Невысокие зарплаты, давление со стороны администрации школы, разборки с родителями из-за оценок, провокации учеников и вытекающие из этого скандалы – учителя сталкиваются с этими проблемами постоянно. Но не каждый севастопольский педагог готов говорить о том, что болит у современной школы, даже анонимно.
Журналисты ForPost пообщались с учителем русского языка и литературы, членом Совета профсоюза «Учитель» Анной Штернберг, чтобы узнать, чем вызвано молчание учителей.
Анна Штернберг считает, что это молчание вызвано страхом, и рассказала, что зачастую у педагогов очень «обидчивое» начальство, и есть примеры, когда учителя за публичные выступления или даже вопросы в социальных сетях увольняли.
«Это не выдумка – это вот такая у нас реальность. Люди не хотят потерять работу, люди не хотят ссориться с администрацией. Люди хотят спокойно жить», – прокомментировала Анна Штернберг.
А зачастую учителя замалчивают многое. Например, мы все знаем, что педагоги получают невысокие зарплаты, но на самом деле финансовая ситуация этих специалистов кажется не просто сложной, а «унизительной»: чего только стоит доплата до минимального размера оплаты труда.
Сегодня в связи с постановлением Конституционного суда учитель уже имеет право получать доплату до МРОТ без нагрузки сверх ставки (до этого до МРОТ доплачивали только тем, кто брал на себя дополнительную нагрузку).
«Хотя это, конечно, очень унизительная система, когда учитель должен доказывать, что он может получать зарплату… не достойную даже, а хотя бы не ниже МРОТ, потому что профсоюз “Учитель” всё лето отправлял обращения в прокуратуры всех регионов, чтобы прокуратура проверила, как выплачивается зарплата в соответствии с постановлением Конституционного суда. Это унизительная ситуация для всех нас», – поделилась Анна Штернберг.
А теперь профсоюзу предстоит доказывать, что зарплата сверх ставки должна выплачиваться пропорционально МРОТ. Нередки ситуации, когда за оклад учитель получает 20 тысяч, а если он работает на две ставки, в конце месяца на карту приходят не 40 тысяч, а 35 тысяч.
Больше не авторитет?
Напомним, что в начале этого учебного года севастопольский учитель опубликовал «Открытое письмо», которое вскрыло многие «болезни» современной школы. В этом письме учитель описывает конфликт, который возник у него с родителями учеников: родители были не согласны с тем, как педагог оценивает знания детей.
Но ведь ещё несколько десятилетий назад, если ребёнок приходил домой с двойкой в дневнике, его мама и папа даже не сомневались в том, что это их чадо что-то не доучило или плохо подготовилось к контрольной. Почему теперь в низких отметках виноват учитель?
Дело в том, что сегодня по закону родители – это полноправные участники образовательного процесса, и теперь они могут вмешиваться в него. Анна Штернберг считает, что родители позволяют себе такое отношение к педагогам, потому что они тоже когда-то были учениками.
«Я не думаю, что успешный ребёнок вдруг вырос, стал родителем и пошёл разбираться со школьными учителями. То есть отношение к школе человек принёс из школьного опыта».
По словам Анны Штернберг, учитель перестал быть авторитетом из-за того, что раньше он был единственным источником информации для школьника, но теперь ситуация изменилась.
Помимо этого, нынешняя воспитательная система такова, что учитель вынужден заставлять ребёнка делать то, что ему не надо: «ты должен любить», «ты должен уважать», «ты должен участвовать». Будет ли ученик видеть авторитет в учителе, который вынуждает его что-то делать порой далеко не педагогическими методами?
Как быть?
«Если судить по зарплате <учителя относятся> к нищим. <Чтобы содержать семью>, учитель должен работать не на одну ставку, идти в репетиторство – как угодно, но только не жить на то, что предлагает ему оклад», – поделилась Анна.
Действительно, многие педагоги сейчас уходят в репетиторство, и спрос на такие услуги растёт с каждым годом. Согласно данным сервиса «Авито Услуги», рынок частного преподавания в России выходит на новый уровень и превращается из подработки в полноценную профессию и сектор экономики. А тем временем севастопольские школы испытывают кадровый дефицит.
Несмотря на то, что в городе ведётся системная работа по привлечению молодых специалистов в сферу образования, не все выпускники высших учебных заведений по педагогическому профилю трудоустраиваются в школы.
И всё-таки Анна Штернберг признаётся, что не стала бы отговаривать молодого человека, который хочет стать учителем, от работы в школе.
«Молодость – великое дело. Молодые должны быть лучше нас. Иначе зачем мы школе? Поэтому пусть идёт, пусть защищает права. Потому что они смелее, они, я надеюсь, честнее».
Почему официальные и реальные зарплаты преподавателей отличаются? Почему учителя потеряли свой авторитет? Что мотивирует педагогов не уходить из школы и какие меры стоит предпринять уже в ближайшее время, чтобы улучшить их положение? Ответы на эти вопросы – в новом интервью.
Журналист – Ксения Криловец.
Камера – Даниил Осипенко.
Смотрите программы ForPost на нашем канале в соцсети «ВКонтакте». Подписывайтесь, жмите на колокольчик, чтобы не пропускать новые видео.

Образование - это не информация. Образование - это ФОРМИРОВАНИЕ личности.
Но когда в школе не образовывают, а "оказывают услугу" - о формировании какой личности может идти речь..??..
