2735

Стихийная застройка и анклавы нищеты. Есть ли другой путь у Севастополя?

Решение проблемы начинается с честного анализа так же, как лечение начинается с честного диагноза.
Стихийная застройка и анклавы нищеты. Есть ли другой путь у Севастополя?
Застройка исторического центра в Севастополе

Все острые земельные вопросы в Севастополе, от накладок при выделении участков для объектов ФЦП до застройки виноградников, имеют одну причину – отсутствие модели развития в условиях неизбежного роста города при дефиците земли.



Застройка и использование земли в городе – один из самых важных вопросов наряду с водообеспечением. Решение проблемы есть, но оно сложное и требует знаний и управленческой решительности.



В противном случае город обречён на безысходность стихийной застройки, уничтожение природы и формирование стагнирующих районов социального дискомфорта с перспективой превратиться в анклавы нищеты.

В России мы нечасто сталкиваемся с проблемой жесткого дефицита земли, поэтому долго бездействуем, столкнувшись с ней. Начинаем рассуждать о ней с утопических мечтаний о том, как остановить рост и развитие (иными словами, мечтаем о стагнации).

Размышления о том, чтобы в Севастополе вернуться в 1970-е годы 20-го столетия, приятны многим, в том числе и мне, но вредны с точки зрения решения проблемы. Пока мы топчемся в нерешительности, город идет по накатанной в украинские времена дороге использования застройщиками природной (земельной) ренты любой ценой – построить что-то на каком-нибудь клочке возле моря и продать побыстрее и подороже.

Это движение по инерции «сжирает» не только природную красоту, но и саму культурную идентичность Севастополя.

Решение проблемы начинается с честного анализа так же, как лечение начинается с честного диагноза. Надо признать проблему дефицита земли в Севастополе и выработать открытую политику ее решения.

Помимо массовой стихийной застройки на дефицит влияют такие факторы как особенности ландшафта и береговой линии, необходимость резервировать землю под интересы национальной безопасности, наличие объектов культурного наследия.

Ожидать, что город будет жить по лекалам 1970-80-х годов, утопично. Он уже сломал эти лекала в постсоветские времена.

Климатические условия, история и культура Севастополя всегда будут привлекательными для переезда на ПМЖ сюда из других регионов. Уже сейчас Севастополь входит в перечень самых востребованных у россиян регионов для переезда.



Мы должны понимать объективный риск такого положения дел: разделение со временем города на районы процветания и районы деградации, сопровождающееся примитивной фобией по отношению к тем, кто выбрал наш город недавно. Начало появления таких районов уже намечается.

Большой спрос рождает большие искушения все застроить как можно быстрее. Так рождается и процветает хаотичная застройка – бич городов юга, – если не противопоставить ей план и волю.



И далее выбирать приходится между двумя дорогами:

  • либо продолжать вести политику лоскутной застройки, отрывая клочки земли от заповедников и виноградников и блокируя развитие на десятилетия вперед;
  • либо целенаправленно работать по обновлению и переформатированию уже застроенных земель, что на порядок более сложная работа, чем просто раздавать куски земли, как в части планирования будущего развития города, так и работы с населением.

Даже многомиллиардные средства, потраченные государством в Севастополе, не гарантируют повышение комфорта жизни горожанам, если они потрачены в логике старой модели жизни города.

На данный момент Севастополь является городом, жизнь которого в высокой степени сфокусирована на историческом центре. Именно здесь сконцентрирована деловая, административная и культурная активности города. Центры жизни и производства в других районах сильно ослабли (нельзя же считать таковыми торговые центры!), что приводит к еще большей моноцентричности по сравнению с советскими временами.

С точки зрения и экономического смысла и социального комфорта в неизбежно растущем городе такая ситуация будет только ухудшаться. Сохранение моноцентричности Севастополя будет толкать город к анклавности, обеднению части населения и застройке красивейших земель несуразными творениями хоть ИЖС, хоть бетонными многоэтажками.

Решением проблемы для Севастополя может быть только переход от моноцентричной модели развития к полицентричной (многоядерной). Полицентричность – это создание новых центров на существующих землях, это пересмотр и перезапуск сформировавшихся районов, а не застройка виноградников и заповедников.

Полицентричность и обновление «старых» увядающих районов – это шанс на то, чтобы достичь целей, которые сейчас кажутся несовместимыми:

  • сохранить природное достояние,
  • обеспечить бурное экономическое развитие как в интересах горожан, так и в интересах тех, кто хочет приехать и трудиться в городе,
  • создать комфортные условия для всех групп населения.

