200 лет назад, 11 ноября 1821 года, родился писатель, продажи книг которого выросли на треть в сравнении с прошлым годом и на 337% за последние пять лет.
Несмотря на этот успех, россияне уже через 30-40 лет могут забыть Достоевского, считают некоторые эксперты.
Затерялся в макулатуре
Несмотря на информацию книжного сервиса «ЛитРес» о невероятном взлёте продаж книг Фёдора Достоевского, его романы, по данным сервиса MyBook, наравне с произведениями Льва Толстого лидируют в числе непрочитанных. Парадокс: люди, не читавшие их, убеждают всех, что прочли от корки до корки. Таковых более 60% опрошенных, сообщает ТАСС.
Принцип «не читал, но осуждаю» остаётся актуальным для российского общества.
«Я скептически отношусь к всенародной популярности Достоевского. Почему? Миф о России как самой читающей стране не учитывает самого главного — как читают. Нет оснований делать каких-то обобщающих выводов по Достоевскому», — сказал ForPost заслуженный учитель России, преподающий русский язык и литературу в московской гимназии № 1567 Лев Соболев.
Эксперты не рекомендуют оценивать популярность Достоевского, опираясь исключительно на данные о продаже его романов. Некоторые приобретают книги писателя, потому что так нужно, пуская тем самым пыль в глаза: когда на книжной полке «Бесы» или «Идиот», перед нами по умолчанию интеллектуал с хорошим литературным вкусом.
«Я бы не стал акцентировать внимание на том, какого писателя покупают больше, а какого меньше. Причины, по которым выросли продажи книг, могут быть разные. Всякий, кто хоть что-то понимает в литературе, и без этих данных знает место Достоевского в литературе. Фигура эта сложная, большая», — сказал ForPost историк, декан факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ Алексей Руткевич.
Среди тех, кто покупает книги Достоевского, в основном люди средних и старших возрастов. 16-летние предпочитают читать «Гарри Поттера» и фанфики либо снимать короткие видеоролики для TikTok, вовсе обходясь без чтения.
Оценивая литературные пристрастия молодёжи, книгочеи уверены: через три-четыре десятилетия россияне забудут имя Достоевского.
Руткевич просит не ругать молодёжь. Он напомнил, что и в СССР многие не читали его романов. Но это было не так заметно — тогда печаталось «значительно меньше литературной макулатуры, чем сейчас».
«Дети 90-х не читали Достоевского, но мы до сих пор про него говорим. Проблема в другом: необходимо улучшить преподавание литературы в средней школе. Нужно сделать так, чтобы дети не для галочки читали «Преступление и наказание», а приобщались к серьёзной литературе. Думающая молодёжь была, есть и будет. Вопрос лишь в проценте этой молодёжи. Желательно, чтобы он был повыше», — добавил Руткевич.
Читайте также: От Достоевского до QR-кодов на выход из дома
Литература без обязаловки
Чтобы тиктокеры не уничтожили память о великом писателе, его книги «нужно актуализировать и рассматривать через существующие реалии», отметил политолог Сергей Марков.
Он привёл как пример роман «Преступление и наказание», где поднята «актуальная для нашего времени проблема: имеет ли гражданин право убивать человека, которого он считает плохим, бесполезным».
«Это величайшая проблема. Но она, к сожалению, растворяется, разбегается. Нужно концентрировать эту мысль. То же самое касается «Бесов». По сути, это роман об иностранных агентах. Через такую современность и нужно смотреть на Достоевского. Если этого не делать, то те же самые проблемы, озвученные в «Преступлении и наказании», в «Идиоте», в «Бесах», придут к нам, но уже в западных комиксах. Угроза Достоевскому — западные комиксы и плохое преподавание литературы», — сказал ForPost Марков.
Заслуженный учитель России Лев Соболев также считает, что настало время менять методику преподавания литературы в школе. Однако вряд ли эти реформы приведут к желаемому результату, считает он:
«Литература — предмет специфический, требующий серьёзных усилий и не имеющий отношения к прагматике. Если ты будешь усиленно заниматься математикой, то у тебя больше шансов поступить в вуз, найти высокооплачиваемую работу. От того, что ты будешь знать все романы Достоевского, в твоей жизни, скорее всего, ничего не изменится. Поэтому я бы в старших классах преподавал литературу факультативно. Изучать этот предмет без обязаловки было бы куда интересней. Реализовать эту реформу непросто. На всю Россию всего около полумиллиона словесников. Все изменения, не поддержанные реально, всегда заканчивались плохо».
Читайте по теме: Нужна ли классика Поколению. ru?
Преподавать Достоевского в школе — «бесполезное занятие», считает Марков. Он пишет об искорёженной, противоречивой психике человека, тогда как подростковое сознание «достаточно поверхностно». Единственное, что могут школьники на уроках литературы, — запомнить героев, основные идеи романов Достоевского.
