Севастополь

Комиссия Минца: что рассказали об обороне и освобождении Севастополя участники событий

В память о войне историки продолжают исследовать материалы закрытой «комиссии Минца».

Комиссия Минца записала больше сотни интервью с участниками обороны Севастополя.
Фото:
Дмитрий Ларин|ForPost
Комиссия Минца записала больше сотни интервью с участниками обороны Севастополя.

Официальной датой освобождения Севастополя считается 9 мая 1944 года. Однако бои продолжались до 12 мая, когда остатки немецких войск были взяты в плен на мысе Херсонес, — там же, где в июле 1942 года трагически закончилась героическая оборона города.

Хроника советских оборонительных и наступательных операций, как и военных действий в комплексе, достаточно хорошо изучена за те 80 лет, что прошли со времён Победы в Великой Отечественной войне.

Однако до полноценной реконструкции того, что собой представляла война в целом, ещё очень далеко. В первую очередь, по той причине, что в архивах, как рассказал недавно директор Института российской истории РАН Ю.А. Петров, ещё 1,8 миллиона неисследованных дел. И это только оценка объёма тех документов, которые не являются засекреченными.

Какая-то часть этих неизученных документов — результат деятельности исторических комиссий, созданных в годы войны и занимавшихся сбором информации практически в прямом смысле слова на поле боя. 

Главной среди этих комиссий была так называемая «комиссия Минца» – созданная по решению ЦК ВКП (б) в конце декабря 1941 года Комиссия по истории Великой Отечественной войны при Академии наук СССР под руководством будущего академика И.И. Минца. 

За годы войны комиссия собрала материалы по оборонам Москвы, Севастополя, Сталинграда (преимущественно интервью с самими участниками обороны — Прим.), истории воинских частей и партизанского движения, жизни населения на оккупированных территориях.

Однако после окончания войны комиссия была закрыта, а её материалы были сданы в институтский архив (Института истории АН СССР) и историками в дальнейшем не использовались.

И только к 75-летию Победы, в 2020 году, впервые сотрудниками ИРИ РАН была издана небольшая подборка из интервью, собранных комиссией Минца и посвященных Крымской наступательной операции (освобождение Севастополя не было заявлено отдельной темой), под названием «Здесь кровью полит каждый метр». 

Слово «небольшая» в данном случае можно использовать весьма условно: книга представляет собой огромнейший том под 600 страниц альбомного формата. Всего в данной книге опубликованы 46 интервью, при этом из «Историко-археографического предисловия» неясно, сколько всего таких записей по освобождению Крыма и Севастополя сохранилось в институтском архиве.

В 2023 году увидела свет следующая подборка — интервью, собранные комиссией Минца по обороне Севастополя. В данном случае интервью касались непосредственно 250-дневной обороны города, без обороны Крыма. 

В книге под заголовком «Исповедь непобеждённых. Рассказы защитников Севастополя. 1941 — 1942 гг.» были опубликованы 52 интервью. В предисловии отдельно отмечено, что всего по обороне Севастополя комиссия Минца записала 102 интервью с участниками событий. 

Говоря другими словами, 714 страниц монографии — это публикация лишь половины всех существующих материалов «от первого лица».

Обложки сборников интервью комиссии Минца, опубликованных в 2020 и в 2023 гг.


И, наконец, в мае 2025 года, к 80-летию Победы, запланирован выход третьего цикла интервью под названием «Все показали себя героями. Севастополь и его жители 1941/42». 

В отличие от первых двух книг, где публиковались интервью с военными, здесь читатель увидит разговоры с жителями города.

Глазами вчерашних очевидцев

Так как книга ещё не вышла из печати, о её содержании пока можно составить представление лишь по аннотации, любезно предоставленной автору этих строк сотрудниками ИРИ РАН:

«В основе сборника — 83 впервые вводимых в научный оборот интервью с жителями Севастополя, пережившими его осаду 1941-1942 гг. Они были застенографированы в 1942-1946 гг. сотрудниками комиссий по изучению истории Великой Отечественной войны — областной и Академии наук СССР. В течение многих десятилетий этот материал хранился в Научном архиве Института российской истории РАН, Государственном архиве Республики Крым и фондах Музея-заповедника героической обороны и освобождения Севастополя.

Большинство бесед проводилось по горячим следам, когда картина пережитого была свежа в памяти и эмоции ещё не остыли. Приведённые в сборнике документы раскрывают не только основные направления работы городского руководства и трудовые достижения жителей, но и многие факты из повседневной жизни осаждённого города. Сборник даёт современнику уникальную возможность услышать “живые голоса” участников войны, сопереживать вместе с ними радость побед и горечь утрат».

Живых очевидцев событий военных лет с каждым годом остаётся всё меньше.


Уже из этой информации можно отметить существенные отличия третьей книги от двух первых — в данном случае читатель увидит результаты работы не только Комиссии Минца, но и сбор такого же рода материалов (интервью) самими севастопольцами в местных комиссиях: Комиссии по истории обороны Севастополя, Крымской комиссии по истории Великой Отечественной войны, Городской комиссии по истории Великой Отечественной войны при Севастопольском городском комитете партии.

Можно полагать, что это именно те материалы, на которые ссылался в свое время А.С. Маношин, исследовавший последние дни обороны Севастополя. И про которые я в опубликованной на ForPost статье «”Белые пятна” истории последних дней обороны Севастополя» писала, что на тот момент было совершенно не ясно, что же представляют собой как комплекс источников (количество, года записи, методика записи, тематика записей) некие «воспоминания» из фондов архива Республики Крым и Музея-заповедника героической обороны и освобождения Севастополя.

Однако главное, что объединяет все три книги — практическая одномоментность самих исторических событий и времени записи интервью. 

В исторической науке это определяется терминами «аутентичность» и «репрезентативность»: люди не только хорошо помнят события, про которые рассказывают, но, что называется, находятся «в моменте».

Иначе говоря, они ещё не знают, чем закончатся те истории, про которые они рассказывают: одни ещё не в курсе, когда будет освобожден Севастополь (если мы говорим про многие интервью, записанные по тематике обороны города), а другие не знают, когда и как закончится Война.

Тайна адмирала Октябрьского

Ещё не до конца стихли бои за освобождение Севастополя, закончившиеся только 12 мая, а 11 мая руководитель Комиссии по истории войны Исаак Минц уже писал начальнику Политуправления ЧФ генерал-майору А.Н. Филаретову запрос об оказании командируемому в Крым сотруднику Комиссии З.И. Факторовичу содействия в сборе материалов.

Речь шла про писателя Зиновия Фазина (псевдоним, настоящая фамилия — Факторович, автор романа-хроники «Херсонесский мыс», опубликованной в 1980-е годы). 

Фазин сам весной 1942 года некоторое время находился в городе, то есть принимал участие в обороне Севастополя, но уехал из него ещё до начала третьего немецкого штурма, а с конца 1942 года присоединился к Комиссии Минца в Москве и занялся сбором интервью по обороне Севастополя. 

И вот, в мае 1944 года, Фазин отправляется в Крым записывать интервью с участниками освобождения города.

Любопытным кажется одно обстоятельство, которое на текущем уровне знаний объяснить пока затруднительно. Запрос от Минца о приезде Фазина в Севастополь в мае 1944 года был направлен руководству Черноморского флота, однако среди материалов из архива комиссии Минца, опубликованных ИРИ РАН в 2020 году по Крымской наступательной операции, нет интервью с флотским руководством.

В первую очередь, бросается в глаза, конечно, отсутствие интервью с адмиралом Ф.С. Октябрьским, вновь назначенным на должность командующего Черноморским флотом в марте 1944 года, то есть прямо накануне операции по освобождению Крыма. 

В то же время есть подробнейшее интервью с Октябрьским как руководителем Черноморского флота и Севастопольского оборонительного района по обороне города — настолько подробное, что оно записывалось Фазиным на протяжении двух дней, 7 и 8 марта 1943 года.

