Как писал ForPost, президент России Владимир Путин согласился на предложение канцлера Германии Ангелы Меркель отправить немецких и французских наблюдателей в Керченский пролив.
Однако существует ряд причин, по которым этот сценарий маловероятен. Украинский военный эксперт Олег Жданов, бывший офицер оперативного управления генштаба ВСУ, прокомментировал ситуацию изданию «УНИАН» и объяснил, почему иностранных наблюдателей у берегов Крыма можно не ждать.
Основной причиной маловероятного визита эксперт считает то, что Договор между Украиной и РФ о сотрудничестве и использовании Азовского моря и Керченского пролива до сих пор действует. Эти воды считаются внутренними водами Украины и РФ. Так как пролив находится в совместном пользовании Украины и России, споры о его использовании остаются внутренними проблемами Украины и России. Никто из иностранных партнёров «нэзалэжной» не будет рисковать своими людьми, направляя их в эти воды, отметил Жданов.
Если бы Киев действительно хочет вывести проблему на международный уровень, договор должен был быть расторгнут.
«Пока действует этот двусторонний российско-украинский договор, никто из иностранцев сюда не сунется. Это — нормы дипломатии и международного права: не вмешиваться во внутренние дела государств. Так что в данной ситуации сам Киев тормозит процесс введения наблюдателей в Керченский пролив», — пояснил Жданов.
Он напомнил, что до украинской провокации 25 ноября прошлого года украинские суда всё-таки через Керченский пролив ходили — и гражданские, и ВМС (но не военные корабли), — и никто их не останавливал.
«Поэтому я даже не сомневаюсь в том, что в переговорах с Меркель Путин действительно высказал готовность ввести иностранных наблюдателей в Керченский пролив и согласился хоть на <транспортном> переходе <через Керченский пролив> посадить этих наблюдателей, потому что украинские суда как ходили, так и будут ходить через пролив», — считает эксперт.
По этим причинам, полагает Олег Жданов, президент Украины Пётр Порошенко сам не желает видеть французских и немецких наблюдателей в Керченском проливе. Жданов также напомнил, что Украина до сих пор не предоставила официальных обвинений России.
«Украина до сих пор официально не сказала, что это было — вооруженный конфликт, вооружённый инцидент, пиратский захват или дружеское недоразумение. Когда начнут появляться конкретные оценки случившегося — юридические, официальные, тогда и можно будет ожидать каких-то подвижек. А пока что всё это — просто «пляски вокруг костра», — подытожил эксперт.
Напомним, малые бронированные артиллерийские катера «Никополь» и «Бердянск» и рейдовый буксир «Яны Капу», которые входят в состав ВМС Украины, 25 ноября 2018 года вторглись в морскую территорию России. Они в нарушение конвенции ООН по морскому праву, определяющей право прибрежного государства на обеспечение безопасности в морском пространстве, пересекли госграницу РФ и неправомерно зашли во временно закрытую акваторию под юрисдикцией России.
Для вояк «нэзалэжной» всё закончилось достаточно предсказуемо: украинские корабли были остановлены — на их борта зашёл российский спецназ. Властями РФ расследуется уголовное дело о нарушении государственной границы Российской Федерации.
Керченский горсуд и Киевский райсуд Симферополя 27 и 28 ноября 2018 года, удовлетворив ходатайства следствия, избрали для 24 украинских моряков с «Никополя», «Бердянска» и «Яны Капу» мерой пресечения содержание под стражей.
Анатолий Кузнецов