Российские регионы накрывают ограничениями мобильного интернета. Без него, если нет проводного, не выйти в Сеть, не оплатить покупки, не заказать услуги и товары, не связаться с родными и коллегами через удобные мессенджеры. Остаются только голосовая связь и смски, если доступна мобильная сеть.
Решения о временном ограничении мобильного интернета, услуг связи уже приняты властями, например, в Забайкалье, Свердловской области, Красноярском крае, Удмуртии, Бурятии, Пензенской области, Алтайском крае, Орловской и Тюменской областях.
И везде обосновали это по-разному: и обеспечением безопасности граждан и защищённости объектов критической инфраструктуры, и «профилактикой угроз и уменьшением сетевого трафика при проведении мероприятий», и «блокированием каналов координации деструктивных действий врага», и так далее.
Лишь в некоторых субъектах РФ — среди них Пензенская область и Орловщина — объяснили, что связана такая ситуация с атаками беспилотников ВСУ.
И это, конечно, правильно.
Но что делать человеку, оплатившему мобильную связь с интернетом и ожидающему предоставления качественных услуг полностью, — подарить оператору деньги за то, чего не было?
Как быть, если отсутствие мобильного интернета повлекло, мягко говоря, неблагоприятные последствия? К примеру, человек не выполнил свои рабочие обязанности, и работодатель применил к нему дисциплинарное взыскание или уволил. Или предприниматель не получил оплату своих товаров либо услуг — клиенты без налички не оплатили банковской картой или смартфоном, так как без мобильного интернета не работает кассовый терминал.
Судиться, требовать возмещения ущерба и выплаты компенсации, но с кем? С оператором связи за то, что тот получил деньги за услуги, которые полностью и качественно не предоставил?
По общему правилу причинённые убытки, связанные с невыполнением договорных обязательств, можно и нужно компенсировать в судебном порядке, сказал ForPost член Ассоциации юристов России Никита Тарновский.
«Например, из-за неисправности оборудования (а его исправность 24/7 прописана в договоре о предоставлении услуг) лицо получило убыток (недополучило прибыль из-за неработоспособности каких-то систем, завязанных на интернете), — уточнил он. — Эти дела всегда сложны с точки зрения фиксации доказательств и установлении причинно-следственной связи. Тем не менее, в основном решаются в пользу заявителей».
Однако, добавил наш собеседник, в описанных ForPost случаях речь может идти о постановлениях региональных правительств, органов безопасности и прочих.
«И в целом это является форс-мажором и не подлежит компенсации, — полагает юрист. — Единственное, наверное, исключение — если оператор связи выдаст сообщение о том, что его принудительно отключили и потребовали [прекратить предоставление услуг связи], а позже выяснится, что действия администрации [региона] никак не связаны ни с какими постановлениями и выходят за рамки компетенции. Тогда такой ущерб лица могут попробовать взыскать с администрации региона солидарно с оператором. Но опять же — очень сложная механика доказывания, и сбор доказательств также будет осложнён ввиду общего положения в стране».
Напомним, IT-эксперты разобрали хакерскую атаку на авиакомпанию «Аэрофлот» 28 июля, из-за чего возник очередной коллапс авиасообщения в России.
Ранее стало известно об утечке, предположительно, более 16 миллиардов паролей. Они использовались для соцсетей, мессенджеров, VPN, порталов разработчиков. Как в таком случае россиянам поступить для своей интернет-безопасности — в нашем материале.
Алексей Лохвицкий
Обсуждение (3)
Браво! Мы привезли вам плюшки, но вы их не получите....
Чтобы избежать использования технологии LBS (определение местоположения по базовым станциям) необходимо обесточивать оборудование вышек сотовой связи, а значит отключать и мобильную связь, от слова совсем.
Отсюда вывод, сплошная "кассовизация" страны - ошибка.