«Я уверен, что подавляющее большинство школьников, изучая Достоевского, не читают его книг. Они пользуются пересказами. Прочитают несколько страниц, скажут «что за бред?» и отвалят в сторону. Сейчас все школьные учебники — это размышления филологов. Это неправильный подход к изучению литературы. Почему? Например, история — это не совокупность дат и не дискуссия между различными интерпретациями. История — это главный учебник патриотизма и создания единого народа. Точно такая же и литература. Это, прежде всего, воспитание нравственности. С этой точки зрении он (предмет) и должен преподаваться», — говорит Марков.
По его мнению, учащихся «не нужно заставлять читать Достоевского» — в старших классах им «необходимо рассказывать о нравственных проблемах, которые проанализированы, вскрыты писателем». Учителям нужно сделать так, чтобы в будущем их ученики захотели взять в руки «Преступление и наказание», сделав осознанный шаг в сторону творчества писателя.
«Нужно говорить, чем творчество Достоевского может помочь школьникам в современной жизни. Такого преподавания литературы у нас нет. Гениальные учителя как-то сами до этого доходят. Но их немного, а само преподавание построено так, как точно не нужно», — добавил политолог.
Когда-то сам Достоевский сказал, что «нужно говорить глаз на глаз… чтоб душа читалась на лице, чтоб сердце сказывалось в звуках слова. Одно слово, сказанное с убеждением, с полной искренностью и без колебаний, лицом к лицу, гораздо более значит, нежели десятки листов исписанной бумаги».
Возможно, Минпросвещения РФ стоит прислушаться к этим словам. В мире Достоевский не будет забыт. Он до сих пор остаётся одним из известных и почитаемых писателей. Что касается России, то не хочется, чтобы афоризм «что имеем, не храним, потерявши, плачем» стал печальной литературной реальностью. Увы, но все предпосылки для этого есть.
Читайте также: Высокая цена за минимальную ценность: почему деградировала российская культура?
Роберт Вочовский
Обсуждение (4)
Согласна. Читать Достоевского в школе невозможно. Во всяком случае, не "Преступление и наказание". Как могут оценивать абсолютную гордыню как грех и расплату за него, и покаяние 15-летние люди, у которых этой самой гордыни хоть отбавляй). А вот, например, "Белые ночи" или "Неточку Незванову" вполне. И десятилетиями ведь школьники стонут, но их не слышат - и тем самым они надолго удлиняют путь к своему Достовскому. А некоторые так и не приходят...
Ну , 200-летний юбилей Достоевского был фактически проигнорирован на высоком уровне (пара кадров с Путиным , мечтательно прогуливающимся в музее - не в счёт). Зачем России Достоевский? По словам бывшего министра образования , цель образования в РФ - фрмирование грамотного потребителя товаров и банковских услуг (Греф подтвердит) . А "грамотному" потребителю Достоевский не нужен и даже вреден - невзначай задумываться начнёт , вопросы задавать...
Да...что далеко ходить... Даже дедушка Ленин ...и то... был не в восторге от произведений Достоевского ...
Источник:
https://bulochnikov.livejournal.com/2305645.html :
С отношением к одному из литературных героев М.Ф.Достоевского
- Нечаеву тесно переплеталось и отношение Ленина к
«омерзительному, но гениальному» Достоевскому. Ленин не стал читать «Бесов»...
Владимир Ильич признавался: «Явно реакционная гадость,
подобная «Панургову стаду» Крестовского, терять
на неё время у меня абсолютно никакой охоты нет.
Перелистал книгу и швырнул в сторону.
Такая литература мне не нужна – что она мне может дать?
На эту дрянь у меня нет свободного времени».
Немногим лучше относился он и к другим произведениям
писателя. О «Братьях Карамазовых» вместе с
«Бесами» высказывался так: «Содержание сих обоих
пахучих произведений мне известно, для меня этого
предостаточно. «Братьев Карамазовых» начал было
читать и бросил: от сцен в монастыре стошнило».
Роман «Преступление и наказание» Владимир Ильич,
впрочем, прочитал. Один из товарищей в пылу
спора как-то заметил ему:
- Так легко можно дойти до «всё позволено»
Раскольникова.
- Какого Раскольникова?
- Достоевского, из «Преступления и наказания».
- «Всё позволено»! – с нескрываемым презрением
подхватил Ленин. – Вот мы и приехали к сантиментам
и словечкам хлюпкого интеллигента, желающего
топить революционные вопросы в морализирующей
блевотине. Да о каком Раскольникове вы говорите?
О том, который прихлопнул старую стерву ростовщицу,
или о том, который потом на базаре в покаянном
кликушестве лбом всё хлопался о землю?
Вам может быть, это нравится?»
"Бесы"(иноагенты) засевшие в СМИ спокойно подпиливают ветки на коих сидят...Видимо, ожидание прихода мессии родило синдром пофигизма - ибо - "все там будем!"...Однако, опыт четырёхлетного хождения в кандалах положительно влияет на качество серого вещества. А вот шитьё перчаток с инициалами Ходорковского вызвало обратный побочный эффект.