Севастополь

«Это универсальная история», — Джона Пол Кук о премьере балета «Грозовой перевал» в Севастополе

Британский хореограф в интервью ForPost раскрыл подробности подготовки нового балета для Севастопольской оперы.

Фото:
Из архива Джона Пола Кука
Джона Пол Кук

Балет «Грозовой перевал» в хореографии Джоны Кука по одноимённому роману Эмили Бронте, премьера которого состоится в Севастополе 29 и 30 июля на сцене ДКР, завершил свой долгий путь от момента зарождения до постановки на сцене. О том, как создавался первый для Севастопольского театра оперы и балета двухактный балет, как шла работа над музыкой и почему же «Грозовой перевал» затронет души севастопольцев, нашему изданию рассказал сам хореограф-постановщик.

— Джона, почему вы выбрали именно этот роман?

— Во-первых, мне кажется, эта история созвучна с традициями русской литературы. История сама по себе универсальная. Во-вторых, мне нравятся характеры главных героев. Как каждый из них совершает разные путешествия по роману. Темп романа быстрый, в нём много действия, что соответствует канонам театральных постановок.

— Если говорить о героях произведения и, соответственно, постановки — всех ли из романа вы выводите на сцену?

— Вы правы в том, что роман особенно сложен в постановке, и, конечно, всех персонажей показать в балете было невозможно. Структура повествования прыгает вперёд и назад во времени, при этом рассказ ведётся практически одновременно разными персонажами. Поэтому многих персонажей, которые есть у Эмили Бронте, мы опустили. Это сделано для того, чтобы через раскрытие главных персонажей показать глубину этого романа.

— Кто главные герои балета?

— На мой взгляд, главные герои — это те, кого вы увидите на сцене. Это Хитклифф, Кэтрин Эрншо, Эдгар Линтон, Изабелла Линтон и Нелли. Именно эти персонажи развивают повествование, а взаимоотношения между ними полны конфликтов.

Но однозначного ответа на вопрос о том, кто же главный герой, — не существует. Думаю, это зависит от отношения каждого зрителя к истории и от того, какой персонаж нравится зрителю больше всего. Я постарался, чтобы история каждого персонажа сияла и развивалась в глубину на протяжении всего спектакля.

— Вы заканчивали выдающееся учреждение культуры — Королевскую школу балета в Лондоне. Там рассказывали про наследие русского балета?

— Это было чудесное место для учёбы. Школа стремится погрузить учеников в мир балета. А преподавание истории балета — ключевая часть этого процесса.

Будучи студентом, я много узнал о творчестве Дягилева: его «Русских сезонах», сотрудничестве с Нижинским, Фокиным и т.д. Меня впечатлило новаторство того времени. Конечно, когда опустился железный занавес, все балеты, поставленные в России в советское время, не были видны остальному миру. Это, конечно, огромная утрата, и это значит, что та часть истории русского балета прошла мимо моей школы. Мой первый опыт знакомства с русским балетом был уже в Мюнхене в 2016 году, когда я танцевал Красса в постановке Ю.Н. Григоровича «Спартак». Все дальнейшие знания о русской школе балета я получил, уже когда приехал жить и работать в России.

— Совсем недавно вы были солистом МАМТа, а параллельно стали ставить балеты как хореограф. Как в вас уживаются эти две всё же разные профессии?

— Я люблю работать танцовщиком и регулярно танцую. Я не привык отделять профессию артиста балета от профессии хореографа, отдавая кому-то главенство. Мне кажется, что одно служит другому — и наоборот.

— Что вам как танцовщику важно в вашей же профессии хореографа?

— Я абсолютно уверен, что важно показать свой «багаж» на сцене. Иначе что ещё я могу предложить? Весь этот жизненный опыт собран в моей психологии, и только благодаря этому у меня сложилось мнение о мире. Балет «Грозовой перевал», который мы впервые покажем в Севастополе, — это «Грозовой перевал» моими глазами. Важно продолжать собирать опыт, наблюдать за людьми, анализировать психологию разных людей и сравнивать её с персонажами, которых я пытаюсь изобразить, находить сходство между моей психикой и всеми разными персонажами, сопереживать различным ситуациям персонажа. Художник использует жизнь для создания произведения, иначе оно не находит отклик у зрителя.

— Как вы выбирали артистов для этого балета?

— Главное было понять, подходит ли тот или иной артист для роли, которую мы хотели предложить. И в результате у нас замечательный состав талантливых артистов: Сергей Полунин, Ксения Рыжкова, Александр Волчков, Екатерина Одаренко, Валерия Муханова, Алексей Любимов и другие.

— Расскажите о музыке к этому балету.

— В основном мы используем струнную музыку Филипа Гласса и Хильдур Гуднадоуттир. Также у нас есть композиции Деймона Албарна, Татьяны Шатковской и традиционных ирландских музыкантов. Работать над музыкальной стороной спектакля было одно удовольствие.

— Дирижёр-постановщик балета не менее важен, чем композиторы. С каким дирижёром и с каким оркестром вы работали, чтобы сделать постановку?

