В культурной жизни Севастополя произошло важнейшее событие, которому гарантировано достойное место в нашей истории. Севастопольский театр оперы и балета впервые показал полноценный спектакль, составленный из трёх одноактных балетов собственного производства.
Два из них — балет «Рахманинов. В память» на музыку С.В. Рахманинова и «Комната ожидания» на музыку современных композиторов — для Севастополя поставил хореограф Джона Кук. И один балет — «Картинки с выставки» на музыку М.П. Мусоргского для нашего театра поставил российский хореограф Антон Пимонов.
Джона Кук и его «комната»
Премьеру балета «Рахманинов. В память» (21 минута) севастопольская публика видела летом на гала-концерте театра. Тогда вместе с артистами на сцене солировали два фортепиано. Сейчас же чувствовалась нехватка живого исполнения пронзительных сюит и прелюдий композитора, зато роль Рахманинова вместо Сергея Полунина на этот раз танцевал сильнейший премьер Дмитрий Соболевский. Даже на небольшой по балетным меркам сцене театра им. Луначарского, где прошли премьеры, Соболевский сумел максимально раскрыть свои сильные качества — прыжки. Хорошее впечатление оставили и воспитанники Академии хореографии Севастополя, которые намного более синхронно танцевали в этом спектакле, чем в июле.
Премьер Дмитрий Соболевский, фото Юлии Михеевой
Балет «Комната ожиданий» (34 минуты) в хореографии Джоны Кука умещал в себе сразу несколько интриг. Во-первых, было любопытно, как британский хореограф сможет в цельном балете совместить совершенно разную и по стилю, и по манере исполнения музыку современных композиторов, начиная от музыки комика Хью Лори (Англия) и мультиинструменталиста Рене Обри (Франция) до бунтарской группы Los Invasores (Мексика) и автора музыки к кинофильму «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» Микаэля Таривердиева (СССР). Публика увидела 10 картин, обрамлённых в 10 музыкальных композиций.
Во-вторых, интриговал сам танец и его смысл. Кстати, наличие внутренней задачи, считываемой зрителями, становится доброй традицией севастопольского балета. Современный балет Джоны Кука на полупальцах от первой до последней секунды был посвящён любви. Осмелюсь предположить, что в таком откровенном и интеллигентном разговоре языком балета об отношениях между мужчиной и женщиной севастопольцы давно не участвовали. Артисты наполняли зал концентрированным коктейлем эмоций. А эмоции в балете — это руки. Было и много символизма с драматургическими театральными решениями, которые любит использовать Джона в своих постановках.
— Мама, а струящийся на сцену песок — это как песочные часы? У них уходит время? — интересовался шёпотом один из самых юных зрителей.
— Да, сынок. А воздушный шарик — это, похоже, её мечты (героини Ксении Рыжковой. — ForPost).
— Зачем же они разрушили её мечты? — сформулировал маленький зритель очередной вопрос, когда артисты прокололи иглами накрытые покрывалом воздушные шары.
Приятно было смотреть в этом балете на эмоциональное исполнение задуманного Валерией Мухановой (ведущая солистка МАМТ) и Евгением Дубровским (первый солист МАМТ).
Ксения Рыжкова (балерина МАМТ), танцевавшая во всех трёх балетах вечера, была особенно хороша в «Комнате ожидания». Она стала синонимом лёгкости и воздушности. Казалось, балерина вообще не опускается на сцену — и только коснувшись пальцами пола, снова устремляется вверх: безупречная техника ног и фантастическая полётность рук. А как Ксении танцем удалось показать уничтожающую до нуля боль, когда лопались те самые воздушные шарики, одной ей известно.
Ксения Рыжкова (балерина МАМТ), фото Юлии Михеевой
Одной из главных ценностей «Комнаты ожидания» для автора этих строк стали длинные, почти толстовского размаха паузы: панорамные раскрытия образов, когда на авансцену выходит замысел творца и внутренние голоса героев. Танец на стульях в исполнении Джоны Кука и Марии Александровой (балерина Большого театра, народная артистка России) с их борьбой взглядов — лучший из таких примеров.
