Новости России

Что будет с ценами на бензин после санкций против «Роснефти» и «Лукойла»

Стоит ли ждать улучшения на внутреннем топливном рынке, когда внешние закрыты?

Экономисты рассказали, когда ждать выхода из бензинового сумрака
Фото:
Татьяна Воробьёва / ForPost

«Лукойл» и «Роснефть», а также их дочерние компании попали под «впечатляющие» санкции Минфина США, заявил 23 октября глава Белого дома Дональд Трамп.

По данным из открытых источников, только у «Лукойла» за рубежом 2 456 АЗС, которые компания должна закрыть до 21 ноября. Получается, бензина в стране станет больше и кризис, который с конца лета наблюдается на отечественном топливном рынке, будет преодолён?

Логика такая: бензина станет больше, исчезнет дефицит, цены упадут. Получается, то, что для наших нефтемагнатов плохо, для простых автолюбителей хорошо?

Экономисты напомнили, что дьявол кроется в экономических деталях, и рассказали, какой будет ситуация на топливном рынке страны после санкций, под которые попали «Роснефть» и «Лукойл».

Ситуация с бензином в России осенью 2025 года

Напомним, дефицит бензина в ряде регионов возник в конце лета — начале осени. Дефицит бензина в сентябре 2025 года зафиксирован, в частности, в Крыму, Севастополе, Калининградской области, Алтайском, Пермском и Хабаровском краях.

1 октября Минэнерго РФ сообщило, что перебои могут сохраняться до конца октября. Глава ведомства Сергей Цивилёв объяснил ситуацию наложением плановых и внеплановых ремонтов на нефтеперерабатывающих заводах, часть которых была вынужденно остановлена после атак беспилотников.

Эксперты также напомнили об атаках дронов ВСУ, которые нацелены на крупные российские НПЗ.

Общий знаменатель оказался таким: образовавшийся в ряде регионов дефицит топлива привёл к удорожанию бензина и «дизеля». Средние цены на бензин по стране на 20 октября выросли по сравнению с прошлой неделей на 32-40 копеек и были такими:

  • АИ-92 — 62,13 рубля;
  • АИ-95 — 67,21 рубль;
  • АИ-98 — 86,85 рубля;
  • дизельное топливо — 73,56 рубля.

«Рост цен на бирже с начала сентября никак не удаётся остановить, хотя власти уже запретили экспорт, облегчили импорт, разрешили применять запрещённые добавки и изменили правила биржевых торгов. Других серьёзных инструментов, чтобы повлиять на рынок, и нет. После «передышки» в связи с завершением сельхозработ в ноябре может пойти новая волна роста цен. Осложняют ситуацию ремонты НПЗ», — сообщил 22 октября «БизнесОнлайн» директор МУП города Казани «ПАТП №2» Альберт Мухаметшин.

На фоне сохраняющегося дефицита топлива и рекордных биржевых цен на совещании у вице-премьера Александра Новака 9 октября рассматривались предложения по созданию отдельной биржевой секции для конечных потребителей, чтобы упростить им доступ к топливу, а также по введению обязательства для нефтекомпаний направлять на переработку не менее 40% добытой нефти, пишет «Коммерсантъ».

Кроме того, Минэнерго, ФАС и Петербургской бирже поручено представить предложения по улучшению логистики и ускорению железнодорожных перевозок нефтепродуктов.

Аналитики считают, что часть инициатив лишь закрепляет существующую практику: сейчас на переработку направляется около 45% добываемого сырья, новые же требования могут создать трудности для малых и независимых компаний, ориентированных на экспорт.

Создание биржевой секции для конечных потребителей, по оценке экспертов, потенциально повысит прозрачность и конкуренцию на рынке, но потребует значительной технической доработки инфраструктуры.

Что изменится после санкций США против российской нефти

Все эти планы столкнулись с санкциями Минфина США, под которыми с 23 октября находятся «Роснефть» и «Лукойл».

По оценке экспертов The Washington Post и Financial Times, введённые ограничения «уже ощутимо сказались на внутреннем рынке топлива России». Из-за ограничений на расчёты в долларах и доступ к зарубежному финансированию «выросли расходы на логистику и переработку нефти», а «экспортные потоки сузились»: якобы Китай и Индия уже «начали снижать закупки российской нефти», что «усилило давление на внутренний рынок», пишут зарубежные СМИ.

Да, часть объёмов, ранее шедших за рубеж, уже направляется внутрь страны, однако перерабатывающие мощности «не везде справляются с нагрузкой». Всё это «приводит к росту цен на бензин и дизтопливо, перебоям с поставками и необходимости дополнительных мер регулирования», сказано в текстах.

Некоторые эксперты скептически относятся к предположению, что если бензина на российском рынке станет больше, то ситуация улучшится. Кандидат экономических наук Михаил Беляев напомнил, что кризис возникает не из-за товарно-денежных отношений, а из-за аппетитов монополистов.

