Севастополь

«Щелкунчик» как севастопольская традиция

Рассказ участника балетного спектакля от первого лица.

«Щелкунчик» как севастопольская традиция

Полноценным участником балета «Щелкунчик» автор этих строк стал неожиданно для себя. Готовясь рассказывать читателям об особенностях предновогодней постановки Севастопольской академии хореографии и напросившись на одну из репетиций — получил встречное предложение от проректора учебного заведения Елены Бельковой:

«Сергей, а мы хотим предложить вам роль „гостя-родителя” в спектакле. Сможете всё увидеть и прочувствовать изнутри».

От такого предложения отказываться глупо как минимум по двум причинам. Во-первых, уже разыгралось журналистское любопытство. А это значит, можно сделать интересный материал. Во-вторых, новый опыт, сопряжённый с выходом на сцену, хотя и страшный, но полезный — хотя бы как пример для собственных детей.

Кроме того, традиция нашей академии хореографии задействовать в «Щелкунчике» в ролях «гостей» педагогов и родителей воспитанников балетной школы продолжает жить. И, конечно, она выделяет наш севастопольский «Щелкунчик» на фоне остальных, широко шагающих по главным сценам страны: делают его неповторимым и особенным.

Фото Анны Корниловой

До генерального прогона на сцене театра им. Луначарского в балетном зале академии для «родителей» было три репетиции, две из которых провёл балетмейстер-постановщик Эмиль Фаски. На первой же репетиции самые простые движения вызвали приступ паники: нужные нейронные связи только начинали завязываться.

Юношеские годы я провёл на борцовском ковре и в бассейнах, сейчас не вылезаю из «качалки». «Квадратный» я, какой балет? Смотреть балет как зритель, писать о нём как журналист — это одна история. Но сейчас стояла новая задача — сыграть в балетном спектакле на главной сцене Севастополя. Чувство ответственности перед коллективом академии и артистами спектакля, среди которых Ксения Рыжкова (балерина МАМТ, роль принцессы Мари) и Дмитрий Соболевский (премьер, роль Щелкунчика, принца), требовало самостоятельных ежедневных тренировок.

Дополнительно мотивировало понимание, что «Щелкунчик» был в череде тех великих произведений Чайковского, которые сделали русский балет самым главным во всём мире.

Самая сложная часть в партии гостей — танец пар. Простоту и лёгкость танца показывал и объяснял Евгений Сердешнов (педагог Академии хореографии Севастополя, исполнитель роли Дроссельмейера).

Выглядит это так:

Четыре шага вперёд — поворотпоклоны с приставным шагом в обе стороны — dos-à-dos (фр., по-русски «досадо» — поменяться в танце местами) — pas galop (фр., по-русски «па галопа» — шаг с лёгким подбивом ноги).

После pas galop идёт «смещение» по формуле «шаг + приставить». Причём если смотреть прямо со сцены на зрителя, то должна получиться колонна (линия затылок в затылок), а если смотреть по сторонам — должна получиться линия. И мы одновременно, смещаясь, делаем и колонны, и линии. Затем двумя колоннами — шаги вперёд и назад, снова dos-à-dos. И финал — садимся на колено через первую позицию, локоть придерживается, не висит, и предлагаем руку открытой кистью спутнице.

Если из зрительного зала танец родителей-гостей смотрелся легко — значит задача выполнена.

Фото Виталия Козловского

Мне посчастливилось танцевать с педагогом Анной Суховой (экс-солистка Михайловского театра). Благодаря её поддержке получилось справиться и с танцем, и со сценическим движением и внести свой вклад в создание сказочного спектакля для детей.

Роли стариков Штальбаумов исполнили Елена Белькова (экс-солистка «Урал Опера Балет», проректор Академии хореографии Севастополя) и Кирилл Москалёв (проректор Академии хореографии Севастополя). К слову, Кирилл Москалёв — тот редкий пример многостаночника, который только что был на сцене, а уйдя за кулисы, ещё в гриме, уже решает по телефону организационные вопросы по спектаклю и жизни академии.

Фото Анны Корниловой

Младшие Штальбаумы — Татьяна Фёдорова (педагог Академии, экс-солистка Новосибирского театра оперы и балета) и Артём Сопронюк (солист Севастопольского государственного ансамбля танца «Чёрное море»). Кстати, артисты из «Чёрного моря» — Валерий Карпюк, Александр Мамаджанов, Александр Стародубцев, сыгравшие мышей, показали себя большими профессионалами, максимально выкладываясь как на репетициях, так и во время спектаклей.

В ночь после премьерного для меня «Щелкунчика» снилось, что стою на той самой сцене в пятне света и кручу фигуру, а голос балетмейстера из-за кадра настойчиво просит повторить ещё и ещё один раз: «Ты же понимаешь, что на тебя будет смотреть зритель».

На утро в гримёрках был на «исповеди» перед опытными артистами балета. Рассказал о своих «ночных танцах» — и услышал в ответ, что это стандартная в творческом мире история, которая объясняется высокой эмоциональной вовлечённостью в спектакль. Поделились со мной и ночными кошмарами балетных, когда снится, что неожиданно вываливаешься на сцену, а рисунок танца напрочь забыл; или вот-вот должен быть выход, а у тебя не до конца надет костюм.

За несколько часов до финального спектакля появилось чувство тоски по уходящему куда-то в историю всего, что позволило состояться «Щелкунчику» в этом году. Тогда Анна Сухова поделилась балетной приметой: после завершения премьерного спектакля нужно громко крикнуть в гримёрке — «Всё!», тогда с большой вероятностью спектакль будет жить долго.

