В Туве подростки пять раз изнасиловали 10-летнего мальчика. Спустя год после чудовищного преступления виновные так и не понесли заслуженного наказания. Мать изнасилованного школьника дошла до главы СК РФ Александра Бастрыкина, чтобы защитить сына.
Ужасы О-Шынаа
В селе О-Шынаа в республике Тува проживает 846 человек. Казалось бы, в таком небольшом населённом пункте всегда тишь да гладь: все друг друга знают, поддерживают, помогают.
Однако история Айзы Б. и её сына показала: даже в небольшом селе может случиться трагедия, которая всколыхнёт всю Россию.
10 января 2023 года трое подростков в уличном туалете в состоянии алкогольного опьянения изнасиловали десятилетнего сына женщины. Через несколько дней насилие повторилось. Всего за 12 дней юноши надругались над мальчиком пять раз.
«Сын приходил после занятий и сразу шёл в свою комнату. Много спал, прятал своё нижнее белье. Из комнаты выходил только под одеялом, отказывался есть. Не делал уроки, закрылся от нас. В тот момент мы не могли понять причину такого поведения. У меня даже в мыслях не было, что с ним могло такое произойти. Мы спрашивали у сына: ''Что у тебя случилось? Что болит? Ноги мёрзнут?''. 22 января узнала, что в самом холодном месяце в году в уличном туалете изнасиловали моего ребёнка ― не один, а пять раз», ― рассказала мать автору YouTube-канала «Косаткина».
Видео: YouTube-канал «Косаткина»
Первое сообщение об инциденте на сайте СУ СК по Туве появились в марте 2023 года:
«Трое несовершеннолетних жителей села О-Шынаа Тес-Хемского района, действуя группой лиц по предварительном сговору, совершили иные действия сексуального характера с применением насилия в отношении малолетнего потерпевшего».
Позже был озвучен возраст подозреваемых ― 15-18 лет. Им предъявлено обвинение по статье УК РФ «Насильственные действия сексуального характера с применением насилия в отношении малолетнего потерпевшего». Санкция этой статьи предусматривает лишение свободы сроком от 12 до 20 лет. На условно-досрочное освобождение осуждённые могут рассчитывать, отбыв 4/5 срока.
В мартовском сообщении СУ СК РФ по Тыве было сказано, что Центральный аппарат «получил доклад о ходе расследования».
В июле 2023 года следователи вновь отчитались о проделанной работе: «были проведены обыски, допросы и осмотры, судебные экспертизы, собран характеризующий материал».
Бывший депутат Верховного Хурала (парламента) региона Виталий Бартынада-Сады уверен: правоохранители «хорошо выполнили свою работу».
«Если бы они что-то сделали не так, уже давно было бы возбуждено уголовное дело. Почему долго расследовали? Дело непростое ― несовершеннолетние. Всё не так просто», ― сказал ForPost Бартынада-Сады.
У матери мальчика другое мнение:
«Дело пытались замять».
Семь кругов правосудия
После того, как Айза узнала об изнасиловании, она вызвала полицейских. 22 января в 17:00 они приехали в отдел полиции села Самагалтай для дачи показаний.
«Допрос закончился 23 января в 2 часа ночи. Это было ужасно: мой сын сидел и мочеиспускался. Я спросила следователя: ''Почему вы так долго допрашиваете моего ребёнка?'' <…> Нам дали направление (на судмедэкспертизу), которую мы должны были пройти 23 января в 8:00. Мы тут же выехали в больницу в Кызыл (расстояние от Самагалтая до Кызыла 168 км ― прим. ред.)», ― рассказала Айза в интервью Кузнецовой.
В сообщениях СУ СК РФ по Туве об этом инциденте не сказано ни слова. И это странно. Исходя из рассказа Айзы, следователь грубо нарушил статью 191 УПК РФ, которая регламентирует допрос несовершеннолетних.
«Ребёнка от 7 до 14 лет можно допрашивать не более часа без перерыва, в общей сложности ― не более 2 часов в день. Участие педагога или психолога обязательно», ― сказано в разъяснении статьи, опубликованном на сайте прокуратуры.
Тувинская прокуратура, на контроле которой находилось дело, на этот факт не обратила внимание.
Депутат Госдумы Александр Хинштейн со ссылкой на местные СМИ в своём телеграм-канале возмутился:
«Два месяца следствие делало всё, чтобы выгородить подозреваемых. Якобы у насильников — влиятельная родня».
Возможно, из-за их вмешательства возникли сложности и при прохождении судмедэкспертизы. По словам Айзы, она была «болезненной и унизительной».
