Новости Севастополя

Маленький подвиг Белоснежки и Колдуньи

Про премьеру одноактного балета Севастопольской академии хореографии.

Служба новостей ForPost

Академия хореографии Севастополя показала премьеру балета «Белоснежка» по мотивам сказки братьев Гримм, который стал вторым в линейке собственных постановок после дебютного показа «Щелкунчика» в 2021 году. С одной стороны, академия — заведение учебное, и его главная задача заключается в воспитании и подготовке артистов балета. С другой, как подчёркивает проректор Елена Белькова, есть большое желание показывать городу прогресс учащихся и самого учреждения, поэтому новую постановку можно считать маленьким подвигом.

Балет «Белоснежка» — одноактный, продолжительностью чуть более 60 минут. В премьере 22 июня заглавные партии исполнили Сергей Полунин (принц) и Дарина Родионова (солистка Ростовского музыкального театра). Мне же, как зрителю и как исследователю, больше хотелось бы говорить о самих воспитанниках академии, которые вышли на сцену в ведущих партиях 23 июня, а также о постановке в её различных проявлениях.

Музыка

В балете, как любит повторять прекрасный дирижёр, народный артист СССР Юрий Иванович Симонов, музыка — это первооснова. Для «Белоснежки» музыку написал немецкий композитор Бодо Райнке. Он родился в 1949 году в небольшом городе Хамм на западе Германии, получил музыкальное образование в Эссене, а затем работал дирижёром в театрах Киля, Фленсбурга, Гейдельберга и Ростока. Музыку, которая звучит в севастопольской постановке, Райнке написал для балетмейстера Томаша Кайдански во время совместной работы в Народном театре Ростока.

Работа творческого союза Райнке и Кайдански завершилась 21 октября 2016 года, когда в Ангальтском театре состоялась премьера балета «Белоснежка и семь гномов», собственно, в хореографии Кайдански.

Постановщик севастопольской «Белоснежки» Эмиль Фаски рассказывал автору этих строк, что лично договаривался с Бодо Райнке об авторских правах на музыку, которая, по его словам, как рабочий материал для балета его полностью устроила.

Конечно, композитор Бодо Райнке мало известен в России, и желающие могут ознакомиться с его музыкой на персональном Youtube-канале музыканта, где есть несколько симпатичных вещей для клавира. В музыке же для «Белоснежки» Райнке попробовал соединить разные стили. И это, что само по себе задача из задач, и вышло, на мой музыкальный вкус, не очень убедительно. Довольно странно выглядели вставки электрогитары в классическую симфоническую материю, а также мотивы джаза и бродвея в сам сюжет балета-сказки.

Но совершенно точно балет Фаски на музыку Райнке стал новым словом в традиции прочтения «Белоснежки». В 1956-м «Белоснежку» ставила Т. Гзовская на музыку В.А. Моцарта; в 1975-м — Г. Майоров на музыку Б. Павловского; в 2008-м — А. Прельжокаж на музыку Г. Малера, в 2013-м — Д. Харангозо на музыку Т. Кочака для Ростовского музыкального театра. Также, как пишет П.В. Зверева из МГАХ, в начале XX в. балет «Белоснежка» планировал К.Я. Голейзовский, но успел сочинить только фрагменты постановки.

Хореография

Хореограф-постановщик Эмиль Фаски рассказал, что трудился над спектаклем в Севастополе почти 5 месяцев. «Это — авторский балет, — отмечает Эмиль Фаски, — где можно заметить элементы моего внутреннего мира». Хореографу хотелось найти золотую середину, чтобы поставить танцы детям не слишком примитивно и не очень сложно. Например, гномы — априори гротесковые, они не могут стоять в арабеске — это смешно. Поэтому для них в музыке есть джазовые элементы. А Белоснежка может всё: и классику, и что-то более современное.