Останавливаясь на фигуре Октябрьского, стоит отметить, что интервью с ним по обороне города в публикации материалов Комиссии Минца заметно превышает размеры всех других интервью, занимая 43 страницы. 

При этом стандартное интервью с участниками обороны Севастополя, в том числе с другими её руководителями (например, с членом Военного совета Приморской армии генерал-майором И.Ф. Чухновым, начальником тыла Черноморского флота контр-адмиралом Н.Ф. Зайцевым, комендантом Севастополя майором А.П. Старушкиным и др.) составляет 10 – 15 страниц. 

Чуть выше стандартного объёма только интервью с хорошо известным севастопольцам командиром 7-й бригады морской пехоты Черноморского флота Е.Н. Жидиловым (24 страницы).

В связи с этим закономерным кажется вопрос, почему по обороне Севастополя Октябрьский дал комиссии Минца подробнейший рассказ, а по освобождению города не рассказал вообще ничего.

Конечно, можно попробовать объяснить отсутствие интервью Октябрьского по освобождению Севастополя тем фактом, что в Крымской наступательной операции принимал участие далеко не только и даже не столько флот, сколько другие части и соединения, в первую очередь — 51-я армия.

Собственно, интервью с руководством 51-ой армии и присутствуют, в первую очередь, в книге «Здесь кровью полит каждый метр. Рассказы участников освобождения Крыма. 1943/44». 

Это интервью не только с командующим 51-й армией генерал-лейтенантом Я.Г. Крейзером, но и с руководителями самых разных структур 51-й армии:

- начальником Разведывательного штаба полковником М.Ф. Зайцевым;

- начальником артиллерии генерал-майором Н.И. Телегиным;

- заместителем командующего по инженерным войскам генерал-майором А.Н. Баженовым;

- начальником оперативного отделения Оперативного отдела штаба подполковником В.Е. Титовым;

- руководством 10-го стрелкового корпуса (шесть интервью);

- руководством 216-й стрелковой дивизии (три интервью);

- руководством 12-й штурмовой инженерно-саперной бригады (одно интервью).

Помимо этого были записаны пять интервью с командирами различных подразделений 2-й гвардейской армии, а также шесть интервью с командирами нескольких авиационных полков (46-й гвардейский полк 325-й авиационной дивизии, 11-й гвардейский полк 2-й авиационной дивизии ВВС ЧФ, 8-й разведывательный полк 8-й воздушной армии, 812-й истребительный полк 265-й авиационной дивизии 3-го авиакорпуса).

На этом фоне два интервью с командирами торпедных катеров и одно интервью со старшим мотористом тендера №15 дивизиона тендеров Азовской военной флотилии кажутся крайне недостаточным «представительством» в рамках опроса комиссией Минца участников освобождения Севастополя.

Более половины интервью по Крымской наступательной операции (23 из 45) были записаны сразу же после освобождения Севастополя, в мае — июне 1944 года, то есть пока части 51-й армии находились на полуострове. 

Стоит полагать, что в это же время здесь находилось и руководство флота. Однако оно в целом отсутствует среди тех людей, у кого комиссия Минца брала интервью по освобождению Крыма и Севастополя.

Сложно избавиться от предположения (это именно предположение, требующее проверки по источникам), что всё же Октябрьский избежал интервью по освобождению Крыма и Севастополя по каким-то другим причинам, а не из-за того, что флот играл незначительную роль в освобождении города.

Удивительным кажется, в частности, то обстоятельство, не объяснённое в институтском предисловии к публикации интервью по обороне города, что Комиссии Минца не удалось согласовать с Октябрьским даже интервью, записанное в марте 1943 года — ни сразу после интервью, ни после освобождения Севастополя, ни даже после окончания Войны. В отличие от всех других интервью по такой непростой, героической, но и трагической теме, как 250-дневная оборона города.

Можно полагать, что руководитель СОРа первоначально был не заинтересован в согласовании того, что он рассказал в марте 1943 года, спустя девять месяцев после собственной эвакуации с 35-й Береговой батареи. А после окончания Войны, когда все материалы комиссии Минца были засекречены и оказались в архиве, согласование интервью показалось излишним — то ли членам комиссии, то ли самому Октябрьскому (хотя по обороне города отдельные интервью записывались до 1946 года, а по освобождению — и в 1947 году).

В то же время нет оснований полагать, что после Войны Октябрьский потерял интерес к тому, как будет выглядеть и в архивах, и в публичном пространстве его деятельность как руководителя обороны Севастополя. 

В частности, в 1961 году адмирал изучал в архиве Главного штаба Военно-Морского флота засекреченный до недавних пор «Отчёт по обороне Севастополя» (рассекречен и опубликован в 2022 году). 

Документ был написан Комиссией по составлению краткого отчёта о Севастопольской обороне, созданной на Черноморском флоте сразу после оставления города. Комиссию возглавлял капитан первого ранга А.Васильев, деятельными авторами «Отчёта» были генерал-майор береговых сил П.А. Моргунов и генерал-майор Е.Н. Жидилов. Всего отчёт составляли 10 человек.

Отчёт по обороне Севастополя был рассекречен и опубликован в 2022 году.


Отчёт был согласован 12 октября 1942 года самим Октябрьским и членом Военного Совета ЧФ дивизионным комиссаром Н.М. Кулаковым, тогда же и был засекречен. 

Однако в начале 1961 года Октябрьский не только запросил отчёт в архиве, но и начал его править. На текущий момент неизвестны ни мотивы адмирала, ни характер вносимых им правок. 

Известно только, что заместитель начальника Главного штаба ВМФ вице-адмирал И.Д. Елисеев (в годы войны — начальник штаба ЧФ, т.е. подчинённый Октябрьского) утвердил 23 мая 1961 года «Акт о недействительности внесённых чернильных и карандашных исправлений».

Так или иначе можно утверждать, что руководитель СОРа и после Войны проявлял интерес к тому, как выглядела его деятельность в источниках, оставшихся от военного времени. 

Тем загадочнее его равнодушие к материалам комиссии Минца. Возможно, интервью историкам казалось Октябрьскому менее значимым в общей источниковой базе, чем официальный Отчёт.

«Так вот он какой, генерал Петров»

Материалы, собранные историками из комиссии Минца по обороне и освобождению Севастополя, являются, конечно, уникальным источниковым комплексом, зафиксировавшим совершенно свежие и неформальные впечатления участников обоих событий. 

Причём далеко не всегда эти впечатления были позднее «отлакированы» в публиковавшихся воспоминаниях по, скажем так, политическим причинам, включая неизвестную в советское время обывателю тему оставления 80 тысяч защитников города в районе мыса Херсонес.

Сегодня на месте 35-й береговой батареи в Севастополе находится мемориальный комплекс и музей.


Приведу в пример фрагмент из интервью Жидилова от 9 марта 1943 года, посвящённый его знакомству с генералом И.Е. Петровым — в сравнении с этим же эпизодом из опубликованных воспоминаний Жидилова.

Итак, в интервью комиссии Минца командир 7-й бригады морской пехоты говорил:

«Днём 31-го у меня была первая встреча с генерал-майором Петровым. Я не знал, что у него в подчинении нахожусь. Когда части отходили от Перекопа, то 51-я шла на Керчь, а Приморская на Севастополь. Все флотские части перешли в подчинение командующему Приморской армией. Я выбрал себе командный пункт и на машине мчался туда. Предварительно туда ушло несколько машин. Подъезжаю к Темешеву, к переезду через железную дорогу, после бессонной ночи, немножко вздремнул. Подъехали метров на 50 к переезду. Шофёр говорит:

— Товарищ командир, тут же немецкая колонна!

Смотрю, перед носом машин 60 немецких. Я уже вижу удивлённые лица немцев. А машина моя защитного цвета, у немцев такие же. Решался вопрос, кто первым через мост пройдет: машина или мотоколонна. Вот, думаю, влип! Что делать? Шофер спрашивает, что делать? Я говорю:

— Заворачивай круто.

