Новости России

Россиянам будут предлагать сначала отечественное, а только потом иностранное

Поможет ли такой подход российскому производителю?

Фото:
ForPost

В Госдуму внесён законопроект о том, что российские маркетплейсы будут обязаны в выдаче товаров по запросу клиента первые 15 позиций из своего каталога отдавать продукции российского производства. Далее ко всем товарам могут применяться обычные алгоритмы ранжирования. Об этом сообщило издание РБК.

Правда, самого законопроекта в базе Госдумы пока нет. В то же время известно, что он представлен депутатом от «Справедливой России – За правду» Дмитрием Гусевым и поддержан депутатом от ЛДПР, главой думского комитета по труду, соцполитике и делам ветеранов Ярославом Ниловым.

«Главным разработчиком законопроекта является Дмитрий Гусев, который предложил совместную работу по его подготовке, на что я согласился. Тут можно провести аналогию с аптечными сетями, где мы постоянно боремся за то, чтобы на полках стояли недорогие, доступные и отечественные лекарства, а не разрекламированные импортные препараты, которые продаются втридорога. Что же касается маркетплейсов – это тоже абсолютно логично. В таком случае потребителю ничего не навязывается, но благодаря предложенному регулированию подачи информации покупатель будет знать о товарах российского производства. То есть это и альтернатива выбора, и поддержка отечественного производства», - рассказал ForPost Ярослав Нилов.

Психология потребителя

Предложение российскому потребителю в первую очередь именно отечественных товаров не гарантирует, что он в итоге на них остановит свой выбор, считает кандидат экономиеских наук Михаил Беляев.

«В маркетинге действительно считается, что тот товар, который покупатель увидел первым, он купит с большей вероятностью при прочих равных конкурентных условиях. Но нужно понимать, что на потребительское поведение влияет масса факторов. К примеру, люди просто привыкают пользоваться продукцией определённого производителя. И давно отмечено, что они довольно тяжело меняют свои предпочтения. Значит помимо просто приоритетной выдачи на маркеплейсах именно российских товаров у них должны присутствовать и другие привлекательные для потенциального покупателя конкурентные особенности и преимущества», — пояснил экономист в беседе с ForPost.

Исходя из сказанного, Михаил Беляев уверен, что приоритетная выдача отечественных товаров в поисковиках маркетплейсов может повысить их востребованность у россиян. Однако насколько этот метод будет эффективен, сейчас сказать сложно. По мнению эксперта, эффект от нововведения может оказаться весьма незначительным.

К слову, ранее президент Ассоциации интернет-торговли (АКИТ) Артём Соколов отмечал, что идею в целом поддерживает, но опасается, что потребитель может попросту уйти с маркетплейсов из-за того, что выдачи по запросам не будут соответствовать его ожиданиям.

Кроме того, он указал, что скорее всего верхние строчки в выдачах займут крупнейшие российские производители, которые и так не испытывают проблем со сбытом продукции. Но это ударит по интересам малого и среднего бизнеса, который просто будет вытеснен с интернет-площадок.

«С этим утверждением можно согласиться. Кроме того, возникает вопрос, по какому принципу в выдачу первых 15 позиций будут попадать конкретные российские производители, которых на деле может оказаться намного больше? Почему одни будут показываться в этом списке, а другие – нет?» — задался вопросом экономист Михаил Беляев.

История вопроса

Идея создания преференциальных условий для российской продукции, условно названная «российской полкой», не нова и обсуждается с 2023 года.

Тогда с подобной инициативой выступала член фракции «Единая Россия» Татьяна Буцкая. Причём идея заключалась не только в распространении этого требования на интернет-торговлю, но и на все торговые сети.

Впрочем, пока предложение Буцкой так и не воплотилось в виде зарегистрированного в ГД законопроекта.

«Мы уже больше полутора лет работаем над тем, как закон будет реализовываться, готовим все необходимые нормативные акты с чётким описанием правил работы для магазинов, поставщиков, производителей. Это самое сложное. Чтобы закон работал, у него должна быть "дорожная карта" его реализации», — пояснила парламентарий в беседе с РБК.

Выступал с подобными предложениями и министр промышленности и торговли Антон Алиханов, который ранее допускал появление законопроекта о «российской полке» в осеннюю сессию ГД 2024 года.

Тогда он заявлял, что в целом идея поддерживается органами власти. Начать, по его словам, стоило бы с тех товаров, производство которых уже хорошо налажено в России.

«В первую очередь это бытовая химия, косметика, парфюмерия, средства гигиены», — пояснял Алиханов.

Но и этот законопроект в Госдуму внесён не был.

