Законопроект под условным названием «российская полка» предлагает рассмотреть депутат Госдумы Татьяна Буцкая и её коллеги по фракции «ЕР».
Изначально предполагалось создать в обычных магазинах отдельные полки для продукции российских и белорусских брендов, иностранные же представлять отдельно. Во второй версии законопроекта предлагается то же самое распространить и на онлайн-торговлю.
«Важно понять, что мы не собираемся ставить ограничения для бизнеса, в том числе для производителей из дружественных стран, но отдаём предпочтение нашим отечественным товарам», — цитируют «Известия» слова федерального координатора проекта «Выбирай своё», замруководителя фракции «Единая Россия» в Госдуме Сергея Морозова.
По мнению авторов проекта, не менее и не более половины мест на полках магазинов должно быть отдано под отечественную продукцию, в том числе белорусскую. Что же касается маркетплейсов, то речь идет о 50% карточек отечественных товаров, которые будут приоритетно выпадать клиенту по его запросу. Впрочем, окончательную пропорцию должен определить Минпромторг.
Будут вопросы
Депутат ГД и публицист Анатолий Вассерман в разговоре с ForPost отметил, что в целом поддерживает идею Татьяны Буцкой. Однако в ходе обсуждения её инициативы, скорее всего, появится масса вопросов.
«Предложение гарантировать отечественной продукции место в торговле полезно, но нужны уточнения. Во-первых, я не уверен, что по всем пунктам товарного ассортимента у нас хватит продукции, чтобы гарантировать фиксированную долю. Боюсь, что по некоторым направлениям торговли просто не хватит товаров, чтобы обеспечить половину ассортимента. Соответственно, потребуется уточнения по ассортиментной линейке. Во-вторых, всегда есть опасения, что производители, когда им гарантирован сбыт, могут меньше заботиться о качестве своей продукции. Это, конечно, происходит не всегда, но тем не менее. Тут придётся следит за тем, как покупатели голосуют рублём за российские товары», — пояснил Анатолий Вассерман.
К слову, примерно об этом же говорят и в Минпромторге. Так, по словам заместителя министра Виктора Евтюхова, российские производители химии и косметики, например, сообщают, что их мощности недозагружены наполовину.
«При том, что они выпускают продукцию мирового уровня, а их представленность в торговле не превышает 30%. Этот сегмент однозначно требует государственной поддержки», — добавил чиновник.
К слову, по словам Анатолия Вассермана, он не знает, как отреагируют потребители на появление отдельных полок с российскими товарами.
«Я не настолько глубоко погружён в психологию потребителей, чтобы ответить на этот вопрос», — отметил он.
В то же время, в онлайн-торговле уже заявили, что в целом поддерживают законопроект. В то же время, по словам президента Ассоциации интернет-торговли (АКИТ) Артёма Соколова, вследствие первоочередной выдачи отечественных товаров потребители могут начать уходить с маркетплейсов, потому что это не будет соответствовать их поисковым запросам.
«В нынешней редакции законопроект не решит поставленных целей, а лишь приведёт к миллиардным потерям: верхние позиции займут крупнейшие российские производители, у которых нет проблем со сбытом, а доступ малого и среднего предпринимательства к продвижению на электронных площадках будет значительно затруднён», — добавил к этому Соколов.
Читайте по теме: Как накажут иностранные компании за уход из России, если они захотят вернуться
Нужно убедить
На вопрос о реакции покупателей на появление отдельных полок с российскими товарами в магазинах ответил кандидат экономических наук Михаил Беляев.
«В целом идея Татьяны Буцкой хороша. Но тут важно понимать, что для того, чтобы люди приобретали именно российские товары, нужно не только их поставить на полку, но и убедить потребителя в их качестве. Условно говоря, когда человек идёт за электрочайником, он прекрасно осведомлён, что чайник некоего иностранного бренда будет работать долго и не сгорит в первый же месяц. Тогда как он ничего не знает о надёжности другого чайника, например, произведённого в России. Поэтому мало просто поставить российский чайник на видном месте, нужно ещё и рассказать покупателю, что он не зря на него потратит деньги. А это большая работа самих производителей и продавцов по продвижению российских товаров. Кроме того, тут немалую роль может сыграть и государство, которое ради продвижения отечественной продукции могло бы организовывать телепередачи, какие-то ярмарки, применять другие методы донесения информации до потребителя. Возможно, тут стоило бы подумать о каких-то преференциях и налоговых вычетах для производителей, тратящих средства на продвижение своей продукции», — пояснил Беляев в разговоре с ForPost.
