Учёные не перестают выявлять в Крыму новые объекты, которые потенциально могут привлечь ещё больше туристов в регион. Однако не всегда судьба таких достопримечательностей складывается удачно. Так, не повезло старинному мосту — единственному сохранившемуся на полуострове памятнику дорожного строительства конца XVIII — начала XIX веков. Почему так произошло и как можно исправить ситуацию, разбирался ForPost.
Напомним, в 2017 году в разгар грандиозной стройки трассы «Таврида» в Белогорском районе был обнаружен «уникальный для Крыма», по определению специалистов, объект. Вблизи села Некрасово Крымская новостроечная археологическая экспедиция Института археологии РАН наткнулась на каменный арочный мост, возведённый предположительно в конце XVIII века и связанный с приездом императрицы Екатерины II в Крым в 1787 году. Учёным удалось договориться с дорожниками о том, что стройка не затронет найденный артефакт и его исследование будет продолжено. Краеведы, в свою очередь, ожидали, что объект будет музеефицирован.

Прошло восемь лет, но рядом с ценной для истории Крыма конструкцией не появилось хотя бы аннотационной таблички. Не были закончены и археологические изыскания. Об этом ForPost рассказал директор историко-археологического музея-заповедника «Неаполь Скифский» Юрий Зайцев, который руководил раскопками на варварской крепости Мелек неподалёку.
«Это, действительно, интересный объект, и ставился вопрос, чтобы мост реставрировали, сделали смотровую площадку. Но с тех пор, как его открыли, никто им не занимался. Он зарос растительностью и даже не исследован до конца: в частности, не проводились раскопки под аркой моста — там специально оставили грунт, чтобы он не обвалился», — поделился подробностями археолог.
В департаменте государственной охраны культурного наследия Минкульта Крыма сообщили ForPost, что малый каменный мост взят на учёт и является объектом культурного наследия регионального значения. В 2019 году был утверждён предмет охраны этого памятника: местоположение и конфигурация моста, его силуэты и габариты, а также материалы конструкции.

Согласно документу, мост построен «в рамках прокладки дороги Карасубазар (ныне Белогорск) — Феодосия в связи с приездом в Крым императрицы Екатерины II в 1787 году» как каменная переправа через ручей Ашиль.
«От Императорского тракта XVIII-XIX веков почти ничего не сохранилось. Выявленный мост не только является одним из его редких инженерно-строительных составляющих, но и практически единственным сохранившимся в Крыму памятником дорожного строительства конца XVIII — начала XIX веков», — сказано в приложении к приказу.
Как уточнили ForPost в департаменте охраны культурного наследия, ещё в 2019 году «охранное обязательство направлено в администрацию Васильевского сельского поселения Белогорского района», на чьей территории расположен мост. По версии республиканских чиновников, именно село обязано заниматься сохранением этого уникального объекта.

В администрации села ForPost познакомили со своей позицией по данному вопросу и объяснили, c чем связана задержка по приведению старинного моста и прилегающей к нему территории в полагающийся достопримечательному месту вид.
«Этот вопрос находится в суде уже два года. Минкульт решил скинуть охранную зону, реставрацию памятника на сельский совет. Извините, но в таком плачевном состоянии я его брать на баланс не буду: это объект культурного наследия, нужны специализированные организации для реставрации», — рассказал председатель Васильевского сельсовета — глава администрации Васильевского сельского поселения Владимир Франгопулов.
Кроме того, он обратил внимание на то, что мост расположен за границами населённого пункта: «Это уже ведение республики, но никак не муниципалитета. Объект расположен на землях сельхозназначения, которые находятся в частной собственности. Там много вопросов».
Пока чиновники разного уровня погрязли в судебных тяжбах, миллионы туристов проносятся по трассе «Таврида», даже не подозревая, какие сокровища скрываются в придорожных зарослях. Между тем через год после открытия «моста Екатерины» в том же Белогорском районе дорожные строители наткнулись на другой не менее уникальный объект — пещеру, получившую название «Таврида». Сейчас это не только популярная туристическая достопримечательность, но и научная база для всей страны.
Пелагея Попова
Фото автора
Обсуждение (3)
помимо проблем с полномочиями, кажется,что археология и интерес к ней ,сильно в аспекте туристическом преувеличины.
Думаю,что картофель фри побеждает
d dd,
Вовсе нет. Бережное отношение к истории творит чудеса. Туристы миллионами валят чтобы посмотреть на какие нибудь остатки "замка короля Артура", но это не просто распиаренный миф, за этим стоит огромная работа по сохранению руин, вот таких вот мостиков (у нас он один, где нить в Уэльсе и Шотландии их наверно по десятку на графство сохранилось), аутентичности.
Простой пример - Фиолент, где мифология подревней короля Артура, о которой ещё Пушкин писал. Но он никому не нужен, не интересен, застроен заборами и деревенскими сортирами. И никакая картошка фри не поможет.
Пещера "Таврида" проект коммерческий, а за проход/проезд по этому мостику денег не взять. Вот и вся суть насущная.