«Мировой рынок ушёл от спроса и предложения. В 1970-х годах он переродился в рынок монополистический, — сказал ForPost Беляев. — Компаниям, попавшим под санкции, теперь нужно будет зарабатывать внутри страны. Устроят какой-нибудь дефицит, придумают какие-нибудь предлоги или ещё что-то, что позволит им повышать цены. Поскольку у них мощное лобби, то особо никто в ситуации разбираться не будет. Повторюсь: монополия диктует свои цены. На эту тему куча книг написана».

При этом наш собеседник уверен, что топ-менеджеры этих компаний «скромнее жить не станут». В итоге получится как в старом анекдоте: «Замолчи, сын! Деньги есть только на водку».

К слову, после введения санкций компания «Лукойл» отменила заседание совета директоров, на котором планировалось обсудить выплату дивидендов за девять месяцев 2025 года. Это решение вызвало падение акций «Лукойла» на 5,5% на Мосбирже, пишет Forbes.

По оценке аналитиков, на которые ссылается издание, выплаты «могли составить около 400 рублей на акцию с доходностью до 6%», но санкции и убытки от выкупа акций «серьёзно осложнили финансовое положение компании».

Санкции на нефть отдельно, дефицит бензина отдельно

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков просит не сгущать краски: санкции против «Роснефти» и «Лукойла» «особо ничего не изменят на внутреннем рынке».

В беседе с ForPost он напомнил, что экспорт бензина запрещён с августа, но он всё равно дорожал из-за «специфической системы ценообразования на топливо в России». До этого на экспорт уходило 10-15% произведённого за год бензина, в то время как по «дизелю» этот показатель был равен 50%.

«Санкции вряд ли приведут к тому, что «Роснефть» или «Лукойл» перестанут экспортировать свои товары, будь то нефть или нефтепродукты. Просто увеличится цепочка посредников: появятся дополнительные трейдеры и так далее. Да, это приведёт к дополнительным издержкам российских компаний, но они не сократят добычу и экспорт при этом. То есть это всё останется на том же уровне и для простого потребителя ситуация в любом случае не изменится. У нас совершенно иные проблемы с топливом и возможным дефицитом, они никак не касаются санкций», — сказал ForPost Юшков.

Как пример наш собеседник привёл «Газпромнефть» и «Сургутнефтегаз», ранее также попавшие под санкции США:

«Мы видели, что это не привело к какому-то изменению цен на топливо на внутреннем рынке. Это не привело к сокращению экспорта нефти или нефтепродуктов этих компаний. То есть это исключительно их корпоративные особенности, потому что они немножко по-другому стали работать. И финансовые операции идут немного по-другому. Так же и с «Роснефтью», с «Лукойлом»: они просто перестроят свой экспорт, но внутренний потребитель этого не заметит».

Когда подешевеет бензин?

По словам Игоря Юшкова, нынешний бензиновый кризис «имеет чисто экономические причины»: из-за снижения мировых цен на нефть и укрепления рубля сократились выплаты по демпферу — механизму, который компенсирует разницу между внутренними и внешними ценами. 

Это привело к росту котировок на бирже и, как следствие, подорожанию топлива для независимых АЗС, особенно в Крыму, считает эксперт.

«Когда независимые заправки покупают топливо по высокой цене, они пытаются поднять стоимость в рознице. Но ФАС не всегда позволяет это сделать, и тогда часть АЗС просто перестаёт продавать бензин», — пояснил Юшков.

Он добавил, что экономические факторы осложняются логистическими и военными рисками: ударами по нефтебазам и НПЗ на юге страны, нехваткой складских мощностей и транспорта. 

По мнению эксперта, стабилизация возможна только при комплексном решении: защите инфраструктуры, наращивании логистики и пересмотре механизма демпфера с целью сдерживания ускоренного роста цен.

Роберт Вочовский

6447
Поделитесь:
Оцените статью:
1
В среднем: 1 (5 голосов)
Обсуждение (17)
Profile picture for user YuriNikolaevich
247
YuriNikolaevich

Никто не захочет терять прибыль!

Profile picture for user Правда победит
1389
Правда победит

Почему в соседнем Краснодарском крае дефицита бензина не было и нет? (

Почему там цены не поднимались, и по-прежнему ниже на 12 - 15 руб. за литр? (

"21.10.2025 За неделю средняя стоимость бензина марки АИ-92 увеличилась на 0,5%. Средняя розничная цена за 1 л составляет 62,4 руб.

Стоимость бензина АИ-95 увеличилась на 0,7%. В среднем по Краснодару цена за 1 л этого топлива составляет 68 руб."

 

Для Севастополя и РК установлены "специальные" цены? (

Напомним, дефицит бензина в ряде регионов возник в конце лета — начале осени.

 

Интересная "специфика" получается - бензин в Севастополе и Крыму может быть длительное время дороже на 15 руб. за литр, чем в соседних регионах? И долго ещё это будет продолжаться? (

...экспорт бензина запрещён с августа, но он всё равно дорожал из-за «специфической системы ценообразования на топливо в России».

Profile picture for user еще одна мама школьников
7585
еще одна мама …

Меня больше волнует вопрос о том, что будет с его качеством.

 

Profile picture for user ramzay
859
ramzay

Стоимость бензина состоит на 28% из сырья, переработки и доставки, и на 72% из налогов. Так что на санкции нам плевать, цены на бензин у нас регулируемые государством.