«В больнице у сына началось очередное калонедержание. Мы попросили врача дать нам что-нибудь, чтобы хоть как-то очистить его. Врач дал нам полотенце. Мы протёрли сына. Затем доктор сказал, чтобы сын лёг на кушетку. Не надев халат, не включив свет, он надел перчатки и засунул палец в анальное отверстие сына. Ребёнок в это время начал кричать от боли, а врач сказал, что с ним всё в порядке, что он ''целка''. Мы были в шоке. Мы не доверяем его выводам».
Айза не стала замалчивать этот и другие факты. Вскоре у неё начались проблемы.
«Брат одного из старшеклассников сказал, что, если его брата посадят, он нас всех застрелит. В июле разбили окна в доме моих родителей, подожгли хозяйственные постройки: сарай, огород, туалет, душевую», — приводит интернет-издание News.ru слова женщины.
Неизвестные стали травить Айзу в соцсетях. Со слов женщины, её называли алкоголичкой, а её супруга насильником собственного сына.
«Я написала заявление (в полицию), по сей день ответа нет», ― сказала женщина журналистам.
Парадокс заключался в том, что в мае 2023 года Айза сама стала фигурантом дела о клевете. Несколько лет назад она поругалась с супругом и сгоряча написала на него заявление в полицию. В тот же день она его забрала. Однако после скандальной истории с изнасилованием её сына, «следователи обманом уговорили мужа женщины подписать заявление о клевете, воспользовавшись тем, что он плохо говорит и читает по-русски», вспоминает Айза.
По решению местного суда, в прошлом году она была оштрафована на 20 тысяч рублей.
Внимание Москвы
История с изнасилованием мальчика скорее всего была бы спущена на тормоза, если бы не тувинская певица Борбаане Баржай, которая рассказала историю Айзы в соцсетях. На её страницу в ВК подписаны 50 тысяч человек ― жители различных регионов, в том числе из Москвы.
Не прошёл мимо поста певицы и глава комитета Госдумы по информполитике Александр Хинштейн. 29 марта 2023 года он взял это дело под личный контроль.
«<…> после того, как скандал вышел на федеральный уровень, следователи примчались к матери ребёнка, чтобы ознакомить её с постановлением о назначении экспертиз, вынесенным (!) ещё в январе. Кроме того, с неё взяли подписку о неразглашении: видимо, чтобы заткнуть рот и оградить от общения с журналистами. Хотя мать ребёнка плохо владеет русским, никто не переводил ей протоколы допросов на тувинский язык: следователи — лишь указывали, где расписываться в протоколах. Именно так было получено и согласие с назначенным лечением, а точнее — с имитацией оного. Что она подписывала — мать не знает», ― сообщил Хинштейн.
После разоблачительного поста депутата Госдумы, местный телеканал «Тува 24» снял репортаж о лечении ребёнка. В нём было сказано, что «мальчик получает всю необходимую терапию, включая физиолечение, ― с ним работают психологи».
О проделанной работе отчиталось и местное правительство.
«С матерью пострадавшего мальчика встречались первые лица республики ― заместитель главы Республики Тыва по социальным вопросам и первый помощник главы Тувы. Мать мальчика попросила оказать помощь в подготовке документов, необходимых для суда. Пока шла подготовка к суду, она была на связи. Однако в какой-то момент она перестала выходить на связь», ― сообщают «Аргументы и факты» со ссылкой на представителя тувинского правительства.
В апреле 2023 года сын Айзы был госпитализирован в одну из столичных клиник.
«После моего обращения — министр здравоохранения Михаил Мурашко взял на личный контроль лечение 10-летнего мальчика из Тувы. Желаю ему поскорее забыть весь пережитый ужас, за который насильникам и их покровителям — предстоит ответить по всей строгости закона!», ― написал Хинштейн в телеграм-канале 31 марта 2023 года.
Однако суд над фигурантами дела до сих пор так и не состоялся. Хинштейн 28 мая уже этого года объяснил почему:
«К сожалению, сторона защиты этот процесс затягивает, предоставляя все новых и новых свидетелей, но это всё равно не поможет виновным уйти от ответственности. Рассчитываю, что летом по этому делу будет вынесен суровый и справедливый приговор. Продолжаю держать это дело на своём контроле».
Обратил на него внимание и глава СК РФ Александр Бастрыкин.