Он напомнил, что известные западные бренды на формирование позитивного отношения потратили годы и колоссальные средства.
В книге «Чему не учат в Гарвардской школе бизнеса» Марка Маккормака описан случай, когда на конференции часовых мастеров начинающий в этой отрасли бизнесмен спросил представителя фирмы Rolex о том, как идут дела фирмы на рынке часов. Тот ему ответил: «На каком часовом рынке? Rolex — это не часы, Rolex — это бренд!» — рассказал экономист.
В то же время есть позитивные примеры и в российско-белорусском сегменте. В качестве примера можно привести белорусский трикотаж, который многими россиянами воспринимается как качественная одежда, хотя и не имеет именитого лого.
Читайте по теме: Как повели себя россияне при исчезновении иностранных лекарств
Ярмарка тщеславия
Вышеприведённый пример с компанией Rolex говорит ещё об одной особенности потребительского рынка. Многие люди покупают не просто одежду, автомобиль или технику — они покупают престиж.
«Многие россияне приобретают имидж в обществе. Люди стремятся тем самым доказать всему миру, что они достойны лучшего. Даже если их ''брендовая'' вещь произведена мигрантами на подпольной фабрике в условных Мытищах. А значит, что российским производителям нужно потратить время, деньги и приложить колоссальные усилия, чтобы в головах потребителей сложилось мнение, что ходить в российском бренде не менее престижно, чем в каком-нибудь именитом западном», — отметил экономист Беляев.
Поэтому, по словам эксперта, пока в обществе существует эта «ярмарка тщеславия», потребитель будет исходить не только из качества приобретаемого товара, но и из соображений престижности и своего позиционирования в обществе.
«При этом сами люди из себя могут представлять полный ноль, а выделяться только брендом и крашеной в розовый цвет миниатюрной собачкой под мышкой. Хотя в определённых социальных группах в принципе не принято иметь дешёвые вещи ''не по статусу''. Это, например, касается менеджеров высшего звена крупных компаний, которые в своей среде носят определённого уровня вещи, чтобы соответствовать. И лишь те, кто достигает самых вершин в этой иерархии, могут позволить себе перестать обращать внимание на стоимость и бренд своих часов, авторучек, галстуков, запонок и костюмов», — пояснил Беляев.
Читайте по теме: Что стало с заводами Renault, Hyundai, KIA и Ford в России?
Андрей Мединский
Обсуждение (3)
С тем "разнообразием" товаров, что есть, можно и 75% отечественных выставить. И даже 100%. Кто их будет покупать? Про маркетплейсы совсем смешно: по фильтрам всегда можно отобрать конкретную ТМ. И выставляйте свои 50% пока не надоест.
Депутаты, которые это предложили, отечественные товары где видели? Не у себя дома точно.
"....И лишь те, кто достигает самых вершин в этой иерархии, могут позволить себе перестать обращать внимание на стоимость и бренд своих часов, авторучек, галстуков, запонок и костюмов», — пояснил Беляев...". Да. Но на первом месте у них всегда будет качественные товары, а не приниципиально отечественные.
Это какие "российские" товары? Например бренд Прстоквашино, который вот аж совсем не российский? Или может Агуша ? Или то, что производит нестле, например бренд Россия-щедрая душа или водичка Святой источник? (Нестле, кстати на очередном сборище вэфовском, заявили что они хотят и считают себя вправе приватизировать всю питьевую воду на планете)? И так то, по-хорошему, нам рассказывают о том что наши "западные партнёры" они же враги? А почему они допущены вообще к производству нашего питания? А как же биолабаратории и разработка страшных бяк? А вдруг они их завозят в компонентах пищи, из которых потом здесь бадяжатся "российские" продукты? А?! Чё то не сходится...
Рынок сам себя отрегулирует. не нужно давать никому преференций -- только конкуренция