Profile picture for user d dd
10615
d dd

к бабке не ходи, итак ясно - будут расти

Profile picture for user Игорь Чалый
304
Игорь Чалый

Стоит ли ждать улучшения на внутреннем топливном рынке, когда внешние закрыты?

Не стоит... "Нет такого преступления на которое не пошёл бы капиталл ради 300% прибыли". Монополисты продают НАШИ ресурсы врагам, что бы те снабжали украинских нацистов топливом. А санкции, как сказал верховный, мы (вместе с Лукойл и Роснефтью) переживём. Просто сдерём недополученную прибыл с россиян и дело с концом.

Profile picture for user Игорь Чалый
304
Игорь Чалый

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков просит не сгущать краски: санкции против «Роснефти» и «Лукойла» «особо ничего не изменят на внутреннем рынке».

Естественно - как росли цены, так и будут расти!!!

Profile picture for user Patriot1.
5125
Patriot1.

...«Рост цен на бирже с начала сентября никак не удаётся остановить, хотя власти уже запретили экспорт, облегчили импорт, разрешили применять запрещённые добавки и изменили правила биржевых торгов. Других серьёзных инструментов, чтобы повлиять на рынок, и нет...

Есть очень серьезный инструмент и все это знают - НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ, то есть монополия Государства на ТЭК (топливо-энергетический комплекс)...Сегодняшние  якобы  "рыночные отношения" - это практически та же завуалирована  монополия   топливных олигархов, только деньги идут не в Бюджет, а в их карман...

Profile picture for user Patriot1.
5125
Patriot1.

«Мировой рынок ушёл от спроса и предложения. В 1970-х годах он переродился в рынок монополистический, — сказал ForPost Беляев. — Компаниям, попавшим под санкции, теперь нужно будет зарабатывать внутри страны. Устроят какой-нибудь дефицит, придумают какие-нибудь предлоги или ещё что-то, что позволит им повышать цены. Поскольку у них мощное лобби, то особо никто в ситуации разбираться не будет. Повторюсь: монополия диктует свои цены. На эту тему куча книг написана»

👍  👍  👍

Profile picture for user кучер2017
2297
кучер2017

Это не монополисты руки выкручивают россиянам, а государство! Помешались на налогах, пошлинах и акцизах!!! Зачем государству национализироват? Они и так имеют 70% себе в карман, зачем им лишний головняк!?

Profile picture for user Patriot1.
5125
Patriot1.

кучер2017,

Трудно спорить, Вы правы...А как без "головняка" построить сильное ГОСУДАРСТВО? У Петра 1,Александра 3  и Сталина был еще тот "головняк" , но тем не менее они строили ГОСУДАРСТВО!

Profile picture for user еще одна мама школьников
7585
еще одна мама …

Patriot1.,

"строили" (цитирую Ваши слова). 

Какой ценой? 

Profile picture for user Виктор Кокорин
30
Виктор Кокорин

Ожидаемо. Лукойл и Роснефть к такому думаю были готовы. 

Profile picture for user еще одна мама школьников
7585
еще одна мама …

Виктор Кокорин,

Не были. 

Profile picture for user Виктор Кокорин
30
Виктор Кокорин

еще одна мама …,

Ты там работаешь и в курсе их дел? Лишь бы ляпнуть, хоть что нибудь.

Profile picture for user sergey-ka
5437
sergey-ka

Давно наблюдаю тенденцию как государство старается снять с себя основную ответственность, только участие. 

Profile picture for user еще одна мама школьников
7585
еще одна мама …

sergey-ka,

Если бы участие...

Главное за день

Чтобы защитить виноградники, Севастополю приходится просить… меньше ограничений

Власти города-региона уверены, что знают, как не превратить виноградники в «коттеджные поля».
19:04
4
359

Пятница 16:00. Прямой эфир «На троих». Пятизвёздочная Балаклава/Суд Горлова/Морской улов

Какие новости выделялись в общем информационном пространстве на этой неделе?
16:00
4
504

Как пушистый гарнизон Севастополя несёт службу

Почему в Севастополе у котов привилегированное положение?
20:01
16
3060

Замглавы Ялты будут судить за получение особо крупной взятки

65-летняя чиновница решила нажиться на строительстве детского сада.
19:10
4
2241
Туризм

Чтобы защитить виноградники, Севастополю приходится просить… меньше ограничений

Власти города-региона уверены, что знают, как не превратить виноградники в «коттеджные поля».
19:04
4
355

Для кого «Крымский Дубай» откроет свои пляжи?

Инфраструктура кластера пытается угодить всем.
14:24
2
1614

«100 закрытых кафе» в Дагестане: проверяем громкие заявления на фактах

История с "зачисткой" оказалась сложнее заголовков.
09:15
0
455

Гостиницы в лозах: шанс для виноделов или риск потерять землю

Закон разрешил застройку всего 0,5% площади, но это не снимает остроты.
13:20
3
614

В США перестанут пускать толстых иммигрантов

Госдеп рекомендует не выдавать визы людям с лишним весом.
10:46
0
505