Фото Виталия Козловского

Севастопольский «Щелкунчик», как и «вагановский», — один из немногих в России, где танцуют дети. И дети справились на все сто. После спектаклей за кулисы им несли цветы от зрителей, а балетмейстер-постановщик Эмиль Фаски не скупился не похвалу и советы подрастающим артистам.

Наш «Щелкунчик» за год ощутимо вырос. Во-первых, у спектакля новые красивые декорации. Во-вторых, сохраняется безупречный уровень исполнения заглавных партий — Мари и Принца — благодаря участию Ксении Рыжковой и Дмитрия Соболевского. Одно только их появление привлекает большое внимание к постановке Эмиля Фаски как в России, так и за её пределами.

Фото Анны Корниловой

В-третьих, и это главное достижение нашего «Щелкунчика» со всеми его традициями, — балет-фантазия показал заметный рост мастерства воспитанников академии. В массовом танце дети всё более серьёзно и чисто исполняют элементы, держат позиции. В танцах кукол появились воздушные туры, повороты-блинчики, прыжки. В сольных танцах проявилась индивидуальность. В этом году дали три спектакля. Продолжение следует…

Всё!

Сергей Абрамов

Фото Анны Корниловой, Виталия Козловского

2100
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
Еще нет голосов

Обсуждение (9)

Profile picture for user Salieri
50

И правда хорошая традиция. Прочитал, как будто сам там внутри побывал. 

За детей можно только порадоваться. Прекрасное и увлекательное будущее им создают.

Profile picture for user komandor
6193

Что-то уж очень усиленно на ФП в последнее время "севастопольский балет" рекламируют. К чему бы это? biggrin 

А то, что по сцене дают походить журналистам и родителям - эта "особенность" исключительно оттого, что негде взять миманс. Обычно такие роли: родителей, королей, королев исполняют артисты балета пенсионного возраста. Во=первых им денежка за участие; во-вторых они не утратили своих балетных навыков, одна выправка чего стоит - ни один "сутулый" родитель не будет так шикарно выглядеть на сцене. 

Севастопольский балет, если говорить строго, еще даже не родился, что там хвалить то так безудержно? Солисты знаменитых театров не помогут в повышении имиджа театра, т.к. все разумные люди понимают, что они солисты других театров. Кстати, Рыжкову видел на сцене в Севастополе два раза и оба раза не понравилось. Чуть ли ни одна из всех  ведущих артистов, которая танцевала в пол-ноги. В гала-концертах были и поярче звезды, но никто из них не позволил себе так пренебрежительно отнестись к провинциальному зрителю. Хорошую солистку и балерину отличает стабильно идеальная работа на сцене, где бы она не танцевала. А эта барышня "звезду поймала", увы

Profile picture for user еще одна мама школьников
2954

to komandor:  и тишина про коллектив, который десятилетия привозит в город Гран-при. Понятно, что академия и учреждение ДО - разные весовые категории. Но такой ее "пиар" - так себе пиар. 

Profile picture for user komandor
6193

to еще одна мама школьников:  Вы про "Радость"? Ну, это немножко не балет biggrin Хотя как народники они на очень высоком уровне.

Profile picture for user еще одна мама школьников
2954

 

to еще одна мама школьников:  Вы про "Радость"? Ну, это немножко не балет  Хотя как народники они на очень высоком уровне.

 При чем тут "Радость"? Гран-при практически с кажого конкурса и мешки дипломов за первые места (и классику в том числе), включая зарубежные, годами привозили не они. Как сейчас, не знаю, дети уже выпустились, не танцуют. 

"Радость" ГБУ когда стала, в 2015м?

 

Profile picture for user komandor
6193

to еще одна мама школьников:  ну, "Радость" еще в мое детство была лучшим детским ансамблем народного танца (хотя я безумно рад, что меня миновала чаша сияbiggrin, "пианины" на все жизнь хватилоhaha). Но, так сложилось, что я знаю реальный уровень наших балетных коллективов. Только один годами привозит призовые места, включая зарубежные. Но, Вы в первом посте указали десятилетия, а этот коллектив всего то 10 лет существует в Севастополе smile

Profile picture for user еще одна мама школьников
2954

to komandor:  Да. Десятилетия. Старший пошел заниматься в 2009м, так там уже вся стена была в дипломах, а шкафы - с вымпелами. Повторюсь, как сейчас, не знаю: оба уже оттанцевали, получили Свидетельства о дополнительном хореографическом образовании и выпустились.. Хотя по той части ни один точно не пойдет.

 

Profile picture for user komandor
6193

to еще одна мама школьников:  Я очень извиняюсь, но коллектив случайно не на букву "У" начинается? Если так, то еще раз извините, таких дипломов и я наполучать могу. Вот реально у них слабый уровень подготовки.

А свидетельство о ДХО выдают все "самоделки"

Главное за день

Восстанавливать севастопольские памятники станет проще?

Некоторые виды работ можно проводить и без госэкспертизы, считает Екатерина Алтабаева.
19:00
3
820

Казаки-разбойники: как украинцы помогали России освободить Крым от Турции

С 1654 года запорожские казаки официально воевали на стороне Российского государства.
18:16
5
976

Почему командира подводной лодки из Севастополя зачислили в состав ВМС Великобритании

Удивительная история «Алросы» — главной подводной лодки ЧФ в 90-х и 2000-х годах.
20:01
3
34529

Самый известный паровоз Севастополя умирает среди ведомств и полномочий

Несмотря на многолетние усилия, его реставрацию начать пока не удалось.
12:00
20
2407

Как севастопольцам не нарваться на большой штраф за недопуск газовщиков

С сегодняшнего дня начинают действовать новые правила техобслуживания.

20:00
90
9676

За незаконный коттедж на «даче командующего» потребовали четверть миллиарда

Часть «дачи командующего» при Украине увели из госсобственности.
19:00
18
12897