Полицентричность – путь к социальному консенсусу через развитие в условиях неизбежного роста города. Путь сложный с точки зрения исполнения, он требует знаний и управленческой воли.

Но время простых решений для развития Севастополя прошло еще в конце прошлого столетия.

Некоторое время назад я писал о трех развилках, перед которыми стоит родной Севастополь. Одна из них – урбанистическая. Она, как и две другие, по-прежнему ждет решения.



Андрей Никитченко

Поделитесь с друзьями:

Комментарии

Profile picture for user FillipEdrosovich
21
FillipEdrosovich

Спасибо. Статья действительно интересная и грамотная. Но слабо верится, что находящиеся у руля в Севастополе выберут сложный путь. Для себя отметил Андрея Никитченко, не слышал про него ранее. Очень удивил стиль статьи, настоящие живые мысли, нацеленные на развитие, а не стандартный бред чиновника, основанный лишь на страхе перед вышестоящим.

Profile picture for user Козьма П
363
Козьма П

to FillipEdrosovich:  Странно, что вы не вкурсе, что именно это лицо и является директором по реализации ФЦП некоего зибзического развития. Тут что любопытно, если уж директор этого "развития" которое как раз и вливает, точнее контролирует распределение тех самых "многомиллиардных средств государства в Севастополь, не гарантирующих повышение комфорта жизни горожанам." видит решение в "переходе от моноцентричной модели развития к полицентричной", но в чем это собственно развитие состоит сформулировать не может. Т.к. разницы между просто ковровой застройкой с особо циничной точечной ориентированной на исторический центр и аналогичной, но полицентричной особой нет, разве что продление агонии на пару тройку лет. Т.к. что в первом, что во втором случае строить то предлагается ничто иное, как пресловутое "жилье у моря" в форме апартаментов и т.п. Кроме действительно имеющих значение инфраструктурных работ по коммуникациям из которых на практике реализуются только дороги, которые потом перерываются для замены труб ничего сколько-нибудь "обеспечивающее бурное экономическое развитие" в этой ФЦП нет, от слова совсем. Ну не считать же за таковое яхтенную марину в Балаклаве, которая там прописана и предусматривает строительство за бюджетные деньги(!!!) стоянку для частных яхт? Ни одного промышленного предприятия, ни одного действительно дающего рабочие места "кластера", если опять же таковым не считать оперу на мысе Хрустальный.

Profile picture for user FillipEdrosovich
21
FillipEdrosovich

 

to FillipEdrosovich:  Странно, что вы не вкурсе, что именно это лицо и является директором по реализации ФЦП некоего зибзического развития.

 спасибо за комментарий, восторг немного поубавился )

хотя в целом все равно впечатление приятное

Profile picture for user Absolut
2532
Absolut

 Некогда был создан великолепный сайт "Деградация Севастополя"...Вот пример честного анализа проблем города в сравнении с удачными решениями мировых урбанистов. Полистайте страницы этого забытого сайта. Такого уровня аналитики в городе уже нет. Да нет и специалистов достойного уровня для великого города в среде архитекторов, потому и видим чудовищное нагромождение разноплановых объектов на мысе Хрустальный и рождение разукрашенных параллелепипедов вдоль Комышового шоссе. Деградация лютует...

Profile picture for user Borman
1610
Borman

to Козьма П:  Справедливости ради нужно сказать, что Никитченко А.Н. является не "директором по реализации ФЦП некоего зибзического развития", а Генеральным Директором автономной некоммерческой организации (АНО) «Дирекция по управлению федеральной целевой программой «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2022 года» . Обращаю внимание, что эта организация не является органом государственной власти. О работе дирекции можно узнать на официальном сайте.

Profile picture for user Borman
1610
Borman

Путь, описанный автором, как:

"целенаправленно работать по обновлению и переформатированию уже застроенных земель, что на порядок более сложная работа, чем просто раздавать куски земли, как в части планирования будущего развития города, так и работы с населением".

Это ни что иное, как приглашение в РЕНОВАЦИЮ. Для Севастополя это может означать: комплексное расселение и снос жилья построенного с начала 50-х годов XX века за пределами "исторического поселения" и строительство на этом месте новых жилых микрорайонов, отвечающих современным градостроительным нормам.