В чём сложность

Авторы инициативы создания «российской полки» отмечают, что одной из сложностей реализации этой идеи является установление критериев отнесения товаров к отечественным.

По словам, Татьяны Буцкой, решение этого вопроса потребует определения принадлежности марки, локализации производства, а также отношения в РФ к товарам, произведённым в странах ЕАЭС.

«Второй блок вопросов связан с нюансами размещения товаров на "российских полках" в офлайн-рознице, а третий — с размещением товаров в онлайн-магазинах», — отмечала парламентарий.

К слову, тогда же звучало и мнение, что организовать онлайн-торговлю с применением требований о «российской полке» в принципе может оказаться технически сложно.

«Один из важных вопросов состоит в том, по каким товарным группам выделят первые 15 товаров российских производителей. Нужно понимать, что номенклатура маркетплейсов насчитывает десятки тысяч товаров, внутри которой, конечно, есть разбивка на группы. Но тогда нужно технически выделить те группы, где у российских производителей будет приоритет. А это может быть технически сложно, поскольку потребует дополнительной разбивки на более мелкие группы, товары из которых производятся в России в достаточном количестве», — пояснил экономист Михаил Беляев.

Андрей Мединский

1416
Поделитесь:
Оцените статью:
1
В среднем: 1 (4 голосов)

Обсуждение (6)

Profile picture for user еще одна мама школьников
7146
еще одна мама …

Про то, что сущестывуют обзоры по товарам, которые мы сначала изучаем, а потом уже принимаем решение, что именно нам купить, авторы проекта не в курсе? Большинство покупателей ищет товар конкретной ТМ и кнкретной модели. Так, что их 15 строчек не интересны. Все понимают, что такое реклама и для чего онав существует. 

Про лекарство даже не смешно: причина там совершенно в другом. 

"...Тут можно провести аналогию с аптечными сетями, где мы постоянно боремся за то, чтобы на полках стояли недорогие, доступные и отечественные лекарства, а не разрекламированные импортные препараты, которые продаются втридорога. Что же касается маркетплейсов – это тоже абсолютно логично. В таком случае потребителю ничего не навязывается, но благодаря предложенному регулированию подачи информации покупатель будет знать о товарах российского производства...".

Profile picture for user Сажатель
1971
Сажатель

Думские бездельники от скуки совсем ошалели...

Profile picture for user gunner
1060
gunner

А с лекарствами? По всем каналам кричат, помогите ребенку на операцию! А ведь фонды есть, только вот зачем? Если можно за народные.

Profile picture for user еще одна мама школьников
7146
еще одна мама …

gunner,

Импортные лекарства нужно покупать за валюту. 

Profile picture for user gunner
1060
gunner

Думцы, наверное, думают, куда бы яхту впихнуть, в Казачку, Апполоновку или в Балаклаву, где круче? А может в Южную у вокзала!

Profile picture for user sergey-ka
5294
sergey-ka

Сделайте, чтобы было выгодно заниматься производством товаров, а как продать или купить товар способов предостаточно.

Главное за день

Реставрации дождался один из старейших театров Крыма

Последний ремонт исторического здания провели два десятка лет назад.
17:26
0
217

Как купить земельный участок под ИЖС в Севастополе и не ошибиться

Советы покупателям от одного из ведущих кадастровых инженеров.
17:03
1
314

Когда на Крымский полуостров вернётся тепло

Ночная прохлада сохранится по-прежнему.
09:30
4
1738

Сорванные крыши и поваленные деревья: чем обернулся для Крыма первый осенний шторм

Самого главного для полуострова — воды — погода пока не дала.
14:30
2
1848

Севастопольцы пробудили Посейдона

В городе пошёл долгожданный дождь. Конечно же, не все этому рады.
20:01
15
6555

Бюджет на 2026 год будет «военным»: чего ждать россиянам?

Будут ли увеличены налоги, штрафы и зарплаты, а также стоит ли ждать окончания СВО в следующем году?
18:18
4
2432

Туризм

Где ещё можно купаться в море в Крыму

Куда ехать за тёплым морем в конце сентября.
18:33
0
7495

Новый парк у пруда в столице Крыма «опаздывает» к жителям на пару месяцев

Изменится ли досуг местных после отбытия строителей?
15:26
2
679

Смертельная канатная дорога: арестованы директор и главный инженер

По факту гибели трёх человек на Эльбрусе было возбуждено уголовное дело.
12:25
0
1392

В Севастополе арестовали принадлежащую иностранцу гостиницу

Поводом стали долги по налогам размером более 700 тыс. рублей.
18:02
4
9422

Кабмин утвердил список «благоприятных» стран для российских туристов

В перечень включены три страны — кто получит преференции?
11:15
1
1390