Севастополь

Маленький подвиг Белоснежки и Колдуньи

Про премьеру одноактного балета Севастопольской академии хореографии.

Фото:
Анна Садовникова. Пресс-служба губернатора Севастополя

Академия хореографии Севастополя показала премьеру балета «Белоснежка» по мотивам сказки братьев Гримм, который стал вторым в линейке собственных постановок после дебютного показа «Щелкунчика» в 2021 году. С одной стороны, академия — заведение учебное, и его главная задача заключается в воспитании и подготовке артистов балета. С другой, как подчёркивает проректор Елена Белькова, есть большое желание показывать городу прогресс учащихся и самого учреждения, поэтому новую постановку можно считать маленьким подвигом.

Балет «Белоснежка» — одноактный, продолжительностью чуть более 60 минут. В премьере 22 июня заглавные партии исполнили Сергей Полунин (принц) и Дарина Родионова (солистка Ростовского музыкального театра). Мне же, как зрителю и как исследователю, больше хотелось бы говорить о самих воспитанниках академии, которые вышли на сцену в ведущих партиях 23 июня, а также о постановке в её различных проявлениях.

Музыка

В балете, как любит повторять прекрасный дирижёр, народный артист СССР Юрий Иванович Симонов, музыка — это первооснова. Для «Белоснежки» музыку написал немецкий композитор Бодо Райнке. Он родился в 1949 году в небольшом городе Хамм на западе Германии, получил музыкальное образование в Эссене, а затем работал дирижёром в театрах Киля, Фленсбурга, Гейдельберга и Ростока. Музыку, которая звучит в севастопольской постановке, Райнке написал для балетмейстера Томаша Кайдански во время совместной работы в Народном театре Ростока.

Работа творческого союза Райнке и Кайдански завершилась 21 октября 2016 года, когда в Ангальтском театре состоялась премьера балета «Белоснежка и семь гномов», собственно, в хореографии Кайдански.

Постановщик севастопольской «Белоснежки» Эмиль Фаски рассказывал автору этих строк, что лично договаривался с Бодо Райнке об авторских правах на музыку, которая, по его словам, как рабочий материал для балета его полностью устроила.

Конечно, композитор Бодо Райнке мало известен в России, и желающие могут ознакомиться с его музыкой на персональном Youtube-канале музыканта, где есть несколько симпатичных вещей для клавира. В музыке же для «Белоснежки» Райнке попробовал соединить разные стили. И это, что само по себе задача из задач, и вышло, на мой музыкальный вкус, не очень убедительно. Довольно странно выглядели вставки электрогитары в классическую симфоническую материю, а также мотивы джаза и бродвея в сам сюжет балета-сказки.

Но совершенно точно балет Фаски на музыку Райнке стал новым словом в традиции прочтения «Белоснежки». В 1956-м «Белоснежку» ставила Т. Гзовская на музыку В.А. Моцарта; в 1975-м — Г. Майоров на музыку Б. Павловского; в 2008-м — А. Прельжокаж на музыку Г. Малера, в 2013-м — Д. Харангозо на музыку Т. Кочака для Ростовского музыкального театра. Также, как пишет П.В. Зверева из МГАХ, в начале XX в. балет «Белоснежка» планировал К.Я. Голейзовский, но успел сочинить только фрагменты постановки.

Хореография

Хореограф-постановщик Эмиль Фаски рассказал, что трудился над спектаклем в Севастополе почти 5 месяцев. «Это — авторский балет, — отмечает Эмиль Фаски, — где можно заметить элементы моего внутреннего мира». Хореографу хотелось найти золотую середину, чтобы поставить танцы детям не слишком примитивно и не очень сложно. Например, гномы — априори гротесковые, они не могут стоять в арабеске — это смешно. Поэтому для них в музыке есть джазовые элементы. А Белоснежка может всё: и классику, и что-то более современное.

Несмотря на авторский подход, сложно не заметить цитирование Эмилем Фаски того самого балета «Белоснежка», который в 2016 году для Ангальтского театра поставил Кайдански. Трон мачехи (колдуньи) и выглядит очень похоже, и стоит на таком же постаменте и в той же части сцены, как у Кайдански. То же самое касается зеркала. Кстати, в севастопольской постановке зеркало — единственный реквизит (персонаж), который говорит человеческим голосом. С одной стороны, понимаешь, что это выгодный мультимедийный эффект. Но с другой — в балете, где все слова объясняются специальными жестами и пластикой, хочется от лишних слов отказаться. Тем более когда через балет, в том числе и через музыку, мы наших детей отрываем от экранов смартфонов, которых стало слишком много.

Как цитата выглядит и фрагмент танца «Дьявольские пляски», и эпизод колдовства злодейки в окружении стеклянных колб со снадобьями.

Воспитанники академии

По словам Эмиля Фаски, концепция спектакля была и в том, чтобы задействовать практически всех учащихся академии хореографии, которые обучаются на СПО, и это, безусловно, одно из самых главных достижений севастопольской «Белоснежки». Кстати, весь спектакль учащиеся танцуют в мягких туфлях. Можно отдельно поблагодарить Эмиля Фаски, что решил не ставить девочек на пуанты, хотя в их программе обучения «пальцы» уже есть.