Он как крутанул, и прямо по пахоте мы помчались. Я обернулся, вижу, немцы смотрят удивлённо, потом снимают автоматы, давай по машине бить. Вижу, в одном месте в машине дырка, в другом, в третьем. Мчимся. Шофер нажимает на полный газ. Потом смотрю, мне правую руку ранило разрывной пулей, кровь идёт. Шофёр говорит:

— Товарищ командир, вы ранены?

— Да ничего, — говорю, — давай, нажимай.

Он всё беспокоился:

— Как мне спасти вас!

За нами мчатся мотоциклисты, стреляют, потом из пушки начали стрелять.

Шофёр говорит:

— Покрышку переднюю стравило!

— Кати так, — говорю.

Автомат приготовил, думаю, буду стрелять, последнюю пулю в себя. Мне обидно было, со мной карта была. Потом покрышка совсем проскочила, и на одном диске шпарим по целине. Это нас спасло, потому что на мотоциклах им трудно было ехать.

На перекрёстке я остановился, вижу, останавливается машина, выходит генерал, старичок, как мне показалось.

Он подходит ко мне и говорит:

— Кажется, вы будете полковник Жидилов?

— Так точно.

— Что с вами?

— Да вот, немножко ранило.

— Что вы будете сейчас делать?

Я говорю, что решил расставить батальон на таком-то рубеже.

— Ну, правильно решили, — взял на карте этой написал.

Тут я узнал, что это Петров. После этого он мне вспоминал:

— Встретил полковника Жидилова, грязный весь, в крови, — говорит».

В опубликованных же в 1963 году воспоминаниях Жидилова «Мы отстаивали Севастополь» текст выглядит принципиально более формализованным (попутно отмечу, что публикаторы материалов комиссии Минца предполагают, что Жидилов пользовался стенограммой своей беседы с Фазиным в марте 1943 года для подготовки воспоминаний):

«Генерал предлагает подробно доложить обстановку. Выслушав меня, он прямо на моей карте пишет приказ:

“Командиру 7 БМП, полковнику Жидилову.

Вверенной Вам бригаде к утру 31 октября занять рубеж: Княжевичи, Старые Лезы, перехватывая дороги, идущие от Саки. 510-й и 565-й артполки к утру 31 октября выйдут на рубеж Софиевка.

Генерал-майор Петров. 16 ч. 45 м.”

— Вы теперь переходите в мое распоряжение. Артполки, которые я указал, будут поддерживать вашу бригаду.

Генерал жмёт мне на прощание руку и усаживается в машину. А я всё смотрю на него во все глаза. Так вот он какой, генерал Петров, командующий прославленной Приморской армией!»

Всего за осень 1942 — весну 1943 годов было записано 35 интервью, то есть две трети из опубликованных на сегодня текстов записи разговора с участниками обороны Севастополя. 

В целом интервьюирование по обороне города практически сошло на нет после его освобождения — лишь четыре интервью были записаны весной 1945 года на фоне завершающих наступательных операций в Европе и еще семь — в 1946 году (в данном случае комплексно были записаны интервью с лётчиками).

Материалы комиссии Минца — это очень «живой» источниковый комплекс, который читается так, словно с нами практически напрямую разговаривают непосредственные участники войны, причём не в жанре публичных воспоминаний, а, скорее, в жанре «бесед на кухне». 

Наверное, во многом такое ощущение —  следствие профессионализма тех историков, кто брал интервью в годы Великой Отечественной войны, но также и следствие самого времени их записи. 

Думается, что ещё большая «сопричастность» будет от чтения материалов новой части «трилогии», ведь там интервью брались не у военных, а у обычных жителей города.

Хочется отметить, что трилогия из интервью, подготовленная к печати Институтом российской истории РАН за последние пять лет, важна ещё по одной причине: она позволяет услышать подробные рассказы о тех, кто интервью не давал, но при этом играл важную роль в обороне и освобождении Севастополя.

Среди этих лиц:

- руководитель Приморской армии генерал И.Е. Петров, отказавшийся встречаться с сотрудниками комиссии Минца осенью 1942 года и так и не согласившийся на встречу позднее — 76 раз упоминается в опубликованных интервью других участников обороны города;

- генерал П.А. Моргунов, позднее написавший воспоминания «Героический Севастополь» (к Моргунову, судя по всему, из комиссии Минца почему-то не обращались; как известно сегодня, и Петров, и Моргунов хотели остаться на 35-й Береговой батарее во время эвакуации командования) — упоминается 36 раз;

- оставленный при эвакуации «за главного» на 35-й ББ командир 109-й стрелковой дивизии генерал-майор П.Г. Новиков, попавший в плен и погибший в немецком концлагере спустя два года — упоминается 15 раз;

- командир 35-й береговой батареи А.Я. Лещенко, эвакуированный в бессознательном состоянии на одном из последних кораблей в Новороссийск в начале июля 1942 года и принимавший в конце апреля 1944 года участие в освобождении Севастополя (на текущий момент не ясно, обращалась ли к Лещенко комиссия Минца, но это был один из тех участников войны, кто имел отношение и к обороне, и к освобождению города), — упоминается 7 раз.

Так или иначе всего, согласно «Именному указателю», например, только по обороне Севастополя, мы можем найти упоминания (или подробный рассказ) о 581 человеке.

В последние годы активно пополняются и ширятся базы данных, включая базу данных Историко-мемориального комплекса «35-ая Береговая батарея». В то же время для массового читателя столь «живой» и аутентичный источник, как в «трилогии» по материалам комиссии Минца, несмотря на всю популярность послевоенного жанра «окопная правда войны» — явление, не столь знакомое.

Но всё же значение этого источника переоценить сложно. Особенно если учесть, что рядом с нами год за годом остаётся всё меньше участников той Войны, 80-летие Победы в которой отметила наша страна.

Любовь Ульянова

Фото: предоставлены автором, ForPost, Полина Ласькова|ForPost

5415
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
5
В среднем: 4.6 (11 голосов)

Обсуждение (56)

Profile picture for user Аркаим
1824
Аркаим

О последних днях обороны мемуарные и прочие воспоминания представителей старшего командного состава частей и соединений оборонявших город и ОТОЗВАННОГО приказом Октябрьского с линии боевого соприкосновения, тем самым фактически оставив оборонявшиеся части БЕЗ УПРАВЛЕНИЯ - порой разительно отличаются от ставших публичными РЕДЧАЙШИХ воспоминаний ОКОПНИКОВ и лице рядовых и младших командиров.

Из воспоминаний лейтенанта 92-го армейского инженерного батальона Н. Т. Кашкарова: «День 1 июля (1942 года - прим.) был характерен движением мелких групп военных в направлении бухты Камышовой и мыса Херсонес. К середине дня этот поток усилился… В этом потоке движения всё перемешалось. В группах держались около младшего командира или командира, самое большое до капитана. Всё большое начальство, как испарилось, как не было его…».

Старший лейтенант, командир радиовзвода 456-го пограничного погранполка Н. И. Головко после войны с горечью вспоминал: «Я считаю, что мы могли ещё держать оборону, если бы не дрогнуло командование, которое должно было уходить последним…».

Старшина 2-й статьи, пулемётчик отдельного батальона дотов О. П. Григорьев отметил: «Будь мы в окопах, только последний солдат Манштейна дошёл бы до Херсонеса».

 

Profile picture for user val.prasolov
7537
val.prasolov

В 2023 году увидела свет следующая подборка — интервью, собранные комиссией Минца по обороне Севастополя. В данном случае интервью касались непосредственно 250-дневной обороны города, без обороны Крыма. В книге под заголовком «Исповедь непобеждённых. Рассказы защитников Севастополя. 1941 — 1942 гг.» были опубликованы 52 интервью. В предисловии отдельно отмечено, что всего по обороне Севастополя комиссия Минца записала 102 интервью с участниками событий. Говоря другими словами, 714 страниц монографии — это публикация лишь половины всех существующих материалов «от первого лица».