И если балет «Рахманинов. В память» Джона Кук ставил на классических движениях, то в «Комнате ожидания» он сделал акцент на режиссуре и сценографии, а его хореография была созвучна со стилем Пины Бауш — известной немецкой танцовщицы и хореографа, ушедшей в 2009 году.
«Хореография является для хореографа лишь инструментом, он вправе использовать любые движения для реализации своей мысли. Стиль оформления спектакля — минималистический, хореограф использовал лишь бутафорию», — сказал про «Комнату ожидания» Андрей Уваров, руководитель Севастопольского театра оперы и балета, народный артист России.
Прогулка
Разглядывая после завершения спектакля фотографии семей участников СВО, размещённые в фойе театра им. Луначарского, зрители с интересом обсуждали, что балет Джоны Кука «Комната ожидания» был максимально объёмным, заполняющим всё пространство сцены. А вот балет Антона Пимонова «Картинки с выставки», о котором речь пойдёт дальше, — линейным. Дискуссия почти перешла в военно-морскую тематику, поскольку линейными в севастопольской повестке часто бывают корабли, но вернулась в плоскость балета и завершилась соглашением, что в Севастополе понимают значение оксюморона «танцевать об архитектуре».
Упомянутую линейность, публика объяснила отсылкой к плоскости живописного произведения. Похоже, смыслы, заложенные в хореографии, многим пришлись по душе. К слову, за два дня премьеры одноактных балетов севастопольского театра посмотрели более 250 жителей с ограниченными возможностями здоровья.
Антон Пимонов и его «картинки»
Про «Картинки с выставки» русского хореографа Антона Пимонова на музыку великого русского композитора Модеста Петровича Мусоргского можно писать отдельный текст… Хореограф признался, что давно подбирался к этому балету, несколько лет ставил его у себя в голове. И действительно, в этом большая ответственность Пимонова и перед Мусоргским.
Не случайно музыковед Л.В. Нехорошкина ставит «Картинки с выставки» в один ряд с величайшими фортепианными произведениями русской музыки, они очень часто исполняются во всём мире, перекладываются и анализируются. Известно, что Мусоргский написал «картинки» в честь своего друга — художника и архитектора В. Гартмана, который слишком рано скончался, и друзья устроили ему посмертную выставку.
Структура сюиты Мусоргского, как и балета Пимонова, строится как прогулка от одной картины к другой с обязательными остановками и разглядыванием картин. Привычного либретто у спектакля нет, но хореограф вместе с артистами двигался по сюжету через названия и образы, заложенные Мусоргским в 1874 году.
«Через музыку в этом спектакле показаны все особенности человеческого характера. Наша сложность в том, что за 26 минут нужно рассказать очень сложную историю. Чтобы воплотить задуманное, пришлось отказаться от прогулки № 4 и двух картин — „Лимож. Рынок” и „Богатырские ворота. В стольном городе Киеве”, которые есть у Мусоргского», — рассказал Антон Пимонов.
Такое решение Пимонова вполне оправданно: соната Мусорского завершается воем ветра на кладбище, хореограф же останавливает свой балет сюжетом устремления вверх — к свету, к благостному будущему. Удачным был и ход использовать оркестровку М. Равеля сонаты Мусоргского для фортепиано. С одной стороны — она изящно перекликалась с «рахманиновской» частью вечера, а с другой — гармонировала с камерным составом участников балета: Семён Чудин (премьер Большого театра, заслуженный артист России), Ксения Рыжкова (балерина МАМТ), Алина Липчук (солистка Кремлёвского балета), Артур Мкртчян (первый солист МАМТ), Евгений Дубровский (первый солист МАМТ).
