Новости России

Россиянам будут предлагать сначала отечественное, а только потом иностранное

Служба новостей ForPost

Поможет ли такой подход российскому производителю?

Россиянам будут предлагать сначала отечественное, а только потом иностранное
Фото:
ForPost

В Госдуму внесён законопроект о том, что российские маркетплейсы будут обязаны в выдаче товаров по запросу клиента первые 15 позиций из своего каталога отдавать продукции российского производства. Далее ко всем товарам могут применяться обычные алгоритмы ранжирования. Об этом сообщило издание РБК.

Правда, самого законопроекта в базе Госдумы пока нет. В то же время известно, что он представлен депутатом от «Справедливой России – За правду» Дмитрием Гусевым и поддержан депутатом от ЛДПР, главой думского комитета по труду, соцполитике и делам ветеранов Ярославом Ниловым.

«Главным разработчиком законопроекта является Дмитрий Гусев, который предложил совместную работу по его подготовке, на что я согласился. Тут можно провести аналогию с аптечными сетями, где мы постоянно боремся за то, чтобы на полках стояли недорогие, доступные и отечественные лекарства, а не разрекламированные импортные препараты, которые продаются втридорога. Что же касается маркетплейсов – это тоже абсолютно логично. В таком случае потребителю ничего не навязывается, но благодаря предложенному регулированию подачи информации покупатель будет знать о товарах российского производства. То есть это и альтернатива выбора, и поддержка отечественного производства», - рассказал ForPost Ярослав Нилов.

Психология потребителя

Предложение российскому потребителю в первую очередь именно отечественных товаров не гарантирует, что он в итоге на них остановит свой выбор, считает кандидат экономиеских наук Михаил Беляев.

«В маркетинге действительно считается, что тот товар, который покупатель увидел первым, он купит с большей вероятностью при прочих равных конкурентных условиях. Но нужно понимать, что на потребительское поведение влияет масса факторов. К примеру, люди просто привыкают пользоваться продукцией определённого производителя. И давно отмечено, что они довольно тяжело меняют свои предпочтения. Значит помимо просто приоритетной выдачи на маркеплейсах именно российских товаров у них должны присутствовать и другие привлекательные для потенциального покупателя конкурентные особенности и преимущества», — пояснил экономист в беседе с ForPost.

Исходя из сказанного, Михаил Беляев уверен, что приоритетная выдача отечественных товаров в поисковиках маркетплейсов может повысить их востребованность у россиян. Однако насколько этот метод будет эффективен, сейчас сказать сложно. По мнению эксперта, эффект от нововведения может оказаться весьма незначительным.

К слову, ранее президент Ассоциации интернет-торговли (АКИТ) Артём Соколов отмечал, что идею в целом поддерживает, но опасается, что потребитель может попросту уйти с маркетплейсов из-за того, что выдачи по запросам не будут соответствовать его ожиданиям.

Кроме того, он указал, что скорее всего верхние строчки в выдачах займут крупнейшие российские производители, которые и так не испытывают проблем со сбытом продукции. Но это ударит по интересам малого и среднего бизнеса, который просто будет вытеснен с интернет-площадок.

«С этим утверждением можно согласиться. Кроме того, возникает вопрос, по какому принципу в выдачу первых 15 позиций будут попадать конкретные российские производители, которых на деле может оказаться намного больше? Почему одни будут показываться в этом списке, а другие – нет?» — задался вопросом экономист Михаил Беляев.

История вопроса

Идея создания преференциальных условий для российской продукции, условно названная «российской полкой», не нова и обсуждается с 2023 года.

Тогда с подобной инициативой выступала член фракции «Единая Россия» Татьяна Буцкая. Причём идея заключалась не только в распространении этого требования на интернет-торговлю, но и на все торговые сети.

Впрочем, пока предложение Буцкой так и не воплотилось в виде зарегистрированного в ГД законопроекта.

«Мы уже больше полутора лет работаем над тем, как закон будет реализовываться, готовим все необходимые нормативные акты с чётким описанием правил работы для магазинов, поставщиков, производителей. Это самое сложное. Чтобы закон работал, у него должна быть "дорожная карта" его реализации», — пояснила парламентарий в беседе с РБК.

Выступал с подобными предложениями и министр промышленности и торговли Антон Алиханов, который ранее допускал появление законопроекта о «российской полке» в осеннюю сессию ГД 2024 года.

Тогда он заявлял, что в целом идея поддерживается органами власти. Начать, по его словам, стоило бы с тех товаров, производство которых уже хорошо налажено в России.

