Президент США Дональд Трамп 28 июля выдвинул новое требование: если не будет прогресса в урегулировании украинского конфликта, к России применят жёсткие меры.
«Я собираюсь установить новый срок — примерно десять или двенадцать дней с сегодняшнего дня... <…> Это будут санкции и, возможно... пошлины, вторичные пошлины», — сказал в ультимативной форме Трамп.
Эксперты по эту и ту сторону Атлантики практически хором заявили: урегулировать украинский конфликт за 10–12 дней невозможно. Значит ли это, что к середине августа Трамп обрушит на нашу страну экономическую кару?
Реакция Москвы
Официальный представитель Кремля Дмитрий Песков 29 июля сухо прокомментировал новый ультиматум Трампа:
«Мы приняли к сведению заявление президента Трампа вчерашнее. Продолжается специальная военная операция, и мы по-прежнему сохраняем приверженность мирному процессу для урегулирования конфликта вокруг Украины и обеспечения наших интересов в ходе этого урегулирования».
На слова американского лидера о том, что он более не заинтересован в разговорах с президентом России, Песков отреагировал ещё лаконичнее:
«Я бы хотел избежать каких-то оценок, повторяю, что мы приняли к сведению: вопрос возможной встречи Путина и Трампа как не стоял в предметном плане, так и не стоит».
Председатель думского комитета по международным делам Леонид Слуцкий в свою очередь заявил, что разговаривать с Россией языком давления и ультиматумов — контрпродуктивно.
Он уверен: новой американской администрации «стоит разобраться в первопричинах украинского кризиса, проведя ревизию, прежде всего, собственного политического наследия». Иначе «война Байдена» получит все шансы превратиться в «войну Трампа», подчеркнул Слуцкий.
«Установлением «дедлайнов» для России конфликт не решить, не закончить его и угрозами санкций. Цели СВО в любом случае будут достигнуты — либо за столом переговоров, либо Победой русского оружия!» — отметил в своём Telegram-канале депутат.
Что стоит за новым дедлайном?
Когда Трамп в середине июля «давал» Москве 50 дней на разрешение конфликта на Украине, он грозил вторичными пошлинами в 100%. Это удар не столько по России, сколько по партнёрам нашей страны, подчёркивали экономисты.
Напомним, вторичные тарифы — это форма санкционного давления, которая действует не напрямую против России, а бьёт по её торговым партнёрам. Смысл прост: если, например, Китай, Турция или другая страна продолжают поставлять в РФ товары или технологии, несмотря на западные ограничения, США или ЕС могут ввести экономические меры уже против них.
Такой механизм — это нечто вроде наказания за сотрудничество. Страны, опасаясь попасть под удар, начинают сокращать или сворачивать торговлю. Это осложняет логистику, удлиняет пути поставок и делает ввоз товаров дороже. Поэтому вторичные тарифы — это не просто дипломатическое давление, а реальная попытка удушения экономики.
Американист, политолог Малек Дудаков сомневается, что глава Белого дома свои угрозы претворит в жизнь.
«Мы уже привыкли, что у Дональда Трампа семь пятниц на неделе. Не зря представители его администрации не так давно намекали, что могут продлевать эти сроки [по урегулированию украинского конфликта]. Теперь Трамп заявляет, что эти сроки будут не продлеваться, а сокращаться. Это попытка работать в стратегической неопределённости — довольно типично для сегодняшней администрации американского президента. Делается это для того, чтобы запутать своих контрагентов — в данном случае в лице нашей страны, — сказал ForPost Дудаков. — Я не уверен, что спустя 10–12 дней мы увидим жесточайшие санкции или вторичные тарифы. Я не исключаю, что в этот момент Трамп сдвинет сроки вправо. Ситуация неопределённая».
Мнимая угроза
А если Трамп всё-таки свои угрозы реализует?
«Даже если тарифы будут введены, то будет введено большое количество исключений для самых разных стран, для самых разных категорий товаров — эффект от них будет смазанным. Проблема Трампа в том, что в отношениях с нами особого давления нет. Пользоваться особо нечем. Не забегаю вперёд, но всё же сомневаюсь, что к сентябрю мы увидим введение каких-то вторичных тарифов в отношении российского экспорта», — предположил Дудаков.
Российский военный эксперт, главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко тоже сомневается, что ультиматум Трампа обрушит экономику нашей страны, чтобы заставить Москву отказаться от целей и задач СВО.
«В практическом плане ответом на ультиматум Трампа могут стать усиленные действия по уничтожению системы противовоздушной обороны Украины с целью лишить режим Зеленского способности отбивать наши воздушные атаки. <…> Поэтому попытка разговаривать с Россией с позиции силы обречена на неудачу. Мы будем уважительно разговаривать с Трампом, но при этом жёсткость подходов Москвы к решению тех задач, которые стоят перед нашей страной в отношении Запада, не изменится», — подытожил Коротченко.
Роберт Вочовский
Обсуждение (2)
хорошо что сроки перенес, у меня на сентябрь планы были и его дедлайн в 50 дней напрягал неопределёностью, а тут и наши успеют ответить до сентября..и по традиции мне вспомнился один анекдот..
Еврей и русский слушают радио, объявляют, что война началась. Еврей
хватается за голову.
- Это ж такие проблемы, такие проблемы, вэй мир. Надо семью отправить
в Ташкент, упаковывать вещи, потом самому туда ехать, как-то там
устраиваться. Такие проблемы на мою голову.
Русский отвечает:
- Да, и не говори, война - это большие проблемы.
- Ой, да не смеши меня, какие у тебя-то могут быть проблемы - винтовку
в руки и на фронт.
Трампу надо улаживать дела и готовить завещание - бомбардировки мирных городов ночью 22 июня да ещё и в воскресенье резко сокращают срок жизни главарей.