Несмотря на авторский подход, сложно не заметить цитирование Эмилем Фаски того самого балета «Белоснежка», который в 2016 году для Ангальтского театра поставил Кайдански. Трон мачехи (колдуньи) и выглядит очень похоже, и стоит на таком же постаменте и в той же части сцены, как у Кайдански. То же самое касается зеркала. Кстати, в севастопольской постановке зеркало — единственный реквизит (персонаж), который говорит человеческим голосом. С одной стороны, понимаешь, что это выгодный мультимедийный эффект. Но с другой — в балете, где все слова объясняются специальными жестами и пластикой, хочется от лишних слов отказаться. Тем более когда через балет, в том числе и через музыку, мы наших детей отрываем от экранов смартфонов, которых стало слишком много.

Как цитата выглядит и фрагмент танца «Дьявольские пляски», и эпизод колдовства злодейки в окружении стеклянных колб со снадобьями.

Воспитанники академии

По словам Эмиля Фаски, концепция спектакля была и в том, чтобы задействовать практически всех учащихся академии хореографии, которые обучаются на СПО, и это, безусловно, одно из самых главных достижений севастопольской «Белоснежки». Кстати, весь спектакль учащиеся танцуют в мягких туфлях. Можно отдельно поблагодарить Эмиля Фаски, что решил не ставить девочек на пуанты, хотя в их программе обучения «пальцы» уже есть.

В спектакле 23 июня громадный объём работы на сцене выполнили две воспитанницы академии — Анастасия Гончарова (Белоснежка) и Валерия Володарская (Мачеха, Колдунья). Анастасия Гончарова уверенно вела спектакль, была на сто процентов убедительной как в танцах, так и в драматической работе, постоянно находясь в предлагаемых обстоятельствах образа, работая как взрослая ответственная артистка. Валерия Володарская также максимально выполнила задачу своего персонажа. Понравилось публике, как средствами танца Валерия выражала гнев и жёсткость, как талантливо перевоплотилась в немощную старушку с отравленным яблоком. Довольно честно юные воспитанницы исполнили «дуэль» Белоснежки и Колдуньи: не было сомнений, что у них всё по-настоящему.

Можно отметить и удачную сольную работу Платона Алёхина в партии охотника (23 июня). Конечно, когда Платон догонит своих партнёрш по сцене в росте, их общие сцены будут выглядеть более убедительно. Однако уже сейчас можно отметить хорошую пластическую работу Платона и его прыжки.

Гномов в постановке Фаски танцуют артисты Севастопольского государственного ансамбля танца «Чёрное море», знакомые публике по спектаклю «Щелкунчик», где они же — в роли мышей. Пройдёт каких-то несколько лет, и это место стабильно и навсегда займут парни — воспитанники академии, которые просто в силу возраста пока не готовы к таким партиям. Однако все они, включая других своих товарищей по балетной академии, задействованы в «Белоснежке» в массовых танцах («Бабочки», «Ласточки», «Шмели», «Лес» и упомянутая выше «Дьявольская пляска»). И надо честно сказать, эти танцы очень хороши и красивы как по рисунку, хореографии, так и благодаря превосходным костюмам, созданным художником Татьяной Ногиновой.

Пожелаем севастопольской «Белоснежке» долгой сценической жизни. Как ни крути, этот спектакль — пример того, как своими силами, опираясь на собственные таланты и дарования местной балетной школы, можно создавать настоящие балетные постановки для детей.

Сергей Абрамов
Фото Анны Садовниковой. Пресс-служба губернатора Севастополя

2758
Поделитесь:
Оцените статью:
5
В среднем: 4.3 (3 голосов)
Обсуждение (7)
еще одна мама школьников
7879
еще одна мама …

"...Академия хореографии Севастополя показала премьеру балета «Белоснежка» по мотивам сказки братьев Гримм, который стал вторым в линейке собственных постановок после дебютного показа «Щелкунчика» в 2021 году...".

А сколько премьер было за эти три года у ДДЮТ?

И
674
И

Молодцы, что тут скажешь, главное, что не унывают!

Евгений1
741
Евгений1

А сколько премьер было за эти три года у ДДЮТ? 

В "Калейдоскопе" за последние несколько лет - "много проблем", если мягко сказать. И проблема в "Бах...". Тихо загнивает. Там в глазах - одна темя: снять с родителей под проплаченные "международные конкурсы" свой интерес. Может я и ошибаюсь. Не судите. А ребята там хорошие. Валерий Трофимович - лучший, от проблемы "много проблем" отошёл.  Не царское это дело в д.... заниматься, да и возраст!

