Пока севастопольцы волнуются, появится ли на мысе Хрустальном жилая застройка, на федеральном уровне полным ходом идёт подготовка к созданию в городе новых культурных учреждений.
В середине апреля в Севастополе уже обсудили перспективы создания и функционирования театра оперы и балета и академии хореографии. В понедельник в правительстве состоялось расширенное совещание под председательством вице-премьера Ольги Голодец, где представители Эрмитажа и Третьяковской галереи рассказали о планах по созданию музейного комплекса на мысе Хрустальном.
Так, советник директора Третьяковской галереи Юлия Купина рассказала журналистам, что новый комплекс станет самостоятельным федеральным учреждением. Сама же Купина и возглавит будущий музей.
«Были разные позиции, разные слухи, я бы хотела заполнить этот информационный вакуум: мы — самостоятельное федеральное учреждение», — подчеркнула она.
Новый музей федерального уровня по плану заработает уже в будущем учебном году. Пока процесс находится на стадии оформления юридического лица и формирования работы небольшой управленческой команды.
По словам Юлии Купиной, в середине будущего учебного года музей будет готов выходить с какими-то инициативами и программами, если, конечно, будут деньги. Бюджет, по данным московского специалиста, находится на стадии утверждения.
В настоящее время, уточнила Купина, обсуждается два варианта названия — «Государственный музей Севастополя» или «Государственный музей славы Севастополя».
Где и что?
Новый музей будет включать два здания — художественного и исторического музеев. Кроме привозных выставок из столичных музеев, здесь также будут выставляться коллекции местных музеев.
Читайте также: Москва удивилась планам застроить жильём Хрустальный
Юлия Купина подчеркнула, что новый комплекс не будет создавать конкуренцию севастопольским музеям — напротив, это будет инфраструктура, где будут совмещаться потенциалы столичных и региональных учреждений культуры.
«Мы очень надеемся и рассчитываем, что мы можем использовать региональный ресурс, потому что очень много коллекций не выставлено и никогда не выставлялось. Мы готовы будем их показывать», — заверила она.
Наряду с традиционными форматами музейной работы, здесь будут применяться и передовые информационные технологии. Кроме того, на базе музея планируется проводить дни Эрмитажа, образовательные лекции на самые разные темы и для разной публики, приглашать специалистов музейного дела.
«Мы будем стремиться к индивидуальности, а она возможна только за счёт регионального ресурса <…> Мы хотим информационно его [музейный комплекс] сделать видимым и интересным для всей страны», — отметила советник директора Третьяковской галереи.
Безопасность превыше всего
Учитывая специфику музейной работы, немаловажным является вопрос перевозки и доставки культурных ценностей, которые будут выставляться в Севастополе. По мнению директора Эрмитажа Михаила Пиотровского, обеспечить безопасность и сохранность бесценных экспонатов должна принимающая сторона.
«Это очень большие деньги, тем более если это пойдёт регулярно, это очень большие расходы, очень дорогая транспортировка, безопасность. Поэтому это не простой к осуществлению проект», — сказал Пиотровский.
Кроме того, добавил он, существуют жёсткие требования и к самому выставочному помещению — климату, системе безопасности, действиям в случае срабатывания сигнализации и т.п.
«Как раз мы с коллегами и ездим, чтобы следить за тем, чтобы всё было выполнено. Поэтому трудно говорить о датах <открытия музея>, потому что мы потом придём и скажем, например, что так не годится, и будем заставлять доделывать», — отметил Пиотровский.
Полина Ласькова
Обсуждение (13)
Хотелось бы увидеть на макетах здания музеев и оперного театра. На картах расчерченные геометрические фигуры не дают представления о том, что же все-таки собираются строить. Начинка- это хорошо, но внешний вид и размещение на территории мыса Хрустальный тоже важно.
А что , музея Крошицкого, Херсонеса, Диорамы, Панорамы , нам недостаточно для культуры и истории? Тады, музей подпольщиков, 35я батарея, 110 батарея, да много ещё чего.....
Давайте бегло посмотрим на биографию Ю. А. Купиной:
В 1984 году окончила кафедру этнографии исторического факультета Ленинградского государственного университета. В 2003 г. окончила Институт музейного менеджмента Фонда Гетти (США). В 1989 г. в Институте этнографии защитила кандидатскую диссертацию на тему «Скульптура эвенков. Вопросы происхождения и развития». В 1987-1998 гг. младший научный сотрудник, старший научный сотрудник Института этнографии АН СССР. С 1998 г. заведующая экспозиционно-выставочным отделом Музея антропологии и этнографии, а с 2002 г. заместитель директора Музея антропологии и этнографии. Еще в прошлом году она активно занималась музеями, входящими в состав Петербургского университета, и числилась советником ректора СПбГУ. И вдруг буквально в разгар работы ее специально для Севастополя назначают советником директора московской ГТГ. Непонятно.
Подведем итог всего сказанного Купиной и Пиотровским.
Концепции нового музея нет, а следовательно, нет и точного названия. Однако есть установка на то, что "слава Севастополя" - это бренд. То есть, создается коммерческое учреждение культуры, в котором собираются торговать героической историей города.
