В послевоенное время в Крыму, серьёзно пострадавшем за время фашистской оккупации, одной из острых проблем стала нехватка общественного транспорта. Особенно это чувствовалось на южном берегу, куда уже в 1945 году начали снова приезжать туристы. Решать вопрос нужно было быстро.
Так в Ялте по инициативе переехавшего в Крым капитана-североморца появился «птичий флот», ставший в следующие 15 лет визитной карточкой южнобережья.
О том, как самодельные катера покорили сердца туристов и местных жителей, ForPost рассказала исторический блогер, журналист и краевед Лариса Лысова.
27 деревянных «птиц»
Из трёхлетней немецко-фашистской оккупации Ялта вышла в апреле 1944 года. Несмотря на то, что большинство зданий города остались целыми, сердце курортной столицы — Ялтинский морской порт, принявший на себя многочисленные удары врага, — было разрушено.
«Немцы бомбили порт и набережную, а вторая линия и верх города пострадали намного меньше. Все причалы были разбиты, в мол попала большая авиационная бомба, и на месте взрыва образовалась огромная пробоина», — поделилась Лариса Лысова.
Чтобы восстановить жемчужину Южного берега Крыма, сразу после освобождения в город направили множество инженеров и специалистов портового дела. В их числе был и Георгий Алексеевич Климонтов — опытный моряк, прошедший на Балтийском флоте долгий путь от матроса до капитана, а во время войны снабжавший продуктами и фронтовыми грузами блокадный Ленинград.
В Ялте Георгий Климонтов занялся обучением матросов тонкостям судовождения и проектированием новых причалов. А ещё через год после переезда в Крым перед бывшим моряком встала ещё одна задача.
«В 1945-1946 году люди стали приезжать в Ялту на отдых. А перевозить их вдоль морской полосы было совершенно не на чем, поскольку средств на пригородные суда для перевозки пассажиров вдоль Южного берега катастрофически не хватало», — объяснила Лариса Лысова.

Пытаясь решить эту нетривиальную задачу, группа местных инженеров, которую и возглавлял Григорий Климонтов, к 1948 году разработала проект катера «Ласточка». Устройство морского транспорта было совсем простым: на деревянном каркасе крепились штурвал и пульт управления, рядом устанавливался дизельный двигатель, а по периметру лодки размещались скамьи для пассажиров. «Ласточка» вмещала до 55 человек.
«Благодаря тому, что устройство катеров было очень простым, их можно было собирать прямо на причалах. Так и стали делать. Конечно, собирали не там, где ходят люди, а на так называемой Каботажной пристани. Это район нынешнего четвёртого причала, где у нас устанавливают большую сцену во время праздников», — отметила краевед.
За короткое время работники порта создали 30 катеров, каждому из которых решили присвоить своё собственное имя. По аналогии с самым первым катерком, ещё 26 лодок получили «птичьи» имена: «Буревестник», «Кайра», «Орёл», «Пеликан», «Снегирь», «Ястреб», «Альбатрос», «Голубь», «Кречет», «Коршун», «Лебедь» «Беркут», «Стриж», «Жаворонок», «Зяблик», «Славка», «Соловей», «Горлица», «Орлёнок», «Чайка», «Иволга», «Пингвин», «Голубка», «Крохаль», «Сокол», «Чиж». Ещё три катера назвали «Ореанда», «Стрела» и «Лира».
Так появился городской «птичий флот», который, по подсчётам Ларисы Лысовой, прослужил ялтинцам и гостям города не менее 15 лет.
Вторая жизнь
По сравнению с другими видами общественного транспорта, у «морских трамвайчиков» ялтинского флота, как их назвала Лариса Лысова, был целый ряд преимуществ. В отличие от тех же автобусов, где приходилось изнывать от жары и толкучки, лёгкие манёвренные катерки позволяли быстро и с комфортом добраться до пляжей Ливадии и Никиты. При этом лодки из-за своей неглубокой посадки могли подходить к берегу почти вплотную.
«Я в детстве, конечно, тоже очень часто на них каталась. Это было настоящее счастье, совершенно необыкновенное ощущение. Если на лодочке было не много людей, посадка была неглубокая и катер нёсся по волнам, как настоящая ласточка. А в лицо бил тёплый морской бриз… Ощущения непередаваемые», — поделилась воспоминаниями жительница Ялты.

Ещё одним преимуществом «птичек» была их доступность для населения. По словам Ларисы Лысовой, одна поездка на катере обходилась примерно в 10 копеек, из-за чего морские поездки были очень популярными.
Использовать «птичий флот» перестали в начале семидесятых годов прошлого столетия. Тогда, по словам краеведа, в Ялте были отстроены современные причальные линии, оказавшиеся слишком высокими для небольших катерков. Кроме того, в городе стали появляться и новые катера, более крупные и вместительные.
К началу 1980-х годов практически все катера типа «Ласточка» были списаны. Правда, в девяностые им представился ещё один шанс напомнить о себе.
«В начале девяностых, когда началась перестройка, начали всё продавать. И тогда в порту появилось несколько “птичек”, из чего можно сделать вывод, что они все эти годы где-то отстаивались. Некоторое время, совсем недолго, около одного курортного сезона, они ещё людей повозили», — рассказала Лариса Лысова.

Сегодня шустрые «морские трамвайчики» сохранились только в памяти ялтинских старожилов и на архивных фотографиях.
К слову, «птички» — не единственный необычный вид транспорта, которым пользовались на Южном берегу Крыма в послевоенное время. Как рассказывал ForPost, в пятидесятые годы добраться до курорта помогало вертолётное такси. Всего за полчаса и 3 рубля на крохотном и быстром Ми-1 советские граждане попадали из Симферополя в Ялту.
Елена Фокина
Фото: Администрация Ялты|ВКонтакте
Обсуждение (3)
какие красивые обводы у "Голубки"
"смелые люди и нам не чета"
Интересная история, спасибо) Видел когда-то эти ялики, но всегда думал, что они какого-то заводского исполнения, настолько хорошо и правильно сделаны, прямо под черноморскую волну.
Прекрасные мастера были...
Увы, из-за нынешней бюрократии повторить такое сейчас невозможно в принципе. Тут же прицепятся пару десятков контор-паразитов, которые якобы за безопасность отвечают.