Хорошо бы было сейчас запретить снимать фильмы про Великую Отечественную. 

Смотрел 8-го мая Смерш-3. Примитивный штампованный мордобой с перестрелками.

Смотрел мини-сериал  "Операция Неман" , по книге  " В августе 44го" . Авторы усиленно потрудились, чтобы испортить книгу Богомолова. Была ведь неплохая версия с Мироновым в главной роди, на кой снимать такой шмурдяк.

И такого низкопробного сериального кино на телевидении про войну вагон и маленькая тележка. 

Кинолиберастный конвейер работает, чтобы занять хоть чем-то время между прокруткой рекламы.

 

Пусть уж лучше читают архивные документы прямо в кинокамеру.

Profile picture for user Алексей Баскаков
1328
Алексей Баскаков

val.prasolov,

Да, испохабили военную тему, своим "творческим подходом". Скоро от действительных исторических событий вообще ничего не останется, кроме этой "развесистой клюквы". 

 

Profile picture for user Vladdimir
894
Vladdimir

val.prasolov,

Вновь воспитанному поколению надо именно то что сейчас снимают. Иначе не будет успеха и "кассы". А это главное. Почему всем "Кракен" понравился? Да по тому что ни чего правдивого не показано, все сказка...

Profile picture for user val.prasolov
7537
val.prasolov

Vladdimir,

Мне хватает рекламы "Кракена" чтобы понять, что смотреть не стоит.

Profile picture for user Аркаим
1824
Аркаим

Что такое опрос «комиссии Минца» относительно последних дней обороны пары-тройки сотен человек – видевших только СВОЮ часть правды – в сравнении с ИСТИНОЙ, которая беспощадна, а именно = старший командный состав покинул боевые порядки, оставив и Приморскую армию, и Береговую оборону без управления.

Да, покинул по приказу прибыть на (!)совещание(!), ещё 28 июня в ночь в лице около двух тысяч старших командиров и политработников  - даже порой не зная, что обратно из казематов 35-й береговой батареи назад, на передовую, не вернётся.

Их будут "готовить" к эвакуации...

Это сегодня известно любому мало-мальски интересующемуся последними днями июня и начала июля 1942 года в Севастополе…

Это – объективная реальность, которую НЕВОЗМОЖНО замазать никакими субъективными воспоминаниями… 

Тем более «особо старших командиров»…

"...Около часа ночи 1 июля 1942 года командующий Севастопольским оборонительным районом Октябрьский, член Военного совета Кулаков, начальник тыла Приморской армии Ермилов и другие самые большие начальники под охраной автоматчиков особой группы на глазах огромного количества людей, как военных, так и гражданских лиц, в том числе и раненных, собравшихся возле взлётно-посадочной полосы аэродрома на мысе Херсонес – прорвались(!) в количестве 232 человек к 16-ти самолётам ПС-84 (Дуглас) и улетели в эвакуацию...

Причём Октябрьский был одет в (!)гражданский плащ(!), мотивируя это в своих опубликованных после войны мемуарах тем, что (!)немецкая агентура охотилась(!) за ним...".

Profile picture for user Serggio
25453
Serggio

Всякие претензии к Октябрьскому читать доводилось, но обвинение к нему в том, что комиссия Минца не сочла нужным о чём-то его опросить, или не включила в отчёт что-то, что хотелось бы увидеть автору в отчёте комиссии Минца сегодня, спустя 80 лет,  встречаю впервые.  

Октябрьский что - возглавлял работу комиссии?

Спросите у комиссии, почему там нет того, чего вам хочется.

Profile picture for user Аркаим
1824
Аркаим

«…Согласно решению Военного совета СОР (Севастопольский оборонительный район) за подписью Октябрьского эвакуации в первую очередь на 2-х подводных лодках и самолётах подлежал только высший и старший комсостав от командира полка и выше.

На подводной лодке Щ-209 ушёл Военный Совет Приморской армии со штабом армии в составе 63 человек, а подводная лодка Л-23 приняла на борт 117 человек руководящего состава СОРа.

Когда большое начальство «испарилось» на Кавказ, десятки тысяч бойцов без оперативного управления, без воды, еды и практически совсем без боеприпасов продолжали драться ещё на подступах к городу и в его развалинах. Так в районе Английского кладбища и ж/д вокзала спорадические бои шли вплоть до 4 июля… 

Многие наши бойцы дрались уже только трофейным оружием.

А потом дрались и погибали, прижатые к морю…».

Profile picture for user Roz1975
3149
Roz1975

Трус и предатель. Обрушил оборону города в самый ответственный момент. 

Не раскрыта тема "инспекции Кавказа" в ноябре 1941 года. А также диверсия Иванова по оставлению города двумя госпиталями 7 ноября 1941 г. по его приказу. Ванеев скромно пишет в своей книге, мол был издан приказ по эвакуации госпиталей, как-будто приказ из воздуха сформировался. Самое печальное то, что город имел шанс устоять. 

Но надо было быть Адмиралом, а не тряпкой. Адмиралом как Нахимов.

Проходя мимо бюста каждый раз смотрю и не могу понять , с кого лепили? На фото Иванов низкорослый пухляш, а на бюсте лицо мужественного героя. Разные люди.

Profile picture for user morskoywolf
30
morskoywolf

Roz1975,

Однозначно. Сколько солдат загубил из за бездарной обороны и удрал как заяц когда жареным запахло

Profile picture for user Верещагин
14897
Верещагин

Roz1975,

"Самое печальное то, что город имел шанс устоять."- Угу, но история такая какая она есть и придумывать  альтернативы занятие увлекательное, но не очень благодарное, а вот если б Октябрьский действительно был "трус и предатель", то  у И. В. Сталина  карандаш в руке  бы не дрогнул и он бы написал где надо резолюцию - "расстрелять". Так что вы уж горбатого не лепите, то что Октябрьский был не выдающимся флотоводцем (а они вообще тогда были?) и тем более полководцем (точно не его), это данность.  Гинденбургов, как говорится, не нашлось. Враг оказался сильнее и закономерно тогда победил обладая неоспоримыми преимуществами, так в том году (как и в 1941-м) это было не только под Севастополем. Да, кстати, если вы не знали, Нахимов проголосовал за затопление флота (причем делалось это быстро в суматохе без даже снятия вооружения кораблей, что было крайне сложно и потому пушки в бухте до сих пор находят), а не за то что бы выйти и дать бой. А как теперь из источников известно шанс был и немалый, но это же не значит что он был трус и предатель, такова объективная реальность.

Profile picture for user Верещагин
14897
Верещагин

morskoywolf,

Это с чего то вдруг "оборона бездарная"? Вроде как героическая и не просто, а давшая очень долгосрочный эффект по обескровливанию 11-й армии Манштейна которая так и не попала под Сталинград, куда планировалась, да еще и оттянула на себя, нарушая немецкий план "Блау" минимум на пару недель, весь 8-й авиа корпус Рихтогефена, который  будь он на том же сталинградском направлении раньше тоже бы дел натворил. Вы бы лучше реальными фактами поинтересовались, чем  бредни времен перестроечного "Огонька" воспроизводить.

Profile picture for user алекс орехов
1542
алекс орехов

Верещагин,

Зарубиться с англосаксами выйдя на рейд требовал Корнилов со словами "победить или умереть"..но его не услышали, Нахимов в том числе

Profile picture for user Serggio
25453
Serggio

Верещагин,

Roz1975,"Самое печальное то, что город имел шанс устоять."- Угу, но история такая какая она есть и придумывать  альтернативы занятие увлекательное

Самое смешное, что с умным видом рассуждают про "устоять" те, кто сам и дня бы не продержался, поручи им это дело.

