Россия

Почему новый средний класс в России испытывает эйфорию и синдром победителя

И не сгубит ли это его?

Фото:
Татьяна Воробьева / ForPost

В Сбербанке заявили о формировании в России нового среднего класса, пишет РБК. Это граждане, занятые в особенно востребованных отраслях экономики, которые сейчас показывают существенный рост зарплат.

По словам главного аналитика Сбербанка Михаила Матовникова, новый средний класс формируется за счёт работников нескольких больших отраслей экономики. Прежде всего это обрабатывающая промышленность, работающая на гособоронзаказ, IT и строительство.

«В этих трёх группах рост заработных плат составляет 25 — 27% год к году, и это второй год рекордного роста. Понятно, что огромное количество людей доходы свои фактически удвоили», — констатировал эксперт.

Что такое средний класс

Ранее доктор экономических наук Иосиф Дискин предложил относить к среднему классу людей, имеющих своё жильё не менее 10 кв. метров на человека, одну машину иностранного производства, которые могут позволить себе платно учить детей и отдыхать за границей, не испытывают затруднений в приобретении продуктов, одежды и бытовых товаров. Кроме того, в этой среде ценится образование и профессионализм.

«К этому важно добавить ещё один важный аспект — средний класс консервативен и стремится к социально-политической стабильности, являясь опорой государства, поскольку этим людям есть что терять. Кроме того, для среднего класса важна ещё и самоидентификация себя именно, как такового», — отметил в беседе с ForPost кандидат экономических наук Михаил Беляев.

По его мнению, новый средний класс в России пока не дотягивает до приведённого выше определения по всем трём параметрам.

«Новый средний класс в России пока только формирует новое качество жизни, то есть люди обзаводятся собственным жильём, машинами, начинают ездить на отдых и так далее. Одновременно пока только начинают меняться их взгляды и психология поведения», — пояснил Беляев.

Есть риски

Как отметил главный аналитик Сбербанка Михаил Матовников, сейчас представители нового среднего класса активно берут кредиты в банках. Именно поэтому, по его мнению, потребительское кредитование не снижается так, как этого бы хотелось регулятору, который продолжает идти по пути ужесточения требований к заёмщикам.

«Прибыл целый новый класс заёмщиков, у которых традиционно было немного денег и им не очень давали кредиты, а теперь у них много денег и потребности изменились. На рынок вышел класс людей, которые были недокредитованы», — отметил аналитик.

Экономист Михаил Беляев видит в таком положении вещей серьёзные риски роста закредитованности, когда многие заёмщики не смогут отдавать банкам ранее взятые кредиты.

«Сейчас люди, условно отнесённые к новому среднему классу, могут испытывать потребительскую эйфорию, синдром победителя, считая, что теперь так будет всегда и они уже вышли на новый уровень потребления. И тут кроется серьёзный риск, причём как на макроэкономическом уровне, так и на личном», — отметил Беляев.

По его мнению, на макроэкономическом уровне риск состоит в том, что в случае изменения конъюнктуры, например, при снижении объёмов гособоронзаказа, работники многих предприятий могут оказаться в ситуации, когда снова будут получать меньше. В таком случае уже взятые кредиты могут стать тяжким финансовым бременем. А если они перестанут расплачиваться с банками, это будет угрожать и стабильности банковской системы.

«Но есть и личные истории отдельных людей, которые, например, могут не рассчитать свои финансовые возможности и оказаться в затруднительном положении. Причём общая конъюнктура может при этом и не поменяться», — пояснил Беляев.

Позитивный взгляд

Доктор экономических наук Иосиф Дискин, уверен, что формирование нового среднего класса не повлечёт никаких макроэкономических рисков, описанных выше.

«Дело в том, что трудящиеся, которые сейчас формируют новый средний класс — это в основном люди с высшим образованием, имеющие достаточный уровень знаний, чтобы заранее просчитать свои финансовые возможности и не набрать избыточных кредитов. Поэтому, в отдельных случаях появление неплатежеспособных клиентов банков, конечно, возможно, но на макроэкономическом уровне — маловероятно», — пояснил эксперт в беседе с ForPost.

Кроме того, по мнению Дискина, маловероятным является и изменение конъюнктуры из-за снижения оборонного заказа, что может вызвать падение доходов в обрабатывающей промышленности.

«Ведь неспроста Андрей Белоусов назначен министром обороны. Перед ним поставлена задача вписать возможности ВПК в гражданскую экономику. А это означает, что наши оборонные предприятия будут переходить на выпуск и гражданской продукции, и их сотрудники будут обеспечены работой», — отметил Дискин.

Андрей Мединский

721
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
1
В среднем: 1 (3 голосов)

Обсуждение (1)

Profile picture for user Шо, опять?
911

А это означает, что наши оборонные предприятия будут переходить на выпуск и гражданской продукции

После этих слов почему то руль от "Волги" вспомнился.....

Главное за день

Несостоявшийся референдум 1992 года: действительно ли это была альтернатива?

Какая роль в несостоявшемся референдуме была отведена Севастополю?
20:00
9
2340

Крымчан шокировал окольцованный пластиком утёнок

Птенец с петлёй на шее повстречался керченскому фотографу.
19:20
0
1666

Севастопольские осколки. Распаковка

В картонной коробке редакционного шкафа собраны фрагменты современной истории города.
13:06
2
1300

Пушистый «урожай»: в Крыму началась стрижка овец

С одним животным стригаль управляется примерно за пять минут.
19:16
1
557

Что будет с долларом и евро после «чёрной среды»

Нужно ли спешно скупать «токсичную» валюту?
12:26
9
2283