Хрюкин Тимофей Тимофеевич

Хрюкин Тимофей Тимофеевич

Командующий 8-й воздушной армией. Участник освобождения Севастополя (1944 г.). Генерал-полковник авиации.

Родился 21 июня 1910 года (ск.19.07.1953 г.) в Ейске в семье рабочего-каменщика. По национальности русский.

Трудовой путь Т. Т. Хрюкин начал рано. С 8 лет работал батраком у богатых казаков. Позже убежал из дома и 2 года беспризорничал. Затем работал грузчиком, чернорабочим, молотобойцем в железнодорожном депо.

В 15 лет начал учиться в вечерней школе. В 1926 году вступил в комсомол. Спустя некоторое время направлен на комсомольскую работу. Избран секретарём Каневского райкома комсомола. Работал и одновременно учился на рабфаке. Член ВКП(б) с 1929 года.

После окончания рабфака в 1932 году поступил в сельскохозяйственный институт. В этом же году по партийному набору был принят в Луганскую авиационную школу, которую окончил в 1933 году.

Служил в частях бомбардировочной авиации: с 1933 года — младший лётчик 5-й легкобомбардировочной эскадрильи, с 1935 — младший лётчик 10-й скоростной бомбардировочной эскадрильи. В 1936 году добровольцем записался в число военнослужащих СССР, направленных в Испанию для участия в гражданской войне. Воевал в Испании с августа 1936 по март 1937 года. За героизм в боях награждён орденом Красного Знамени.

По возвращении, с апреля 1937 года — командир звена в 10-й скоростной бомбардировочной эскадрилье, с августа 1937 — командир отряда в 14-й скоростной бомбардировочной эскадрилье, с января 1938 — командир 12-й скоростной бомбардировочной эскадрильи.

В августе 1938 года во время Японо-китайской войны (1937—1945) был направлен в Китай. Командовал эскадрильей бомбардировщиков СБ, затем авиагруппой. Совершил около 100 боевых вылетов на бомбардировку позиций японских войск. Руководил налётом на аэродром противника на Тайване. Все бомбардировщики под его командованием вернулись назад без потерь.

22 февраля 1939 года за подвиг, совершённый при выполнении спецзаданий Правительства по укреплению оборонной мощи Советского Союза Т. Т. Хрюкин был удостоен звания Героя Советского Союза. Газета «Комсомольская правда» 6 июля 1939 г. (№ 1534336), посвятила всю третью полосу героической борьбе китайского народа и рассказу китайского летчика майора Ху-Тин-Тоу «Гибель японского авианосца».

В 1939 году Т. Т. Хрюкин окончил курсы усовершенствования высшего командного состава при Академии Генерального штаба РККА. С февраля 1939 — командир 10-й скоростной бомбардировочной бригады. В ноябре 1939 года назначен начальником отдела бомбардировочной авиации в лётно-технической инспекции Управления ВВС РККА. Во время советско-финской войны 1939—1940 годов был откомандирован на фронт и командовал ВВС 14-й армии.

Участник Великой Отечественной войны с первого дня в должности командующего ВВС 12-й армии Юго-Западного фронта. В августе 1941 года назначен командующим вновь созданных ВВС Карельского фронта. В его задачу входила организация прикрытия с воздуха Кировской железной дороги. В этот период Хрюкину приходилось решать огромное количество вопросов, о которых он раньше и не думал: боевые действия ночью, переучивание лётного состава на американские и английские самолёты, перевооружение частей, развитие сети аэродромов, использование средств радионавигации, светомаяков и т. д.

Т.Хрюкин с детьми

В июне 1942 года генерал-лейтенанта Хрюкина назначают командующим ВВС Юго-Западного фронта, позже преобразованных в 8-ю воздушную армию. Под его руководством лётчики сражались под Харьковом, Сталинградом, Ростовом-на-Дону, на рубеже Миус-фронта (в том числе при попытке его прорыва в ходе Миусской операции), в Крыму.