Ксения Рыжкова (балерина МАМТ), фото Юлии Михеевой
Более того, хореография получилась до такой степени удачной, что буквально любой «стоп-кадр» показался и академически красивым с балетной точки зрения (руки всей танцующей пятёрки в прогулке № 1), и содержательным по художественному высказыванию в сольных и парных танцах. Особенно запомнился Семён Чудин, чьё выступление в Севастополе публика всегда принимает с восторгом и уважением.
Антон Пимонов, как человек ответственный и перед зрителем, не скрывал волнения перед премьерой. Но его труд окупился восторженными аплодисментами и продолжительным обсуждением балета в театральном фойе. У хореографа получилось почувствовать в музыке Мусоргского и облечь в танец способность, которую искусствовед А.С. Скрыбина описала как «синтезирующую благоприятное впечатление как на профессиональную, так и на любительскую публику».
И действительно, кроме понимания, что Пимонов сделал большое дело для русского искусства, поставив балет на музыку Мусоргского, после пимоновских «Картинок с выставки» присутствовало ощущение духоподъёмной и светлой радости. Для одних — это была зарисовка из картинной галереи. Для других — аллюзия на путешествие из России в Европу с возвращением назад — домой.
Вот так взращивается севастопольский зритель: своим вниманием, собственными трактовками создающий севастопольский балет. Севастопольцы редко кого-то ждут. Мы сами копали окопы и в русско-турецкую, и в двух последующих оборонах. И у адмирала Фёдора Ушакова не хватало кораблей, чтобы выстраивать их в линии перед турками. Но за счёт храбрости моряков и таланта командиров он победил.
Так и мы: соучастием свой балет севастопольским создадим.
Сергей Абрамов
Фото Юлии Михеевой
Обсуждение (36)
"Вот так взращивается севастопольский зритель" Ну-ну. Несколько лет назад я пришёл на "Щелкунчика" в ДК Рыбаков. И мне, с детства балетоману, стыдно за это позорище. Какой там Петипа, постановка какого-то армяна для 14-го коллектива аж самой Мариинки. Первые полчаса по рядам ходили дети с попкорном, их вопли заглушали даже музыку, даже закрыть глаза и послушать в деревянном ДКовском исполнении не выйдет. Балеруны из ПТУ и толстые девицы оттуда же ножку задрать не умеют. Я не знаю, какая падла сделала это поганое шоу, но в Севастополе я на балет больше не пойду, рвотный рефлекс, спасибо. И не нужен он нам! Вот буду в Питере, в сотый раз посещу Мариинку, там за отступ от традиций вздрючат, и за планкой качества следят. А нас числят провинцией и будут втюхивать всякую бездарь, скоро и шаурму в вестибюле воткнут. Очень надеюсь, что красиво отписанное в статье исключение, но не верю, что такое станет правилом.
P.S. Автор, конечно, мастер слова. И искусствоведов у нас на единицу населения больше, чем собака блох возит. Но зацените, как автор приплёл к обычному театральному обзору и копание окопов, и храбрость моряков, даже Ушакова не пожалел. За такое, милый, положено шандалом в русской традиции!
Зрелищ в Севастополе становится все больше и больше! Особенно благодаря Правительству. Завтра утром такое будет. Вход только паспортам, зато бесплатный. Одна жалость, количество мест ограниченно, ссылка на представление (здесь).
Союз России и Британии находил понимание у севастопольской публики.
Относительно Британии (несмотря на культурные контакты) не понимаю - Зачем так бравурно, особенно сейчас. Из заметки-статьи, как и ранее, непонятно место происходящего (или так задумано?)! А всё остальное - прекрасно! Искусство всегда будет! Дай-то Бог и Севастополю длиннопериодный бюджет оперы и балета в тягость не будет!!! Исторический только сначала восстановите. А уж потом: "Кармен-сюита", Спартак", "Дон Кихот" ...
Вот так и думала, что в севастопольском оперном сцена будет использоваться для постановки всяких новаторских выкрутасов, от которых отказались другие, более солидные театры. Особенно, если это связано с европейскими деятелями, к которым наше городское руководство испытывает просто трепетную любовь. Вспомните аргумент, что мы никак не можем отказаться от совершенно неуместного проекта оперного театра, поскольку его нарисовал австрийский архитектор, а это европейский уровень!
