Несмотря на то что великий балетмейстер в Севастополе ничего не поставил, заложенные им традиции русского балета несомненно оказывали влияние на развитие культуры города-героя. Около шести лет — с 2019 года — развитием севастопольского театра оперы и балета со своей командой занимался один из любимых артистов Юрия Николаевича Григоровича народный артист России, премьер Большого театра Андрей Уваров. С конца 2024 года, как известно, театр возглавил всемирно известный певец Ильдар Абдразаков.
В августе 2019 года севастопольцам впервые показали фрагмент из балета «Спартак» (на музыку Арама Хачатуряна), ставшего «визиткой» Юрия Григоровича. Сам Юрий Николаевич отзывался об этом балете как о «спектакле для четырёх солистов с кордебалетом», а также «героическом мужском балете». Критики неслучайно называли эту постановку «триумфом советского балета». И действительно, Григорович стремился создать такое балетное произведение, которое бы в полной мере передавало мужской характер, разрушая стереотип о балете как исключительно женском искусстве.
Ту севастопольскую постановку на открытой сцене «Херсонеса Таврического» вместе с сотнями горожан смотрел и Президент России Владимир Путин.
Ректор Академии хореографии Севастополя Мария Александрова (народная артистка России, балерина Большого театра), вспоминает Юрия Григоровича как великого хореографа и выдающегося человека:
«Его жизнь вся без остатка была посвящена балету. Именно балеты Юрия Николаевича Григоровича, созданные им роли и образы, составили целую вселенную! Эти образы учили меня думать и чувствовать на сцене.
Его постановки научили меня быть живой.
Великий Мастер, подаривший миру так много мощных спектаклей, мощных ролей. И всегда о вечном, о любви, о человеке. Навсегда в сердце, в памяти. В ногах и руках. Скорблю».
В июле 2023 года «Севастопольская опера» снова привезла для горожан фрагмент уже бессмертного произведения Григоровича, который показали в рамках фестиваля оперы и балета. Главным впечатлением того вечера для многих зрителей стало исполнение классических балетных текстов — адажио Спартака и Фригии из балета «Спартак» в исполнении Ольги Гришенковой (заслуженная артистка РФ, ведущая солистка НОВАТ) и Романа Полковникова (ведущий солист НОВАТ).
Тогда ForPost писал, что хореография Григоровича, и тем более в балете «Спартак», подвластна далеко не всем артистам, даже окончившим Академию русского балета им. Вагановой. Тем более сохранить дух постановки Григоровича, да ещё и на новой сцене, с новым освещением и звуком — это задача запредельная, с которой Ольга и Роман справились.
В том же вечере-концерте публике показали и другую хореографию Юрия Григоровича — па-де-де из балета «Раймонда», которую очень качественно станцевал дуэт Ольги Марченковой (ведущая солистка Большого театра) и Клима Ефимова.
Летом 2019 года Академия хореографии Севастополя (СГАХ) начала работу над собственной версией балета «Щелкунчик». И хотя хореографической основной для него была взята постановка Вайнонена, как признавался в беседе с ForPost премьер Дмитрий Соболевский, исполнявший партию Принца, ему эстетически больше по душе «Щелкунчик» Григоровича, поэтому он, насколько это было позволительно, попробовать донести эстетику балета Юрия Николаева в постановке СГАХ. Сделать это, по правде, было не очень сложно, поскольку постановщик спектакля Эмиль Фаски (он также поставил для СГАХ «Белоснежку») сам в своём творчестве часто следует заветам Григоровича, с которым его сводили профессиональные дороги.
Юрий Николаевич Григорович ушёл из жизни 19 мая 2025 года на 99-м году жизни. В историю он вошёл как выдающийся русский и советский хореограф XX века, балетмейстер, артист балета, педагог.
Наследие Юрия Григоровича оставило неизгладимый след в истории мирового балета. Юрий Николаевич является автором оригинальных постановок и редакций классических балетов, которые составляют золотой фонд репертуара Большого театра, включая балеты «Каменный цветок», «Легенда о любви», «Щелкунчик», «Спартак», «Иван Грозный», «Ромео и Джульетта» и «Золотой век».
Театровед А.Г. Колесникова отмечала уникальность феномена Григоровича:
«Несмотря на его исключительный талант хореографа, режиссёра и драматурга, он никогда не ставил себя выше музыки, гармонично подчиняя свои постановки замыслам композиторов. Это не ограничивало его творческую свободу, а позволило создать уникальный авторский театр».
Историки балета подчёркивают новаторство Григоровича в развитии балетного искусства. До него в хореографии выделялись два основных жанра: сюжетные балеты с драматургической основой и бессюжетные спектакли, построенные по законам симфонической музыки. Григорович же объединил эти подходы, используя преимущества обоих жанров, что позволило обогатить хореографические формы и придать балетам небывалое разнообразие.
В свою очередь, доктор искусствоведения В.В. Ванслов отмечал, что Юрий Григорович нашёл новые художественные формы для воплощения современного содержания своих балетов, опираясь на богатые традиции хореографического языка, обновляя его и делая актуальным для зрителей разных эпох. Наследие Юрия Григоровича продолжает вдохновлять хореографов, артистов и зрителей по всему миру, а его балеты остаются важной частью культурного достояния. Благодаря его вкладу Большой театр сохраняет статус одной из ведущих сцен мирового балетного искусства.
Сергей Абрамов