Для достойного отражения в искусстве событий Русской весны нужно время на осмысление произошедших исторических событий. Об этом кинорежиссёр Никита Михалков, который привёз в Севастополь две театральные постановки — «И вас с наступающим...» и «12» — рассказал в интервью журналисту ForPost Сергею Абрамову.
Разговор с Никитой Сергеевичем касался темы исторической памяти и трактовок истории.
— Как вы относитесь к искажению исторических фактов событий Русской весны в документальных и художественных фильмах, когда показывается безусловная важность роли Вооружённых Сил, но почти не замечается вклад простых граждан?
— Ну как можно относиться, когда нарушаются исторические факты? Я плохо к этому отношусь и считаю, что события, которые были 10 лет назад, — это реально огромный подвиг крымчан, руководства Крыма и Вооружённых Сил. Не оценивать правильно и честно то, что произошло, — это если не вредительство, то глупость.
— Как вы можете оценить роль личности Алексея Чалого в событиях Русской весны?
— Не буду вводить вас в заблуждение. У меня не было конкретных размышлений по этому поводу, потому что всё-таки жизнь есть жизнь и ты занят проблемами, которые окружают тебя. Но я бы не отделял никого. Другой разговор, что каждый из тех, кто брал на себя ответственность и шёл впереди народа, он вёл, в общем, героическую борьбу. Поэтому я бы не хотел формальных комплиментов. Просто считаю, что каждый из тех, кто в Крыму в это время безоглядно брал на себя ответственность, достоин огромного уважения.
— Прошло уже достаточно времени, чтобы события Русской весны были осмыслены в произведениях искусства и культуры: в живописи, театре, кино, музыке?
— Думаю, многие этим осмыслением занимаются в литературе, поэзии, живописи. Но я считаю, что это правильно: «Лицом к лицу лица не увидать. Большое видится на расстоянье». Всё-таки для того, чтобы это не было публицистикой, должно пройти какие-то время, чтобы можно было это осмыслить. Тут дело не в том, чтобы дождаться того, кто прав, и присоединиться к тому, кто прав. Просто, чтобы это была объективная оценка, для этого, по крайне мере для меня, требуется время. Скажем, я бы не смог снять картину «Солнечный удар», если бы не прошло время, если бы нельзя было оценить со всех сторон и причины, и следствия. Когда поручик в конце на барже говорит — «Я ничего не понимал, не видел? Я всё понимал и всё видел. Ни к чему прикасаться не хотел, думал, рассосётся». Вот сегодня очень многие думают, что рассосётся, — а не рассосётся. И без личного участия и тактильного прикосновения к проблемам в ожидании, кто окажется правым и будет иметь право сильного, присоединиться потом к этому с дивана — это не выйдет. К сожалению, всё слишком серьёзно и замешано на крови.
Сергей Абрамов
Фото и видео: Дмитрий Ларин
Обсуждение (12)
На вопрос "Как вы относитесь к искажению исторических фактов событий Русской весны в документальных и художественных фильмах?" - Никита Сергеевич уже отвечал своими фильмами на исторические темы - Хорошо он к этому относится, если за это можно поднять хорошие деньги, а у него это получалось.
"И вас с наступающим..." посмотрю завтра, а на "12" билет не смогла купить, раскупили за полтора дня.
to Верещагин: Факты приведите, пожалуйста. А то неприлично получается.
Весьма обтекаемое мнение относительно роли личности в истории. Чалый не стал для него героем. Стоит задуматься.
to Тина Севастополь: Вы его "Предстояние" или "Цитадель" смотрели? От где неприлчность то. Впрочем и тот же "Солнечный удар" из того же ряда. Очень хороший разбор этого копротворчества делал Женя Баженов ( BadComedian), подробно и с фактами - рекомендую. "Барин" Никита Сергеевич снимал и хорошие фильмы и актер он приличный, но конъюнктурщик - мама не горюй и как говорится: "ради красного словца продаст без НДС отца".
В пантеоне героев пропала девушка
Я тоже плохо отношусь,а делать то что?
Интервью великого кинорежиссера еще раз подтверждает, что москвичи и россияне, "занятые своими проблемами", понятия не имеют и не хотят знать, что на самом деле произошло в Севастополе весной 2014 года.А со временем будет создана официальная мифология "Крымской весны" (!!!). И она уже создается сейчас. Новые времена создают новых героев."Лицом к лицу лица не увидать".
Этот уклончивый ответ говорит о том, что Михалков понятия не имеет о том, что Русская весна началась в Севастополе, а о Чалом он разве что "что-то где-то слышал". Он УЖЕ верит в легенду.
Это не удивительно для режиссёра, снявшего "Солнечный удар", сюжет которого полностью основан на выдуманных "фактах", взятых из журнала "Огонёк" времён Коротича, но более чем странно для автора "Бесогона"...
В Михалкове, явно "умер" дипломат МИДа, тонко обошедшему неудобный вопрос. Севастополь, никто и никогда не введёт в заблуждение против его воли и истины!
Он правда не знал, о чём прямо и сказал. Теперь знает, зерно заронили). В этом свой плюс)
to кэт:
А минус в том, что в том мире, в котором живёт он, знают, оказывается, уже совсем другую историю. А ведь всего-то десять лет прошло.
Никита Сергеевич огромная величина нашей русской культуры, кто бы что бы ни говорил. И таких личностей сейчас у нас единицы наберутся!