Как начался оперный театр со скандала, так, видимо, это будет его визитной карточкой и дальше.
Балет это прекрасно. И статья отличная.
Но некоторые выражения, это что то - например Союз России и Британии находил понимание у севастопольской публики. ???
Следующий пример - Как цементируется севастопольский балет...???
Все таки, когда разговор идет об искусстве, надо более тщательно подбирать выражения, более соответствующие освещаемому событию...
to Patriot1.: В прошлый раз этот автор "заражал" оперным искусством, а теперь "цементирует" балет.
Было укровремя и командовала мадам "Брошкина" - главный дерусификатор нашегот города. Я сам в ДКР - ни шагу! Ну не могу себя пересилить!Уверен меня поймёте.
Ага... особенно после атаки британскими ракетами на штаб флота.
Может быть он на Хрусталке строителем оперно-балетного театра подрабатывает?
Не стого конца начали! Сначала надо было поднимать завод, хотя бы "Серго Орджоникидзе", что было действительно "достойным местом в нашей истории", особенно если учесть про ВМБ. А уж потом забавляться "культурной жизнью". Хотя она из без балета раньше была на высоте!
Надо же такое придумать - зацементировать мгновение. Однако...
"...Вот так взращивается севастопольский зритель: своим вниманием, собственными трактовками создающий севастопольский балет...".
Автор в Севастополе недавно или впервые на балет попал?
Мы с советских времен тут избалованы и оперой, и балетом: труппы всех ведущих театров Союза с удовольствием приезжали в Севастополь на гастроли. Про то, что и мы ездили в столицу, уже молчу.
Специально сходили с женой на этот балет. Получили большое удовольствие. Особенно впечатлил балет на музыку Мусоргского.
Но, конечно, нужно понимать на что вы идёте в театр: читать, предварительно изучать, готовить себя. Иначе будет, как у основной массы комментаров к этой статье.
Прям избалованы? Повезло же вам.
На что ходили? Чем вас так активно баловали?
А вы из тех, кто статью так и не прочитал?
Кстати, вы заметили, что все комментарии не по теме статьи? )))) Интересно, почему?
to Salieri: А Вы не помните всех постановок, что сюда привозили?
to еще одна мама школьников: А откуда он может это помнить? Судя по тому, что на сайте он зарегистрировался в сентябре 2023, то явно из недавно прибывших. И вряд ли из столицы.
Выражения:соната Мусоргского,оркестровка Равеля,вой ветра на кладбище,не имеют никакого отношения к происходящему на сцене.Это выдумки автора статьи.Что же касается самого спектакля,то он произвёл довольно унылое впечатление.Балетмейстерам,что нашему,что мелкобриту,ещё много работы над собой потребуется,прежде чем выдадут достойный результат,чего я им искренне желаю.Танцоры-молодцы,ничего не скажешь.Но если нет драматургической и хореографической основ(а её нет),то,как говорится,выше головы не прыгнешь.
А ещё , я не могу понять, почему, как только поднимается тема обсуждения постановок нашего нового строящего театра ПОСТОЯННО КТО-ТО, ДА НАПИШЕТ про несчастный бедный бюджет нашего Севастополя, который должен будет этот театр содержать?!?! Вы настолько безграмотны, что не можете прочитать его полное название - ФЕДЕРАЛЬНЫЙ! Понимаете, что это значит? Это федеральный бюджет, не региональный! Он не имеет никакого влияния на бюджет нашего города! Что есть театр, что его нет, это никак не изменит количество денег и их распределение у нас в городе. Так же во всех новых культурных комплексах, которые строятся сейчас по всей стране! Если хотите не совсем глупо выглядеть, почитайте сначала, это общедоступная информация!
Т.е. когда звучит музыка Мусоргского - она не имеет никакого отношения к Мусоргскому? Мы правильно поняли вашу мысль?
