона в полную силу.
«Сегодня в Крыму профессия архитектора в рамках городского развития сводится к регулированию эстетических характеристик среды: отдельные здания, фасады, дизайн-код, благоустройство. К стратегиям развития они (архитекторы — Прим.) имеют опосредованное отношение. В лучшем случае — это точечные проекты комплексного развития территорий», — печально отметил председатель профессионального Союза.
Поэтому, по словам архитектора, регион остро нуждается в структуре, которая могла бы не только контролировать реализацию проектов по плану города, но и занималась комплексной стратегией развития городов. Такое учреждение должно будет анализировать и искать точки роста, необходимые для развития всего региона.
Особенно актуальными слова Кирилла Бабеева становятся в свете того, как создание и уничтожение точек роста может отразиться на городе. В качестве примера специалист привёл молодой город Щёлкино, которому буквально пришлось заново искать для себя повод существовать и развиваться.
«Город создавался на базе строящейся АЭС. В итоге она не была запущена, а населённый пункт и люди остались. Они нашли новую точку роста — курортное направление. Несмотря на то, что город не был приспособлен для этого, он до сих пор существует и развивается», — отметил собеседник издания.

Кроме того, как добавила Ольга Сергеева, Крыму очень не хватает и суперсовременной архитектуры, развивать которую можно было бы на территориях, прилегающих к трассе «Таврида». Новые центры приёма туристов, уверена специалист, должны закладываться на территориях, где уже обеспечен быстрый и удобный доступ к главным достопримечательностям полуострова.
«Нам важно сохранить то, что мы приобрели в наследие, и создать места, из которых люди дёшево и комфортно смогут добраться до исторических центров. Такой приём использован в Египте — рядом с Каирскими пирамидами нет ничего, что затрудняет их восприятие. Турист приехал, посмотрел, а потом вернулся в свой отель», — пояснила член правления республиканского Союза архитекторов.
В качестве ещё одного яркого примера того, как точка роста может работать на город, Ольга Сергеева привела созданный известным архитектором Френком Гери Музей современного искусства Гуггенхайма в испанском Бильбао. Необычное здание в форме цветка из стекла и металла превратило погибающую деревушку на самообеспечении в процветающий город, куда теперь приезжают туристы со всего света.
Сейчас жители Бильбао умело пользуются выпавшим им шансом — они обеспечивают отдыхающим необходимое жильё, еду, транспорт и комфортные условия.
«И в Крыму точно так же могут работать известные архитекторы. У нас есть хорошие Санкт-Петербургская, Московская, Екатеринбургская и другие архитектурные школы. Очень хотелось бы, чтобы они могли показать своё мастерство на территории полуострова», — подытожила архитектор-реставратор.
По словам членов Союза, крымские архитекторы открыты к профессиональному диалогу и обмену идеями, приёмами, технологиями. При этом решающее слово, по мнению Ольги Сергеевой, всё же должно оставаться за местными властями, которые не только выступают в качестве заказчиков, но и зачастую могут лучше разбираться в местных традициях, потребностях и предпочтениях.
Напомним, ультрасовременная архитектура для приёма отдыхающих может появиться на западном побережье Крыма уже через несколько лет. Как ранее рассказывал ForPost, в Евпатории и Саках реализуется масштабный проект по созданию туристического кластера площадью свыше двухсот гектаров. Из государственного бюджета на реализацию было выделено 13 миллиардов рублей.
Елена Фокина
Фото: Дмитрий Осипенко|ForPost, Андрей Киреев|ForPost
Обсуждение (13)
Уважаемая редакция! Сегодня день рыбака, поздравьте народ . Ну нельзя такое забывать.
child_of_the_Sea,
Владимир Владимирович поздравил. А вот губернатор как то подзабыл, что это город моряков и рыбаков. И бывших и настоящих и их семей.
У него стройки, гостиницы, туристы в голове ((((
child_of_the_Sea,
Нет больше в Севастополе ни рыбаков ни рыбы ,только грустные воспоминания о тех временах
Вы посмотрите в каком состоянии наш местный Департамент архитектуры находиться. Качество и эффективность его работы вызывает сплошную критику уже какой год, что уже тут рассуждать об эффективном контроле за архитектурой.
Деньги решают а не эстетика! Увы....
А зачем "развивать застройку"? Чтобы что? Кому нужно "развитие застройки"? Застройщикам? Лично мне - нет.
И где границы этого "развития"? Никто ведь не говорит, когда и в каких границах застройка наконец будет остановлена. Или застраивать планируется до тех пор, пока не останется ни одного свободного клочка земли?
Лучшая архитектура Крыма - это его природа. Если строить до бесконечности, поставив себе целью переселить сюда всю страну, то от природы здесь ничего не останется, и вместо целебного крымского воздуха новопереселенцы будут дышать только испарениями свежего бетона.
И да, набивший оскомину вопрос - воду где на всех возьмёте?
Архитектура Севастополя - печаль!
Считанные новостройки радуют глаз.
Посмотрите высотки на Горпищенко, например….
Рыбак7,
Если присмотреться к тому монстру который воздвигнут на мысе Хрустальный то он жутко похож на какую то рептилию
А крымским архитекторам не приходит в голову,что монстрозные хатынки из металлопроката на Хрустальном диссонируют с пропорциями архитектуры исторического центра исторического поселения? Не дай Бог застроить природу Крыма подобным безобразием!Ценность Крыма - в уникальном сочетании морского воздуха с фитонцидами вечно зеленых растений.Недаром Крым считался всесоюзной здравницей и ехали сюда,в первую очередь,для оздоровления. Море и южнобережная природа -главное достояние Крыма..Мало,кому нужны "Мрии" с ценой 67 000руб. за ночь.
Не архитектор танцует музу измов, а человек с рублем. Пример "мрии" в пример😁. Архитектурный комплекс начинался, как двулепестковый многоквартирник для российских коррупционеров в ближайшем зарубежье. "Возвращение домой", это не та перспектива, о которой они мечтали в декларациях. Понятно, что в результате, они избавились в пользу одноимëнной финансовой структуры, чтобы не писать объснительные "ОРГАНАМ".😁 "откуда деньги Зин?"
И СЛАВА БОГУ! , ЧТО КТО-ТО ПОДХВАТИЛ ЗНАМЯ И ДОВЕЛ ДО ЛОГИКИ КОНЦА😁. НА РАДОСТЬ ГЛАЗУ!
Соотношение полезной площади к общей определяет определяет на яву, является ли постройка "человейником" или архитектурой.
За красоту "инвесторы" не платят, только за полезные метры. На кой радовать глаз если клубника,700.
Чтобы тот же модернизм прозвучал, необходимы; материалы, технология и культура производства.
Отлепитесь от архитекторов, они выполняют задание соискателей счастья от экономии средств.
У культурного, должно быть пространство, ограждающее его от жилищного кластера 😁.