Profile picture for user Верещагин
14897
Верещагин

"В связи с этим закономерным кажется вопрос, почему по обороне Севастополя Октябрьский дал комиссии Минца подробнейший рассказ, а по освобождению города не рассказал вообще ничего." - Довольно странный вопрос, а что он мог рассказать об освобождении давая интервью в марте 1943 года? А почему он не дал его после освобождения или у него не взяли интервью еще стоит разобраться, т.к. ведь нет каких то документов подтверждающих, что он отказался это делать, а значит сову на глобус  для далеко идущих выводов натягивать не стоит. Это точно так же как и то что он пытался вносить правки  в рассекреченный отчет. Просто хотел чего то дополнить от себя (а он был главной фигурой в тех событиях, как не крути) как помнил (не обязательно обелить себя, хотя и не исключено) но комиссия сочла, что документ в дополнительных комментариях, тем более спустя время, не нуждается - память могла и подвести. "Включая неизвестную в советское время обывателю тему оставления 80 тысяч защитников города в районе мыса Херсонес." - не знаю в какой обывательской среде обитала автор этих строк, но я помню, что в 80-х об этом было вполне известно и это при том что я не из семьи историков того периода и даже не родился в Севастополе. А вообще да, тема материалов комиссии Минца очень интересна, но увы, сегодня это уже для не самого широкого круга. Не многие наши сограждане за последние 30 с лишним лет сохранили или приобрели интерес к истории Родины, современное государство сделало многое что бы его отбить, а историю исказить. Спасибо неравнодушным людям в том числе и автору поднимающему тему. От себя рекомендовал бы, если есть интерес к теме этой обороны, но времени и возможности искать материалы и читать нет, серию весьма подробных лекций Мирослава Морозова на "Тактикмедиа"(https://rutube.ru/channel/23606772/), который кстати и является  руководителем авторского коллектива сборника «Исповедь непобеждённых. Рассказы защитников Севастополя. 1941 — 1942 гг.» Серия лекций - "Великая Отечественная война на Черном море"

Profile picture for user Алексей Баскаков
1328
Алексей Баскаков

На 40-летие Победы, в 1985 году, мне довелось вести экскурсию для участников обороны. Они вместо Сапун-горы, где происходили основные события праздника, попросили отвезти их на 35-ю  ББ. Музея тогда не было, но доступ был уже открыт. Рассказывал о событиях лета 1942 года не я, а они. Многие побывали в плену, потом проходили долгие проверки. Не было у них ни наград, ни пенсий. Это о них.

Памяти последних защитников Севастополя.    

https://stihi.ru/2011/07/13/782

Profile picture for user Serggio
25453
Serggio

Алексей Баскаков,

Многие побывали в плену, потом проходили долгие проверки. Не было у них ни наград, ни пенсий. Это о них.

А я лично и долго был знаком со многими участниками и обороны, и освобождения Севастополя,  в том числе и с теми, кого "бросили". И пенсии, и награды, и никаких обид.  

Profile picture for user strelec
24909
strelec

    Кочегар Иванов в 1924 сменил фамилию на Октябрьский и пошел по карьерной лестнице вверх,не имея соответствующего образования.Видимо,недостаток образования и привел к фатальным для защитников Севастополя ошибкам,начиная с  самовольного перевода сил и средств ПВО из Севастополя на Кавказ осенью 1941 и заканчивая трусливым приказом командному составу в конце июня оставить сражавшихся бойцов,обезглавив сопротивление и устроив  неразбериху.Ради своей эвакуации на Кавказ,обратился в ставку с недостоверной информацией о состоянии обороны Севастополя и сбежал,бросив 80 тыс.защитников Севастополя на растерзание фашистам.Какой контраст с настоящим адмиралом П.С.Нахимовым!

    Последним аккордом было вымогательство дать улице в центре Севастополя свое имя и переименовать улицу героя Крымской войны Перелешина фамилией своего соратника Демидова.

Profile picture for user Верещагин
14897
Верещагин

strelec,

У вас по этой теме  личная психологическая травма? Просто в отличии от многих других в этой вы выдаете полное  несоответствие фактам. Без образования тогда было очень много руководителей, что поделать - наследие "России которую мы потеряли" (и сейчас, увы, обретаем вновь), конечно это влияло, но вы уверены что были альтернативы ("гинденбурги" в запасе)? ПВО было переведено по приказу  причем подтвержденному Ставкой и Октябрьский умудрился даже часть зажать, оставив в Севастополе. Приказ был не "трусливый", а непродуманный, создавался в цейтноте, а это несколько разные вещи. За "недостоверную информацию о состоянии обороны" его бы точно расстреляли, но, увы, она была  вполне адекватной, что и подтвердили события. И да, хотя возможно это вам особо не нравится, но не "сбежал", а убыл по приказу, иначе бы точно расстреляли. На счет переименований не в курсе, если есть  фактические доказательства, то приведите, а так выглядит пошло.

Profile picture for user Roz1975
3149
Roz1975

strelec,

Дополню. В активе у Иванова с Петровым запой на 35ББ. Они глушили американский "Jack Daniels" в конце июня 42 года, вместо того чтобы напрягать мозги. Умудриться сдать в плен немцам полк в марте 1942 под Холмовкой. Вы совершенно верно указали на полную непригодность колхозника с 4 классами образования руководить крупными соединениями. Его фатальный приказ в июне 41-го , о минировании всех подходов, стал нам кровавой костью в горле. Из-за этих мин наши катера и корабли не смогли вывезти хоть кого-то с 35ББ в июле 42. А откуда у немцев появились точные данные о совещании штаба и месте проведения 26 апреля 1942 года?? Одной бомбой и Острякова и представителя Ставки Коробкова. Оба генералы. Был ли Крот или нет мы не знаем точно, но с таким "профессионалом" и крот не нужен. Имея такой флот, не спасти армию, даже не попытаться вывезти, а только врать Ставке. 

Выцыганил себе звезду героя в 1958 году. Жалкая насмешка над званием офицера. Последний аккорд - ездить в архив МО , чтобы подтереть хвосты.

И ещё находятся, защищающие этот наш позор. Не усвоенные уроки приводят к повторению ошибок.

Profile picture for user Евгений1
676
Евгений1

Помню, будучи пионером в начале 60-х: Жили на ул. Азовской, 41а. Мой  родной дед - майор 25 Чапаевской дивизии встретился у нас дома с капитаном 3 ранга Евсевьевым - командиром Константиновского равелина (раненый переплыл бухту при наступлении немцев). С нескрываемым раздражением (за рюмкой чая) они  вспоминали роль Октябрьского в обороне Севастополя в 1942 году, "Мол бросил нас и слинял". Сложно сейчас судить. История всех расставляет по своим местам. 

Profile picture for user strelec
24909
strelec

Самовольная правка архивных документов вообще преступна.Уверовал в свою вседозволенность и безнаказанность.

Profile picture for user Верещагин
14897
Верещагин

strelec,

Я бы вам настоятельно рекомендовал  прослушать лекции М. Морозова ( сайт я выше указал), у вас  бы отпали и неадекватные вопросы и  сомнительные выводы, а заодно вы бы многое для себя открыли, судя по вашим комментариям, вам не известное по этой теме.

Profile picture for user Roz1975
3149
Roz1975

Верещагин,

всем на роток не накинешь платок. Настоятельно рекомендую плотно пообщаться с Сашей Неменко. Он работает с архивами покруче всех историков Крыма. А ещё мне довелось пообщаться с покойными ныне севастопольцами. Много интересного поведали.

Иванов не родственник ваш?

Profile picture for user strelec
24909
strelec

Верещагин,вы традиционно отстаиваете честь мундира,поэтому не вижу смысла перед вами отчитываться.Подумайте сами,могла ли ставка приказать переводить силы и средства ПВО из Севастополя на Кавказ с изданием  приказа отстаивать Севастополь до последнего?В последнем обращении в ставку Ф.Октябрьский сообщал,что войска дрогнули и поэтому просил разрешения эвакуироваться на Кавказ.На самом деле дрогнул он,отозвав командный состав из рядов обороны ,чем создал критическое положение без управления,а войска сражались еще 2 недели после его  фактического бегства,пусть и с  вымоленного разрешения ставки.