Командующий 8-й воздушной армией, используя накопленный опыт борьбы, придерживался принципа массированного применения сил на направлениях главного удара. Под Купянском, например, Клейст бросил в сражение около 500 танков. С воздуха их прикрывала отборная эскадра гитлеровской авиации. Чтобы сорвать этот удар, с нашей стороны в бой было введено до 180 истребителей. Противник в итоге боя потерял не менее 90 самолетов. Эскадра "Питкус" практически полностью потеряла боеспособность, и гитлеровское командование вынуждено было отвести ее в тыл на переформирование.

С середины июля 1942 года генерал Хрюкин возглавил воздушную оборону Сталинграда. По инициативе генерала Хрюкина под Сталинградом был создан полк «асов» — 9-й гвардейский истребительный авиационный полк, в котором были собраны лучшие лётчики-истребители из других полков. Хрюкин внедрял разработанную в армии тактику действий штурмовой авиации со средних высот. Разрабатывал планы крупных операций воздушных сил (первая — во время контрнаступления под Сталинградом).

В период боев за ликвидацию окруженной гитлеровской группировки генерал Хрюкин предложил план блокады ее с воздуха. Его летчики совместно с авиацией 16-й воздушной армии, руководимой генералом С.И. Руденко,- сумели наглухо захлопнуть "крышку" над котлом, в который попали 22 вражеские дивизии.

Заверения Геринга о том, что он сумеет обеспечить снабжение окруженных войск с воздуха, потерпели полный крах. За время блокады советские летчики сбили свыше 450 фашистских самолетов, пытавшихся прорваться к своим войскам, и не менее 400 самолетов противника было уничтожено и повреждено на аэродромах. Большую помощь оказала авиация наземным войскам и в разгроме группировки фельдмаршала Манштейна, пытавшегося разорвать кольцо окружения извне.В июле 1944 года возглавил 1-ю воздушную армию 3-го Белорусского фронта. Участвовал в освобождении Белоруссии и Прибалтики, в операциях в Восточной Пруссии.

Задача по освобождению Крыма была бы практически невыполнима без активной поддержки войск силами авиации 8-й воздушной армии. Только при освобождении Севастополя массированными атаками с воздуха семь дней, с 5 по 12 мая, постоянными бомбёжками (сброшено 350 т бомб) и обстрелами с воздуха лётчики разрушали немецкую оборону и поддерживали наступление наших войск, произведя около 11000 вылетов и сбив 103 немецких самолёта. После освобождения города командарм Хрюкин создал специальную комиссию по поиску, сбору и захоронению останков лётчиков, сбитых в боях за Севастополь, а через месяц, 12 июня 1944 года, на Малаховом кургане был открыт памятник авиаторам 8-й воздушной армии (архитектор - В.П. Королёв). Эпитафия на памятнике гласит: "Пройдут века, но никогда не померкнет слава героев-лётчиков, павших за освобождение Крыма".

Памятник авиаторам 8-й воздушной армии на Малаховом кургане, сооруженный по инициативе Т.Хрюкина

В 1944 году по инициативе и при деятельном участии Хрюкина в Крыму началось восстановление разрушенного во время оккупации Всесоюзного пионерского лагеря «Артек».

С августа 1946 года — заместитель Главнокомандующего ВВС по боевой подготовке. С июля 1947 года — командующий 7-й воздушной армией. С апреля 1949 года — командующий войсками Бакинского района ПВО. В сентябре 1950 года после окончания Высшей военной академии имени К. Е. Ворошилова назначен заместителем Главкома ВВС по вузам.

Однажды во время учений Хрюкин ехал на автомобиле в штаб. Неожиданно на дороге оказалась группа женщин. Шофёр затормозить не успел. Тогда Хрюкин выхватил руль и направил машину в кювет. Врачи спасли ему жизнь, но авария сильно подорвала его здоровье.

19 июля 1953 года он умер. В возрасте 43 лет.

Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

В Севастополе есть улица «Генерала Хрюкина» в Ленинском районе Севастополя (между просп. Генерала Острякова и ул. Генерала Коломийца). Возникла после Великой Отечественной войны и 6 мая 1974 г. в ознаменование 30-летия освобождения Севастополя от немецко-фашистских захватчиков названа именем Хрюкина.

Поделитесь с друзьями:
Чтобы добавить или редактировать информацию о человеке, свяжитесь с модератором раздела. Тел. +79787044987 Электронная почта - gorobets70@mail.ru