На федеральном уровне уже приняты или рассматриваются решения, о необходимости которых в Севастополе говорили давно.
Не по диплому, а по призванию
Скоро в российских школах могут появиться учителя, не имеющие дипломов о специальном педагогическом образовании, но имеющие образование техническое или естественно-научное. Это следует из разъяснения о применении требований профстандарта к образованию учителей, которое направило в регионы Министерство просвещения России.
Как рассказала на сегодняшней пресс-конференции глава комитета по социально-гуманитарным вопросам Заксобрания Татьяна Щербакова, поправки к действующему профстандарту разрешают вести педагогическую деятельность гражданам, имеющим высшее или среднее профессиональное образование в области, соответствующей преподаваемому предмету. Отсутствие педагогического образования поводом для отказа в приеме на работу быть не может. Такая практика, напомнила глава комитета, существовала и в советское время. И специалисты-практики, несмотря на отсутствие диплома педагога, отлично умели заразить детей своей увлеченностью и любовью к профессии.
Кстати, в Севастополе и сейчас есть люди, успешно работающие с детьми без диплома о педагогическом образовании. Один из них - замруководителя Малой академии наук Сергей Пасеин . Об успехах его воспитанников мы рассказывали читателям не раз. Сегодня Татьяна Щербакова напомнила еще об одном педагоге по призванию, но не по диплому – это руководитель севастопольского «Кванториума» Максим Виноградов. Поэтому такой шаг Министерства, конечно, не может не радовать.
«Всегда приятно видеть, что вопросы, по которым предпринималось значительное количество усилий, сдвигается с места», - заметила Татьяна Щербакова, напомнившая, что не раз поднимала этот вопрос в связи с дефицитом педагогических кадров.
Проблема нехватки педагогов, подчеркнула она, актуальна для всей страны. И Севастополь – не исключение.
«Сейчас у нас 25% педагогов – люди предпенсионного или пенсионного возраста. Да, они остаются в школе, но недалек тот момент, когда им просто физически будет справляться с нагрузкой. Я общалась с коллегами в регионах – у них точно такие же проблемы. Я не могу сказать, что департамент образования ничего не делает - работа по привлечению педагогов ведется, в том числе самими директорами школ, которые работают со своими выпускниками и студентами профильных вузов. Но это работа на будущее, а педагоги нужны здесь и сейчас, тем более что в перспективе у нас открытие новых школ».
Меньше бюрократии, больше дела
Второе новшество связано с дополнительным образованием. Сейчас в Госдуме РФ ведется работа над законопроектом «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». В том числе планируется внести в действующий закон поправки, касающиеся сетевой формы обучения в учреждениях дополнительного образования.
«Сетевая форма обучения – это когда учреждение дополнительного образования, скажем, наш ДДЮТ, готово открывать в школах кружки. Но, к сожалению, сейчас для этого нужно по каждой школе, где планируется открыть такие кружки, предоставить пакет документов объемом 130-160 листов, пройти заново процедуру получения разрешений Роспотребнадзора, за все это заплатить и так далее. Процедура настолько зарегулирована, что зачастую директора образовательных учреждений просто отказываются от такой возможности. И дети остаются без бесплатного дополнительного образования», - пояснила.
Предложенные поправки к закону «Об образовании» предусматривают другую форму взаимодействия: после их принятия образовательным учреждениям понадобится лишь заключить между собой договор о безвозмездном использовании помещений.
«Я абсолютно уверена, что мы тоже приложили к этому руку, потому что мы направляли в профильные министерства и профильные комитеты Госдумы письма со своими предложениями. Мы выносили этот вопрос на рассмотрение Южно-российской парламентской ассоциации, в которую входят парламентарии Южного федерального округа, направляли свои предложения через ОНФ, членом регионального штаба которого я являюсь. Одним из авторов законопроекта являются члены центрального штаба ОНФ, и я уверена, что и наши обращения возымели действие», - так прокомментировала новость Татьяна Щербакова.
В результате, уверена она, количество кружков и секций в образовательных учреждениях Севастополя значительно увеличится.
Ольга Смирнова.
Обсуждение (14)
Сомнительное решение допускать к работе в школе специалистов без педагогического образования немного настораживает. Ведь эти люди не обладают даже минимальными методами преподавания и воспитания детей.
Какие кружки в школах, если классов не хватает и они пашут в две смены?
Эх, превращают школу в один сплошной кружок по интересам. А знания, как я понял и не нужны. (((
Похоже,что такое НАРОБРАЗование будет плодить дикобразов,а не всесторонне образованных выпускников школ...Даже получив высшее образование,учитель становится профессионалом через 5-7 лет,когда освоит не только программу с 5 по 11 класс и методику преподавания предмета,но и прочувствует на себе возрастную психологию и педагогику.С таким подходом всякие неучи выживут из школы последних достойных учителей,что сейчас и происходит повсеместно.
То есть эти СОМНИТЕЛЬНЫЕ новшества еще и по просьбе севастопольцев? Степень вранья превысила все разумные пределы. ВЕРНИТЕ СОВЕТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - вот. что просили люди.
Да защищать учителей получивших педагогическое высшее образование нужно. Увеличенная ЗП, ещё там что то. Но вот скажите в советское время плохое образование было? У меня отец рассказвал что у них преподавали люди без высшего образования, которые отслужили на фронте, после некуда было податься шли преподавать. И плохо наши родители воспитаны? Или может в то время в космос не летали? Глупости, если человек может доносить до разума детей и юношей информацию, то чем этот человек хуже человека отучившегося на высшее образование?
Просто дайте людям достойную зарплату. В Питере существует региональная надбавка для учителей в 100%. Почему же не сделать это в Севастополе? Школы не надо превращать в проходные дворы. Нельзя детей доверять людям, у которых не сложилось работать по специальности.
Нормальные учителя вынуждены уходить из школ по причине нищенских зарплат, а правительство вместо того, чтобы стимулировать педагогов, хочет набирать в школы людей с улицы. То есть любая шишига из леса сейчас выйдет и станет учить моих детей биологии? Что происходит вообще?!
Что плохого в том, что люди научат ваших детей рукоделию и многому тому, что родители сами либо не умеют, либо нет времени на ребенка?! Не каждый т.н. педагог с образованием может чему-то научить.
to Алексей Дружинин:
я вас уверяю, что наличие педагогического образования еще ничего не говорит о работнике этой сферы. Как мама двоих детей могу сказать, что очень многие воспитателя и в садах (даже с образованием магистра) и учителя в школах зачастую ведут себя крайне не педагогично, а по личностному отношению.
читаю комментарии и удивлюясь вам. Хотим чтобы что-то менялось вокруг, но каждое новшество воспринимает в штыки. Не удивительно, что наш город во многом отстаётся в развитии в сравнении с городами такого же уровня страны
Куда катимся..........
Проблема в том, что, так называемое, "педагогическое образование" в его прошлом и нынешнем виде вовсе не даёт студенту возможности овладеть современными педагогическими технологиями. Поэтому и отсутствие такого кустарного "педагогического образования" окажется незаметным.