    Севастопольцам известны прежние названия улиц,до их переименования.Можно подумать,что подъем к пл.Восставших или ул.Перелешина -героя Крымской войны,были менее достойными названиями,чем Октябрьского и Демидова.Партийные перегибы и спекуляции.

     Кроме изысков Морозова,есть и другие источники.Выше уже написано.Вот вы и почитайте,что пишут остальные.

Profile picture for user Верещагин
14897
Верещагин

strelec,

Я уже вам порекомендовал, там даже номер приказа есть по ПВО с перечислением техники и факты по дрогнули, а вы все про не ясно к какому месту "честь мундира" ( я не защитник Октябрьского, он мне не кум-брат-сват -дядя, а фактов) и про "подумать" про то в чем не разбираетесь - могла, раз приказала - было где еще применить и более важно. Критическая ситуация создалась когда рухнул Крым-фронт, после этого стало ясно что никакая эвакуация невозможна. У флота не было сил и средств эвакуировать и подвозить боезапас, оставалось только биться до последнего, оттягивая врага на себя и уничтожая его по возможности - такая растянутая героическая смерть. Это война! Непродуманный приказ действительно сократил возможности организованного сопротивления на 3-5 суток (не более!) но и только! Дальше все равно была неизбежная деградация обороны из-за отсутствия боеприпасов в первую очередь артиллерийских и пр. снабжения, сокращения участка обороны, который был все боле простреливаемым и подойти к которому с моря незамеченно не было никакой возможности, как и обеспечить погрузку выгрузку. Среди оставшихся на мысу 70-80 тысяч, "активных штыков", т.е. реальных бойцов было не более 20000, остальные - тылы, госпитали и пр. включая часть гражданского населения из числа семей и вольнонаемных. Для руководства 20 тысячами достаточно одного генерала, его и оставили (Новикова). Вывоз и подвоз при полном господстве вражеской авиации и отсутствии зенитных средств, при длинном световом дне и отсутствии необходимых плавсредств способных быстро преодолеть маршрут и не быть утопленными, физически невозможен, разве что для увеличения числа жертв, однако всем наличным пытались помочь до последнего, разве что получиться это не могло и не получилось. Что пишут "остальные" и исходя из какой подтвержденной информации, понять сложно - не приводят ни источников, ни данных, только эмоции (как и вы, при этом я понимаю чувство тех людей которые тогда там остались), а я вам рекомендовал лекции человека работа которого в настоящей статье упомянута и который собирал данные по архивам и их представил. Остальное спекуляции и сопли. 

Profile picture for user Roz1975
3149
Roz1975

Верещагин,

  1. ложь в перемешку с правдой. 
  2. (как и вы, при этом я понимаю чувство тех людей которые тогда там остались), - снова ложь. Никто из нас это не поймёт, пока сами не переживём.
  3. после этого стало ясно что никакая эвакуация невозможна. - опять ложь. Дюнкерк не даст соврать.
Profile picture for user Верещагин
14897
Верещагин

Roz1975,

Ну, что ж вы так с Дюнкерком то демонстрировать свой полный некопенгаген? Сколько от Дюнкерка до берегов туманного? А от Севастополя до Новороссийска? Через Ла Манш истребитель может на прикрытие подлететь, а с Тамани? Может еще и возможности флот GB с ЧФ СССР сравним? И при всем при этом потери англичан при эвакуации из Дюнкерка: 297 кораблей; 106 самолётов; 108 111 солдат и офицеров;2472 пушки; 84 427 автомобилей;77 318 тонн боеприпасов! А и это еще при том что Гитлер дал команду не поддавливать их - тормознул Гейнца, который Гудериан на пару дней, в надежде что те будут сговорчивее в отношении мира после такого разгрома на материке. И вот с таким багажом знаний вы рассуждаете что "ложь", а что нет? Прискорбно. Я всем настоятельно рекомендую посмотрите Мирослава, там конечно несколько часов придется смотреть, может это нудно, но  у вас хотя бы появится понимание что происходило и в чем величие подвига советских людей, в чем трагедия этой обороны Севастополя, как это было,  а уж потом высказывайтесь, а то как то наивно, глупо и не хорошо по отношению к памяти защитников  и это я не об Октябрьском, который - "кочегар", а кочегар по видимому (некоторых) не человек.

Profile picture for user Roz1975
3149
Roz1975

Верещагин,

Не надо смешивать великий подвиг Советских людей с великой некомпетентностью отдельной личности.

Profile picture for user strelec
24909
strelec

Верещагин,у Манштейна силы были на исходе,и если бы Октябрьский не прогнулся,можно было отстоять город и 80 тыс защитников,которые еще две недели без командования сопротивлялись врагу.Кроме архивов,есть еще воспоминания участников.И они не в пользу Иванова-Октябрьского.

Profile picture for user Верещагин
14897
Верещагин

strelec,

У Манштейна была железная дорога, безоблачное небо, сколько хочешь боеприпасов и артиллерия, плотность которой на километр фронта никогда ни до, ни после вермахт не достигал ни на одном участке фронта за всю войну.  

Profile picture for user Остряки_2
11
Остряки_2

strelec,

Манштейн были развязаны руки после падения Крымского фронта, плюс они полностью смогли блокировать сражающийся город с моря и воздуха, ошибок было много наверно, мы не военные и понять это не сможем. Вы считаете лучше если бы штабы флота и Приморской армии попали в плен или были бы уничтожены? Верещагин тут прав, если бы была хоть малейшая возможность город бы удерживали, спасали что могли, чтобы избежать ещё больших потерь, никто никого не бросал, а действовали согласно складывающейся обстановки и возможности армии и флота. Брестская крепость сражались больше месяца без снабжения и управления, слава русскому Солдату и вечная память. Не суди да судим не будешь. Был у меня товарищ, скорее наставник, который всю войну отслужил на узле связи флота, чудом в последний момент вышел из Севастополя, так он рассказывал, что они уважали адмирала и не слышал том чтобы он что-то плохое о нем сказал. 

Profile picture for user Мелита
2568
Мелита

Остряки_2,

А у меня знакомые, отец которых воевал, имел отношение к 35 Батареи. В их семье было Табу говорить на эту тему. Ни одного слова отец не сказал как было.... был запрет. А почему? 

Profile picture for user Остряки
6523
Остряки

Мелита,

Я не знаю почему он Вам не рассказывал ничего, никакого табу не было, да и как можно что то запретить пожилому человеку, рассказывать через много лет о себе? А как Севастополец я знал много ветеранов и сиживал с ними за столом, у меня у самого двоюродный дедушка Герой Советского Союза и меня очень интересовала с детства тема войны, поэтому очень внимательно слушал все эти рассказы. А матрос который служит в штабе порой может больше поведать комбата, так как комбат отвечает только за несколько километров фронта, а матрос в штабе видит всех начальников и слышит разговоры про которые нигде не прочитаешь, видит характеры людей и конечно знает все штабные слухи и байки. Сам служил и штабе армии, потом дивизии поэтому имею про это представление. Я бы разговорил и обязательно расспросил всё, просто человек может не хочет вспоминать тяжёлые минуты своей жизни, блокирует память. Но повторюсь, сомневаюсь, табу это только от него самого. У мамы двоюродный брат дважды попадал в плен убегал когда их перегоняли и опять шёл в армию, имеел много наград и всё рассказывал ничего не скрывал, а зачем? Чуть чуть он не дотянул, до полного ковалера ордена Славы, обижался, что не дали из-за плена. 

Profile picture for user sevpro
1490
sevpro

О роли Октябрьского в последних днях обороны города севастопольцы знают и так. 

Profile picture for user Nik Nik
1357
Nik Nik

Прочитал статью Ульяновой, комментарии  к ней и вспомнил цитату Гёте: „Говорят, истина лежит между двумя противоположными мнениями. Неверно! Между ними лежит проблема.“

Profile picture for user Вадим
4350
Вадим

Градус полемики надо снизить. 