Успешная работа средней школы должна определятся, прежде всего, не «глубиной» освоения профессиональных знаний – а глубиной человечности выпускников школы. Вне зависимости от того – золотой он медалист или твёрдый троечник. Но для этого в государстве должна быть ГОСУДАРСТВЕННАЯ идеология. Которой сегодня - нет.
Аркаим,
Полностью согласен с Вами. Да и потом - кому говорить - то о своих зарплатах - депобру, минфину, которые и так всё знают? Так они зарплату на грош поднимут, а на три им накрутят доп. нагрузок. Т.е. ничего все годы решать не собирались и не решают.
Или говорить родителям, от которых ничего не зависит? А смысл?. Просто люди уже потеряли веру во власть. Потому и перестали с ними разговаривать. На эту тему было за многие годы столько переговорено, а толку ноль.
С Гагаринской,
Уважаемый С Гагаринской!
Да, Вы правы. Но если власть "ОТПУСКАЕТ" ОБРАЗОВАНИЕ в своей стране на произвол, нищету учителей и пофигизм учеников, то тогда "образование" наших детей ПОДХВАТЯТ ВНЕШНИЕ СИЛЫ с чуждыми нашему обществу ценностями. Совершенно точно замечено: "Хочешь побелить врага - воспитай его детей".
Кто сейчас "воспитывает" наших детей..?..: телефон, соцсеть, тупой медийный контент, культ денег, манящая "сладкая жизнь за бугром" и так далее... Учитель же воспринимается как нечто мешающее и разражающее "правильно образовываться" на базе "клипового мышления"...
/////Анна Штернберг считает, что это молчание вызвано страхом, и рассказала, что зачастую у педагогов очень «обидчивое» начальство, и есть примеры, когда учителя за публичные выступления или даже вопросы в социальных сетях увольняли....
А зачем, тогда, учителям вообще-такой профсоюз -который ,членские взносы собирает ///а за Права Учителей не борется..
Учителей- заставляют вступать в такие профсоюзы??? Но -тогда это из выбор
Интересно узнать ,сколько эта организаций,декларирующая себя как профсоюз -защитило учителей в суде
Ни при Союзе, ни сейчас не уважали и не уважают учителей. Зато министр в шоколаде наверняка. Ничего не меняется.
Norder,
Думаю Лидер профсоюзов -тоже не бедствует..Уже лет 30 как права работников -защищает..
Потому-что говори ни говори, результат один - кукиш с маслом! Пенсионеры на 20 в месяц страдают и везде об этом пытаются напомнить и что? Ни-че-го!
денег нет вы держитесь,они держаться,
кто не выдерживает,тот в бизнес идет...
как говорится цитаты великих людей
я думаю,что те же самые вопросы могут поднять люди других профессий
почему у нас так? может потому,что не стесняются покерфейсы строить, ведь за плохие результаты у нас под это не дают...
Жизнь мне дала-удовольствие -встретится с членом Чилийского профсоюза......И мне даже страшно сравнить наших-Этих лидеров и Лидеров -Профсоюзов -Латиносов...Лидер профсоюзов Латинской америки -никогда и нигде -даже руку не пожмет-работодателю И упаси господи этого лидера профсоюза если кто и когда из членов профсоюза которые платят деньги на содержание Профсоюза-его увидели вместе с директором..на корпоративе.... и Далее..
Проблемы-общие-..Но Вот в ч.....ем разница наших профсоюзов и -Латиноамериканских
ОБертон1,
Все кому за 40 знает такое слово" Шмаковские пр..Профсоюзы".Кстати до сегодняшнего этот -Лидер.Уважаемые Человек.. 30 лет во Благо Трудового народа -России -человек работает..Отрабатывает -членские взносы...Есть профсоюз есть взносы .Может мало платят учителя со своей зарплаты на содержание профсоюза...Не знаю
Неправильные исходные данные всегда ведут к неверной оценке и к ошибочному выводу. Учитель никогда не был "единственным источником информации" по крайней мере с тех времён, когда появились книги. А вот источником правильной оценки информации и формирования умения правильно понимать и оценивать информацию учитель действительно был. Но без личного авторитета добиться этого невозможно. А авторитет учителя СОЗНАТЕЛЬНО И ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННО свели к нулю. Чего теперь от него требовать?
Рыба гниет с головы... Господин Мединский у нас на сегодняшний день и Председатель Союза писателей России, и автор серии школьных учебников истории, и глава делегации РФ на переговорах в Стамбуле. Ранее был депутатом Госдумы, где был заместителем председателя комитета по экономической политике, председателем комитета по культуре. Потом был министром культуры, а с 2014 г. стал Помощником президента РФ. А ещё доктор политических наук (1999), доктор исторических наук (2011) и орденоносец и прочая, и прочая... Одним словом, личность эпохального масштаба!
А почему он, бедняга, один несёт на себе такой непосильный груз обязанностей? Получается, что нет у нас ни талантливых писателей, ни грамотных историков, ни достойных чиновников. Не сдали они ЕГЭ, не достигли высот научной и политической карьеры. А кто виноват? - Конечно, учителя! Так за что им платить, и за что их уважать?
И такое же ... творится в любой отрасли. Поглядите на Министра просвещения РФ, господина Кравцова, и вы поймёте, что все проблемы школы и учителей ему о-о-о-чень интересны!
Кто работает в ДепОбре? Специалисты с каким образованием? Сегодня при существующем отношении к педагогам, работать в школе- СЕБЯ НЕ УВАЖАТЬ!