«В первую очередь это бытовая химия, косметика, парфюмерия, средства гигиены», — пояснял Алиханов.

Но и этот законопроект в Госдуму внесён не был.

В чём сложность

Авторы инициативы создания «российской полки» отмечают, что одной из сложностей реализации этой идеи является установление критериев отнесения товаров к отечественным.

По словам, Татьяны Буцкой, решение этого вопроса потребует определения принадлежности марки, локализации производства, а также отношения в РФ к товарам, произведённым в странах ЕАЭС.

«Второй блок вопросов связан с нюансами размещения товаров на "российских полках" в офлайн-рознице, а третий — с размещением товаров в онлайн-магазинах», — отмечала парламентарий.

К слову, тогда же звучало и мнение, что организовать онлайн-торговлю с применением требований о «российской полке» в принципе может оказаться технически сложно.

«Один из важных вопросов состоит в том, по каким товарным группам выделят первые 15 товаров российских производителей. Нужно понимать, что номенклатура маркетплейсов насчитывает десятки тысяч товаров, внутри которой, конечно, есть разбивка на группы. Но тогда нужно технически выделить те группы, где у российских производителей будет приоритет. А это может быть технически сложно, поскольку потребует дополнительной разбивки на более мелкие группы, товары из которых производятся в России в достаточном количестве», — пояснил экономист Михаил Беляев.

Андрей Мединский

1424
Поделитесь:
Оцените статью:
1
В среднем: 1 (4 голосов)
Обсуждение (6)
еще одна мама школьников
7827
еще одна мама …

Про то, что сущестывуют обзоры по товарам, которые мы сначала изучаем, а потом уже принимаем решение, что именно нам купить, авторы проекта не в курсе? Большинство покупателей ищет товар конкретной ТМ и кнкретной модели. Так, что их 15 строчек не интересны. Все понимают, что такое реклама и для чего онав существует. 

Про лекарство даже не смешно: причина там совершенно в другом. 

"...Тут можно провести аналогию с аптечными сетями, где мы постоянно боремся за то, чтобы на полках стояли недорогие, доступные и отечественные лекарства, а не разрекламированные импортные препараты, которые продаются втридорога. Что же касается маркетплейсов – это тоже абсолютно логично. В таком случае потребителю ничего не навязывается, но благодаря предложенному регулированию подачи информации покупатель будет знать о товарах российского производства...".

Сажатель
2026
Сажатель

Думские бездельники от скуки совсем ошалели...

gunner
1149
gunner

А с лекарствами? По всем каналам кричат, помогите ребенку на операцию! А ведь фонды есть, только вот зачем? Если можно за народные.

еще одна мама школьников
7827
еще одна мама …

gunner,

Импортные лекарства нужно покупать за валюту. 

gunner
1149
gunner

Думцы, наверное, думают, куда бы яхту впихнуть, в Казачку, Апполоновку или в Балаклаву, где круче? А может в Южную у вокзала!

sergey-ka
5505
sergey-ka

Сделайте, чтобы было выгодно заниматься производством товаров, а как продать или купить товар способов предостаточно.

Главное за день

Севастополь на долгой выдержке

Видели ночь, гуляли всю ночь до утра.
20:01
1
811

Лавров раскрыл подробности переговоров с США по Украине

«Нам не территории нужны. Нам важна судьба людей».
14:20
1
640

Учёные рассказали, как не покупать ненужные вещи на Новый год

И поделились советами, позволяющими себя лучше контролировать.
10:46
1
421

Почему система оповещений об атаке беспилотников стала проблемой, которую лучше не решать

Эксперты разобрали причины критической задержки оповещений об опасности атаки БПЛА.
09:19
2
1087
Туризм

В Крыму 2026 год будет посвящён гостеприимству

Крымчан ждёт калейдоскоп ярких событий.
18:35
0
684

Женщину в слишком короткой юбке не пустили в отделение полиции

Теперь в Малайзии пересмотрят соответствующие дресс-коды.
15:50
0
924

Туристы находят капканы на популярных маршрутах в окрестностях Севастополя

Фото опасной находки появилось в соцсетях, Севприроднадзор начал проверку.
11:00
2
2178

Три популярных маршрута в Севастополе теперь можно проходить только с гидом

В МЧС напомнили, что без гида и снаряжения можно получить штраф.
14:08
35
4951

В Крыму создана Ассоциация гостевых домов: как это поможет туристам

Уже объединились около ста владельцев средств размещения.
12:34
0
1755