еще одна мама школьников
7879
еще одна мама …

Евгений1,

Про "Калейдоскоп" мне рассказывать не стоит. Наши там оттанцевали и выпустились. Вспоминаем только с благодарностью. Какие бы проблемы там ни были, но по несколько премьер в год там есть всегда.  

Уж точно не одна за три года. Хотя костюмы, обувь, поездки  за счет родителей, а не за бюджетные средства.  

еще одна мама школьников
7879
еще одна мама …

Евгений1,

Дополню. В ДДЮТ "Калейдоскоп№ не один. 

Мелита
2963
Мелита

Дети Молодцы, поздравляю с праздником  премьеры, с Подведением итогов месяцев труда. 

Главное, чтобы дети, маленькие художники балета, почувствовали радость от погружения в труд творчества /непередаваемое чувство /.

Ну а разбор постановки, сочинённой музыки с электро гитарами и "элементами внутреннего мира" постановщика - умолчу......

Роза64
34
Роза64

Интересная журналистская заметка всегда точно пишущего про события культуры Сергея Абрамова. Я лично смотрела Щелкунчика в постановке академии, но это совсем детский спектакль, взрослым, без детей определённого возраста там смотреть нечего, кроме вариаций Маши и Принца-Щелкунчика, но их дуэты, это не постановка академии, а всем известная, классическая версия выдающегося хореографа Василия Ивановича Вайнонена, помню Жанна Губанова прекрасно исполняла свою партию с Сереем Полуниным. Поскольку следующий детский балет-спектакль мне, взрослому человеку, смотреть не интересно, я не пошла, судить про него не могу, хотя прочитать было интересно. Но в рассказе уже про второй спектакль нашей академии как-то ясно прослеживается одна тенденция: что-то там мало мальчиков среди учащихся…. Мало их было видно на сцене в Щелкунчике. Явно, что из-за этого и привлекают в который раз артистов нашего ансамбля (где мальчиков во все года было предостаточно!). Пройдет пару лет ещё и с кем эти девочки, которых так хвалит журналист - наверняка, заслуженно! - будут танцевать настоящие балеты? Не с ребятами же из Черного моря?!?! Балет то танец дуэтный! Интересно узнать, сколько девочек и сколько мальчиков обучаются на одном потоке там сейчас.

Главное за день

Кого россияне считают главными героями 2025 года

Лидер профсоюза «Учитель» объяснил, почему педагоги оказались на непочётном шестом месте народного рейтинга.
17:19
0
408

Дорогое чудо: во сколько крымчанам обойдётся Дед Мороз

Услуги бородатого волшебника подорожали к концу года.
16:24
2
529

Из небытия вернулись почти полторы тысячи имён защитников Севастополя

Сотрудники «35-й батареи» по крупицам продолжают восстанавливать имена воинов.
16:08
0
662

Как СВО помогла крымскому мальчику с инвалидностью раскрыть талант и найти себя

Юный волонтёр мечтает встретиться с Владимиром Путиным и подарить президенту свою картину.
10:28
1
869

Чем занимается «Отряд Севастополь»

Формирование, о котором очень мало говорят, выполняет важную миссию.
08:00
5
2139
Туризм

В Севастополе из тени вышли менее полусотни гостевых домов

Остальные с 1 января не смогут оказывать и рекламировать свои услуги.
14:05
5
1118

Успех с неприятным привкусом: в какие регионы едет больше всего туристов

Только один из пяти топовых регионов показал прирост гостей, остальные — в минусе.
11:13
0
457

В Крыму подготовили более полсотни бесплатных экскурсий на новогодние праздники

Краеведческое развлечение предлагают почти все крупные города полуострова.
12:29
0
3889

Прикоснуться к истории: в Крыму набирает обороты археологический туризм

Туристы охотно едут на раскопки памятников старины в Крыму.
18:27
0
2404

Какие туристы чаще всего ездят в Москву и тратят там больше денег?

Миллионы путешественников посещают столицу ежегодно.
11:19
0
681