— Всё это время мы работали с Московским молодёжным камерным оркестром. Над постановкой «Грозового перевала» работал прекрасный дирижёр Артём Абашев. И мы все очень хотели, чтобы премьера балета в Севастополе состоялась вместе с оркестром, как и было запланировано. Но, к сожалению, из-за переноса балета со сцены в Херсонесе на сцену в ДКР мы не сможем привезти оркестр, поскольку в ДКР слишком маленькая оркестровая яма и оркестр там разместить невозможно.

— Вы бы хотели, чтобы эту постановку увидели у вас на родине, в Британии?

— Я думаю, что увидеть эту постановку в Великобритании невозможно. Но меня это не печалит. Больше всего я буду рад представить этот балет как можно большему количеству зрителей в Севастополе и других регионах России.

— Как бы вы рекомендовали людям подготовиться к премьере этого балета?

— Я бы посоветовал людям посмотреть историю, которую мы рассказываем. Книга невероятна как произведение литературы, однако, чтобы адаптировать её к сцене, мне потребовалось почувствовать себя комфортно в своём собственном анализе романа. Я показываю своё мнение о персонажах и своё ощущение свободы делать выбор, который лучше работает именно в театральной постановке. Я надеюсь, что зрители будут сопереживать героям на сцене, признавая и принимая в них недостатки.

Сергей Абрамов
Фото из архива Джоны Пола Кука

526
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
2
В среднем: 1.7 (6 голосов)

Обсуждение (18)

Profile picture for user Аркаим
681

Балет – это реально пустопорожнее «ногами-дрыгание-с-подскоками».

«Сплясать» роман!? 

В двух частях!? 

Это действительно крутой «передоз»

zitramon,

Уважаемый zitramon!

Продемонстрируйте «своё расширенное»…

Порадуйте "пятничную" аудиторию…

Profile picture for user Аркаим
681

Британия является заказчицей и исполнительницей с помощью заговоров ВСЕХ покушений на русских Царей/Императоров с Ивана Грозного до Николая Второго.

Может быть британскому хореографу «поставить» балет в Лондоне о «смыслах» всех этих покушений? И назвать сей балет – «Британская политическая мерзость»?  

Аркаим,

Закладчицей еще как то туда-сюда, а вот исполнительницей...? А не подскажите по какому признаку в страстотерпцы то царей возводят? Если убили коммуняки, то да, а если своя родня (ну там как например Павла, кстати да, не без англичан) то  - не заслужил? Как тут со смыслами?

Profile picture for user Аркаим
681

Когда британские ракеты управляемые британскими военными летят убивать севастопольцев – британский хореограф по британскому роману "ставит" в Севастополе балет.

Не много ли Британия сегодня тут у нас?

Что, в России «закончились» хореографы с российской «тематикой»? 

Аркаим,

Похоже путаете горячее с пушистым...

При чём тут балет и ракеты?

Где-то читал, что фашисты придя к власти, сжигали культурное мировое наследие.

seva zelay,

Уважаемый seva zelay!

В современной жизни – в силу максимально ускоренной коммуникации – всё связано друг с другом. И «ракеты» и «балеты». И даже «сникерсы» с «редькой». Если в России, с её ВЫСОЧАЙШЕЙ КУЛЬТУРОЙ и абсолютно САМОДОСТАТОЧНОЙ аудиторией русской цивилизации на сцену «вылазит» какой-то «каличный» англичанин со своими «творческими тараканами» относительно «проходного» английского же романа – то это сравнимо с ракетой, только бьющей не по телам, а по умам и душам граждан России.

Кроме того, видимо, Вы не всё читали. 

Придя к власти в России, товарищи-коммунисты-интернационалисты = взрывали Православные храмы, рубили топорами православные иконы, зверски убивали православных священников и так далее… Но именно с Православием Русский Мир стал Цивилизационной Российской Империей – самой мощной в мире. Не только территориально, но и духовно. 

А теперь в Севастополе, в месте, являющимся одним из краеугольных камней фундамента становления Русской Истории – какой-то английский мальчик будет «чудить» со своим «чуднЫм» балетом.

А местечковые «ценители», считающие себя папуасами, будут ему бурно аплодировать.

Аркаим,

"... Российской Империей – самой мощной в мире..." если под мощностью понимать территорию, то да, а в остальном нет.  Остальное было как раз при тех самых коммунистах без которых эта империя прозябала в отсталости, беспросветной нищете, убогости и безграмотности к которой  скатывается и сейчас, но храмы  сегодня строят. Походу англицкая ракета уже попала в ваш ум.

Profile picture for user Аркаим
681

Британский хореограф: «Я бы посоветовал людям посмотреть историю, которую мы рассказываем. Книга невероятна как произведение литературы, однако, чтобы адаптировать её к сцене, мне потребовалось почувствовать себя комфортно в своём собственном анализе романа. Я показываю своё мнение о персонажах и своё ощущение свободы делать выбор, который лучше работает именно в театральной постановке. Я надеюсь, что зрители будут сопереживать героям на сцене, признавая и принимая в них недостатки».