«В социальных медиа повторно размещена информация о том, что матери потерпевшего 10-летнего ребёнка, который подвергся насилию со стороны подростков, продолжают поступать угрозы. Кроме того, в публикации высказывается критика в адрес органов следствия. Общественники выражают обеспокоенность, что не все лица, причастные к совершению преступления, понесут наказание. <…> по (этим) доводам следственными органами СК России проводится процессуальная проверка», ― сказано в сообщении СК РФ.
Какие следует извлечь уроки?
Почётный адвокат России Евгений Харламов благодарен журналистам и общественникам, которые «не остались равнодушными и помогают матери мальчика добиваться справедливости».
«Попытки замолчать уголовные дела на местах были всегда. Отмечу: таких историй становится всё меньше. Раньше говорили: ''Можно порешать''. Сейчас ничего порешать не получается. Я езжу по стране и вижу это. Уверяю вас, комплексная проверка в Туве будет жёсткая. Она ещё раз заставит задуматься: стоит ли что-то прикрывать или лучше сразу все вопросы решать в рамках закона?», ― сказал ForPost Харламов.
У этой истории есть и другая сторона медали. Если иногда следствие в регионах необъективно, почему бы обвиняемых не судить в столице.
К слову, подобный прецедент уже был. Уголовное дело Никиты Журавеля, который 4 мая 2023 года около Соборной мечети в Волгограде сжёг Коран, по решению Александра Бастрыкина было передано в Чечню. Потерпевшими по делу признали 13 имамов из Грозного. Суд приговорил Журавеля к трём с половиной годам колонии.
Что мешает обвиняемых по делу об изнасиловании тувинского мальчика судить в Москве, а не в Кызыле? Харламов так ответил на этот вопрос:
«В Туве произошёл вопиющий случай. Однако существует закон ― уголовно-процессуальный кодекс в части подследственности, подсудности. К сожалению, случаи изнасилования неединичные. Если все дела будут расследоваться в Москве, захлебнётся Москва. Для этого и создана трёхуровневая системам: район, субъект и федералы. Если дело резонансное, Александр Иванович (Бастрыкин, глава СК) может затребовать его к себе».
Ещё одно направление, по которому следует работать ― защита жертв сексуального насилия, считает психолог Антон Кузнецов.
«Если мальчика сейчас не реабилитировать, вероятность развития гомосексуальных отношений в будущем и возникновение патологий в сексуальной сфере ― 90%. Почему? Это дверь, которую уже открыли, ― скажем так. Аналогичная история с девочками: если они в раннем возрасте подверглись сексуальному развращению ― не всегда насилию, ― в будущем в 90% случаев они работают в сексуальном бизнесе. Им противна эта близость, но тем не менее они выбирает сферу деятельности, которая непосредственно максимально близка к мужчинам. Это парадокс такой, который также возникает и у мальчиков», ― сказал ForPost Кузнецов.
После прохождения реабилитации, должна запускаться программа по обелению жертвы насилия, считает наш собеседник. Власти, бизнес, общественные организации должны содействовать переезду семье ребёнка в другой регион. Желательно, считает Кузнецов, жертве насилия сменить имя, фамилию. Таким образом он затеряется в толпе и не будет привлекать к себе внимание, отметил психолог.
Также нужно работать и с агрессорами.
«Родители очень переживают, что их ребёнок будет в качестве жертвы, но совершенно равнодушны к тому, что он может стать агрессором. А это не меньше, если не больше психику калечит. Нужна специальная программа, по работе с подростками, склонными к насилию. Это также важно, и об этом не стоит забывать», ― резюмировал наш собеседник.
Роберт Вочовский
Обсуждение (5)
А полицейским всегда легче крышевать, чем наказывать виновных!
Какой-то ужас, Тыва, депрессивный регион, от этого и такие нечеловеческие истории. Выход один, хватит слушать блюстителей либеральной нравственности, слушать их россказни про то, что Конституцию невозможно изменить, надо восстанавливать смертную казнь, эти ироды жить не должны. Всех правоохранителей и других лиц, которые замылевали дело, приговорить к длительным срокам, родственников, которые угрожают убийством, в полном составе на пожизненные работы в труднодоступные местности, врача на кол, потом самого проверить на целостность, хватит миндальничать, общество надо оздоравливать.
Очень надеюсь, что виновные в этом кошмаре понесут достойное наказание, а мальчишка отойдёт от этой жутчайшей травмы, как физической, так и психологической...
Помимо основного обратил внимание вот на это:
В России русский язык уже не учат?
Serggio,
а отдаленных селах населением менее 1000 человек бывает и не учат. Возможно в ее детстве там и школы не было нормальной. 3 класса и вперед
Какой ужас!!!!! Недоумки не наказвны.... Детей нельзя выпускать из дома