О Музее Второй обороны Севастополя - филиале Музея героической обороны и освобождения Севастополя, даже не упоминается. Ветеранам накануне 75-летия освобождения Севастополя плюнули в лицо.
Так как создается новое юридическое лицо федерального статуса, то ни о каком филиале Эрмитажа, ГТГ, Исторического или Русского музеев речь не идет. Следовательно, выставки будут проходить на коммерческой основе: Севастопольский музей делает запрос в Мин. культуры РФ на проведение некой выставки, там рассматривается заявка и, как правило, не даются деньги или даются крохи и по тендеру. Чем будут заполнять эти два (!) здания на Хрустальном? Видимо, на одну выставку деньги дадут (о Екатерине, например), а потом?
Купина выглядит плоховато. Постоянные отсылки к прессе и заигрывания с общественностью не красят старого работника культуры, в профессионализме которого не приходится сомневаться. Но в проект она ввязалась гаденький. Постмодернизм, однако!
...музей подпольщиков. кто про него знает??? зато про бомж пещеру знают все....а это там все рядом!
to Диана Φомичева: Нас водили туда в школе... Советской школе.
Понимаю желание ВВП оставить как можно болше "славных дел",
Но не любой же ценой!.
Когда на кону 25 миллиардов бюджетных денег, то у некоторых сносит крышу.
И тогда 2 миллиарда кажутся детской шалостью, за которую даже в угол не поставили.
to Диана Φомичева:
кто не знает про музей подпольщиков - иван, непомнящий родства!
to Диана Φомичева: Ну так если героинями на федеральных каналах ТВ сейчас стали Ольга Бузова (кто такая?), Ксюшадь и Волочкова, то о какой нравственности и воспитании молодёжи может идти речь?
Зачем нам музеи?
Освоят деньги ну и ладно.
Плохо то, что за наши же деньги ( бюджетные - это наши налоги) наш город изуродуют.
ну так держите эти предметы у себя, раз такая ценность. кому надо - уже были, кто не был - будут. чего город уродовать? лишние миллиарды нашлись? кос, онкология, больница скорой, инфекционка, д/с, школы - валяйте, тратьте. или там место сладкое с перспективой всю гору до больницы застроить?
Что-то страшное в городе творится! Последние несколько месяцев читая городские новости во всех сферах такое ощущение будто месяцы открытых дверей в психоневрологическом диспасере!
«С горчинкой».
Ключевая фраза: "Это очень большие деньги." Сколько можно начерпать из этой кормушки себе в карман!
Концепции нет, экспонатов нет, сотрудников нет, желения севастопольцев иметь ещё один музей-призрак нет!... Но есть безграничная алчность деятелей от культуры!
Привозить-увозить в пустые залы какие-то "культурные ценности"? Не смогли сохранить деже одну картину Куинджи, а тут...
Сразу бы сказала эта дама: "Хочу иметь оклад гендиректора, да и своих родственников на тёплые места пристроить!". Не зря же папа всплакнул...
Относительно т.н. художественного музея более или менее ясно. Попросту говоря, это будет выставочный зал/залы, где будут проходить временные выставки. А вот что касается исторической части комплекса, то здесь многое не понятно. Это будет стационарная экспозиция или тоже временные выставки на исторические темы?
В речи Ю.Купиной не прозвучало ничего о музее героической обороны Севастополя 1941 - 1942 гг., о котором просили ветераны. Об этом же говорил Президент. А если бы даже и прозвучало, то сразу возникает вопрос - из чего делать экспозицию. Г-жа Купина озвучила совершенно верную мысль, что музей не должен зависеть от флешки. Посетитель приходит в музей смотреть не электронные картинки, а подлинные предметы. И откуда эти предметы возьмутся? Будут собирать по музеям Севастополя? И музеи города будут давать свои предметы на опять же временное экспонирование? Или как?
Логика Министерства культуры в части создания нового федерального музея понятна. Еще один федеральный музей - еще одна площадка для получения и "освоения" приличных федеральных средств.
А по сути? Коллекции по истории героической обороны Севастополя 1941 - 1942 гг. с момента создания в 1960 г. комплектовал Государственный музей героической обороны и освобождения Севастополя. Видимо, превращение данного музея в военно-исторический заповедник и его переименование с обрезанием понятий "героическая" и "освобождение" тоже идет в русле логики Минкульта: если в городе будет «Государственный музей Севастополя» или «Государственный музей славы Севастополя», то зачем еще и Музей героической обороны и освобождения Севастополя... А свои коллекции, собиравшиеся десятилетиями, музей ныне "негероической" обороны тоже отдаст в руки людей, которые об истории города имеют пока отдаленное представление? Да и людей-то этих, насколько я понимаю, пока нет, как нет и концепции самого музея. Историю можно, конечно, изучить. Но сроки-то поставлены слишком сжатые для создания полноценной грамотной экспозиции. А впечатление такое, что у г-жи Купиной нет четкого представления, что вообще в этой ситуации делать.
А то ведь может получиться, как в наспех сделанной сторонними людьми экспозиции Малахова кургана.
Да, а проект-то, цитируя Rosa Romanova, "гаденький" и (от себя) мутный. Но папуасам сойдет и так!