В спектакле 23 июня громадный объём работы на сцене выполнили две воспитанницы академии — Анастасия Гончарова (Белоснежка) и Валерия Володарская (Мачеха, Колдунья). Анастасия Гончарова уверенно вела спектакль, была на сто процентов убедительной как в танцах, так и в драматической работе, постоянно находясь в предлагаемых обстоятельствах образа, работая как взрослая ответственная артистка. Валерия Володарская также максимально выполнила задачу своего персонажа. Понравилось публике, как средствами танца Валерия выражала гнев и жёсткость, как талантливо перевоплотилась в немощную старушку с отравленным яблоком. Довольно честно юные воспитанницы исполнили «дуэль» Белоснежки и Колдуньи: не было сомнений, что у них всё по-настоящему.

Можно отметить и удачную сольную работу Платона Алёхина в партии охотника (23 июня). Конечно, когда Платон догонит своих партнёрш по сцене в росте, их общие сцены будут выглядеть более убедительно. Однако уже сейчас можно отметить хорошую пластическую работу Платона и его прыжки.

Гномов в постановке Фаски танцуют артисты Севастопольского государственного ансамбля танца «Чёрное море», знакомые публике по спектаклю «Щелкунчик», где они же — в роли мышей. Пройдёт каких-то несколько лет, и это место стабильно и навсегда займут парни — воспитанники академии, которые просто в силу возраста пока не готовы к таким партиям. Однако все они, включая других своих товарищей по балетной академии, задействованы в «Белоснежке» в массовых танцах («Бабочки», «Ласточки», «Шмели», «Лес» и упомянутая выше «Дьявольская пляска»). И надо честно сказать, эти танцы очень хороши и красивы как по рисунку, хореографии, так и благодаря превосходным костюмам, созданным художником Татьяной Ногиновой.

Пожелаем севастопольской «Белоснежке» долгой сценической жизни. Как ни крути, этот спектакль — пример того, как своими силами, опираясь на собственные таланты и дарования местной балетной школы, можно создавать настоящие балетные постановки для детей.

Сергей Абрамов
Фото Анны Садовниковой. Пресс-служба губернатора Севастополя

1876
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
5
В среднем: 4.3 (3 голосов)

Обсуждение (7)

Profile picture for user еще одна мама школьников
3509

"...Академия хореографии Севастополя показала премьеру балета «Белоснежка» по мотивам сказки братьев Гримм, который стал вторым в линейке собственных постановок после дебютного показа «Щелкунчика» в 2021 году...".

А сколько премьер было за эти три года у ДДЮТ?

Profile picture for user И
49

Молодцы, что тут скажешь, главное, что не унывают!

Profile picture for user Евгений1
552

А сколько премьер было за эти три года у ДДЮТ? 

В "Калейдоскопе" за последние несколько лет - "много проблем", если мягко сказать. И проблема в "Бах...". Тихо загнивает. Там в глазах - одна темя: снять с родителей под проплаченные "международные конкурсы" свой интерес. Может я и ошибаюсь. Не судите. А ребята там хорошие. Валерий Трофимович - лучший, от проблемы "много проблем" отошёл.  Не царское это дело в д.... заниматься, да и возраст!

Евгений1,

Про "Калейдоскоп" мне рассказывать не стоит. Наши там оттанцевали и выпустились. Вспоминаем только с благодарностью. Какие бы проблемы там ни были, но по несколько премьер в год там есть всегда.  

Уж точно не одна за три года. Хотя костюмы, обувь, поездки  за счет родителей, а не за бюджетные средства.  

Profile picture for user Мелита
308

Дети Молодцы, поздравляю с праздником  премьеры, с Подведением итогов месяцев труда. 

Главное, чтобы дети, маленькие художники балета, почувствовали радость от погружения в труд творчества /непередаваемое чувство /.

Ну а разбор постановки, сочинённой музыки с электро гитарами и "элементами внутреннего мира" постановщика - умолчу......

Profile picture for user Роза64
22

Интересная журналистская заметка всегда точно пишущего про события культуры Сергея Абрамова. Я лично смотрела Щелкунчика в постановке академии, но это совсем детский спектакль, взрослым, без детей определённого возраста там смотреть нечего, кроме вариаций Маши и Принца-Щелкунчика, но их дуэты, это не постановка академии, а всем известная, классическая версия выдающегося хореографа Василия Ивановича Вайнонена, помню Жанна Губанова прекрасно исполняла свою партию с Сереем Полуниным. Поскольку следующий детский балет-спектакль мне, взрослому человеку, смотреть не интересно, я не пошла, судить про него не могу, хотя прочитать было интересно. Но в рассказе уже про второй спектакль нашей академии как-то ясно прослеживается одна тенденция: что-то там мало мальчиков среди учащихся…. Мало их было видно на сцене в Щелкунчике. Явно, что из-за этого и привлекают в который раз артистов нашего ансамбля (где мальчиков во все года было предостаточно!). Пройдет пару лет ещё и с кем эти девочки, которых так хвалит журналист - наверняка, заслуженно! - будут танцевать настоящие балеты? Не с ребятами же из Черного моря?!?! Балет то танец дуэтный! Интересно узнать, сколько девочек и сколько мальчиков обучаются на одном потоке там сейчас.

Главное за день

Как «хозяева» «Хрустального» пляжа времен Украины прижились в России

Кто «благословил» шалман возле монумента «Штык и парус» и «общественный» бассейн на пляже?
20:00
47
3743

У берегов Крыма может возникнуть источник прямой конфронтации с НАТО — Минобороны РФ

Над Чёрным морем стало больше натовских авиаразведчиков.
08:16
12
2866

Севастополь меняет тактику защиты от атак. Подробно о новых мерах безопасности

Рассказываем об основных изменениях, одобренных сегодня.
18:18
58
10565

В столице Крыма газоны «засеяли» строительным щебнем

Понятие «каменные джунгли» теперь применимо и в отношении Симферополя.
19:18
8
2539