В России и других странах постсоветского пространства 26 июля празднуют День парашютиста. Все причастные традиционно отмечали этот день очередным прыжком. В Крыму в этом году прыжки под запретом, так как небо с конца февраля закрыто для полётов гражданской авиации. Как воздухоплаватели переживают эти нелёгкие времена, выяснял ForPost.
«Сегодня главная проблема для нашего спорта — потеря навыков. Это в разной степени касается и парашютистов, и планеристов, и воздухоплавателей», — рассказал глава Федерации воздухоплавательного спорта Крыма Сергей Белорусов.
Выходом из этой ситуации может быть выезд в Ставропольский край и другие регионы на проводимые там мероприятия: от официальных соревнований, таких как чемпионат России, до различных слётов и фестивалей. Но такая возможность есть не у всех.
Так что в этом сезоне всё наоборот: спортсмены едут на материк, хотя обычно в Крым приезжали с материковой части РФ. Гора Клементьева (она же Узун-Сырт) в Коктебеле — своего рода «Мекка» для планеристов.
«Те, кто не может выехать, тренируются на земле. Начиная от укладки парашюта и заканчивая всевозможными тренажёрами», — уточнил мастер спорта по сверхлёгкой авиации Геннадий Коваленко.
По его словам, в этом году из официального спортивного календаря РФ вычеркнули около десяти мероприятий в Крыму.
Руководитель парапланерного клуба «Бриз» Сергей Жукарин пытался получить послабления в запрете полётов для горы Клементьева по линии управления воздушным движением и других ведомств, но ему это не удалось.
«На этой горе уникальные условия», — пояснил собеседник ForPost.
Если о горе Клементьева, как центре планеризма, известно давно, то Белая гора (Ак-Кая) у Белогорска только начала набирать популярность в последние годы. Здесь проводился красочный фестиваль воздушных шаров «Крымское небо».
Воздушные шары на фоне Белой Скалы.
В этом году — продиктованный требованиями безопасности перерыв. В будущем проведение мероприятия возобновят, заверил ForPost председатель комиссии «Центр воздухоплавания "Белая Скала"» отделения Российского географического общества Андрей Прокудин. Планы у собеседника издания очень амбициозные.
«У меня есть мечта, что Белая Скала станет прочно ассоциироваться с воздушными шарами. Как пейзажи Каппадокии в Турции, где проводят известный фестиваль воздухоплавателей. И считаю, что в некоторой степени сделать это уже удалось. Так сказать, «приземлённый» пример — насколько мне известно, при продаже земли в этом районе упоминают воздушные шары, и это идёт в плюс», — поделился член РГО своими наблюдениями.
Читайте по теме: Экологи «лишили» туристов романтических фото с воздушными шарами в Крыму
Потеря практических навыков — общая беда для всех «воздушных» видов спорта. И, пожалуй, в наибольшей степени она критична непосредственно для лётчика.
«Степень падения навыка связана с опытом пилота. Чем больше опыт, тем больше, так сказать, запас. Молодому пилоту и двухмесячный перерыв уже много. Когда я служил и летал на истребителе, после отпуска у нас в обязательном порядке были два контрольных полёта», — рассказал ForPost бывший военный лётчик, владелец собственного самолёта Леонид Королёв.
Собственным четырёхместным самолётом он обзавёлся по выходу на пенсию — так и не смог распрощаться с небом. Причём особого пафоса в этой своей покупке сам лётчик не усматривает. По его мнению, самолёт «не роскошь, а средство передвижения».
До 2014 году Леонид Королёв жил в Луганске, а когда начались боевые действия на Донбассе, на личном самолёте он прилетел в Крым.
На этом самолёте Леонид Королёв перелетел из Луганска в Крым.
Лётчик поделился с ForPost своими планами: когда «откроют небо», он совершит перелёт над морем на Кубань и в Ростов-на-Дону.
Что купить — воздушный шар или личный самолёт?
Напоследок ForPost спросил у собеседников: если кто-то из читателей после прочтения статьи загорится идеей покорить воздушную стихию, что следует предпринять, как только снимут запрет на полёты.
Если вы хотите летать на собственном воздушном шаре, потребуется порядка 2 млн рублей, ответил Андрей Прокудин. Также необходимо будет пройти обучение. В Крыму воздухоплавателей пока не готовят, придётся отправиться, например, в Санкт-Петербург.
Самолёт, разумеется, тоже требует основательного обучения. Потребуются пилотское удостоверение и сертификат лётной годности на самолёт. Приобрести самый небольшой и бюджетный самолёт можно примерно от 2,5 млн рублей, добавляет Леонид Королёв.
Читайте по теме: Крымская гора раздора: почему не дают летать в Коктебеле
Андрей Брегов
Фото: Сергей Белорусов, предоставлено Леонидом Королёвым
Обсуждение (1)
Здесь на ForPost туризм есть про гору Клементьева подробней, очень интересная история её названия