Важно владеть достоверной информацией, прежде чем что- то писать в комментариях! Не так давно вечер премьерных балетов Made in Bolshoi - хореография Антона Пименова , прошел в Большом театре с огромным успехом ! Наш балет жив, и его современная история тоже развивается! Балет разнообразен! Соответственно и на сцене Севастопольского театра оперы и балета будут представлены как и классические, так и современные постановки! Это же прекрасно, когда есть такое " вкусное " разнообразие!
Хотя мы с женой и приехали в прекрасный Севастополь, мы с уважением относимся к городу, его жителям и учреждениям, которые занимаются созидательным трудом. Живем мы в Севастополе не первый десяток лет и изучаем историю города.
Например, я знаю, что великий оперный певец Леонид Иванович Собинов, организовавший после революции что-то похожее на оперный театр, первым делом поставил "Евгения Онегина", "Травиату", "Ромео и Джульетту", а потом - "Демона".
Знаю я также, что в 60-е годы севастополец - участник ансамбля песни и пляски ЧФ Николай Гресь был солистом Большого театра. Спел он множество известных партий в операх "Аида", "Снегурочка", "Чародейка" Чайковского и других.
С балетом такого размаха в Севастополе не было.
А то, что я зарегистрировал недавно: это мне ограничения службы не позволяли. Теперь вышел на пенсию и могу себе позволить.
Не приехавшим колхозникам прививать культуру севастопольцам! Начиная с татуированного Полунина. Сплошные шедевры культуры. А речь из них льётся, прямо заслушаться и тем более зачитаться, можно.
to Лукина Сергеевна Валерия: А федеральный бюджет значит можно разбазаривать на провальные проекты? Федеральный бюджет бездонный?
to еще одна мама школьников:
Salieri прав, что ничего путного из балета никогда в наш город не привозили. Я уже говорил - это все частные коллективы занятые исключительно гастрольными турами по стране. Я хоть и не гнушаюсь, в отличии от Endemic, посещать эти гастрольные чёсы, но хорошего видел очень мало. Если увидел, что труппа полный отстой, то второй раз, безусловно не пойду. Если вспомнить советское время, то помню выступление Махму́да Эсамба́ева - потрясающе. Но это не балет. Несколько лет назад в ДКРе смотрели "Золушку", плохо помню, кто привез (вроде "Корона русского балета" ) - очень талантливая молодежь была на сцене. Остальное, увы - шлак. Нынче хоть из-под палки привозят действительно звезд для Гала-концертов так называемого "севастопольского" театра оперы и балета.
to komandor: Ну не совсем так. В советское время каждое лето к нам приезжал на гастроли какой-нибудь оперный театр. Конечно, это был не Большой или им Кирова, но вот пермский я помню отлично. В основном везли оперу, балеты исполняли в урезанном виде, поскольку сцена театра Луначарского маловата. Но все-таки балет был.
И не забывайте про традицию на каникулы вывозить школьников в Москву или Ленинград с обязательным посещением театров. Потом пришло время сборных концертов и гастролей частных трупп - Таранда, Гордеев и пр. Общее представление о балете любой желающий мог составить.
to Амазонка: Оперу не очень люблю, один раз в жизни отмучался на "Чио-чио-сан" и хватит. Какие-то отрывки из опер посмотреть в инете еще могу. Но целиком - это слишком для меня
Чтобы составить представление о балете, балет нужно смотреть качественный. А то общее представление закончится на пачках, пуантах и обгоревших на нашем пляже "лебедях" танцующих в пол-ноги.
Ну, из гастрольщиков Таранда и Гордеев самое "крутое", конечно. Но, Таранда и его труппа хоть стараются, а вот у Гордеева думы только как денег срубить - провинция любую халтуру проглотит.