Итак, некий британский Джон Кук собирается «изобразить» перед севастопольцами «своё мнение» о персонажах и «собственный анализ» романа, чтобы зрители «признали»(!) и «приняли»(!) их недостатки(!?).

Другими словами зрители – это такие лабораторные мышки, реакция которых на манипуляции «доктора» очень «доктора» позабавят.

То, что этот роман не читало 99,99 процентов будущих севастопольских зрителей в силу его «британской местечковости», то лица у «ценителей балетного искусства» действительно будут забавными – глядя на них со стороны во время просмотра ими куковских «смысловых галлюцинаций».

А потом им ещё надо будет что-то такое говорить особое с «ахами» и «охами» про «гениальность», «неповторимость» и «эксклюзивность» постановки. 

В общем, «паяцы»: что на сцене, что в зале.

Занавес...

Аркаим,

ВЫ поднимаете  болезненную тему современного "творчества".  Я недавно говорила, что сейчас для привлечения к себе зрителя, режиссёры " творят" часто мерзостные, безумные вещи, оправдывая мерзость, которую изображают на сцене и в кино, своим Личным "незамутнённым" видением, прочтением темы .... Я так вижу и чувствую, а видит часто бред в мозгу. И это уже утверждённая тенденция их восприятия мира. Господин Кук лишь не выходит за рамки  общепринятого Действа. Ничего нового он не говорил.

 Посмотрите, что вытворяют с Гамлетом или с леди Магбет из мценского уезда, говоря, что это современное прочтение произведения.

Аркаим,

Печально, но местечковость у Вас полноценная и очень объёмная )) Имеете  полновесное хореографическое образование, опыт работы балетмейстером , участвуете в постановке балетных спектаклей ? Или может, просто литературовед  с опытом ?   Скорее  скучно стало за клавиатурой и решили прославиться ? ))

Мелита,

Уважаемая Мелита!

Проблема прогрессирующего маразма, как Вы точно подметили, в современном балетно-оперном «творчестве» определяется отсутствием «подходящих» СЮЖЕТОВ/ТЕМ и КОМПОЗИТОРОВ уровня Чайковского, Минкуса, Прокофьева, Бородина и так далее.

«Лебединое озеро» или «Щелкунчик» и далее по классическому списку – практически закончили своё шествие «по душам» зрителей. Ибо «души эти» изменились относительно века 18 или 19.

Другими слова в современно обществе НЕТ МАССОВОГО заказа на "оперы" и "балеты".

Не потому что общество «поглупело».

Просто иные времена.

Иные интересы.

Иные моральные, нравственные и критерии воспитания.

Не значит, что хуже. 

Просто иные.

А балет с оперой – в сути своей – максимально консервативны рамками «приличий своих канонов». 

Вот и остаётся только «бред в воспалённых мозгах» под «а ля балет» и под «а ля оперу» у нынешних творцов без признаков минимального таланта в тех мозгах.

Кроме того имеется АБСОЛЮТНАЯ НЕСОВМЕСТИМОСТЬ множества сугубо литературных шедевров «под оперу» или «под балет».

Например, «Гамлета» или «Василия Тёркина» – нельзя танцевать. Ибо там тотальное главенство СЛОВА. И петь тоже нельзя, ибо это главенство СМЫСЛОВОЕ, а НЕ мелодико-гармоническое.

И так далее и тому подобное…

Расенов,

Уважаемый Расенов!

С Ваших слов следует, что Вы прогрессивный современный балетмейстер и по совместительству, лихой оперный солист?

В таком случае назовите пару-тройку опер-балетов за последние, скажем, 10 лет, которые АБСОЛЮТНО ОРИГИНАЛЬНЫЕ, то есть АБСОЛЮТНО НОВЫЕ, как по сюжетам, так по музыке, но столь же УЗНАВАЕМЫ, как, например, великолепное «Улетай на крыльях ветра» из оперы «Князь Игорь» композитора Бородина? 

Profile picture for user Мелита
520

Наши с материка, боясь санкционных наказаний, только через 10 лет робко, на цыпочках появились в Севастополе.

А чтобы организовать постановку балета в России, да ещё и во враждебном для Англии Севастополе - это вообще вызов гражданина Англии своей стране. Но ведь не побоялся английских бомбёжек, приехал и работает. Так к чему нападки на него. Привёз тему своего народа, книга, известная всему образованному миру.

И кто запрещает нашим хореографам участвовать в работе? 

Profile picture for user seva zelay
2562

"Война дело проходящее, а музыка вечная"!(С)

Profile picture for user И
354

Британский хореограф в интервью ForPost раскрыл подробности подготовки нового балета для Севастопольской оперы. Однако, смелый, что ли.

Главное за день

Неприглядная правда попавших в немецкий плен защитников Севастополя

На примере командира 134-го гаубичного артполка Бориса Кубарского и командира 130-мм батареи на Малаховом кургане Алексея Матюхина.
20:02
26
5457

На стройке ЖК в центре Севастополя погиб человек

Трагедия произошла на площадке ООО «КБРСГ».
20:00
21
5642

Музей ЧФ: место силы севастопольского духа

Среди двух тысяч экспонатов музея немало предметов мирового значения.
20:02
5
1180