По сути, вся история с обороной всего  Крыма, есть результат серьёзных стратегических ошибок первого периода войны. Вспомним множество "котлов"   вкоторые попали сотни тысяч бойцов, в том числе высший командный состав. Мега котёл под Киевом, когда в окружение попали 600 тысяч бойцов и командиров. Неудачную оборону Керченского полуострова. 

Что тут скажешь? Оборонять Севастополь при таком раскладе было крайне сложно. 

Что касается роли Октябрьского, то он выполнял приказы. Возможно, не проявлял собственной инициативы. Но так он был воспитан. Иначе не стал бы командующим флотом. Время Рокосовских  Горбатовых и других инициативных полководцев и командиров еще не пришло. 

Да и стрмтегическое искуство немцев в первом периоде войны было высоким. Тем ценнее наша Победа. 

Profile picture for user Мелита
2568
Мелита

Вадим,

Возможно, не проявлял собственной инициативы. Но так он был воспитан. Иначе не стал бы командующим 

Так воспитан? Он отвечает за армию, за жизнь вверенных ему бойцов, это не расходный материал..... Поговорить о воспитании Октябрьского с  защитниками  35 Батареи..... У нашего Нахимова воспитание было повыше и  с честью Офицера...

Profile picture for user Вадим
4350
Вадим

Мелита,

Такой, перед войной, был тогда критерий подбора кадров. Повторяю, необходимы были безынициативные исполнители. Другой бы командующим флота не стал бы. У каждого свой предел, через который не перепрыгнешь, то есть, "выше головы не прыгнешь". Крупные поражения и потери 1941 года произошли и по этой причине. Просто необходимо делать выводы из тех ошибок и в настоящее сложное время. Тупое "одобрямс" ни к чему хорошему не приводит.             

Profile picture for user Мелита
2568
Мелита

Я понимаю, приказы, наказы, нет снабжения и всё про военное время, выросла в семье военных родителей.

Понимаю, что меня отправят изучать учебники по истории, говоря, что ничего не понимаю в истории ВОВ. Но при всём непонимании и не знании  печатных издании, севастопольцы  в живых рассказах  поведали потомкам  как воевали и что происходило на самом деле, а не по печатным изданиям.

Profile picture for user Мелита
2568
Мелита

Не принимаю, как возможность бросить свою армию, защитников на смерть, бросить, как говорит, по приказу, уводя весь командный состав НА ГЛАЗАХ у подчинённых…. 

Я понимаю, что была бы отведена часть Армии. Так нет, он  увёл высшие чины.  И на 45 страницах пишет своё Оправдание, мало того залез в Архив и делает правку. Так если по  закону Чести он остался бы со своими бойцами, а не залез в другое место по приказу. Ведь знал же, что все погибнут.....

Да, это эмоции, но на которых оценивается  жизнь  и предательство. И меня не убедят лекции и печатные издания, имея  Факт произошедшего.  Есть только было и Не было.  А были глаза  воинов - защитников  И с этим гражданин жил, оправдывая свою невинность. 

Profile picture for user Serdjo
29
Serdjo

Мелита,

+10000 согласен 

Profile picture for user Roz1975
3149
Roz1975

Мелита,

Браво! В пример ставим Генерал-лейтенанта Петровского, Ефимова, Нахимова. Сами погибли, но своих солдат не бросили! Петровский вывел свой корпус из окружения, но сам погиб. Вот пример потомкам! Вот Герой Союза ССР. Отказался сбежать на присланном Ставкой самолёте.

Profile picture for user факты и аргументы
1662
факты и аргументы

почитайте как в подобной ситуации поступил Генерал Ефремов за которым прислали самолёт чтобы вывезти из окружения, он отказался бросать своих солдат...немцы, фашисты, захоронили его с воинскими почестями..уж не знаю, это сыграло роли или нет , но он начинал службу еще в Российской императорской армии и возможно там увидел что такое честь офицера и как принято поступать в подобной ситуации  в традициях русской армии...а кочегар, никто не судит, по формуляру он сделал всё верно, Сталин потом его за это и привечал, его приказ оказался выше чем честь кочегара... никто не знает как поступил бы на месте Октяборьского, но героические поступки таких как Ефремов вызывают восхищение и гордость что это наш и у нас есть такие.

Profile picture for user Верещагин
14897
Верещагин

факты и аргументы,

Ну вот не вылетел из окружения весной 1942 года хороший (без дураков) генерал Ефремов, остался с солдатами, хотя о том что это так знали отнюдь не все солдаты его разбитой армии, а только та группа с которой он пытался вырваться из окружения. Это замечательный пример сохранения чести, но вот тут правда один момент.... А может именно генерала Ефремова вместо генерала Козлова в мае того же года не хватило в Керчи? Остался бы Октябрьский и последний патрон пустил бы себе в висок как Ефремов - был бы молодец, вот только результата обороны как и последствий для всех оставшихся это бы никак не изменило ( как и для солдат армии Ефремова!)  А ведь могло бы быть и хуже - попал бы в плен. А смог ли он быть Карбышевым или стал бы Власовым, он же "трус и предатель", как некоторые считают? Это было бы лучше чем "бегство"? Кстати этот "привечаемый" таки был снят с должности, а потом опять возвращен, потому что не нашлось таких кто его лучше бы заместил (при том что и сам он, повторюсь, по моему мнению - не выдающийся флотоводец), а он имел опыт и знания театра действий. Да и кстати  автором идеи о проведении Керченско-Феодосийской операции с высадкой десанта был именно он. И он принял участие в ее организации со всеми ее просчетами и бардаком, но именно эта успешная операция дала возможность продержаться Севастополю не до января 1942-го, а до июля. И еще - это крупнейшая успешная десантная операция проведенная нашими за всю войну, а так то да, чьим именем называть улицы это конечно весьма субъективное мнение тех кто это делает.

Profile picture for user Остряки
6523
Остряки

факты и аргументы,

Зачем сравнивать? Жуков для выхода армии Ефремова дал другой маршрут, порядка 180 километров через партизанский районы, Ефремова не починился, обратился на прямую в ставку чтобы прорваться кротчайшим путем, на что Жуков категорически возражал, отстаивая своё мнение. То что повёл себя мужественно в критический момент это очень хорошо, но что армия осталось без управления и понесла критические потери это плохо. Тот кто командует одним участков на фронте, он может и не иметь представление о всем положении на фронте. Чтобы судить о войсковых операциях нужно хотя бы быть слушателей академии генерального штаба и то под надзором преподавателя. 

Profile picture for user Serggio
25453
Serggio

факты и аргументы,

почитайте как в подобной ситуации поступил Генерал Ефремов за которым прислали самолёт чтобы вывезти из окружения, он отказался бросать своих солдат...немцы, фашисты, захоронили его с воинскими почестями..

Лечить по протоколу, погибать по шаблону? Как замечательно было бы, если бы каждый советский генерал или адмирал, попав в окружение, совершал одно и то же действие - "погибал с честью", да? Для Гитлера замечательно, имею в виду.  Мы бы тогда к противостоянию под Москвой уже были бы без высшего командного состава. Зато "честь офицера". Слава богу, что Сталин и Ставка ВГК были другого мнения, а то с такими требовательными пафосными патриотами как вы, мы бы и войну проиграли. 

Profile picture for user Roz1975
3149
Roz1975

факты и аргументы,

Поддерживаю.! Всё верно.

Profile picture for user sapun
8927
sapun

Весной 1942 года у жителей города и у тех, кто безотлучно был в Севастополе , фиксировалось заболевание цингой. Как можно было держать линию обороны в 40 км, если только морем сюда можно было доставлять продукты, вооружение, пополнение, а перевес в самолетах у противника был таким, что мы не могли обеспечить сохранность судов? 250 дней ЧФ держал эти 40 км

 Почитайте слова Жукова из его мемуаров об обороне Севастополя. Как мы можем упрекать Октябрьского в некомпетентности? Он был герой, а то, что не все было оправдано, так то была война, а  на войне как на войне.

