Великий русский учёный Михаил Васильевич Ломоносов когда-то сказал: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего». В Севастополе, который за свою относительно короткую историю был фактически дважды стёрт с лица земли, это понимают очень хорошо.
В белокаменном городе наткнуться на отголосок прошлого можно практически везде — то адмиралтейский якорь у дороги, то стена героического бастиона, вмонтированные в стену дома пушечные ядра времён Крымской войны, побелённый к 9 Мая дот.
Но всё это отголоски, небольшие ручейки героической и трагической истории Севастополя. Другое дело - мощные источники силы, которые буквально окунают тебя в бурные потоки прошлым битв, трагедий, поступков настоящих людей. Одна из таких исторических жил - музей Черноморского флота.
Дом Тотлебена
Музей расположился в самом центре Севастополя — на улице Ленина, 11, напротив Екатерининского сквера, в двух минутах ходьбы от главной площади города — имени адмирала Павла Степановича Нахимова.
Создали его участники Крымской войны, которые захотели сохранить память о героической обороне Севастополя 1854-1855 годов, о людях, которые самоотверженно сражались за свою Родину в течение долгих 349 дней.
«Уже после завершения Крымской войны в Санкт-Петербурге ежегодно проводился так называемый Севастопольский обед, где собирались участники обороны, великие князья, первые лица государства. И на одном из этих обедов участник обороны Пётр Алабин предложил создать музей. Свои мысли он опубликовал в газете «Русский инвалид», которая разошлась по всей России и была с воодушевлением встречена гражданами», — сказал ForPost директор музея ЧФ Владимир Клюев.
Как обычно создаётся музей: вначале возникает идея, в основе которое личность, событие, сфера деятельности, какая-нибудь организация в широком смысле этого слова (допустим, армия, империя и т. д.), затем формируются организаторы, кто непосредственно занимается созданием музея, следующий этап — сбор фактов и артефактов, ну и создание музейных экспозиций. В случае с музеем обороны Севастополя факты и артефакты были собраны сразу.
«На момент создания музея у людей, участников обороны, было очень много вещей, в том числе погибших героев, в том числе умерших от ранений после войны и так далее, которые они хотели представить современникам своей эпохи, ну и, безусловно, чтобы об этом знали и будущие поколения. И один из активных участников обороны — знаменитый наш Эдуард Иванович Тотлебен предложил пять комнат своего большого дома использовать для размещения первой экспозиции», — подчеркнул Владимир Клюев.
Дом создателя оборонительных укреплений Севастополя перед началом первой обороны города располагался на том месте, где сегодня установлен памятник Екатерине II. Торжественное открытие музея состоялось 26 сентября (13-го по старому стилю) 1869 года.
После этого дом Эдуарда Тотлебена стал пользоваться невиданной до того популярностью. В Севастопольский музей, как его назвали изначально, приезжали люди со всех уголков страны. Многие привозили в дар связанные с Крымской войной артефакты. Со временем вещей стало так много, что мест в выделенных под музей пяти комнатах не осталось совсем.
Улучшение планировки
«Тогда оргкомитет, в котором активным участником был тоже участник обороны, он же был и первым смотрителем музея, Николай Иванович Костомаров, обратился к императору и городскому главе с просьбой выделения земли и средств на строительство нового здания музея. Просьба была одобрена, и под началом академика архитектуры Александра Кочетова к 1895 году здание, которое мы можем видеть сегодня, было построено», — добавил директор музея ЧФ.
Музей рассказывал о героической обороне Севастополя даже после сложных событий революции и Гражданской войны. Однако в 1925 году один из партийных функционеров города неожиданно для себя обнаружил, что в музее Севастопольской обороны, так учреждение называлось в тот момент, висят портреты императоров и царских адмиралов. Музей закрыли с формулировкой — «не отвечает современным требованиям музейного дела».
«Естественно, были изъяты все предметы, все личные вещи, все картины, связанные с царями, с императорством, будем так говорить, и большинство из них было безвозвратно утеряно, уничтожено», — сказал Владимир Клюев.
На базе учреждения создают две самостоятельных структуры — Музей Революции и Музей Крымской войны. Однако незадолго до начала Великой Отечественной войны их объединяют в единый Военно-исторический музей Черноморского флота с подчинением Центральному военно-морскому музею (Ленинград). В период Великой Отечественной войны часть экспозиции музея была эвакуирована в Баку, затем в Ульяновск.
В ходе боёв здание музея получает значительные повреждения, однако это не становится помехой его восстановлению после войны. И в 1948 году в День Военно-Морского Флота музей Черноморского флота торжественно открывают для посетителей.
В этом году одному из самых старейших музеев России исполняется 155 лет. Его экспозиции посвящены истории Черноморского флота со дня основания и до наших дней. Среди порядка двух тысяч экспонатов немало предметов мирового значения — от подлинников Франца Рубо, Ивана Айвазовского, Рудольфа Жуковского, личных вещей великих адмиралов до трофейных флагов и оружия.
Подробнее об истории музея и его уникальных артефактах смотрите в нашем сюжете:
Автор сюжета и текста Андрей Киреев
Видео/монтаж — Дмитрий Ларин
Обсуждение (5)
При установке памятника Екатерине Великой строители наткнулись на фрагменты старого фундамента. Скорее всего, это была часть бывшего дома Тотлебена, где располагался Музей севастопольской обороны - кажется, тогда он назывался именно так.
Если что, то это всего навсего Филиал ФГБУ "ЦВММ" Минобороны России (с 31 декабря 2020 года)
Артефакты - это хорошо, но так же необходимо, смысловое сопровождение, ведь наверняка, предки хотели нам что-то сказать... Действовать необходимо комплексно, укреплять и развивать Севастополь на основании всего того, что пережил город вместе с его гражданами. Всё вместе, это будет эксклюзив для всего мира, а иначе никак.
Все вместе не получится. Нынче есть елита так называемая. Она диктует
Никто и давно уже не упоминает (почему-то!), что на стенде, среди личных вещей адмирала П.С. Нахимова, до недавних времён (конец 60-х начало 70-х г.г.) экспонировался большой ажурный перстень адмирала с алмазом, странным образом исчезнувший затем с витрины обозрения. На задаваемый не единожды вопрос о его дальнейшей судьбе после странного исчезновения, получал убедительный ответ, что перстень "жив" и переведён, т.е. находится в запасниках музея. Насколько полученный ответ соответствует реальности, судить не берусь, но коль люди видели и помнят историю к которой всецело принадлежат , они должны знать правду.