Российские регионы накрывают ограничениями мобильного интернета. Без него, если нет проводного, не выйти в Сеть, не оплатить покупки, не заказать услуги и товары, не связаться с родными и коллегами через удобные мессенджеры. Остаются только голосовая связь и смски, если доступна мобильная сеть.
Решения о временном ограничении мобильного интернета, услуг связи уже приняты властями, например, в Забайкалье, Свердловской области, Красноярском крае, Удмуртии, Бурятии, Пензенской области, Алтайском крае, Орловской и Тюменской областях.
И везде обосновали это по-разному: и обеспечением безопасности граждан и защищённости объектов критической инфраструктуры, и «профилактикой угроз и уменьшением сетевого трафика при проведении мероприятий», и «блокированием каналов координации деструктивных действий врага», и так далее.
Лишь в некоторых субъектах РФ — среди них Пензенская область и Орловщина — объяснили, что связана такая ситуация с атаками беспилотников ВСУ.
И это, конечно, правильно.
Но что делать человеку, оплатившему мобильную связь с интернетом и ожидающему предоставления качественных услуг полностью, — подарить оператору деньги за то, чего не было?
Как быть, если отсутствие мобильного интернета повлекло, мягко говоря, неблагоприятные последствия? К примеру, человек не выполнил свои рабочие обязанности, и работодатель применил к нему дисциплинарное взыскание или уволил. Или предприниматель не получил оплату своих товаров либо услуг — клиенты без налички не оплатили банковской картой или смартфоном, так как без мобильного интернета не работает кассовый терминал.
Судиться, требовать возмещения ущерба и выплаты компенсации, но с кем? С оператором связи за то, что тот получил деньги за услуги, которые полностью и качественно не предоставил?
По общему правилу причинённые убытки, связанные с невыполнением договорных обязательств, можно и нужно компенсировать в судебном порядке, сказал ForPost член Ассоциации юристов России Никита Тарновский.
«Например, из-за неисправности оборудования (а его исправность 24/7 прописана в договоре о предоставлении услуг) лицо получило убыток (недополучило прибыль из-за неработоспособности каких-то систем, завязанных на интернете), — уточнил он. — Эти дела всегда сложны с точки зрения фиксации доказательств и установлении причинно-следственной связи. Тем не менее, в основном решаются в пользу заявителей».
Однако, добавил наш собеседник, в описанных ForPost случаях речь может идти о постановлениях региональных правительств, органов безопасности и прочих.
«И в целом это является форс-мажором и не подлежит компенсации, — полагает юрист. — Единственное, наверное, исключение — если оператор связи выдаст сообщение о том, что его принудительно отключили и потребовали [прекратить предоставление услуг связи], а позже выяснится, что действия администрации [региона] никак не связаны ни с какими постановлениями и выходят за рамки компетенции. Тогда такой ущерб лица могут попробовать взыскать с администрации региона солидарно с оператором. Но опять же — очень сложная механика доказывания, и сбор доказательств также будет осложнён ввиду общего положения в стране».
Напомним, IT-эксперты разобрали хакерскую атаку на авиакомпанию «Аэрофлот» 28 июля, из-за чего возник очередной коллапс авиасообщения в России.
Ранее стало известно об утечке, предположительно, более 16 миллиардов паролей. Они использовались для соцсетей, мессенджеров, VPN, порталов разработчиков. Как в таком случае россиянам поступить для своей интернет-безопасности — в нашем материале.
Алексей Лохвицкий

Браво! Мы привезли вам плюшки, но вы их не получите....
Чтобы избежать использования технологии LBS (определение местоположения по базовым станциям) необходимо обесточивать оборудование вышек сотовой связи, а значит отключать и мобильную связь, от слова совсем.
Отсюда вывод, сплошная "кассовизация" страны - ошибка.