Profile picture for user Serggio
25453
Serggio

sapun,

Как мы можем упрекать Октябрьского в некомпетентности? Он был герой, а то, что не все было оправдано, так то была война, а  на войне как на войне.

Тут речь по большому счёту вообще не об Октябрьском. Это такая ползучая гадость - развенчивание героев времён СССР. Задача такая ещё во времена СССР Западом была поставлена.И придумал это Геббельс - вбросы с целью посеять недоверие бойцов к своим командирам, мол, "они жрут от пуза, пока вы голодаете и вшей кормите, себя первыми спасают, а вас бросают на погибель".... Ну и так далее. Потому что наш массовый героизм им поперёк горла стоял и стоит. И метод у них всё тот же, "Ударим Лениным по Сталину" называется. Вот поэтому в Октябрьского и вцепились - надо же с кого-то начать, а дельше легче пойдёт, главное первый камень свалить. 

И тянут эту тему, и тянут, и тянут... И плевать им, что оборона была и до сих пор называется героической, а Октябрьский был руководителем этой героической обороны. Это ничего. Сначала надо измазать грязью Октябрьского, а потом они запоют, что и оборона была "неправильная". А потом и до остальных доберутся. Им важно, чтобы у нас в истории все наши герои были замазаны, чтобы ни одного "нормального" не осталось, чтобы гордиться нам было некем и нечем. Ну, в крайнем случае, фашистами Ильиным и Красновым. Вот и стараются "спящие", чтобы однажды бросить нам в лицо: "да нет у вас никаких героев, и не было никогда!"

Profile picture for user Вадим
4350
Вадим

Serggio,

Так  то оно так. Оборона героическая, дрались проявляя массовый героизм. Но это не повод для закрытия глаз на недостатки, ошибки и просчёты. Напротив, необходимо делать жёсткие и жестокие выводы из поражений, что бы не допускать ошибок и просчётов в дальнейшем, замалчивание ведёт к повторению поражений и трагедий. Да и покидание капитаном гибнущего корабля на глазах у обречённых, как то не тянет на героизм. Ну никак. Вот убей, но не тянет.   

Здесь примеряешь на себя ту трагедию. Мог бы так поступить? И как то отвечаешь себе: - Нет, не мог. Если так сложилось, то безусловно, ценных специалистов и командиров (воевать предстояло ещё долго) надо было эвакуировать, а самому остаться и умереть в бою. Примеров этому много сейчас. Им Слава и память, настоящим офицерам.   

Profile picture for user Верещагин
14897
Верещагин

Serggio,

Это  действительно так, "сегодня Октябрьский - не Рокоссовский, а "трус и предатель" , завтра Рокоссовский - бабник, послезавтра да они вообще выиграли войну не честно, а значит - проиграли. Да и вообще это американцы ее выиграли, а Сталин и Гитлер  - близнецы-братья!" Впрочем это уже сегодня так и самое удивительное что это руками как бы наших людей на наших экранах за наши же деньги и в результате мы уже имеем то что имеем и никакой опыт развала союза не в прок.

Profile picture for user Serggio
25453
Serggio

Вадим,

Да и покидание капитаном гибнущего корабля на глазах у обречённых, как то не тянет на героизм. Ну никак. Вот убей, но не тянет.   

Вот именно это вкрадчивое иезуитское "так-то оно так, да немножечко не так" я и имею в виду, говоря про Геббельса. Октябрьский покинул город по приказу Ставки ВГК. Всё остальное - геббельсовщина. 

Но это не повод для закрытия глаз на недостатки, ошибки и просчёты. 

Разбор обороны был проведён сразу же, причём людьми, компетентными в своём деле. Всё, что могло быть сказано - сказано. Все документы, которые могли быть изучены - изучены. Любой сегодняшний вброс про какие-то "рассекреченные документы" - бред и провокация, Ставка ВГК имела доступ ко ВСЕМ документам, и ВСЕ  их видела. Это для потомков они часть этих документов засекретили, но сами они ИХ ВСЕ ВИДЕЛИ, ЧИТАЛИ и ИЗУЧАЛИ, и САМИ ПИСАЛИ. Поэтому для Верховного командования никаких секретов или дополнительных закрытых документов, о которых они могли не знать - просто НЕ БЫЛО! Что тут может быть непонятного?

Выводы тогда сделаны, тема закрыта. Октябрьский расстрелян? Нет. Значит не трус, не предатель, а всё делал правильно сообразно обстановке.  Кому была поручена Керчь-Феодосийская операция? Ему же. Значит, компетентный специалист и руководитель, авторитет которого признан Ставкой. 

Вот, собственно, и всё. Аргументов против него как не было, так и нет, а на эмоции давить не надо, я выше написал, зачем и кем это делается. 

У нас много территорий и городов было оставлено в начальном периоде войны, и в плен попадали группировки поболее севастопольской. Почему же нет таких ожесточённых "разборов" (хотя какие к чёрту "разборы" от людей, нахватавшихся по верхам и хайпующих на теме!) в отношении других городов? Да потому что Севастополь, потому что оборона - героическая. Вот основной удар сюда пока и направлен. Удастся тут свалить, тогда и за другие места примутся. Вы с ними, или просто заблудились?

 

Profile picture for user sapun
8927
sapun

А Минца почитать надо!

Profile picture for user Мелита
2568
Мелита

Взгляд на действия военно - начальника, на Оборону Севастополя всё равно не будет единым. /если даже заговорили о спящих /. Стороны Не убедишь. Каждый всё равно останется при своём взгляде., считая, что его точка зрения верна. Об этом говорят и плюсы с минусами, которыми мы обильно снабжаем друг друга. /согласен или нет /

Отвечать будет не перед нами, и ответ будет от других судей и других, не наших с вами весов. Там, где ответ - Да или Нет, без красок разъяснений почему совершил. И не думаю, что получит отпущение совершённого.

Profile picture for user Алексей Баскаков
1328
Алексей Баскаков

Октябрьский доложил в Ставку, что осталось не 80-90 тысяч оборонявшихся, а около 3-х тысяч, и улетел. И этот поступок иначе, как подлостью назвать нельзя! В экспозиции музея "35-я ББ" копия этого сообщения есть. Фашистский фельдмаршал Паулюс своих солдат в Сталинграде не покинул. 

Очень многие солдаты и офицеры, из оставшихся тогда в Севастополе, не могли ни документами, ни свидетельствами очевидцев подтвердить, что не сдались в плен добровольно, не сотрудничали с фашистами. В Германии, под городом Баутцен, был большой фильтрационный лагерь для освобождённых из фашистского плена. Кто-то прошёл проверки, но пятно плена для них оставалось позором на многие десятилетия. И полная реабилитация была редким случаем.

А те, кто не прошёл... Герой Советского Союза Алексей Матюхин (командир батареи Малахова кургана), попал в плен раненым, четырежды бежал, а в этом фильтрационном лагере покончил с собой. Только в 1965 году его полностью оправдали и присвоили звание Героя. А многие, не сумевшие доказать свою невиновность, ещё и в наших лагерях побывали. По-разному складывались судьбы защитников. 

Главное за день

Ракет Taurus не будет: Германия поставила Киев перед фактом

Об этом заявил прибывший в Киев министр обороны ФРГ Писториус.
18:46
6
1207

Здание бывшего кинотеатра «Дружба» может вернуться в собственность Севастополя?

Некие не вполне ясные планы озвучил накануне губернатор.
16:06
22
4558

Владимиру Путину доложили о проблемах со строительством БСМП Севастополя

Реализация ключевого объекта медицинского кластера была раскритикована Счётной палатой РФ.
11:04
33
4284

Ударит ли мигрантская чёрная метка Трампу по российско-украинским переговорам?

Смогут ли погромы вынудить президента США принять меры, которые не устроят ни Москву, ни Киев?
09:30
0
426

Дело незаконных коттеджей на «Даче командующего» дошло до кассации

Строительство на «Даче командующего» – дело недешёвое.
09:00
8
3988