Вы неправильно поняли мою мысль.Я писал о СОНАТЕ Мусоргского(коей не существует в природе),а не о музыке Мусоргского.
to komandor: А где его взять, качественный балет? Если верить Н.Цискаридзе (а я ему верю), то общий уровень российского балета свалился ниже плинтуса и халтуру можно увидеть даже в Большом.
to Амазонка: Я бы не доверял так безоговорочно Цискаридзе :) Но, да - уровень современного российского балета ужасен. В Мариинском еще хоть как-то держат качество, а Большой такая халтура - просто жуть. В Пермском неплохо, а если вернувшийся Мирошниченко наведет порядок, опять будет качественный балет. Самарский неплох. Я Вас может удивлю (сам был в шоке), но Красноярский театр очень даже неплох. Распиаренные Урал-опера и НОВАТ в последние годы хочется обнять и плакать.
Доброго всем времени суток, искренне признаюсь, что за свои 37 лет ни разу не писала подобного рода комментарии, а тут просто не смогла пройти мимо.
Начну с того что я инвалид детства 2 группа, культурные мероприятия проходящие в нашем городе были всегда интересны, но к сожалению не всегда могу их посещать так как я опорник и мне нужен сопровождающий, а два билета приобрести на пенсию бывает накладно.
Неоднократно обращалась в театры и другие культурные учреждения города с просьбой о льготном билете, всегда получала отказ если это гастрольное мероприятие или премьера.
В этом году обратилась с данной просьбой в Севастопольский Государственный театр оперы и балета и моя жизнь изменилась. Начиная с июля месяца я посетила все мероприятия которые проводил театр в Севастополе, исключение только второй гала-концерт который проходил в Херсонесе, был отменён из-за погодных условий, но так как я присутствовала то понимаю, что просто не было возможности. Но и здесь театр возместил мою потерю, подарив возможность посмотреть балет «Рахманинов. В память» 2 декабря.
Автор статьи скромно и вскользь упомянул о той благотворительности, которую делает театр, делает регулярно и очень скромно об этом умалчивает. В этот раз было приглашено очень много людей с инвалидностью из буквально всех организаций инвалидов города и все кто захотел смогли прийти в оба дня.
Хочу выразить большую благодарность театру Оперы и Балета за подаренную мне возможность посетить оперные 8, 9 и 10 вечера, шедевры мировой камерной музыки с непревзойдённым Александром Гиндиным и конечно за премьеру трёх одноактных балетов! Мне очень понравилось!
Лично для моей души данные мероприятия очень важны и действую целительно. Спасибо что не забываете о горожанах с особыми потребностями!
Полностью поддерживаю и считаю что театр привлечёт большое количество туристов в Наш город не только летом но и в межсезонье!
Я уже писал про "светлые" перспективы нашего будущего театра. Не хочу повторяться. Просто поржу в голос с Вашего коммента. Уж, извините, но Вы даже малость в этом виде деятельности не смыслите
Также являюсь инвалидом и всю жизнь живу в Севастополе. И могу сказать, что никогда ни одно учреждение культуры Севастополя ни предоставляло на регулярной основе пригласительные для нас. Только Севастопольской театр оперы и балета! Который ещё только строится, но уже показывает такое доброжелательное отношение к нам, его зрителям! 3 декабря - День инвалида, никогда не считала праздником, а в этом году благодаря заботе и вниманию администрации театра к людям с особыми потребностями этот день не могу забыть, потому что он был наполнен яркими красками от увиденного и в душе родилась радость! Как хотелось бы ещё и не раз пережить такую встречу с настоящим искусством! Большое человеческое спасибо всем, кто принимал участие в рождении и проведении этого мероприятия. Брависсимо!
Я не считаю себя шибко просвещённым " балетоманом".
Но впечатление от спектакля остались только хорошие.
Огромная благодарность Севастопольскому театру оперы и балета за такую встречу с настоящим искусством!
На нашей пока еще скромной Севастопольской сцене..
С нетерпением ждём благополучного завершения строительства еще одной жемчужины нашего города героя Севастополя.
Ага-ага, уже в очередь встают. За билетами.